Введение..................................................................................................................................... 3
Глава 1. Приход к власти Галдана и первые годы его правления
1.1. Галдан, первые годы жизни, обучение в Тибете и религиозная деятельность
в Джунгарии (1644–1671 гг.)......................................................................................... 8
1.2. Участие Галдана в борьбе за власть в Джунгарском
ханстве (1671-1677 гг.)................................................................................................. 12
1.3. Первые годы правления Галдана и начало установления контактов с
империей Цин (1677-1688 гг.)...................................................................................... 15
1.4. Усиление Джунгарского ханства и формирование политики Галдана в
отношении империи Цин в рамках концепции «буддийского
правления» (1680-1688 гг.)............................................................................................ 20
Глава 2. Ойрато-халхасская война: противостояние Галдана и Цинской
империи (1688-1690 гг.)
2.1. Маньчжурская политика в Халха-Монголии, как причина начала военных
действий.......................................................................................................................... 24
2.2. Ойрато-халхаская война (1688 г.)......................................................................... 31
Глава 3. Ойрато-маньчжурская война (1690-1697 гг.)
3.1. Принятие Тушэту-ханом маньчжурского подданства и начало ойрато-
китайской войны. Подготовка к Долоннорскому съезду.......................................... 38
3.2. Долоннорский съезд и подготовка Цинской империи к окончательному
разгрому Галдана........................................................................................................... 43
3.3. Гибель Галдана как итог ойрато-китайского противостояния........................... 47
Заключение.................................................................................................................................. 51
Список использованной литературы и источников................................................................ 55
Галдан Бошогту-хан (1645-1697), глава Джунгарского ханства, в детстве он
был объявлен перерожденцем известного ламы школы Гелуг — Энса-тулку, и вся
его дальнейшая судьба должна была быть связана с буддизмом. Но после убийства
старшего брата Сэнгэ в 1671 г. он снял с себя монашеские обеты и стал правителем
Джунгарского ханства. В своей государственной деятельности он продолжал
политику своего отца и старшего брата по объединению ойратов и монголов. В
1677 г. Галдан установил контакты с империей Цин, отправив свое первое
посольство в Пекин.
Дальнейшие мероприятия хана Галдана, связанные с расширением его
кочевой империи в сторону Халхи, столкнулись с экспансионистскими замыслами
империи Цин в лице императора Канси. Планы Галдана по созданию
объединенного ойрато-монгольского государства под эгидой Далай-лам Тибета
стали значимой угрозой для существования империи Цин в Китае. Именно поэтому
развернувшаяся борьба Галдана с Китайским государством оказала огромное
влияние на все историю Центральной Азии.
Актуальность исследования связана с необходимостью проведения
комплексного исследования политики Галдан Бошогту-хан в отношении Империи
Цин в контексте борьбы за Халху.
Цель: рассмотреть политику Галдана в отношении империи Цин.
Задачи:
- рассмотреть биографию Галдана в контексте его взаимоотношений с
империей Цин;
- осветить борьбу за власть в Джунгарском ханстве в период с 1671 по 1677 гг.;
- изучить первые контакты Галдана с империей Цин;
- рассмотреть причины конфликта между Джунгарским ханством и империей Цин;
- проанализировать причины ойрато-халхаской войны, и влияние на ход
событий буддийских иерархов Тибета;
- рассмотреть кризис концепции «буддийского правления» и принятие
Тушэту-ханом в подданства империи Цин;
- исследовать причины поражения Галдана в борьбе против императора Канси
Хронологические рамки исследования: вторая половина XVII в.,
определены поставленными задачами.
Территориальные рамки исследования обусловлены границами
Джунгарского ханства и Китая, в том числе Внутренней Монголии, Кукунора и Тибета.
Историография вопроса
Время правления хана Джунгарского хана Галдана в истории Центральной
Азии — это время ожесточенной борьбы ойратов и империи Цин за доминирование
над территорией Монголии. Процесс становления политики Галдана по
отношению к империи Цин неразрывно связан с борьбой тибетских иерархов за
проведение политики, независимой от маньчжуров. Активный
внешнеполитический курс Галдана был продиктован на первых этапах
необходимостью решения двух стратегических задач — привлечь дополнительные
ресурсы и сплотить монгольские улусы в условиях борьбы с династией Цин. В
дальнейшем стремление расширить и обезопасить свои границы, а также
усложнившаяся геополитическая обстановка сделали Джунгарское ханство одним
из активных игроков на политическом пространстве Центральной Азии. Этот во
многом судьбоносный период для Центрально-Азиатского региона продолжает
привлекать к себе внимание исследователей из разных стран.
Большой вклад в изучение вопросов истории внешней политики
Джунгарского ханства в Центральной Азии внесли труды русских востоковедов о.
Иакинфа (Н. Я. Бичурина), А. Леонтьева, С. Липовцева и др. Нисколько не умаляя
их значения, необходимо отметить, что для трудов исследователей-
первопроходцев характерно некритичное отношение к китайским источникам. В
феодальное образование, государство маньчжуров в значительной мере
укрепилось за счет завоевания княжеств Южной Монголии. Использование
южномонгольских войск в войне против Минской империи облегчило маньчжурам
овладение Китаем» [Ермаченко 1974: 175]. Причины успешной внешней политики
маньчжуров по отношению к монголам автор видит в феодальной раздробленности
и сопутствовавшей ей междоусобице в Монголии.
Большую работу по исследованию личности хана Галдана провел
Е. И. Кычанов. Описывая события, связанные с его деятельностью, автор дает
широкую картину политических и социально-экономических условий жизни
ойратов той эпохи [Кычанов 1999]. Ярко и достоверно изображены раздиравшие
ойратское и монгольское общества междоусобицы и постоянная борьба за власть,
что вело к ослаблению и ойратов и монголов перед лицом угрозы, исходившей от
цинского Китая, и в итоге во многом определило дальнейшие исторические судьбы
монгольских народов. В полном соответствии с историческими фактами
описываются ойрато-китайские отношения, дается их интерпретация и оценка.
Взгляды известного монголоведа Ш. Б. Чимитдоржиева на ойрато-
маньчжурские отношения изложены в работе «Национально-освободительное
движение монгольского народа в XVII–XVIII вв.». В рамках марксистских
принципов изучения исторических процессов раскрыты причины вхождения
монгольских княжеств в империю Цин. Автор подчеркивает, что
«внутриполитическая обстановка в Монголии благоприятствовала успеху
маньчжурской экспансии» [Чимитдоржиев 2002: 11].
Таким образом, освещение вопросов политики Галдана в отношении
империи Цин претерпело ряд значительных изменений в отечественной
историографии. B трудах первых российских востоковедов воспроизводилась
китайская версия исторических событий, содержащаяся в официальных
(«высочайше утвержденных», кит. циндин 欽 定 ) китайских исторических
сочинениях. Расширение источниковой базы, сопоставление данных с
монгольскими, маньчжурскими, тибетскими текстами, смена парадигмы
исследований показали всю сложность внутренней и внешней политики Галдана.
Методы исследования. Данное исследование носит междисциплинарный
характер в связи с использованием информации по истории, религиоведению и
политологии. В нем использованы следующие методы.
Исторический метод использован при анализе предпосылок, процесса
возникновения и развития борьбы Галдана с империей Цин за доминирование над Халхой.
Типологический метод использован для унификации понятий при описании
равнозначных явлений, объектов и процессов в ойратском и других обществах в
целях получения корректных сопоставлений, без которых невозможно получение
объективных результатов.
Сравнительный метод использован для анализа хронологической
последовательности событий и оценки достоверности источников.
Практическая значимость заключается в выявлении новых аспектов
внешней политики Галдана в XVIII в., а также в расширении источниковой базы,
сопоставление данных с монгольскими, маньчжурскими, тибетскими текстами,
смене парадигмы исследований.
Галдан Бошогту-хан навсегда остался в истории как просвещенный государь
и законодатель. Он дополнил «Степное Уложение», составил новую систему
феодального разделения земель, ограничил власть ойратских феодалов. При
Галдане довольно успешно развивались взаимоотношения ханства с соседней
Россией. Но Русское государство, в силу малочисленности населения в
приграничных с Джунгарией районах, не могло обеспечить потребности ойратов в
сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Что касается империи Цин, то
она проводила политику ограничения торговли с кочевниками, используя ее как
средство политического давления. Поэтому основными объектами внешней
политики Галдана стали княжества Восточного Туркестана. Воспользовавшись
борьбой между религиозными группировками в Восточном Туркестане, Галдан в
1680 г. присоединил к Джунгарскому ханству этот богатый и развитый
земледельческий край.
Получив твердую экономическую базу снабжения в Восточном Туркестане и
видя в империи Цин опасного противника, Галдан-хан решил укрепить положение
своего государства за счет присоединения Халха-Монголии. В 1690 г. это привело
его к открытому столкновению с империей Цин, боявшейся усиления
Джунгарского ханства. Во многом причины противоречий между Галданом и
цинским Китаем крылись в концепции «буддийского правления». Эта концепция
понималась Галданом как «правление, следующее учению Далай-ламы» или
«правление, следующее учению школы Гелуг». В глазах Галдана управление
ойратами, монголами и тибетцами должно было осуществляться только в рамках
учения Гелуг, ревностным защитником которого он стал.
Приведенные сведения убедительно свидетельствуют, что Галдан Бошогту-
хан пользовался поддержкой влиятельных кругов буддийской церкви Тибета,
которые стремились к образованию объединенного независимого монгольского
феодально-теократического государства под эгидой Далай-ламы. Тибет активно
поддерживал Галдана на всех этапах его деятельности, поставив ему на службу
многочисленное духовенство в Джунгарском ханстве, Халхе и Внутренней
Монголии разных степеней и рангов, используя в этих же целях огромное
религиозное влияние, а также снабжая его денежными средствами. Без
значительной помощи Тибета Галдан не смог бы так быстро овладеть Восточным
Туркестаном, разгромить Тушету-хана и его союзников, а после понесенных
поражений продержаться почти целое десятилетие.
Тибетские иерархи были категорически против подчинения халхасов Китаю,
и когда Канси сумел добиться первых успехов на поприще усиления влияния на
Халху, это стало причиной войны между Галданом и Канси. Регент Сангье Гьяцо,
который все эти годы действовал от имени умершего Далай-ламы V, был
ответственным за политические дела Тибета с монголами и Цинской империей. И
он поддержал Галдана в его вторжении в Халху. По мнению Сангье Гьяцо, переход
халхасцев в цинское подданство создавал угрозу для влияния Тибета на монголов.
По всей видимости, немалая доля ответственности за вторжение Галдана в Халху,
и последовавшую за ним ойрато-китайскую войну, лежит на регенте, который
сознательно провоцировал прямое столкновение между ойратами и Цинской
империей. Так, 1678 г. Далай-лама не просто назвал Галдана ханом, но и силой
своей сакральной власти предоставил ему лидирующее положение среди всех
ойратов и монголов в целом. В этой борьбе концепция «буддийского правления»
потерпела крах в лице его главного выразителя — Галдана Бошогту-хана.
Планы Галдана встретили решительное противодействие маньчжурской
знати во главе с императором Канси, который раньше своих сановников и
советников понял, какая грозная для интересов династии опасность таится в
действиях Галдана. Решающей причиной, обусловившей поражение Галдана, было
то, что ему даже с помощью буддийской церкви не удалось объединить вокруг себя
и своей программы большинство монгольских владетельных князей. Более того, в
результате его чрезмерно прямолинейной и деспотической политики в числе
открытых врагов Галдана оказался Цэван-Рабдан, который фактически изгнал его
из Джунгарского ханства и тем лишил надежного тыла; по этой же причине Галдан
не сумел привлечь на свою сторону нойонов Куку-нора, активная поддержка
которых могла бы коренным образом изменить обстановку в его пользу,
значительно увеличив людские и материальные ресурсы, обеспечив надежные
коммуникации с Лхасой. Само по себе патронирование буддизма не давало ему
гарантий стабильности экономики Джунгарского ханства, обеспечения
преемственности его собственной власти и военных побед.
Победа Галдана над Тушэту-ханом в 1688 г. привела к тому, что Тушэту-хан
и Джебдзун-Дамба-хутухта обратились к маньчжурскому императору с просьбой
принять их с людьми в подданство. Однако цинское правительство
дистанцировалось от конфликта между ойратами и халхасами, используя только
дипломатические способы, но столкнулось с твердой позицией ойратского
правителя. Так, джунгарские послы передали цинскому правительству заявление
Галдана, что в случае если Джебдзун-Дамба-хутухта изъявит желание перейти под
власть китайского императора, то маньчжурским властям следует либо не принять
его, либо схватить и выдать Галдану. В этом Галдана поддержал регент Санги
Гьяцо. В ответ Канси отправил в конце 1688 г. посольство к Галдану, которое
привезло ему свои условия для прекращения войны в Халхе. Галдан должен был
«смириться» и получить в обмен право на торговлю с Китаем.
Во время вторжения Галдана в Халху его племянник Цэван-Рабдан захватил
власть в Джунгарии. Это было связано с тем, что после того как Галдан увел войска
приграничные улусы подверглись жестокому разорению со стороны казахов
[Кляшторный 1992: 307]. Нападения казахов, вкупе со всеобщим недовольством
авторитарным правлением Галдана со стороны нойонов и зайсангов Цэван-Рабдан
оказался тем, кто сумел сплотить население Джунгарского ханства в его желании
мира. Благоприятная для китайского государства военно-политическая обстановка
в Халхе была создана императором Канси исключительно дипломатическими усилиями.
В итоге, военный поход Галдана в Халху окончился для него плачевно.
Галдан переоценил свои силы, рассчитывая при поддержке отрядов Дзасакту-хана
и других халхаских князей — его союзников, не только разгромить противников в
Халхе, но и отстоять завоеванное в борьбе против Цинской империи. Военное
поражение при Улан-Бутуне привело к тому, что Халха полностью перешла в
подчинение Китайской империи, а сам Галдан погиб. Хотя смерть Галдана
положила конец военным действиям, но Джунгарское ханство продолжало
существовать как самостоятельное монгольское государство.
Батмаев, М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в
ХVII-ХVIII вв. / М. М. Батмаев. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 400 с.
Боронин, О. В. Двоеданничество в Сибири. XVII – 60-е гг. XIX вв. / О. В.
Боронин. – Барнаул: Азбука, 2002. –220 с.
Дудин, П. Н. Генезис монгольского права и его взаимодействие с китайским
правом (ХIII в. — начало ХХ в.) / П.Н. Дудин // Право. Журнал Высшей школы
экономики. – 2016. – No 1. –С. 21–36.
Ермаченко, И. С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и
Северной Монголии в XVII в. / И. С. Ермаченко. – М.: Главная редакция вост. лит-
ры изд-ва «Наука», 1984. – 196 с.
Златкин, И. Я. История Джунгарского ханства (1635–1758) / И. Я. Златкин. –
Москва: «Наука», 1964. – 332 с.
Гомбожапов, А. Д. Политика империи Цин в Центральной Азии
(историографический обзор) / А. Д. Гомбожапов // Власть. – 2015. – No6. – С. 197–201.
История Монгольской Народной Республики. – М.: Наука, 1967. – 536 с.
Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана,
Средней Азии и Казахстана XIV-XIX вв. / Отв. ред. Г. С. Садвакасов. – Алматы:
Гылым, 1994. – 272 с.
Китинов, Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов
(XIII - XVII вв.) / Б. У. Китинов. – Москва: Изд-во научных изданий КМК, 2004. – 190 с.
Кляшторный, С. Г. Казахстан: летопись трех тысячелетий /
С .Г. Кляшторный, Т. И. Султанов. – Алма-Ата: «Рауан», 1992. – 382 с.
Кузьмин, С. Л. Буддизм и государственность Монголии в начале ХХ в.:
трансформация отношений религии и государства в процессе становления
независимости: дисс. ... док. ист. наук: 07.00.03 / С. Л. Кузьмин. – М.: Институт
востоковедения РАН, 2016. – 584 с.
Кушнерик, Р. А. Русско-джунгарские дипломатические отношения (начало
XVII – 50-е гг. XVIII в.) / Р. А. Кушнерик. – Барнаул: изд-во АГУ, 2008. – 267 с.
Кычанов, Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых
государств (от гуннов до маньчжуров) / Е. И. Кычанов. – СПб.: Петербургское
лингвистическое общество, 2010. 364 с.
Кычанов, Е. И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-Хане /
Е. И. Кычанов. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. – 208 с.
Кычанов, Е. И. История Тибета с древнейших времен до наших дней /
Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко. – М.: Вост. лит., 2005. – 351 с.
...