Введение 3
ПАСПОРТ 4
Х.Здание 4
П.Интерьер 5
III. Живопись 5
IV. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ 6
V. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА 6
VI. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНТЕРЬЕРА 9
VII. СОСТОЯНИЕ ЖИВОПИСИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РЕСТАВРАЦИОННЫХ
РАБОТ 9
VIII. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ 22
IX. ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЯ 23
X. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 24
XI. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и
пр.) 34
XII. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 41
XIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОГО СОВЕТА (выписка из
протокола) 42
XIV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ
ПАМЯТНИКА 42
XV. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т. п.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 73
Заключение 86
Список использованных источников 87
Дом В.В. Набокова (ул. Большая Морская, 47) - памятник архитектуры раннего петербургского модерна. Первоначальное здание, построенное в 1740-х годах на этом участке, подвергалось многочисленным перестройкам. Нынешняя постройка относится к 1870-м годам (архитектор - Яфа Л.Ф.) со значительной перестройкой в 1890-1900-х под руководством инженеров Гейслера М.Ф., Гуслистого Б.Ф. Имеются причины полагать, что интерьер Зеленой гостиной также относится к 1870-м с некоторыми переделками и подновлениями в 1900-е годах.
Помимо значимости с точки зрения архитектуры, дом также важен своим историческим значением как место рождения и жизни в первые десятилетия знаменитого русско-американского писателя Владимира Владимировича Набокова.
Интерьер Зеленой гостиной, благодаря статусу музейного, один из редчайших образцов интерьера эпохи модерна, доступного для внимательного исследования, научной реставрации, консервации и музеефикации в противовес характерных для интерьеров этой эпохи реконструкции и восстановления для дальнейшего коммерческого использования или жилья.
Техническая реставрация фрагмента росписи дверного полотна из северовосточного портала Зеленой гостиной дома В.В. Набокова была проведена в полном объеме. Проведены исследования и до начала работ, и в процессе. Авторский красочный слой расчищен от поздних малярных закрасок и живописных поновлений на 1430 мм. Авторский красочный слой укреплен. Проведена фотофиксация всех этапов работы и выполнены картограммы повреждений.
Сохранность росписи дверного полотна удовлетворительная. В процессе предыдущих реставрационных работ была раскрыта роспись верхнего наплава в хорошей сохранности, роспись среднего наплава сохранилась частично. При расчистке среднего наплава была использована отработанная во время предыдущей реставрации методика по удалению поздних поновлений с авторского живописного красочного слоя, так как из-за плохой связи между красочным слоем изображения и слоем фона, вести расчистку всухую было невозможно.
Дверное полотно требует дальнейшей работы - проведения технической реставрации на оставшемся участке и решения вопроса о живописной реставрации. Рекомендовано ежегодное обследование красочного слоя, особенно в отопительный сезон.