ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Обзор исследований по теме управление знаниями 6
1.1 Определение понятия знание 6
1.2 Жизненный цикл знания 8
1.3 Подходы к управлению знаниями 10
1.4 Методологии управления знаниями 12
1.5 Системы управления знаниями 19
1.6 Управление знаниями в медицине 23
1.7 Постановка задачи 28
Выводы 29
Глава 2. Анализ ситуации компании НК «Стоматология» 31
2.1 Выбор методологии исследования 31
2.2 Описание компании НК «Стоматология» 36
2.3 Методы сбора и анализа информации 37
2.4 ПО для управления предприятием для клиники НК «Стоматология» 45
Выводы 49
Глава 3. Архитектура системы управления знаниями 50
3.1 Диагностика и анализ знаний на настоящий момент 51
3.2 Создание системы управления знаниями 55
3.3 Календарный план внедрения системы управления знаниями 66
Выводы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
В современном мире компании все больше и больше приходят к тому, что использование физических активов в качестве основного параметра создания ценности уже не приносит тех результатов, что были характерны для предыдущих столетий. Сейчас все идет к тому, что выигрывают те компании, которые владеют знаниями, а не материалами. Поэтому в наше время все больше и больше компаний стараются внедрять процессы управления знаниями в свою повседневную рабочую практику. Уже сейчас внедрение практик управления знаниями показывает положительные результаты с точки зрения эффективности работы и развития сотрудников.
Практики управления знаниями могут быть внедрены в компании любых размеров, хотя, безусловно, чаще всего встречаются кейсы перехода к управлению знаниями именно в крупных компаниях. Тем не менее, чем раньше компания начнет использовать эти концепции, тем раньше она сможет стать более эффективной.
Практики управления знаниями имеют сейчас большое распространение в промышленных компаниях, высокотехнологичных организациях, в ИТ-сфере, в консалтинге и др. Несмотря на то, что управление знаниями распространилось на многие сферы деятельности, сфера медицины все еще затронута недостаточно. Сфера здравоохранения, тем не менее, имеет большой потенциал в применении концепций управления знаниями. Те клиники, которые хотя бы частично внедряют их, получают повышение эффективности работы и развития врачей.
Прикладной проект по разработке архитектуры системы управления знаниями, который будет реализован в данной выпускной квалификационной работе, будет разработан для компании НК «Стоматология». Компания является маленькой частной стоматологической клиникой - достаточно нетипичный случай для внедрения системы управления знаниями. Несмотря на размер и сферу деятельности компании, с помощью внедрения практик управления знаниями можно добиться повышения эффективности работы клиники.
Целью данной работы является разработка архитектуры системы управления знаний для клиники НК «Стоматология», которая послужит основой для внедрения этой системы в работу компании.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить существующие модели получения, формирования и передачи знаний в компании;
2. определить существующие проблемы компании с точки зрения передачи знаний;
3. составить карту знаний организации;
4. разработать архитектуру базы знаний и структуру других практик управления
знаниями;
5. составить план внедрения разработанной системы управления знаниями в работу клиники.
Объектом исследования в данной работе является управление знаниями. Предметом изучения в свою очередь выступает разработка архитектуры системы управления знаниями.
В качестве методов сбора данных для проведения анализа и последующей разработки архитектуры системы управления знаниями для клиники были выбраны глубинные интервью с сотрудниками компании и изучение документации клиники. Для проведения исследования был использован кейс-метод.
В первой главе работы был проведен обзор литературы по теме управления знаниями и определены основные понятия. Также в этой главе проведен обзор методологий управления знаниями и архитектур систем управления знаниями. Затем разобраны особенности применения практик управления знаниями в сфере медицины, описаны случаи применения таких практик и результаты от их внедрения.
Во второй главе решаются первые две задачи работы. Здесь описываются результаты проведенных с сотрудниками клиники глубинных интервью, а также результаты изучения и анализа документации компании. В главе описывается текущая ситуация с обменом знаниями и обучением в клинике, а также проблемы, которые возникают при этом. Приводится организационная структура компании, а также структура документации. Подробно описывается программное обеспечение для управления стоматологическими клиниками, которое будет внедрено в работу клиники в ближайшем будущем.
В третьей главе решаются остальные три задачи, а именно составляется карта знаний клиники и на ее основе предлагается структура базы знаний для клиники в двух вариантах: базы знаний в виде портала, и более упрощенный вариант в виде иерархии папок. Также в главе описываются другие практики управления знаниями, которые предложены для внедрения в работу клиники. Наконец, в главе описан календарный план внедрения разработанной системы управления знаниями, рассчитанный на год.
Использование практик управления знаниями в повседневной работе дает компаниям новые возможности по оптимизации работы, повышению ее эффективности, позволяет развиваться персоналу и повысить его мотивацию. Применение комплексного подхода к разработке системы управления знаниями позволит органично вписать использование практик в организационную культуру компании и возвести ее в ранг «знаниевых». Именно исходя из положений комплексного подхода к управлению знаниями в данной выпускной квалификационной работе был реализован прикладной проект для клиники НК «Стоматология» по разработке архитектуры системы управления знаниями.
Цель работы, состоявшая в разработки архитектуры системы управления знаниями для клиники для последующего внедрения ее в работу, была достигнута. Для этого были решены следующие задачи:
1. были изучены существующие модели получения, формирования и передачи знаний в компании;
2. были определены существующие проблемы компании с точки зрения передачи знаний и обучении;
3. была составлена карта знаний клиники;
4. была разработана архитектура базы знаний и структура других практик управления знаниями для клиники;
5. был разработан план внедрения созданной системы управления знаниями в работу клиники.
В качестве одного из результатов работы можно выделить проведенный анализ целесообразности внедрения системы управления знаниями в работу стоматологической клиники, итогом которого стало понимание того, что в медицинской сфере применение практик управления знаниями может принести немало положительных результатов.
Следующим результатом работы является проведенный анализ компании, с точки зрения накопления, передачи и создания знаний, а также проблем, связанных с этим процессом.
Одним из результатов работы стала карта знаний, как итог анализа знаниевых активов компании. Она составлена исходя из носителя знаний, области знаний и их типов. На основе карты знаний был составлен перечень инструментов управления знаниями, с помощью которого в дальнейшем оно может осуществляться.
Основным и ключевым результатом данной работы стала разработанная архитектура системы управления знаниями, состоящая из базы знаний и практик, связанных с ней, а также других практик, затрагивающих коммуникацию между сотрудниками. Такими практиками стали создание мультидисциплинарных бригад, внедрение обучения молодых специалистов и еженедельных встреч для обсуждения текущих проблем.
Наконец, еще одним результатом работы является разработанный календарный план внедрения системы в работу клиники. Разработанный план затрагивает как внедрение коммуникационных практик, так и создание базы знаний в двух вариациях.
Стоит отметить, что некоторые практики были внедрены уже во время написания выпускной квалификационной работы и уже начали приносить свои плоды. Врачи довольны результатами внедрения и отмечают повышение эффективности работы и большую вовлеченность пациентов в процесс лечения.
1. Анкетирование в маркетинговых исследованиях [Электронный
ресурс]//Открытые медиа - Режим доступа:
https://www.ovtr.ru/stati/anketirovanie-v-marketinge(дата обращения: 11.02.2020)
2. Бацина Е.А. Управление знаниями в здравоохранении/ Е.А. Бацина, Д.В. Крючков, Д.В. Карась, Я.В. Данильченко// Социальные аспекты здоровья населения - 2018 - №2
3. Белякова Г.Я. Методология научных исследований в менеджменте: учеб. пособие// Г.Я. Белякова, Л.Р. Батукова, С.А. Беляко. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 128 с.
4. Варганова Г.В. Кейс-стадис как метод научного исследования/ Г.В. Варганова// Библиосфера - 2006 - №2. с. 36-42
5. Гаврилова Т.А. Выбор инструментов управления знаниями с учетом специфики предметной области/ Т.А. Гаврилова, Д.В Кудрявцев, А.В. Кузнецова// Инновации - 2019 - №8. с. 44-53
6. Дембицкий С. Теоретическая валидизация на различных уровнях социологического исследования/С. Дембицкий// Социология: теория, методы, маркетинг - 2010 - №4. с. 152-178
7. Интервьюирование как метод социологического опроса [Электронный
ресурс]//Сайт Справочник - Режим доступа:
https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologicheskie_issledovaniya/intervyuirova nie_kak_metod_sociologicheskogo_oprosa/ (дата обращения: 12.02.2020)
8. Киблицкая М.В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стадис/ М.В Киблицкая, И.К. Масалков. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003
9. Компьютерная программа IDENT
для управления стоматологической клиникой [Электронный ресурс]// Официальный сайт IDENT - Режим доступа: https://dent-it.ru(дата обращения: 10.03.2020)
10. Кудрявцев Д.В. Системы управления знаниями и применение онтологий: учеб. пособие / Д.В. Кудрявцев. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010
11. Ласт Д.А. Кейс-метод для экономических и бизнес-исследований/Д.А. Ласт// Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление - 2015 - №4. с. 17-26
12. Маслов А.В. МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЗНАНИЙ/ А.В. Маслов// Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 5. - с. 131-132
13. Мильнер Б. З. Теория организации/ Б.З. Мильнер - М.: ИНФРА-М., 2003
14. Попова И.В. Методы социологического исследования (Классический университетский учебник)/ И.В. Попова, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М., 2008
15. Расков В.Е. Управление знаниями как самостоятельная область исследований: основные дискуссионные вопросы/ В.Е. Расков// Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент - 2007 - №3.
16. Тузовский А.Ф. Системы Т 817 управления знаниями (методы и технологии)/ А.Ф Тузовский, С.В. Чириков, В.З. Ямпольский - Томск: Изд-во НТЛ - 2005
17. Шаронина Л.В. Управление знаниями в медицинском учреждении/Л.В. Шаронина// Вектор экономики - 2017 - 5 (11)
18. Щербак А.П. Характеристика методов исследования// А.П. Щербак, И.М. Бутин, О.С. Ткач/ Ярославль: изд-во Ярославского государственного педагогического университета - 2007
19. Adewale O Adebayo Patient Record Information System/ Adewale O Adebayo, K. Olugbake, D. Toluhi Patient// Research journali’s Journal of Information Technology - 2014 - №1, p 1-23
20. Aryankhesal A. Staff perspectives on the relationship between knowledge management and social capital with organizational health in selected educational hospitals in Tehran/ A. Aryankhesal, M. Hasani, N. Niknam, M. Safari, A. Ranaei, E. A. Kalteh// Journal of Education and Health Promotion - 2020 - 9
21. Chua A. Knowledge management system architecture: a bridge between KM consultants and technologists/A. Chua// International Journal of Information Management - 2004 - 24(1), 87-89
22. Clover H. How a Health Care Organization Can Benefit from Good Knowledge Management [Электронный ресурс]/ H. Clover// KMS Lighthouse - 2018 - Режим доступа: https://www.kmslh.com/how-a-healthcare-organization-can- benefit-from-good-knowledge-management/(дата обращения: 02.04.2020)
23. Demirel D. Hospital Management Information Systems in Health Sector and Development in Turkey/ D. Demirel - 2018
24. Dick RS. The Computer-Based Patient Record: Revised Edition: An Essential Technology for Health Care/ RS Dick, EB Steen, DE Detmer, editor// Institute of Medicine (US) Committee on Improving the Patient Record. Washington (DC): National Academies Press (US) - 1997
25. Firestone J. Doing knowledge management/ J. Firestone, M. McElroy// Learning Organization, The. - 2005 - 12. 189-212.
26. Hak T. Theory-Building with Cases/ T. Hak, J. Dul// Erasmus Research Institute of Management (ERIM), ERIM is the joint research institute of the Rotterdam School of Management, Erasmus University and the Erasmus School of Economics (ESE) at Erasmus Uni, Research Paper - 2009
27. Haughom J. MD Knowledge Management in Healthcare: It’s More Important Than You Realize - Leadership, Culture, Governance, Diversity and Inclusion and Outcomes Improvement [Электронный ресурс]/ J. Haughom MD// HealthCatalyst - 2014 - Режим доступа: https://www.healthcatalyst.com/enable- knowledge-management-in-healthcare(дата обращения: 20.03.2020)
28. Karamat J. Barriers to knowledge management in the health sector of Pakistan/ J. Karamat, T. Shurong, N. Ahmad, A. Waheed and S. Khan, // Sustainability - 2018 - 10(11), p.4155.
29. Kaur H. DESIGN AND DEVELOPMENT OF ONLINE HOSPITAL MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM/ H. Kaur, D. Grover// International Journal of Computer Science Engineering and Information Technology Research (IJCSEITR) - 2013
30. Koenig Michael E. D. What is KM? Knowledge Management Explained - 2018 [Электронный ресурс]/ Michael E.D. Koenig// KMWorld - Режим доступа: https://www.kmworld.com/About/What is Knowledge Management
31. Kogut B. Knowledge of the Firm and the Evolutionary Theory of the Multinational Corporation/ B. Kogut, U. Zander// J Int Bus Stud - 1993 - 24, 625-645
32. McElroy M.W. The new knowledge management: complexity, learning, and sustainable innovation/ M.W. McElroy // - Butterworth-Heinemann - 2003
33. Meso P. A resources-based view of organizational knowledge management systems/ P. Meso, R. Smith// J. Knowl. Manage - 2000
34. Morr C. Knowledge Management in Healthcare/ C. Morr, J.Subercaze// Handbook of Research on Developments in E-Health and Telemedicine: Technological and Social Perspectives - 2010 - p. 490-510
35. Nonaka I. The knowledge-creating company/ I. Nonaka, H. Takeuchi// - New York: Oxford University Press - 1995
36. Noor M. Case Study: A Strategic Research Methodology/ M. Noor, K. Baharein// American Journal of Applied Sciences - 2008
37. Pambudi I. Patient Record Information System (PaRIS) for primary health care centers in Indonesia/ I. Pambudi, T. Hayasaka, K. Tsubota, S. Wada, T. Yamaguchi// Technology and health care: official journal of the European Society for Engineering and Medicine - 2004
38. Shahmoradi L. Knowledge Management Implementation and the Tools Utilized in Healthcare for Evidence-Based Decision Making: A Systematic Review/L. Shahmoradi, R. Safadari, W, Jimma// J Health Sci - 2017
39. Spender J.-C. The Philosophical Foundations of Knowledge Management: Editors' Introduction/ J.-C Spender, A. Scherer - 2007
40. Spender J.-C. Organizational knowledge, learning and memory: Three concepts in search of a theory/ J.-C. Spender// Journal of Organizational Change Management - 1996
41. Sureephong P. Knowledge Management System Architecture for the Industry Cluster// P. Sureephong, N. Chakpitak, Y. Ouzrout, G. Neubert, A. Bouras - 2008
42. Tiwana A. Knowledge integration in virtual teams: The potential role of KMS/ A. Tiwana, M. Alavi// Journal of the American Society for Information Science and Technology - 2002
43. Tretiakov A. Knowledge management systems success in healthcare: Leadership matters/ A. Tretiakov, W. Dick, I. Hunter// International journal of medical informatics - 2017 - 97, p. 331-340.
44. Yin R. Case Study Research Design and Methods (5th ed.)/ R. Yin// Thousand Oaks, CA: Sage - 2014