Введение 5
Глава 1. Теоретические основы краудинвестинга 10
1.1. Понятие краудфандинга и история создания краудфандинговых платформ 10
1.2. Виды краудфандинга 14
1.3. Принцип работы краудфандинговых платформ 18
1.4. Страновые особенности краудинвестинга и его правовое регулирование 20
Выводы 26
Глава 2. Результативность краудинвестинга 28
2.1. Характеристики инвесторов на краудфандинговых платформах 28
2.2. Характеристики компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах 32
2.3. Показатели результативности краудинвестинга 38
Выводы 49
Глава 3. Эмпирическое исследование 50
3.1. Обзор литературы и формулировка гипотез 50
3.1.1. Характеристики компаний, привлекающие инвесторов на краудфандинговых
платформах 50
3.1.2. Драйверы финансовой результативности компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах 54
3.2. Методология исследования 60
3.2.2. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательности для инвесторов 60
3.2.1. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и финансовой результативности 63
3.4. Описательная статистика переменных 66
3.5. Регрессионный анализ и основные выводы 80
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения
Цифровая трансформация является важнейшей тенденцией экономического развития, которая касается всех сфер и отраслей. Развитие цифровых технологий привело к появлению такого явления как краудинвестинг — способ привлечения денежных средств компаниями от большой группы инвесторов, которые инвестируют определенные денежные суммы в обмен на акции компании, через интернет-посредников — краудфандинговые платформы [Hemer, 2011; Bradford, 2012; Ahlers et al., 2015]. Ранее возможность инвестировать в молодые компании, не торгующиеся на бирже, была доступна только профессиональным инвесторам, таким как бизнес-ангелы и венчурные капиталисты, в то время как для непрофессиональных инвесторов такая возможность была ограничена. С развитием краудинвестинга все инвесторы получили возможность вкладывать денежные средства в любые компании из любой точки мира.
Мировые объемы краудинвестинга увеличиваются быстрыми темпами. По данным [Statista, 2019] в 2018 г. объем краудинвестинга составил 3,8 млрд долларов США, в 2019 г. объем увеличился примерно на 16% и составил 4,8 млрд долларов США. В некоторых странах, например, в Великобритании, объем краудинвестинга приблизился к объему рынка бизнес-ангелов и венчурных капиталистов [Zhang et al., 2016]. В России краудфандинг также растет быстрыми темпами. В 2018 году объем краудфандинга составил примерно 15,2 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2017 году, когда объем составил 11,2 млрд рублей [Банк России, 2018]. При этом, по статистике крупнейшей краудфандинговой платформы в России Startrack доля краудинвестинга в 2018 году составляла 10% от объема краудфандинга [Startrack, 2018].
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о краудфандинге»), направленный на развитие цифровой экономики России. «Закон о краудфандинге» распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ.
Федеральный закон устанавливает максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе в течение одного календарного года, регулирует деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, устанавливая максимальную сумму, которую инвестор может вложить в одну компанию в течении года. Полномочия по контролю выполнения требований и проведению проверок деятельности выполняет Центральный банк Российской Федерации.
Ранее, аналогичные законы были приняты в зарубежных странах, например, JOBS Act в США, регулирующий краудинвестинг, — в 2012 году, в Великобритании «Регулятивный подход к краудфандингу через Интернет» в — в 2014 году, «Закон о корпорациях» в Австралии — в 2017 году. В этих странах после регулирования краудинвестинга на законодательном уровне, значительно увеличилось число краудфандинговых платформ, увеличился объем краудинвестинга, число инвесторов на платформах и число компаний, привлекающих инвестиции на краудфандинговых платформах [Mamonov, S., Malaga, R., 2020; Graw, S., 2018; Hornuf, L., Schwienbacher, A., 2017].
Таким образом, тема краудинвестинга является актуальной в России, зарубежный опыт может помочь дать практические рекомендации российским компаниям, привлекающим инвестиции на краудфандинговых платформах, и инвесторам, вкладывающим денежные средства.
Несмотря на растущее внимание к краудинвестингу среди регулирующих органов, инвесторов, компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, исследователей, тема краудинвестинга является недостаточно изученной. На сегодняшний день имеется большое число научных публикаций и исследований, анализирующих факторы успеха компаний в привлечении капитала на краудфандинговых платформах, которые изучают взаимосвязь между характеристиками компаний и суммой привлеченных денежных средств на краудфандинговой платформе (см., например, [Ahlers et al., 2015; Hornuf and Schwienbacher, 2015, Hornuf and Schwienbacher, 2017; Ralcheva and Roosenboom, 2016; Vismara, 2017; Vulkan et al., 2016]), а также взаимосвязь между характеристиками компаний и числом инвесторов, вкладывающих денежные средства в такие компании (см., например, [Agrawal et al., 2015; Block et al., 2017c; Hornuf and Neuenkirch, 2017; Vismara, 2016]). Таким образом, в основном, исследователи отвечали на вопрос «Какими характеристиками должна обладать компания, чтобы привлечь инвесторов на краудфандинговых платформах?». В данных работах не рассматривался вопрос «На какие характеристики инвесторам необходимо обращать внимание, чтобы получить максимальный возврат на свои инвестиции на краудфандинговых платформах?». Исследователи [Signori, A., Vismara, S., 2016] первыми рассмотрели данную проблему, и проанализировали взаимосвязь между характеристиками компаний, в которые инвесторы вкладывают денежные средства на краудфандинговых платформах и их финансовой результативностью.
Основными исследовательскими вопросами данной работы, которые возникли после изучения указанной проблематики, являются: «Какие характеристики компаний- заемщиков на краудфандинговых платформах привлекают потенциальных инвесторов?» и «Какие характеристики компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, будут сигнализировать потенциальным инвесторам о дальнейшей результативности данных компаний?».
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были сформулированы две цели. Первая цель заключается в установлении взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Вторая — в выявлении взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, и результативностью деятельности таких компаний. Для достижения цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Представить обзор литературы, посвященной определению понятий краудфандинга и краудинвестинга, принципам работы краудфандинговых платформ, страновым особенностям краудинвестинга, характеристикам субъектов краудинвестинга;
2. Представить обзор исследований по методам измерения показателей финансовой результативности компаний, и обосновать выбор показателя финансовой результативности для оценки компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах для проведения эмпирического исследования;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью;
4. Проанализировать полученные результаты исследований, сделать выводы и на их основе дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются компании, привлекающие денежные средства на краудфандинговых платформах. Предметом исследования является взаимосвязь 7
характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах привлекательностью для инвесторов и взаимосвязь характеристик компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и финансовой результативностью таких компаний.
Данная работа выполнена в формате эмпирического исследования, инструментами которого являются статистический и эконометрический анализ.
В выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие долевые инвестиции на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников:
• краудфандинговая платформа Crowdcube;
• база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.);
• официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы краудинвестинга, в том числе вводится понятие краудфандинга, рассматривается история возникновения краудфандинга, виды краудфандинга, принцип работы краудфандинговых платформ, вводится определение понятия краудинвестинга и представляется обзор страновых особенностей краудинвестинга и его правового регулирования.
Во второй главе представляется анализ характеристик инвесторов и компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, а также рассматривается мотивация инвесторов, финансирующих компании на краудфандинговых платформах, и компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах. Кроме того, во второй главе вводится понятие финансовой результативности, рассматриваются различные показатели финансовой результативности, представляется обзор исследований, в которых используются данные показатели финансовой результативности, и проводится выбор показателя финансовой результативности для компаний, привлекших денежные средства на краудфандинговой платформе, для проведения эмпирического исследования.
В третьей главе формулируются гипотезы исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, а также исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью. Представлена методология исследования, описан процесс сбора данных и формирования выборки. Приведены анализ описательной статистики и результаты эконометрического исследования. По результатам проведенного исследования сделаны выводы и даны практические рекомендации.
Исследовательские вопросы данной работы были сформулирован следующим образом: «Какие характеристики компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах привлекают потенциальных инвесторов?» и «Какие характеристики компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, будут сигнализировать потенциальным инвесторам о дальнейшей результативности данных компаний?». Далее были сформулированы две цели работы. Первая цель заключалась в установлении взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Вторая — в выявлении взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, и результативностью деятельности таких компаний.
В первой главе был представлен обзор научной литературы, посвященной краудфандингу, сформулировано понятие краудфандинга, рассмотрена история возникновения краудфандинга и виды краудфандинга: благотворительный краудфандинг, условно-возвратный краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Далее было определено понятие краудинвестинга как способа привлечения денежных средств компаниями от большой группы инвесторов, которые инвестируют определенные денежные суммы в обмен на акции компании через интернет-посредников — краудфандинговые платформы. После этого был разобран принцип работы краудфандинговых платформ. В дополнение к этому, первая глава содержит страновые особенности краудинвестинга, а также государственное регулирование краудинвестинга в различных странах. Великобритания является одним из лидеров на рынке краудинвестинга в мире. В Великобритании краудинвестинг регулируется «Регулятивным подходом к краудфандингу через Интернет», устанавливающим максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе, регулирующим деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, и устанавливающим, что краудинвестинг должен осуществляться исключительно через зарегистрированные в Комиссии по ценным бумагам краудфандинговые платформы. Краудинвестинг в России регулируется Федеральным законом, вошедшим в силу 1 января 2020 года. Краудинвестинг в России не является совершенным и зрелым, поэтому для цели исследования результативности долевого краудинвестинга, рассматривался краудинвестинг в Великобритании.
Во второй главе были проанализированы характеристики компаний на краудфандинговых платформах. Компании, привлекающие инвестиции на краудфандинговых платформах являются частными, в основном, находятся на первой стадии жизненного цикла и являются малыми, то есть имеют годовую выручку ее более 10,2 млн фунтов стерлингов, совокупную стоимость активов не более 5,1 млн фунтов стерлингов и имеют не более 50 сотрудников. Что касается инвесторов, на краудфандинговых платформах вкладывают денежных средства непрофессиональные инвесторы, бизнес-ангелы, венчурные капиталисты и профессиональные инвесторы, инвестирующие большую долю собственного капитала на краудфандинговых платформах. Было выявлено, что с течением времени на краудфандинговых платформах увеличивается число профессиональных инвесторов. Помимо того, во второй главе было дано определение понятию финансовая результативность, которое определялось как способность компании повышать ценность инвестиций, вложенных в компанию, которые будут способствовать постоянному совершенствованию и достижению целей, выражаемая через финансовые показатели. Было отмечено, что показатели финансовой результативности разделяются рыночные, которые основанные на рыночных данных, и бухгалтерские, основанные на финансовой отчетности. Для оценки результативности долевого краудинвестинга, был выбран показатель текущей доходности акций.
В третьей главе были проанализированы исследования, изучающие взаимосвязь между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Исходя из проведенного анализа исследований, были сформулированы три исследовательские гипотезы:
H1: Компании, привлекающие долевые инвестиции на краудфандинговых
платформах, которые имеют зарегистрированные патенты, более привлекательны для потенциальных инвесторов.
H2: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие
инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H3: Имеет место обратная взаимосвязь между долей собственного капитала, предлагаемой компании-заемщиком на краудфандинговой платформе потенциальным инвесторам, и ее привлекательностью для потенциальных инвесторов.
Кроме того, в третьей главе был представлен обзор исследований, изучающих взаимосвязь между характеристиками компаний на краудфандинговых платформах и их 89
дальнейшей результативностью. На основе представленного обзора были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:
H4: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов.
H5: Имеет место прямая взаимосвязь между размером Совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью.
H6: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, у которых в Совете директоров состоят неисполнительные директоры, являются более результативными, чем компании, у которых нет неисполнительных директоров в Совете директоров.
H7: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие
инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, результативнее компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H8: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры участвуют в акционерном капитале, являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании.
В конечную выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие капитал на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников: краудфандинговая платформа Crowdcube; база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.); официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Полученные в работе результаты показывают, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании, предлагающие акции с правом голоса. Это можно объяснить тем, что размещение голосующих акций на краудфандинговых платформах, приводит к росту агентских издержек. Компании- заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, в будущем результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов. Такой результат объясняется тем, что патенты являются показателем инновационной активности и научно-исследовательской деятельности компаний. Кроме того, была установлена прямая взаимосвязь между размером совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью. Исследование показало, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры являются акционерами являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании. Это связано с тем, что менеджеры, финансово не заинтересованные в результатах принятых ими решений, могут принимать решения, противоречащие интересам акционеров. Вознаграждение менеджеров акциями управляемых компаний является одним из внутренних механизмов корпоративного управления, который может использоваться для решения агентской проблемы.
На основе проведенного исследования были сделаны практические рекомендации как для инвесторов, так и для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что, на основе его результатов, инвесторам на краудфандинговых платформах следует выбирать компании для инвестирования, основываясь на характеристиках компаний, которые являются драйверами их финансовой результативности таких как наличие зарегистрированных патентов, размер совета директоров, вознаграждение менеджеров акциями компании, поскольку вкладывают денежные средства в компании на краудфандинговых платформах, ожидая максимальную прибыль. Если ранее непрофессиональные инвесторы принимали решение об инвестировании на основании субъективной привлекательности бизнес-идеи и собственного опыта, то по результатам данной работы, инвесторы могут принимать решение об инвестировании, основываясь на определенных количественных и качественных характеристиках компаний. Также существует практическая значимость для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, поскольку были выявлены характеристики, влияющие на привлекательность компании для инвесторов на краудфандинговых платформах и финансовую результативность компаний. Наконец, результаты данного исследования могут быть полезны исследователям, заинтересованным в вопросах результативности краудинвестинга, поскольку данная работа является одной из первых в России и за рубежом, изучающих взаимосвязь характеристик компаний на краудфандинговых платформах и финансовой результативности.
1. Аналитический центр НАФИ. Рейтинг финансовой грамотности регионов России
[Электронный ресурс] // Аналитический центр НАФИ. - 2018. — Режим доступа: https://nafi.ru/projects/fmansy/reyting-fmansovoy-gramotnosti-regionov-rossii-2018/ (дата
обращения: 27.11.2019).
2. Березинец И.В., Ильина Ю.Б. Черкасская А.Д. Структура совета директоров и
финансовая результативность российских открытых акционерных обществ. [Электронный ресурс] / И.В. Березинец, Ю.Б. Ильина, А.Д. Черкасская // Вестник С.- Петерб. ун-та. / Сер. Менеджмент — 2013. — вып. 2. — Режим доступа:
http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/586.pdf(дата обращения: 25.03.2020).
3. Березинец И.В., Т.А. Гаранина, Ильина Ю.Б. Социальный капитал женщин — членов советов директоров и финансовая результативность компании: эмпирическое исследование. [Электронный ресурс] / И.В. Березинец, Т.А. Гаранина, Ю.Б. Ильина // подход к определению и структуре Российский журнал менеджмента. — том 16, № 3, 2018. (дата обращения: 25.03.2020).
4. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс. — 7-е изд. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014.
5. Волков Д. Л., Никулин Е. Д. Операционная эффективность и фундаментальная ценность собственного капитала организации // Вестн. С.- Петер. ун-та. Сер. Менеджмент. 2009. Вып. 1. с. 63-92.
6. Годовой отчет Банка России за 2017 год. [Электронный ресурс] // Центральный банк
Российской Федерации. - 2019. — Режим доступа:
https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7796/ar_2017.pdf(дата обращения:
23.11.2019) .
7. Годовой отчет Банка России за 2018 год [Электронный ресурс]: Центральный банк
Российской Федерации - 2018. — Режим доступа:
http://www.cbr.ru/collection/collection/file/19699/ar_2018.pdf (дата обращения:
23.11.2019) .
8. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь": принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст. Издание (ноябрь 2004 года) с Изменением N 1, принятым в июле 2003 года (ИУС 10-2003) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200015260(дата обращения: 15.03.2020).
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
10. Ковалев, В. В. Финансовый учет и анализ / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2004.
11. Ковальчук, А. В., Сайбель, Н. Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России. [Электронный ресурс] / Ковальчук, А. В., Сайбель, Н. Ю. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — Режим доступа: http://e- koncept.ru/2018/184003.htm(дата обращения: 15.11.2019).
12. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь. / Лопатников, Л. И. // М.: Наука. - 1993.
13. НАФИ. Рейтинг финансовой грамотности регионов России. — 2018 [Электронный
ресурс] / Аналитический центр НАФИ. - 2018. — Режим доступа:
https://nafi.ru/projects/fmansy/reyting-fmansovoy-gramotnosti-regionov-rossii-2018/ (дата
обращения: 26.10.2019).
14. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ : одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652(дата обращения: 08.10.2019).
15. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. / Руководство Осло. // Вопросы измерения научно-технической деятельности - 3-е изд. - М.: совместная публикация ОЭСР и Евростата. - 2010. - c. 107.
16. Сафронов, И. В. Понятия "инновация" и инновационная деятельность: сущность и содержание. / Сафронов, И. В. // Вопросы современной науки и практики. Университет им. ВИ Вернадского. - 2008. - №. 4. - c. 14.
17. Федотов, Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) / Федотов, Ю.В. // Российский журнал менеджмента. — 2012. — Т. 10, № 2. — С. 51-62.
18. Фияксель Э. А., Соколов И. Н., Солохин А. А. Новые инструменты привлечения
финансирования на развитие технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России / Фияксель Э. А., Соколов И. Н., Солохин А. А. // Аналитический доклад. Центр стратегических разработок. — 2018. — Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219492205 (дата обращения:
17.11.2019) .
19. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. / Шумпетер Й.А. М.: Директмедиа Паблишинг. - 2008.
20. Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. Are syndicates the killer app of equity crowdfunding? / Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. // California Management Review. — 2016. — Vol. 58(2). - p. 111-124.
21. Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. Crowdfunding: geography, social networks, and the timing of investment decisions / Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. // Journal of Economics & Management Strategy — 2015. - Vol. 24(2), p. 253-274
22. Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. Some simple economics of crowdfunding / Agrawal, A., Catalini, C., Goldfarb, A. // Innovation Policy and the Economy. — 2013. - Vol. 14(1), p. 63-97
23. Ahlers, G.K., Cumming, D., Gunther, C., & Schweizer, D. Signaling in equity crowdfunding / Ahlers, G.K., Cumming, D., Gunther, C., & Schweizer, D. // Entrepreneurship: Theory and Practice. — 2015. - Vol. 39, p. 955-980
24. Appuhami, R. The Impact Of Intellectual Capital On Investors’ Capital Gain On Shares: An Empirical Investigation In Thai Banking, Finance & Insurance Sector. / Appuhami, R. // Journal of Internet Banking and Commerce. - 2007. - Vol. 3(2)
25. Ayal, I., Zif, J. Marketing expansion strategies in multinational marketing. / Ayal, I., Zif, J. // Journal of Marketing. — 1979.
26. Bao, Z., Huang, T. External supports in reward-based crowdfunding campaigns: a comparative study focused on cultural and creative projects. / Bao, Z., Huang, T. // Online Information Review. - 2017. - Vol. 41(5), p. 626-642
27. Beauhurst. Company Growth Life Cycles [Электронный ресурс] // Beauhurst. — Режим доступа: https://about.beauhurst.com/blog/stages-evolution-companies/(дата обращения: 09.11.2019).
28. Beauhurst. The UK crowd funding landscape in 2019 [Электронный ресурс] // Beauhurst.
— Режим доступа: https://about.beauhurst.com/blog/uk-crowd-funding-landscape-2019/(дата обращения: 09.11.2019)
29. Bebchuk, L.A., Kastiel, K. The Untenable Case for Perpetual Dual-Class Stock. / Bebchuk, L.A., Kastiel, K. // Virginia Law Review. - 2017. - Vol. 103, pp. 585-631
30. Bechter, C., Jentzsch, S., Frey, M., From wisdom of the crowd to crowdfunding / Bechter, C., Jentzsch, S., Frey, M. // Journal of Communication and Computer. — 2011. — p. 951-957
31. Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A. Crowdfunding: tapping the right crowd / Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A. // Journal of Business Venturing. — 2014. - Vol. 29(5), p. 585-609
32. Bender, R., Moir, L. Does 'best practice' in setting executive pay in the UK encourage 'good' behaviour? / Bender, R., Moir, L. // Journal of Business Ethics. - 2006. - Vol. 67(1), pp. 75-91
33. Berger L., Ofek, M. Diversification’s effect on firm value. / Berger L., Ofek, M. // Journal of Financial Economics. - 1995. - № 37, рр. 39-65
34. Berle, A., Means, G. The Modern Corporation and Private Property. / Berle, A., Means, G. // Commerce Clearing House, New York. - 1932. - 380 p.
35. Block, J.H., Hornuf, L., Moritz, A. Which updates during an equity crowdfunding campaign increase crowd participation? / Block, J.H., Hornuf, L., Moritz, A. // Small Business Economics. — 2017. - Vol. 50(1), p. 3-27
36. Bosworth, D., Rogers, M. Market value, R&D and intellectual property: An empirical analysis of large Australian firms / Bosworth, D., Rogers, M. // The Economic Record - 2001. - Vol. 77(239), p. 323-337
37. Bradford, S.C. Crowdfunding and the Federal Securities Laws. / Bradford, S.C. // Columbia Business Law Review. — 2012.
38. British Venture Capital Association [Электронный ресурс] / European Private Equity & Venture Capital Association. - 2005 — Режим доступа: https://www.bvca.co.uk/(дата обращения: 18.12.2019).
39. Capon, N. Toward an integrative explanation of corporate financial performance / N. Capon, J. U. Farley, S. Hoenig. // Springer Science & Business Media: Springer Netherlands. - 1996.
40. Chang, K.-C., Chen, D.-Z., Huang, M.-H. The relationships between the patent performance and corporation performance. / Chang, K.-C., Chen, D.-Z., Huang, M.-H. // Journal of Informetrics. - 2012.
41. Cholakova, M., Clarysse, B. Does the Possibility to Make Equity Investments in Crowdfunding Projects Crowd Out Reward-Based Investments? / Cholakova, M., Clarysse, B. // Research Article — 2015. — Vol. 39 pp. 145-172.
42. Christensen, H.K., Montgomery, C.A. Corporate economic performance: diversification strategy versus market structure. / Christensen, H.K., Montgomery, C.A. // Strategic Management Journal. — 1981. - Vol. 2(4), p. 327-343
43. Clark, J. VC evolved: how VC Has adapted in the 15 tumultuous years since the dotcom boom. / Clark, J. // British Venture Capital Association. - 2014.
44. Core, J. E., Holthausen, R. W., Larcker, D. F. Corporate governance, chief executive officer compensation, and firm performance / Core, J. E., Holthausen, R. W., Larcker, D. F. // Journal of Financial Economics. - 1999. - Vol. 51, pp. 371-406
45. Corporations Amendment (Crowd-sourced Funding) Act 2017. [Электронный ресурс]: Australian Government, Federal Register of Legislation. 2017. Режим доступа: https://www.legislation.gov.au/Details/C2017A00017(дата обращения: 22.10.2019).
46. Crowdcube. [Электронный ресурс] / Crowdcube. - 2019. — Режим доступа:
https://www.crowdcube.com/investments(дата обращения: 17.11.2019).
47. Crowdcube. What are A Ordinary Shares and B Investment Shares? [Электронный ресурс]
/ Crowdcube. - 2020 — Режим доступа: https://help.crowdcube.com/hc/en-
us/articles/206709850-What-are-A-Ordinary-Shares-and-B-Investment-Shares (дата
обращения: 13.11.2019).
48. Crowdfunding. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс] // Cambridge University Press
— 2020 Режим доступа:
https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1 %80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1 %81%D0 %BA%D0%B8%D0%B9/crowdfunding (дата обращения: 11.10.2019).
49. Cumming, D., Johan, S. Crowdfunding: Fundamental Cases, Facts, and Insights / Cumming, D., Johan, S. // Academic Press. — 2019.
50. Cumming, D., Meoli, M., Vismara, S. Investors’ choices between cash and voting rights: Evidence from dual-class equity crowdfunding. / Cumming, D., Meoli, M., Vismara, S. // Research Policy. - 2019. - Vol. 48(8).
51. D. Higgs, Review of the role and effectiveness of non-executive directors / Department of Trade and Industry - 2003
52. Damodaran A. Return on capital (ROC), return on invested capital (ROIC) and return on equity (ROE): Measurement and implications. / Damodaran A. // Measurement and Implications. - 2007.
53. Damodaran, A. Strategic Risk Taking: A Framework for Risk Management. / Damodaran, A. // New Jersey: Pearson Education. - 2007.
54. De Buysere K., Gajda O., Kleverlaan R., Marom, D. A Framework for European
Crowdfunding [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://www.fundraisingschool.it/wp-content/uploads/2013/02/European-Crowdfunding- Framework-Oct-2012.pdf(дата обращения: 07.10.2019).
55. De Crescenzo, V., Ribeiro-Soriano, D.E., Covin, J.G. Exploring the viability of equity crowdfunding as a fundraising instrument: A configurational analysis of contingency factors that lead to crowdfunding success and failure. / De Crescenzo, V., Ribeiro-Soriano, D.E., Covin, J.G. // Journal of Business Research. - 2019.
56. De Vries, G., Pennings, E., Block, J.H., Fisch, C. Trademark or patent? The effects of market concentration, customer type and venture capital financing on start-ups’ initial IP applications. / De Vries, G., Pennings, E., Block, J.H., Fisch, C. // Industry and Innovation. - 2017. - Vol. 24, 325-345.
57. Dechow, P.M. Accounting earnings and cash flows as measures of firm performance: The role of accounting accruals. / Dechow, P.M. // Journal of accounting and economics. — 1994. - Vol. 18(1), p. 3-42.
58. Demb, A., Neubauer, F.-F. The Corporate Board: Confronting the Paradoxes. / Demb, A., Neubauer, F.-F. // Oxford: Oxford University Press. - 1992.
59. Drover, W., Busenitz, L., Matusik, S., Townsend, D., Anglin, A., Dushnitsky, G. A review and road map of entrepreneurial equity financing research: venture capital, corporate venture capital, angel investment, crowdfunding, and accelerators. / Drover, W., Busenitz, L., Matusik, S., Townsend, D., Anglin, A., Dushnitsky, G. // Journal of Management — 2017. — 43(6), p. 1820-1853
60. Dulewicz, V., Herbert, P. Does the composition and practice of boards of directors bear any relationship to the performance of their companies? / Dulewicz, V., Herbert, P. // Corporate Governance: An International Review. — 2004.
61. Dvoracek J. Audit of business and its operations. In Czech: Audit podniku a jeho operaci. Praha: C. H. Beck. - 2005.
62. Eisenhardt K.M. Agency theory: An assessment and review. / Eisenhardt K.M. // Academy of Management Review. - 1989. - Vol. 14 (1), p. 57-74.
63. EquityNet Краудинвестинг. [Электронный ресурс] / Global Equity Fintech, Inc. - 2019. — Режим доступа: https://www.equitynet.com/about.aspx(дата обращения: 13.12.2019).
64. European Business Angels Network. [Электронный ресурс] / European Business Angels Network. - 2019 — Режим доступа: http://www.eban.org/about-angel-investment/early- stage-investing-explained(дата обращения: 12.10.2019).
65. European Crowdfunding Network. [Электронный ресурс] / European Crowdfunding Network. - 2016. — Режим доступа: https://eurocrowd.org/(дата обращения: 30.10.2019).
66. European Private Equity &Venture Capital Association. EVCA Governing Principles. [Электронный ресурс] / European Private Equity &Venture Capital Association. - 2005. — Режим доступа: https://www.eesc.europa.eu/sites/default/files/resources/docs/056-private- act.pdf(дата обращения: 12.11.2019).
67. Fama E., Jensen M. Agency problems and residual claims. / Fama E., Jensen M. // Journal of Law and Economics. - 1983. - Vol. 26 (2), p. 327-349.
68. Fama E., Jensen M. Separation of Ownership and Control. Foundations of the organizational strategy. / Fama E., Jensen M. // Harvard University Press. - 1998.
69. FCA. The FCA’s regulatory approach to crowdfunding over the internet, and the promotion of non-readily realisable securities by other media Feedback to CP13/13 and final rules, 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.fca.org.uk/publication/policy/ps14- 04.pdf(дата обращения: 08.10.2019).
70. Ferlie, E. F., Ashburner, L., Fitzgerald, L. The Non-executive Director and the Board - Some Evidence from the NHS. / Ferlie, E. F., Ashburner, L., Fitzgerald, L. // Warwick: Centre for Corporate Strategy and Change, University of Warwick. - 1994.
71. Firer, C., Ross, S., Westerfield, R., Jordan, B. Fundamentals of Corporate Finance / Firer, C., Ross, S., Westerfield, R., Jordan, B. // Third South African Edition. - 2004. - №20
72. Freear, J., Sohl, J.E., Wetzel Jr., W.E. Angels and non-angels: Are there differences? / Freear, J., Sohl, J.E., Wetzel Jr., W.E // Journal of Business Venturing. — 1994. — Vol. 9(2), с. 109¬123
73. Friedlob, G. T., Schleifer, L. L. F., Plewa, F. J. Essentials of corporate performance measurement / Friedlob, G. T., Schleifer, L. L. F., Plewa, F. J. // John Wiley & Son. —2002. - Vol. 19.
74. Funding Circle. [Электронный ресурс] / Prosper. - 2020. — Режим доступа:
https://www.fundingcircle.com/uk/(дата обращения: 12.11.2019).
75. Gass, D. Crowd Funding. How to raise money with the online crowd / Gass, D. — 2011.
76. Ge, D., Mahoney, J. M., Mahoney, J. T. New Venture Valuation by Venture Capitalists: An Integrative Approach. / Ge, D., Mahoney, J. M., Mahoney, J. T. - 2005.
77. Gerber, E. M., Hui, J. S., Kuo, P.Y. Crowdfunding: Why People Are Motivated to Participate / Gerber, E. M., Hui, J. S., Kuo, P.Y. - 2012.
78. GoFundMe. [Электронный ресурс] / GoFundMe. - 2020. — Режим доступа:
https://www.gofundme.com/(дата обращения: 03.02.2020).
79. GoFundMe. Coronavirus, rafforziamo la terapia intensive. [Электронный ресурс] / GoFundMe. - 2020. — Режим доступа: https://www.gofundme.com/f/coronavirus-terapia- intensiva(дата обращения: 20.03.2020).
80. Gompers, P., Lerner, J. The Money of Invention — How Venture Capital Creates New Wealth. / Gompers, P., Lerner, J. // Cambridge, MA: Harvard Business School Press. — 2001.
81. Gompers, P., Lerner, J. The venture capital revolution / Gompers, P., Lerner, J. // Journal of Economic Perspectives. — 2001.
82. GOV.UK, Официальный сайт Правительства Великобритании. Use the Enterprise
Investment Scheme (EIS) to raise money for your company. [Электронный ресурс] / GOV.UK. - 2020. — Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/venture-capital-
schemes-apply-for-the-enterprise-investment-scheme (дата обращения: 18.12.2019).
83. GOV.UK, Официальный сайт Правительства Великобритании. Use the Seed Enterprise Investment Scheme to raise money for your company. [Электронный ресурс]: GOV.UK. - 2020. — Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/venture-capital-schemes-apply-to- use-the-seed-enterprise-investment-scheme(дата обращения: 18.12.2019).
84. Graw, S. Crowd-sourced funding — was tax considered? / Graw, S. // Journal of the Australasian Tax Teachers Association. — 2018. - Vol. 13(1), pp. 85-113.
85. Hagel III, J., Brown, J., S., Davison, L. The Power of Pull: How Small Moves, Smartly Made, Can Set Big Things In Motion / Hagel III, J., Brown, J., S., Davison, L. // Basic Books. - 2009.
86. Hagel, J., Brown, J. S., Davison L. The best way to measure company performance
[Электронный ресурс] // HBR blog network. — Режим доступа:
https://hbr.org/2010/03/the-best-way-to-measure-compan.html (дата обращения:
07.12.2019).
87. Hansen G. S., Wernerfelt B. Determinants of firm performance: The relative importance of economic and organizational factors. / Hansen G. S., Wernerfelt B. // Strategic management journal. — 1989. - Vol. 10(5), p. 399-411.
88. Hemer, J. A snapshot on crowdfunding / Hemer, J. // Arbeitspapiere Unternehmen und Region. — 2011.
89. Hendry K., Kiel G.C. The role of the board in firm strategy: Integrating agency and organizational control perspectives. / Hendry K., Kiel G.C. // Corporate Governance: An International Review. - 2004. - Vol. 12 (4), p. 500-520.
90. Hillman, A. J., Dalziel, T. Boards of directors and firm performance: integrating agency and resource dependence perspectives / Hillman, A. J., Dalziel, T. //Academy of Management Review. - 2003. - Vol. 28(3), p. 383-396.
91. Hornuf, L., Neuenkirch, M. Pricing the value of cash flow rights in crowdinvesting: an analysis of Innovestment backers / Hornuf, L., Neuenkirch, M. // Small Business Economics. — 2017.
92. Hornuf, L., Schwienbacher, A., Internet-based entrepreneurial finance: lessons from Germany / Hornuf, L., Schwienbacher, A. // California Management Review - 2017. - Vol. 60(2), p. 150-175.
93. Hornuf, L., Schwienbacher, A., Market mechanisms and funding dynamics in equity crowdfunding / Hornuf, L., Schwienbacher, A. // Journal of Corporate Finance. - 2015. - Vol. 50, p. 556-574.
94. Hornuf, L., Schwienbacher, A., Should securities regulation promote equity crowdfunding? / Hornuf, L., Schwienbacher, A. // Small Business Economics. — 2017. - Vol. 49(3), p. 579-593.
95. Hornuf, L.; Schmitt, M. Equity Crowdfunding in Germany and the UK: Follow-up Funding and Firm Survival / Hornuf, L.; Schmitt, M. // CESifo Working Paper, Center for Economic Studies and Ifo Institute (CESifo). — 2017.
96. Horton, J., Millo, Y., Serafeim, G. Resources or Power? Implications of Social Networks on Compensation and Firm Performance. / Horton, J., Millo, Y., Serafeim, G. // Journal of Business, Finance and Accounting. - 2012. - Vol. 39.
97. Howe, J. Crowdsourcing — Why the Power of the Crowd is Driving Future of Business. / Howe, J. // New York: Three Rivers Press. — 2008.
98. Howe, J. The Rise of Crowdsourcing. [Электронный ресурс] / Howe, J. // WIRED. — 2006. Режим доступа: https://www.wired.com/2006/06/crowds/(дата обращения: 13.11.2019).
99. Hsu, H.-H., Wu, C.H.-Y. Board composition, grey directors and corporate failure in the UK. / Hsu, H.-H., Wu, C.H.-Y. // British Accounting Review. - 2014. - Vol. 46 (3), pp. 215-227.
100. Hsu, H.-H., Ziedonis. Patents as Quality Signals for Entrepreneurial Ventures. / Hsu H.-H., Ziedonis. // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. - 2008.
101. Jensen, M. C., Meckling, W. H. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure. / Jensen, M. C., Meckling, W. H. // Journal of Financial Economics. - 1976.
102. Jewell, J. J., Mankin, J. A. What is your ROA? An investigation of the many formulas for calculating return on assets. / Jewell, J. J., Mankin, J. A. // Academy of Educational Leadership Journal. — 2011.
103. JOBS Act. US Securities and Exchange Commission. [Электронный ресурс] // US Securities
and Exchange Commission. — 2012. — Режим доступа:
https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act.shtml(дата обращения: 17.01.2020).
104. Johnson, J.L., Daily, C.M., Ellstrand, A.E. Boards of directors: a review and research agenda. / Johnson, J.L., Daily, C.M., Ellstrand, A.E. // Journal of Management. - 1996.
105. Kaplan, R.S., Norton, D. pp. The Balanced Scorecard — Measures That Drive Performance. / Kaplan, R.S., Norton, D. pp. // Harvard Business Review. - 1992.
106. Kemp, S. Driving strategy or just going through the motions: An empirical study of boardrooms in the UK. / Kemp, S. // International Journal of Business Administration. - 2010. - Vol. 1 (1), pp. 2-18.
107. Kickstarter. [Электронный ресурс] / Kickstarter. - 2020. — Режим доступа:
https://www.kickstarter.com/about?ref=global-footer(дата обращения: 11.12.2019).
108. Kim, H., Gu, Z. Risk-adjusted performance: a sector analysis of restaurant firms. / Kim, H., Gu, Z. // Journal of Hospitality and Tourism Research. — 2003.
109. Kiva. [Электронный ресурс] / Kiva. - 2020. — Режим доступа: https://www.kiva.org/,
110. Kleemann, F., Voss, G., Rieder, K. Underpaid Innovators: The Commercial Utilization of Consumer Work through Crowdsourcing. / Kleemann, F., Voss, G., Rieder, K. // Science, Technology & Innovation Studies. — 2008.
111. Kuo, C.-S., Leon, Li M.-Y., Yu, S.-E. Non-uniform effects of CEO equity-based compensation on firm performance — An application of a panel threshold regression model. / Kuo, C.-S., Leon, Li M.-Y., Yu, S.-E. // The British Accounting Review. - 2013. - Vol. 45, pp. 203-214.
112. Kuppuswamy, V., Bayus, B.L. Crowdfunding creative ideas: the dynamics of project backers in Kickstarter. / Kuppuswamy, V., Bayus, B.L. // The Economics of Crowdfunding, Cham: Palgrave Macmillan. - 2018. — pp. 151-182.
113. Lambert, T., Schwienbacher, A. An empirical analysis of crowdfunding. / Lambert, T., Schwienbacher, A. // SSRN Research Paper. — 2011.
114. Lu, X., Wang, J., Dong, D. Busy Boards and Corporate Performance. / Lu, X., Wang, J., Dong, D. // China Finance Review International. — 2013. - Vol. 3(2), с. 203-219
115. Malmendier, U., Shanthikumar, D. Are small investors naive about incentives? / Malmendier, U., Shanthikumar, D. // EconPapers. — 2007.
116. Mamonov, S., Malaga, R. A 2020 perspective on “Success factors in Title III equity crowdfunding in the United States”. / Mamonov, S., Malaga, R.// Electronic Commerce Research and Applications — 2020. — Vol. 40.
117. Manual, F. Proposed standard practice for surveys on research and experimental development. / Manual, F. // OECD. - 2002.
118. Mason, C., Botelho, T., Harrison, R. The transformation of the business angel market: empirical evidence and research implications. / Mason, C., Botelho, T., Harrison, R. // Venture Capital - 2016.
119. Maula, M., Autio, E., Arenius, pp. What drives micro-angel investments? / Maula, M., Autio, E., Arenius, pp. // Small Bus. Econ. — 2005.
120. Mcdougal, F.M., Round, D.K. A comparison of diversifying and nondiversifying Australian industrial firms. / Mcdougal, F.M., Round, D.K. // Academy of Management Journal. — 1984.
121. Mehran, H. Executive compensation structure, ownership, and firm performance. / Mehran, H. // Journal of Financial Economics. — 1995. — Vol. 38, pp. 163-184.
122. Mollick, E. R. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study. / Mollick, E. R. // Journal of Business Venturing. — 2014.
123. Monzo Bank Limited [Электронный ресурс] / Monzo Bank Limited, 2020 — Режим доступа: https://monzo.com/(дата обращения: 20.04.2020).
124. Morck, R., Shleifer, A., Vishny, R. Management ownership and market valuation. / Morck, R., Shleifer, A., Vishny, R. // Journal of Financial Economics. - 1988. - Vol. 20, рр. 293¬315.
125. Muth, M., Donaldson, L. Stewardship theory and board structure: A contingency approach. / Muth, M., Donaldson, L. // Corporate Governance: An International Review. — 1998.
126. Nguyen, T., Cox, J., Rich, J. Invest or regret? An empirical investigation into funding dynamics during the final days of equity crowdfunding campaigns. / Nguyen, T., Cox, J., Rich, J. // Journal of Corporate Finance. - 2018. - Vol 58, pp. 784-803.
127. Nishi, T. Different board structures and R&D: evidence from Japanese corporations. / Nishi, T. // Corporate board: role dutes & composition. - 2015. - Vol. 11. - № 2.
128.Olusoga, S.A. Market concentration versus market diversification and internalization: implications for MNE performance. / Olusoga, S.A. // International Marketing Review. — 1993.
129.Ordanini, A., Miceli, L., Pizzetti, M., Parasuraman, A. Crowd-funding: turning customers into investors through innovative service platforms. / Ordanini, A., Miceli, L., Pizzetti, M., Parasuraman, A. // Journal of Service Management. - 2011. Vol. 22(4), pp. 443-470.
130.O'Sullivan, A., Sheffrin, S. M. Economics: Principles in Action. / O'Sullivan, A., Sheffrin, S. M. — New Jersey: Pearson Prentice Hall, 2003. — 310 p.