Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурно-просветительская деятельность музея в контексте сохранения военноисторического наследия (опыт музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда")

Работа №129759

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Военно-историческое наследие периода Великой Отечественной
войны в России 9
1.1. Военно-историческое наследие в пространстве музея 9
1.2. Военно-исторические музеи-заповедники на территории России 23
Глава 2. Культурно-просветительская деятельность военно-исторического музея 30
2.1. Формы педагогической деятельности музея: современные
классификации 30
2.2. Культурно-просветительская работа в музее-заповеднике 43
Глава 3. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» в контексте сохранения военно-исторического наследия 57
3.1. История и современное состояние музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» 57
3.2. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» 63
3.3. Практические рекомендации по работе с посетителями в музее-
заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» 70
Заключение 77
Список литературы и источников 80
Приложение №1 90
Приложение №2 91
Приложение №3 93


Великая Отечественная война - один из самых значимых периодов истории России. Память об этом событии сохраняется уже более семи десятков лет, и на протяжении этого времени отношение к сохранению и исследованию военно-исторического наследия не было одинаковым. Тема войны является достаточно сложной для восприятия и, тем более, самостоятельного изучения. Не всегда традиционные формы обучения достаточны для формирования у новых поколений представления о том или ином событии, в частности, об эпизодах, связанных с военными конфликтами - с темой Великой Отечественной войны. К примеру, в школьной программе периоду Второй мировой войны отводится семь часов в девятом и три часа в одиннадцатом классах. Многие пробелы может заполнить дополнительное изучение вопросов пространстве музея. Здесь дошкольники получают первое знание о том, что такое война и какое она имеет отношение жизни людей. Учащиеся средних учебных заведений узнают детали битв. Студенты, как и старшие группы населения, могут закрепить знания, переосмыслив их в контексте конкретных человеческих судеб. Речь идет об изучении с помощью специалистов, которые помогают выстраивать коммуникацию между посетителем и элементами музейной экспозиции. Программы, реализуемые в рамках культурно-просветительской деятельности музея - то важное звено, которое обеспечивает наиболее успешное усвоение материала и, как следствие, сохранение военно-исторического наследия в памяти поколений.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью переосмысления теоретических и практических подходов к пониманию и реализации форм работы с посетителями военно-исторических музеев- заповедников. Изменения, которые наблюдаются в сфере, говорят о том, что существует потребность в разработке дополнительных программ в музеях, способных удовлетворить потребность музейной аудитории в приобретении информации и опыта в рамках специфических и сложных тем. В определенной степени это обусловлено развитием современных технологий, применяемых в музее, а также развитием новых подходов к формированию музейной экспозиции. С целью осуществления связи между историческим наследием и посетителем в музейном пространстве создаются разнообразные формы музейно-педагогической работы. В целом, в настоящее время проблемой просвещения населения заняты многие сферы: социальная, духовная, политическая и другие. И в пространстве музея она находит непосредственное отражение.
В работе под термином «военно-историческое наследие» понимается совокупность объектов, связанных с военным прошлым и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. К военно-историческому наследию относятся памятники воинской славы, места боевого подвига, поля воинской славы (культурные ландшафты), мемориальные кладбища и братские могилы солдат, павших в ходе военных действий, памятные знаки, мемориальные места, военные объекты и техника, наследие выдающихся исторических личностей (относимые к военному периоду личные вещи, мемуары, научные работы, документы, письма), а также вещественные свидетельства: элементы униформы, снаряжения, вооружения, документы, схемы, планы, карты, фотографии, фонодокументы, кинохроника, плакаты, листовки, зарисовки и картины. Кроме того, к видам военно-исторического наследия могут относиться такие нематериальные свидетельства, как военные песни и стихотворения.
Важной задачей музея является не только физическое сохранение военно-исторического наследия, но и его презентация, трансляция и расшифровка значения и смысла, заложенного в нем, с целью сохранения в памяти пришедшего в музей человека. Для решения данной музеи осуществляют музейно-педагогическую работу в форме культурно просветительской деятельности. Культурно-просветительская деятельность - деятельность, направленная на формирование, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Термин имеет синонимичное ему понятие - культурно-образовательная деятельность. Согласно словарю актуальных музейных терминов, культурно образовательная деятельность музея - это одно из основных направлений деятельности музея, посредством которого реализуется функция образования и воспитания. Осуществляется через разнообразные формы работы с музейной аудиторией. Оба термина используются работах разных исследователей при описании направления музейно-педагогической работы музея. Ключевым для исследования определим культурно-просветительскую деятельность. Это одно из основных направлений музея, теоретической основой которой является музейная педагогика, важное звено музейной коммуникации.
В работах исследователей не отмечается четкая дифференциация двух понятий, в основном, термины используются как взаимозаменяемые. Например, Столяров Б.А. дает характеристику понятия «экскурсия» таким образом: экскурсия - это форма «образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений».
Появление термина «культурно-образовательная деятельность», по всей вероятности, поясняется эволюцией традиции: направления работы с посетителями музея развивались от «культурно-воспитательной работы» в начале XX в. к «политико-просветительной работе» в 1920-х гг. и «массовой политико-просветительной работе» в 1930-е гг. до «научно-просветительной работы» в 1950-60-х гг. Термин «Культурно-образовательная работа» применяется с 1990-х гг.. О.С. Сапанжа замечает, что современной музеологии свойственны методологическая неоформленность, а также смешение основных понятий, которые сказываются на практике использования терминов в образовательной деятельности музея, и используются зачастую как синонимичные.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании новых форм презентации военно-исторического наследия в контексте деятельности музея по работе с представителями разных аудиторий.
Объектом исследования является военно-исторического наследие Великой Отечественной войны в России.
Предметом исследования - культурно-просветительская деятельность в военно-историческом музее-заповеднике.
Цель работы: описание перспектив работы с посетителями на базе нового экспозиционно-выставочного павильона «Прорыв», входящего в состав музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
Задачи:
1. определение роли военно-исторического наследия в современном музейном контексте;
2. описание подходов к пониманию форм музейно-педагогической работы в военно-исторических музеях России;
3. обзор и анализ истории и современного состояния музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»;
4. определение форм работы с посетителями музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
В ходе исследования был применен комплексный подход к изучению темы, который включал описательный, сравнительный, аналитический, типологический методы, а также метод наблюдения.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы изучения культурно-просветительской деятельности военно-исторического музея заповедника составляют работы, посвященные теории музейной педагогики, музейной коммуникации, а также исследования по теме культурно - исторического и военно-исторического наследия, истории и деятельности музеев-заповедников.
В рамках изучения материалов по теме сохранения военноисторического наследия была рассмотрена литература, освещающая и более широкую тему - исторического и культурного наследия в целом, поскольку авторы уделяют немало вниманию проблеме памяти, что важно и в данной работе. В данном контексте актуальны исследования П. Нора, Л.А. Сыченковой, Д.Н. Замятина, О. Наварро, Е.А. Ростовцева. Военноисторическому наследию посвящен ряд работ, в которых представлены формы, в которых оно сохраняется и представляется. Исследования написаны в основном в последние десятилетия. Изучением темы занимались: Ю.З. Кантор, Х. Роиже, Н.А. Конрадова и А.Н. Рылёва, И.А. Гринько, О.Н. Жукова, А. Д. Попов, Е.В. Овсянникова, А.А. Юрина.
Тема музеев-заповедников представлена с опорой на работы отечественных исследователей: И.В. Горбунова, А.В. Горбунова, А.Ю. Манаева, Е.Н. Мастеницы, а также официальные документы: Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историкокультурных заповедников и музеев-заповедников в РФ Статья 3. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Для представления направления, посвященного музейнопедагогической деятельности в музее, изучались материалы следующих исследователей: Н.Г. Самариной, Е.П. Комаровской, И. М. Коссовой, Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич, Т.В. Галкиной, А.В. Галинской, О.А. Ботяковой, Т.В. Гафар, Д.Е. Озеровой, И.А. Макеевой. Особый интерес представляют статьи отечественных специалистов, опубликованные в сборнике 2016 г. «Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда». К изучению современных практик музейно-педагогической деятельности обращаются М.Г. Аверкин, Л.М. Шляхтина, Е.О. Занина, В.В. Мотина, Н. Саймон. Непосредственно вопроса сохранения культурных ценностей в контексте ведения культурнопросветительской деятельности, говорит М.Н. Целева, голландские исследователи Гревер Мария, Питер де Брюн, Карла ван Бокстел.
Практическая значимость исследования. Проанализированные с теоретической точки зрения материалы работы могут представлять интерес для сотрудников военно-исторических музеев, осуществляющих деятельность по взаимодействию с посетителями. Кроме того, предложенные в качестве результата данной работы рекомендации могут оказать практическую помощь сотрудникам музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования получили апробацию в форме доклада в рамках Научно-практического круглого стола «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета» (28.04.2018) - доклад «Музейный предмет в новой экспозиции музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
Исследовательская работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, иллюстративного приложения. Общий объем работы 94 страницы, 9 иллюстраций, 95 наименований в списке использованной литературы, интернет-ресурсов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, посвященного культурно- просветительской деятельности российских музеев-заповедников в контексте сохранения военно-исторического наследия периода Великой Отечественной войны, был проведен анализ классификаций форм музейно-педагогической работы музея, предложенных исследователями на основании различных параметров. В ходе рассмотрения видов образовательных программ музеев- заповедников были определены основные тенденции последнего времени по осуществлению взаимодействия между военно-историческим наследием и музейной аудиторией. Также предметно был рассмотрен музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»: его ключевые объекты и программы по работе с посетителями, что позволило определить перспективы для совершенствования деятельности по сохранению военно-исторического наследия.
В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном исследовании, были сделаны следующие выводы:
1. аспектами, актуальными для концепции экспозиции военно-исторического музея и оказывающими влияние на восприятие темы музейными посетителями являются: отражение повседневности войны, основными героями становятся рядовые участники войны, использование современных технических средств;
2. в рамках исследования было определено, что не существует единой и общепринятой классификации форм музейно-педагогической работы, в связи с чем были рассмотрены различные варианты, предложенные отечественными исследователями, а также на основе одной из классификаций рассмотрена культурно-просветительская деятельность российских военно-исторических музеев-заповедников, за основу взят критерий распространенности форм;
3. в результате рассмотрения и анализа современного состояния музея- заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и реализуемых им форм культурно-просветительской деятельности были определены перспективы для разработки предложений по внедрению новых программ для работы с посетителями;
4. в качестве практических результатов исследования предложены рекомендации по работе с посетителями на базе нового экспозиционно - выставочного павильона «Прорыв» (здание музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»), в этой связи значимым стало изучение материалов, связанных с темой музеев-заповедников, в частности, с деятельностью рассматриваемого музея.
Таким образом, была достигнута цель исследования: описать перспективы для работы с посетителями на базе нового экспозиционно-выставочного павильона «Прорыв», входящего в состав музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Степень посещаемости музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» основывается в большей степени на интересе к новому музею-панораме, в частности, к новой трехмерной историко-художественной панораме «Прорыв», а не на дополнительных программах. К тому же большинство форм культурно-просветительской деятельности музея- заповедника рассчитано на детскую аудиторию. Вероятно, использование в военно-исторических музеях-заповедниках разнообразных форм культурно-просветительской деятельности позволит вовлечь посетителей в процесс усвоения исторического материала, что будет служить непрерывности процесса сохранения военно-исторического наследия. Но о результатах можно будет судить только по прошествии определенного количества времени. Следовательно, существует перспектива для дальнейшего изучения данного вопроса.
Военно-исторические музеи-заповедники изменяются, следуя современным тенденциям в оформлении своей экспозиционной зоны, что, как следствие открывает возможности для внедрения новых культурно-просветительских форм для взаимодействия с посетителем, передачи знаний, раскрытии потенциала музейного предмета, организации досуга, для обеспечения сохранения культурного и исторического наследия страны.
Подводя итог, хочется отметить, что музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» обладает большим потенциалом для создания новых программ по работе с посетителями. Фонды музея богаты уникальными предметами, многие из которых являются свидетелями сражений на Ленинградской земле, в объектах музея-заповедника сохраняется важная часть истории Великой Отечественной войны. Созданный в 2018 году музей- панорама «Прорыв» открыл еще большие возможности для совершенствования культурно-просветительского направления музея. Кроме того, заметен интерес к теме и к самому музею со стороны посетителей: по данным сотрудников музея-панорамы «Прорыв», многие посетители оставляют положительные отзывы, делятся впечатлениями лично и приезжают снова с целью повторного посещения. Это свидетельствует о необходимости разработки дополнительных программ на базе данного объекта. В исследовании предложены несколько направлений, которые могли бы увеличить актуальность повторных визитов в музей, а также обеспечить лучший уровень усвоения такого непростого для восприятия материала как история Великой Отечественной войны.
Резюмируя выводы, можно утверждать о большом эвристическом потенциале исследования и сохранения военно-исторического наследия путем организации культурно-просветительской деятельности на территории музеев-заповедников. На примере музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» было показано, каким образом через проведение различных форм образовательных программ может использоваться потенциал военно-исторического наследия в формировании уважительного отношения в рамках восприятия темы Великой Отечественной войны и в побуждении интереса к изучению истории данного периода. Полученные результаты являются основанием для расширения спектра форм культурно-просветительской деятельности на территории музеев-заповедников, в частности, музея- заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».



1. Ахунов В. М. Культурно-образовательная и просветительская деятельность
художественного музея. Изд.: Воронежский государственный
педагогический университет. - 2009. - №1. - С.24-25
2. Багаева З.Г. Культурно-просветительская деятельность сталинградских музеев в 1930-е гг. - Волгоград.: Стриж. 2017. - №3 (14) С. 1-5.
3. Беззубова О.В. // Коммуникация и образование. / Сборник статей. Под ред. С.И. Дудника СПб.: Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса Санкт-Петербургское философское общество. - 2004 - C.418-427.
4. Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры. Автореферат дисс. канд. культурологии. - СПб., 2006. - С. 1314.
5. Биттер М. В., Симбирцева Н. А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия). Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. - 2017. - №2/3 (21) - С. 226-230.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах и памяти народа. Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Государственный архив Волгоградской области. - 2015. - 469 с.
7. Галкина Т.В. О классификации современных базовых форм музейнопедагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) // Вестник ТГПУ. - Вып. 10 (88). - Томск., 2009. - С. 69 - 75
8. Галкина Т.В. О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности современных в российских музеях. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. 3 (118) - С. 221-226
9. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях. // Вопросы музеологии. - СПб, 2011. - №2. - С. 145153.
10. Галинская А.В. Культурно-образовательная деятельность военноисторических музеев по сохранению культурного наследия. Весшк
Беларускага дзяржаунага ушверштэта культуры i мастацтвау. - 2018. - № 1 (29). - С. 178-186.
11. Гайманова Е. В. Сохранение культурного наследия русского народа в современной России. Вестник МГУКИ. 2017. 2 (76) март - апрель. - С. 130-136
12. Гафар Т.В. Образование в современном музее: типы программ и направления развития. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., - М. 2012. — С.29-39
13. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. - М.: Наука, 1990. - 261 с.
14. Горбунов А.В. Сохранение и развитие полей сражений наполеоновских войн как объектов культурного наследия // Бородино и наполеоновские войны: битвы, поля сражений, мемориалы. - М., 2003. - С. 113-126.
15. Гринько И.А. Нам необходимо услышать этих солдат... // Музей. №8. - 2014. - С.22-28.
16.Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследия/ Д.Н. Замятин //Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 75-82.
... Всего источников – 95.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ