ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА 5
1.1 Понятия времени и пространства в философии, лингвистике, литературоведении 6
1.2 Изменение представлений о пространстве и времени в эпоху модернизма 11
1.3 Время и пространство в организации художественного произведения 14
1.4 Обратная перспектива и ее реализация в художественном тексте 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ НАБОКОВА 24
2.1 Онтология нарратива времени Набокова 24
2.1.1 Полет Мнемозины 29
2.1.2 Синкопированные часы 36
2.1.3 Время и Эрос 43
2.1.4 Летопись и спираль 52
2.1.5 Хроника и повествование 59
2.2 Пространственная организация англоязычных романов Набокова 61
2.3 Иконические и символические особенности языка В. Набокова (на примере романа «Ада» (AdaorArdour) 65
2.4 Языковые особенности прозы В. Набокова, принципы построения нарратива в романе «Ада» 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 90
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Художественный текст отражает реальность и ее пространственно - временные координаты, но художественное пространство-время одного автора нельзя приравнять к реальному пространству. Поэтому изучение языкового оформления пространства и времени в текстах оказывается актуальным, так как на современном этапе лингвистики текста крайне важно выявление текстовых категорий и определение их языкового выражения, а также особенностей стиля писателя и роли текстовых категорий «пространство» и «время» в воплощении художественной идеи всего текста и формировании художественной картины мира.
Актуальность работы определяется и отсутствием полного, системного лингвистического описания особенностей языкового моделирования пространства и времени в англоязычных романах В. Набокова.
В качествеобъекта исследования является пространство и время как художественные категории в англоязычных романах В. Набокова. Особенности языкового моделирования пространства и времени позволяют определить ведущие идеи в произведениях автора, его отношение к действительности, а предметом исследования являются модели пространства и времени в романах Набокова и лексические средства их воплощения. Лексические единицы, обладая способностью включать в себя ассоциативные связи, помогают наиболее полному раскрытию художественного мира произведения.
Цель работы является изучение способов и средств воплощения пространства и времени в романах В. Набокова в соответствии с идеей художественного произведения.
Достижение указанной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. На основе обобщения научной литературы проанализировать философские и научные концепции пространства, определить характерные черты художественных пространства и времени.
2. Разработать типологию художественного пространства и времени в анализируемых произведениях В. Набокова.
3. Описать способы и средства языкового выражения пространственно - временных отношений и определить их функциональную предназначенность.
4. Выявить специфику пространственно -временной организации текстов В. Набокова и ее идейную и эстетическую значимость.
Материалом исследования является роман Набокова «Ада» (Ada or Ardour, A Family Chronicle), а также критические статьи, российских и зарубежных авторов, посвященных его изучению.
В работе используются различные методы исследования: метод компонентного анализа языковых единиц и метод текстового и контекстуального анализа.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объёмом 90 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка сокращений и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы по темы дипломной работы. Особое внимание в этой главе уделяется категориям и основным свойствам пространства и времени.
Вторая глава посвящена пространственно-временным отношениям в художественной концепции НАБОКОВА и в романе «Ала» (Ada or Ardour, A Family Chronicle).
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
Время повествования определяется не только скоростью наррации, последовательностью временных секвенций и категорией частоты, которые были обозначены Женеттом, но и фрагментированными свойствами сознания, их порядком, пересечением и переплетением, так называемым голосом повествования, его модальностью. Набоков увеличивает число своих рассказчиков и представляет их неопределенную, несколько затуманенную идентичность. Главный образ всех набоковских романов - сам автор. В «Аде» самодовольный повествователь эксплицитно, а в некоторых случаях в буквальном смысле«шумно» дает о себе знать, его голос «слышен» за текстом.
Игра между различными идентификациями автора путем преломления времени повествования демонстрирует иерархию временных инстанций и неоднозначность личностного портрета любого индивида, сложность процесса конструирования личности.
Усложняя временные уровни действительности и копируя свою философскую модель, автор является демиургом своих миров и находится в их центре, Набоков имплицирует существование высшей временной инстанции, представляющей Создателя, с которым он идентифицируется в повествовании.
Отношение к судьбе, неминуемому фатуму, отражает авторское восприятие целостности времени. Несмотря на то, что автор(и в его лице Владимир Набоков) часто неоднозначно относился к рациональным объяснениям, во времени он относится с полным доверием.
В первой главе, рассматривается концепция времени и пространства в философии, лингвистике и литературной критике, изменения в восприятии людьми пространства и времени в эпоху модернизма и постмодернизма. Изучается проблематика времени и пространства в процессе организации произведений искусства и музыкальных произведений в эпоху модернизма и постмодернизма. Во многом паттерны развития произведений художественного и музыкального искусства объясняют вектор развития литературных текстов.
Вторая глава посвящена пространственно-временным отношениям как части художественного концепции в произведении НАБОКОВА «Ада». В романе «Ада» читатель узнает об онтологии нарратива времени Набокова, о пространственной организации русскоязычных романов писателя, а также об иконических и символических особенностях языка Набокова. Сложность языковых средств, которые используют автор, помогают проследить те инновации в области нарратива, которые формируют постмодернистские произведения и лежат в основе их создания.
В творчестве Набокова очевидна реализация «двое-мирия», которое представляет собой соединение различных пространственно-временных субсистем, реализацию обратной перспективы, обозначенной Павлом Флоренским. Двое-мирие являет собой основу эстетической концепции символизма, фокусом многих произведений того времени. Реализация концепции двоемирия позволяет исследовать текст Набокова и видеть в нем бесконечную игру смыслов, мотивов, аллюзий, которые конструируют культурно-историческую основу произведений Набокова и русской литературы. Роман «Ада» - роман «тотального воспоминания» являет собой определенного рода микрокосмическую реальность, в которой сосуществуют различные пространственно-временные пласты, и реализуются различные аллюзии на известные произведения мировой культуры, философские учения, исторические и вымышленные реалии.
Дальнейшее исследования, которые планируются в отношении романа Набокова «Ада» позволят определить, среди прочих проблем, уникальность и качество различных переводов романа на русский и другие языки. Точность перевода может демонстрировать тончайшие детали и аллюзии, заложенные в тексте. Так, последние исследования концентрировались на мотивах, связанных с историей Италии в произведениях Набокова, итальянских заимствованиях в романе «Ада», сходных мотивах, которые прослеживаются в творчестве Набокова и в других произведениях авторов- символистов (например, романах Дмитрия Мережковского).
1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. - М.: Наука, 1982 - 223 с.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож лит, 1975. -С.234-407.
3. Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы. Биография. М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001. - С.329
4. ВежбицкаяАПонимание культур через посредство ключевых слов// Вестник МГОУ. - Вып. 4. - M.: Московский государственный областной университет, 2002. - С. 121-124.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М., 2007. - С. 292 - 334
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: Дис... к. ф. н. - М, 2006. - 144с.
7. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов: Дис... к. ф. н. - М, 2002. -256 с.
8. Дынник М.А. Материалисты Древней ГрецииСобрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. -239 с.
9. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. - С. 158
10. Курганов. Е. Лолита и Ада. Санкт-Петербург: Изд-во журнала «Звезда», 2001
11. Кутырев В.А. Крик о небытии (основной вопрос философии XX-XX1 века) // Вопросы философии, 2007 - № 2. - С. 66-79.
12. Левин Ю.И. Вл.Набоков // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. - С 285.
13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Издательство «Гнозис», Изд.группа «Прогресс», 1992. 272 с.
14. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства . - СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.
15. Лукьянова Е.А., Толочин И.В., Сорокина М.В., Коновалова М.Н. Учебник лексикологии. - СПб.: Антология, 2014. — 440 с.
...