ВЛИЯНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Подходы к определению полезности продукта питания 8
1.2. Категоризация продуктов питания в зависимости от степени полезности 11
1.3. Определяющие факторы и поведенческие последствия восприятия продукта
питания как полезного 13
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. ЗАЯВЛЕНИЯ О ПОЛЕЗНОСТИ НА УПАКОВКЕ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ..34
2.1. Понятие маркировки продукта и типы маркировок 34
2.2. Роль заявлений о полезности в оценке продукта потребителем 38
2.3. Обзор существующих исследований заявлений о полезности продукта питания для
здоровья 42
2.4. Выводы 49
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 50
3.1. Разработка модели исследования 50
3.2. Исследования поведения российских потребителей продуктов питания 55
3.4. Выводы 78
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения 104
Приложение 1. Словарь терминов 104
Приложение 2. Дополнительные сведения к главе 1 106
Приложение 3. Дополнительные сведения к главе 2 111
Приложение 4. Онлайн-опросы российских потребителей 120
Приложение 5. Анализ результатов 145
Приложение 6. Дополнительные сведения о рынке полезных продуктов
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Подходы к определению полезности продукта питания 8
1.2. Категоризация продуктов питания в зависимости от степени полезности 11
1.3. Определяющие факторы и поведенческие последствия восприятия продукта
питания как полезного 13
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. ЗАЯВЛЕНИЯ О ПОЛЕЗНОСТИ НА УПАКОВКЕ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ..34
2.1. Понятие маркировки продукта и типы маркировок 34
2.2. Роль заявлений о полезности в оценке продукта потребителем 38
2.3. Обзор существующих исследований заявлений о полезности продукта питания для
здоровья 42
2.4. Выводы 49
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 50
3.1. Разработка модели исследования 50
3.2. Исследования поведения российских потребителей продуктов питания 55
3.4. Выводы 78
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения 104
Приложение 1. Словарь терминов 104
Приложение 2. Дополнительные сведения к главе 1 106
Приложение 3. Дополнительные сведения к главе 2 111
Приложение 4. Онлайн-опросы российских потребителей 120
Приложение 5. Анализ результатов 145
Приложение 6. Дополнительные сведения о рынке полезных продуктов
В последние несколько лет наблюдается значительное повышение интереса российских потребителей к здоровому образу жизни, а, значит, и к правильному питанию. Данные тренды также активно поддерживаются со стороны правительства (Nielsen, 2015). Хотя многие потребители и производители осознают важность оценки влияния питания на здоровье человека, зачастую ни одни, ни вторые не имеют точного и единого представления о том, что такое полезный для здоровья продукт. Кроме того, большинство потребителей обладают ограниченным количеством знаний относительно здорового питания и полезности, в связи с чем затрудняются интерпретировать информацию о составе, пищевой и энергетической ценности продукта, а также не всегда верно понимают маркировки и заявления о полезности на его упаковке (Parmenter &Wardle, 1999, Sharf, et al, 2012).
Получается, что в условиях отсутствия четких критериев выбора полезных продуктов, а также наличия малого количества знаний об информации на их упаковке потребителя легко ввести в заблуждение относительно влияния продукта на здоровье, на чем активно играют производители, модифицируя упаковку продуктов питания и не меняя при этом их состав. В частности, сегодня на упаковку продуктов питания часто наносятся заявления, связанные с полезностью продукта для здоровья и фигуры человека. (Borgmeier &Westenhoefer, 2009). Понятно, что зачастую основная цель их использования - представить продукт с позитивной перспективы (Hastak &Mazis, 2011). Фокусируя внимание потребителя на полезных свойствах продукта с помощью таких заявлений, производители не упоминают вредные факты о нем. В связи с этим возникает закономерный, важный для потребителя и государства вопрос, действительно ли благородные цели преследует производитель, нанося на упаковку заявления о полезности продукта питания (Grabenhorst, et. al, 2013).
Кроме того, несмотря на большое количество продуктов питания, позиционируемых как полезных, влияние заявлений о полезности на поведение потребителя еще недостаточно изучено. В частности, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос, какой из существующих на рынке типов заявлений о полезности наиболее эффективен, а также какие категории потребителей наиболее вероятно могут изменить поведение при столкновении с продуктом с заявлением о полезности на упаковке. Именно на изучение данных вопросов сосредоточено проводимое исследование, призванное дать производителям продуктов более глубокое понимание влияния заявлений о полезности на оценку продукта потребителем и его дальнейшее поведение.
Таким образом, исследование представляется актуальным для всех сторон, участвующих в потреблении продуктов питания. С точки зрения производителя оно может помочь выявить наиболее привлекательный для потребителя тип заявления о полезности продукта питания, разработать упаковку продукта, а также проследить зависимость между оценкой полезности продукта и индивидуальными характеристиками потребителя. С точки зрения покупателей продуктов питания же проводимое исследование может снизить риск неверной интерпретации информации на упаковке продукта и предотвратить неверную оценку реальной полезности продукта. Кроме того, результаты работы могут быть использованы государством для регулирования манипулированием поведением потребителей на рынке продуктов питания.
Объектом исследования является поведение потребителей продуктов питания, имеющих на упаковке заявление о полезности. В частности, в работе анализируется поведение потребителей Санкт-Петербурга. В качестве предмета исследования выступает влияние различных типов заявлений о полезности на поведение потребителей. Исследование затрагивает такие аспекты поведения, как оценка полезности, оценка вкуса, оценка привлекательности продукта питания, а также готовность его купить. В связи с национальными особенностями восприятия полезности в разных странах, предполагается, что результаты работы могут быть использованы при планировании продвижения продуктов питания с помощью упаковки на российском рынке. В этом заключается главное ограничение данного исследования.
Цель работы - определить, как различные типы заявлений о полезности на упаковке продукта питания влияют на оценку продукта потребителем и готовность его купить. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Обобщить подходы к понятию полезности продукта и провести классификацию продуктов питания в соответствии с данными подходами,
2. Разработать поведенческую модель восприятия продукта как полезного, т.е. выявить факторы, влияющие на оценку полезности продукта питания, а также определить поведенческие последствия данной оценки на поведение потребителя,
3. Составить типологию маркировок, используемых производителями для позиционирования продукта как полезного для здоровья,
4. Определить понятие заявления о полезности, обобщить подходы к классификации заявлений на упаковке продукта, а также выявить роль заявлений в оценке продукта потребителем,
5. Протестировать влияние различных типов заявлений о полезности на поведение потребителей и выявить наиболее эффективный тип заявлений,
6. Разработать управленческие рекомендации по использованию заявлений на упаковке для позиционирования продукта питания как полезного для здоровья.
Выявление цели и основных задач определило методологию данного исследования. На первом этапе был проведен анализ существующих исследований на тему полезности продукта питания и заявлений о полезности на упаковке. В частности, для анализа феномена полезности, классификации заявлений о полезности на упаковке и выявления влияния таких заявлений на оценку продукта были использованы исследования на тему воспринимаемой полезности, опубликованные в журналах по маркетингу и менеджменту (Journal of Advertising, Journal of Consumer Research, Journal of Consumer Marketing и так далее), изданиях в области психологии (Appetite, NeuroImage, American Psychologist и так далее), журналах в сфере питания (Food Policy, Food Quality and Preference, Food Research International и так далее), а также в сфере медицины (Health Communication, European Journal of Clinical Nutrition, Journal of Health Communication и так далее). Кроме того, для выявления особенностей поведения потребителей на российском рынке продуктов питания были использованы публикации в журналах РБК, Ведомости, Коммерсант и других. Понятия маркировки продукта питания, заявления о полезности на упаковке, а также роль маркировки и заявлений в оценке продукта потребителем были определены на основании отраслевых обзоров, проведенных аналитическим агентством Nielsen, а также ряда европейских и российских стандартов, регулирующих законодательство в области продуктов питания.
На втором этапе исследования были проведены два последовательных онлайн - опроса с предложением потребителям различных экспериментальных сценариев. Анкеты включали эксперименты с рандомизированным разделением респондентов на 3 и 10 групп соответственно Данные опросы были использованы для тестирования влияния различных типов заявлений о полезности на упаковке продукта питания на поведение потребителей.
Структура исследования полностью подчинена поставленным задачам. В первой части работы рассматривается понятие полезности продукта питания, определяется воспринимаемая полезность, а также анализируется процесс восприятия продукта как полезного. Завершает главу модель восприятия продукта как полезного для здоровья, отражающая факторы и поведенческие последствия воспринимаемой полезности. Во второй главе определяется понятие маркировки и заявления о полезности, проводится классификация заявлений на упаковке, анализируется их влияние на воспринимаемую полезность. В конце главы определяются основные спорные вопросы в исследовании влияния заявлений о полезности на поведение потребителя, которые легли в основу проведения данного исследования. Модель самого исследования, а также анализ его результатов и основных гипотез представлены в третей главе. Там же рассмотрены ограничения и направления дальнейших исследований в области воспринимаемой полезности. В заключении подведены основные итоги работы, а также раскрыты управленческие приложения результатов исследования. Приложения, представленные после списка использованной литературы, включают в себя словарь терминов, используемых в основном тексте работы, примеры различных типов заявлений о полезности продукта на российском рынке, обзор исследований, проводимых в отношении воспринимаемой полезности в течении последнего десятилетия, а также дополнительную информацию о процессе восприятия продукта как полезного для здоровья.
Получается, что в условиях отсутствия четких критериев выбора полезных продуктов, а также наличия малого количества знаний об информации на их упаковке потребителя легко ввести в заблуждение относительно влияния продукта на здоровье, на чем активно играют производители, модифицируя упаковку продуктов питания и не меняя при этом их состав. В частности, сегодня на упаковку продуктов питания часто наносятся заявления, связанные с полезностью продукта для здоровья и фигуры человека. (Borgmeier &Westenhoefer, 2009). Понятно, что зачастую основная цель их использования - представить продукт с позитивной перспективы (Hastak &Mazis, 2011). Фокусируя внимание потребителя на полезных свойствах продукта с помощью таких заявлений, производители не упоминают вредные факты о нем. В связи с этим возникает закономерный, важный для потребителя и государства вопрос, действительно ли благородные цели преследует производитель, нанося на упаковку заявления о полезности продукта питания (Grabenhorst, et. al, 2013).
Кроме того, несмотря на большое количество продуктов питания, позиционируемых как полезных, влияние заявлений о полезности на поведение потребителя еще недостаточно изучено. В частности, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос, какой из существующих на рынке типов заявлений о полезности наиболее эффективен, а также какие категории потребителей наиболее вероятно могут изменить поведение при столкновении с продуктом с заявлением о полезности на упаковке. Именно на изучение данных вопросов сосредоточено проводимое исследование, призванное дать производителям продуктов более глубокое понимание влияния заявлений о полезности на оценку продукта потребителем и его дальнейшее поведение.
Таким образом, исследование представляется актуальным для всех сторон, участвующих в потреблении продуктов питания. С точки зрения производителя оно может помочь выявить наиболее привлекательный для потребителя тип заявления о полезности продукта питания, разработать упаковку продукта, а также проследить зависимость между оценкой полезности продукта и индивидуальными характеристиками потребителя. С точки зрения покупателей продуктов питания же проводимое исследование может снизить риск неверной интерпретации информации на упаковке продукта и предотвратить неверную оценку реальной полезности продукта. Кроме того, результаты работы могут быть использованы государством для регулирования манипулированием поведением потребителей на рынке продуктов питания.
Объектом исследования является поведение потребителей продуктов питания, имеющих на упаковке заявление о полезности. В частности, в работе анализируется поведение потребителей Санкт-Петербурга. В качестве предмета исследования выступает влияние различных типов заявлений о полезности на поведение потребителей. Исследование затрагивает такие аспекты поведения, как оценка полезности, оценка вкуса, оценка привлекательности продукта питания, а также готовность его купить. В связи с национальными особенностями восприятия полезности в разных странах, предполагается, что результаты работы могут быть использованы при планировании продвижения продуктов питания с помощью упаковки на российском рынке. В этом заключается главное ограничение данного исследования.
Цель работы - определить, как различные типы заявлений о полезности на упаковке продукта питания влияют на оценку продукта потребителем и готовность его купить. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Обобщить подходы к понятию полезности продукта и провести классификацию продуктов питания в соответствии с данными подходами,
2. Разработать поведенческую модель восприятия продукта как полезного, т.е. выявить факторы, влияющие на оценку полезности продукта питания, а также определить поведенческие последствия данной оценки на поведение потребителя,
3. Составить типологию маркировок, используемых производителями для позиционирования продукта как полезного для здоровья,
4. Определить понятие заявления о полезности, обобщить подходы к классификации заявлений на упаковке продукта, а также выявить роль заявлений в оценке продукта потребителем,
5. Протестировать влияние различных типов заявлений о полезности на поведение потребителей и выявить наиболее эффективный тип заявлений,
6. Разработать управленческие рекомендации по использованию заявлений на упаковке для позиционирования продукта питания как полезного для здоровья.
Выявление цели и основных задач определило методологию данного исследования. На первом этапе был проведен анализ существующих исследований на тему полезности продукта питания и заявлений о полезности на упаковке. В частности, для анализа феномена полезности, классификации заявлений о полезности на упаковке и выявления влияния таких заявлений на оценку продукта были использованы исследования на тему воспринимаемой полезности, опубликованные в журналах по маркетингу и менеджменту (Journal of Advertising, Journal of Consumer Research, Journal of Consumer Marketing и так далее), изданиях в области психологии (Appetite, NeuroImage, American Psychologist и так далее), журналах в сфере питания (Food Policy, Food Quality and Preference, Food Research International и так далее), а также в сфере медицины (Health Communication, European Journal of Clinical Nutrition, Journal of Health Communication и так далее). Кроме того, для выявления особенностей поведения потребителей на российском рынке продуктов питания были использованы публикации в журналах РБК, Ведомости, Коммерсант и других. Понятия маркировки продукта питания, заявления о полезности на упаковке, а также роль маркировки и заявлений в оценке продукта потребителем были определены на основании отраслевых обзоров, проведенных аналитическим агентством Nielsen, а также ряда европейских и российских стандартов, регулирующих законодательство в области продуктов питания.
На втором этапе исследования были проведены два последовательных онлайн - опроса с предложением потребителям различных экспериментальных сценариев. Анкеты включали эксперименты с рандомизированным разделением респондентов на 3 и 10 групп соответственно Данные опросы были использованы для тестирования влияния различных типов заявлений о полезности на упаковке продукта питания на поведение потребителей.
Структура исследования полностью подчинена поставленным задачам. В первой части работы рассматривается понятие полезности продукта питания, определяется воспринимаемая полезность, а также анализируется процесс восприятия продукта как полезного. Завершает главу модель восприятия продукта как полезного для здоровья, отражающая факторы и поведенческие последствия воспринимаемой полезности. Во второй главе определяется понятие маркировки и заявления о полезности, проводится классификация заявлений на упаковке, анализируется их влияние на воспринимаемую полезность. В конце главы определяются основные спорные вопросы в исследовании влияния заявлений о полезности на поведение потребителя, которые легли в основу проведения данного исследования. Модель самого исследования, а также анализ его результатов и основных гипотез представлены в третей главе. Там же рассмотрены ограничения и направления дальнейших исследований в области воспринимаемой полезности. В заключении подведены основные итоги работы, а также раскрыты управленческие приложения результатов исследования. Приложения, представленные после списка использованной литературы, включают в себя словарь терминов, используемых в основном тексте работы, примеры различных типов заявлений о полезности продукта на российском рынке, обзор исследований, проводимых в отношении воспринимаемой полезности в течении последнего десятилетия, а также дополнительную информацию о процессе восприятия продукта как полезного для здоровья.
Воспринимаемая полезность продукта - сложный феномен, связанный как с объективной оценкой состава, питательной и энергетической ценности, так и с субъективными критериями, выдвигаемыми потребителями. На восприятие продукта как полезного влияет множество факторов, связанных с индивидуальными характеристиками человека, характеристиками самого продукта, а также ситуацией покупки. Все они, при правильном сочетании, приводят к ряду позитивных поведенческих последствий, стимулирующих потребителя к покупке продукта, позиционируемого как полезного, - повышения его привлекательности, доверия продукту и производителю, снижению воспринимаемой калорийности и так далее.
В проведенном исследовании рассматривается только несколько факторов, влияющих на оценку полезности продукта, а также несколько поведенческих последствий воспринимаемой полезности. В частности, анализируется влияние наиболее распространенного на российском рынке типа маркировок - заявлений о полезности на упаковке - на оценку полезности, вкуса, привлекательности продукта и готовность его купить. Предлагается также авторская классификация заявлений о полезности в зависимости от смыслового содержания и фрейминга сообщения, в рамках которой все заявлений о полезности делятся на заявления о добавлении ингредиентов, заявления о снижении количества ингредиентов, заявления о положительном эффекте, заявления о снижении негативного эффекта.
Проведенное исследование помогает выдвинуть ряд рекомендаций относительно позиционирования продукта как полезного. Во-первых, основываясь на выводах работы, можно утверждать, что наиболее предпочтительным типом заявлений на упаковке продукта выступает заявление о добавлении ингредиентов (то есть заявление об ингредиентах с позитивным фреймингом). Именно продукты с данным типом заявлений о полезности потребители оценивают как более привлекательные. Соответственно, производителям можно рекомендовать формулировать выгоды потребления, делая акцент на добавление полезных ингредиентов в состав продукта. Примером заявлений такого типа являются «С добавлением...», «С повышенным содержанием...». Важно отметить, что при столкновении с данным типом заявлений потребители обращают меньше внимания на состав продукта, что демонстрирует высокий уровень доверия заявлениям о добавлении ингредиентов и подтверждает эффективность их использования.
Во-вторых, исследование демонстрирует, что в настоящее время большее число потребителей скептически относятся к заявлениям о полезности продукта на упаковке.
Опираясь на результаты проведенного исследования, производитель может выбрать наиболее предпочтительный тип заявлений в зависимости от уровня скептицизма целевой аудитории. В частности, для потребителей-скептиков более эффективно использование заявлении с негативным фреймингом, а для доверяющих потребителей - заявлений с позитивным фреймингом. Данное исследование также демонстрирует, что уровень скептицизма потребителей примерно равен среди мужчин и женщин, не зависит от уровня образования, сферы деятельности человека и его веса. Именно поэтому установленная связь между фреймингом и оценкой продукта представляется критически актуальной, ведь в настоящее время почти все компании работают на рынке потребителей- скептиков.
В-третьих, исследование устанавливает причинно-следственную взаимосвязь между восприятием полезности и вкуса продукта и его оценкой потребителем. Построенные регрессионные модели демонстрируют, что на оценку привлекательности продукта значимо влияют оценка полезности и оценка вкуса, а привлекательность продукта является наиболее важным фактором, влияющим на готовность его купить. Основываясь на данном выводе, можно сказать, что производителю продукта питания в первую очередь стоит выстраивать рекламные сообщения с целью повлиять на исходные переменные - полезность и вкус продукта, ведь в конечном итоге они сделать продукт более привлекательным и стимулировать потребителя приобрести его.
В-четвертых, данная работа выявляет наиболее предпочтительные категории продуктов для использования заявлений о полезности на упаковке - безусловно и условно полезные продукты. В исследовании выявлено значимое проявление эффекта синергии, то есть дополнительного подтверждения полезности продукта, реализуемого с помощью заявлений на упаковке. Такой результат помогает сделать вывод, что заявления о полезности в целом логично использовать в тех категориях продуктов, которые потребители воспринимают как полезные сами по себе.
В-пятых, исследование демонстрирует, что российские потребители продуктов питания обращают большое внимание на состав продукта при столкновении с заявлениями о полезности. Причем в различных категориях влияние предоставление информации о составе неоднородно. Так, среди продуктов с высоким уровнем полезности и чистым составом предоставление информации о составе повышает оценку продукта и служит дополнительным подтверждением достоверности заявления на упаковке. Среди продуктов с низким уровнем полезности, обладающих составом с большим количеством искусственных или вредных добавок, предоставление информации об ингредиентах и энергетической и питательной ценности также улучшает оценку продукта. Однако, в 83
случае, если потребитель видит заявление о полезности и состав таких продуктов одновременно, он оценивает продукт как менее привлекательный, что можно объяснить несостыковкой выгод, доносимых с помощью заявлений на упаковке, и состава продукта. Очевидно, что в таких условиях производителю необходимо отслеживать соответствие выгод, доносимых с помощью заявлений о полезности, с информацией в составе. В случае, если выгоды соответствуют составу, данная состыковка может доноситься до целевых потребителей с помощью рекламы, чтобы повысить оценку привлекательности, доверие производителю и готовность купить продукт. В случае же, если заявление о полезности не подтверждено составом продукта, оптимальной стратегией представляется демонстрирование состава без дополнительных заявлений о полезности, чтобы не провоцировать потребителя на недоверие к производителю.
Наконец, исследование устанавливает связь между фокусом регуляции потребителя и его поведением при выборе продукта. В частности, потребители с мотивацией достижения значимо выше оценивают продукты, позиционируемые как полезные. Кроме того, уровень их скептицизма по отношению к маркировкам ниже, чем у потребителей с мотивацией избегания. Основываясь на данном выводе, производителям можно рекомендовать при позиционировании продукта как полезного активизировать мотивацию достижения у потребителей с помощью рекламных сообщений. Это, во-первых, поможет сделать продукт более привлекательным и, во-вторых, обеспечит более высокую уверенность покупателей в приобретении выгод, доносимых с помощью заявлений о полезности на упаковке.
Все проанализированные типы заявлений о полезности, а также выдвинутые рекомендации могут быть использованы для продвижения продуктов питания с помощью заявлений о полезности на упаковке, а также расширены и углублены в рамках дальнейших исследований.
В проведенном исследовании рассматривается только несколько факторов, влияющих на оценку полезности продукта, а также несколько поведенческих последствий воспринимаемой полезности. В частности, анализируется влияние наиболее распространенного на российском рынке типа маркировок - заявлений о полезности на упаковке - на оценку полезности, вкуса, привлекательности продукта и готовность его купить. Предлагается также авторская классификация заявлений о полезности в зависимости от смыслового содержания и фрейминга сообщения, в рамках которой все заявлений о полезности делятся на заявления о добавлении ингредиентов, заявления о снижении количества ингредиентов, заявления о положительном эффекте, заявления о снижении негативного эффекта.
Проведенное исследование помогает выдвинуть ряд рекомендаций относительно позиционирования продукта как полезного. Во-первых, основываясь на выводах работы, можно утверждать, что наиболее предпочтительным типом заявлений на упаковке продукта выступает заявление о добавлении ингредиентов (то есть заявление об ингредиентах с позитивным фреймингом). Именно продукты с данным типом заявлений о полезности потребители оценивают как более привлекательные. Соответственно, производителям можно рекомендовать формулировать выгоды потребления, делая акцент на добавление полезных ингредиентов в состав продукта. Примером заявлений такого типа являются «С добавлением...», «С повышенным содержанием...». Важно отметить, что при столкновении с данным типом заявлений потребители обращают меньше внимания на состав продукта, что демонстрирует высокий уровень доверия заявлениям о добавлении ингредиентов и подтверждает эффективность их использования.
Во-вторых, исследование демонстрирует, что в настоящее время большее число потребителей скептически относятся к заявлениям о полезности продукта на упаковке.
Опираясь на результаты проведенного исследования, производитель может выбрать наиболее предпочтительный тип заявлений в зависимости от уровня скептицизма целевой аудитории. В частности, для потребителей-скептиков более эффективно использование заявлении с негативным фреймингом, а для доверяющих потребителей - заявлений с позитивным фреймингом. Данное исследование также демонстрирует, что уровень скептицизма потребителей примерно равен среди мужчин и женщин, не зависит от уровня образования, сферы деятельности человека и его веса. Именно поэтому установленная связь между фреймингом и оценкой продукта представляется критически актуальной, ведь в настоящее время почти все компании работают на рынке потребителей- скептиков.
В-третьих, исследование устанавливает причинно-следственную взаимосвязь между восприятием полезности и вкуса продукта и его оценкой потребителем. Построенные регрессионные модели демонстрируют, что на оценку привлекательности продукта значимо влияют оценка полезности и оценка вкуса, а привлекательность продукта является наиболее важным фактором, влияющим на готовность его купить. Основываясь на данном выводе, можно сказать, что производителю продукта питания в первую очередь стоит выстраивать рекламные сообщения с целью повлиять на исходные переменные - полезность и вкус продукта, ведь в конечном итоге они сделать продукт более привлекательным и стимулировать потребителя приобрести его.
В-четвертых, данная работа выявляет наиболее предпочтительные категории продуктов для использования заявлений о полезности на упаковке - безусловно и условно полезные продукты. В исследовании выявлено значимое проявление эффекта синергии, то есть дополнительного подтверждения полезности продукта, реализуемого с помощью заявлений на упаковке. Такой результат помогает сделать вывод, что заявления о полезности в целом логично использовать в тех категориях продуктов, которые потребители воспринимают как полезные сами по себе.
В-пятых, исследование демонстрирует, что российские потребители продуктов питания обращают большое внимание на состав продукта при столкновении с заявлениями о полезности. Причем в различных категориях влияние предоставление информации о составе неоднородно. Так, среди продуктов с высоким уровнем полезности и чистым составом предоставление информации о составе повышает оценку продукта и служит дополнительным подтверждением достоверности заявления на упаковке. Среди продуктов с низким уровнем полезности, обладающих составом с большим количеством искусственных или вредных добавок, предоставление информации об ингредиентах и энергетической и питательной ценности также улучшает оценку продукта. Однако, в 83
случае, если потребитель видит заявление о полезности и состав таких продуктов одновременно, он оценивает продукт как менее привлекательный, что можно объяснить несостыковкой выгод, доносимых с помощью заявлений на упаковке, и состава продукта. Очевидно, что в таких условиях производителю необходимо отслеживать соответствие выгод, доносимых с помощью заявлений о полезности, с информацией в составе. В случае, если выгоды соответствуют составу, данная состыковка может доноситься до целевых потребителей с помощью рекламы, чтобы повысить оценку привлекательности, доверие производителю и готовность купить продукт. В случае же, если заявление о полезности не подтверждено составом продукта, оптимальной стратегией представляется демонстрирование состава без дополнительных заявлений о полезности, чтобы не провоцировать потребителя на недоверие к производителю.
Наконец, исследование устанавливает связь между фокусом регуляции потребителя и его поведением при выборе продукта. В частности, потребители с мотивацией достижения значимо выше оценивают продукты, позиционируемые как полезные. Кроме того, уровень их скептицизма по отношению к маркировкам ниже, чем у потребителей с мотивацией избегания. Основываясь на данном выводе, производителям можно рекомендовать при позиционировании продукта как полезного активизировать мотивацию достижения у потребителей с помощью рекламных сообщений. Это, во-первых, поможет сделать продукт более привлекательным и, во-вторых, обеспечит более высокую уверенность покупателей в приобретении выгод, доносимых с помощью заявлений о полезности на упаковке.
Все проанализированные типы заявлений о полезности, а также выдвинутые рекомендации могут быть использованы для продвижения продуктов питания с помощью заявлений о полезности на упаковке, а также расширены и углублены в рамках дальнейших исследований.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОДУКТА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - МОТИВЫ И БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАМЕРЕНИЯ О ПОКУПКЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ НА РЫНКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ КСО РОЗНИЧНОЙ СЕТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К СТМ-ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ КСО РОЗНИЧНОЙ СЕТИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К
СТМ-ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Разнообразие программ здравоохранительной тематики на российском телевидении
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДУКТОВЫХ МАГАЗИНОВ
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023



