РАЗВИТИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
|
Введение6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Публичное управление в РФ 10
1.1.1. Основные понятия и определения публичного управления в РФ 10
1.1.2. Реформирование публичного управления в РФ, 1991-2019 гг 11
1.1.3. Современный этап публичного управления в РФ 13
1.2. Инициативное бюджетирование как инструмент партисипативного публичного
управления в РФ 17
1.2.1. Основные понятия и определения инициативного бюджетирования в РФ
и за рубежом 17
1.2.2. История развития инициативного бюджетирования в РФ 19
1.2.3. Особенности реализации инициативного бюджетирования в РФ 20
1.2.4. Место и роль инициативного бюджетирования в системе
партисипативного публичного управления в РФ 28
1.2.5. Нормативно-правовое регулирование инициативного бюджетирования в
РФ 29
1.2.6. Основные направления по решению проблем развития инициативного бюджетирования в РФ 31
1.3. Выводы 33
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОГРАММ (ПРОЕКТОВ) ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 34
2.1. Подходы к оценке инициативного бюджетирования 34
2.1.1. Зарубежные и отечественные подходы к оценке инициативного
бюджетирования 34
2.1.2. Практика оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования в
РФ 37
2.1.3. Результаты интервью с представителями власти и экспертом в области
инициативного бюджетирования 41
2.2. Результаты опроса участников программы инициативного бюджетирования 43
2.3. Оценка программ (проектов) инициативного бюджетирования 49
2.3.1. Оценка программ инициативного бюджетирования на региональном
уровне 51
2.3.2. Оценка проектов инициативного бюджетирования на местном уровне..57
2.4. Апробация подхода к оценке проектов инициативного бюджетирования на местном
уровне: на примере Брянской области 64
2.4.1. Содержание программы инициативного бюджетирования в Брянской
области 65
2.4.2. Описание кейсов программы инициативного бюджетирования в Брянской
области 67
2.4.3. Оценка проектов инициативного бюджетирования в Брянской области 71
2.5. Рекомендации по использованию оценки программ (проектов) инициативного
бюджетирования 80
2.6. Выводы 82
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 94
Приложение 1. Теоретические подходы к оценке инициативного бюджетирования ...94
Приложение 2. Анкета к опросу представителей региональных органов власти 97
Приложение 3. Практика оценки инициативного бюджетирования в РФ 97
Приложение 4. Гайд к интервью с главным специалистом финансового управления
Клинцовской администрации 102
Приложение 5. Гайд к интервью с Главой Администрации Медвёдовского сельского поселения 103
Приложение 6. Гайд к интервью с директором АНО "Центр информационных технологий и анализа данных" 104
Приложение 7. Анкета к опросу населения о реализации инициативного бюджетирования 104
Приложение 8. Результаты опроса населения о реализации инициативного бюджетирования 107
Приложение 9. Дополнительная информация по кейсам инициативного бюджетирования в Брянской области 112
Приложение 10. Вопросы обращений в органы МСУ в ходе проведения апробации оценки проектов инициативного бюджетирования на местном уровне 113
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Публичное управление в РФ 10
1.1.1. Основные понятия и определения публичного управления в РФ 10
1.1.2. Реформирование публичного управления в РФ, 1991-2019 гг 11
1.1.3. Современный этап публичного управления в РФ 13
1.2. Инициативное бюджетирование как инструмент партисипативного публичного
управления в РФ 17
1.2.1. Основные понятия и определения инициативного бюджетирования в РФ
и за рубежом 17
1.2.2. История развития инициативного бюджетирования в РФ 19
1.2.3. Особенности реализации инициативного бюджетирования в РФ 20
1.2.4. Место и роль инициативного бюджетирования в системе
партисипативного публичного управления в РФ 28
1.2.5. Нормативно-правовое регулирование инициативного бюджетирования в
РФ 29
1.2.6. Основные направления по решению проблем развития инициативного бюджетирования в РФ 31
1.3. Выводы 33
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОГРАММ (ПРОЕКТОВ) ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 34
2.1. Подходы к оценке инициативного бюджетирования 34
2.1.1. Зарубежные и отечественные подходы к оценке инициативного
бюджетирования 34
2.1.2. Практика оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования в
РФ 37
2.1.3. Результаты интервью с представителями власти и экспертом в области
инициативного бюджетирования 41
2.2. Результаты опроса участников программы инициативного бюджетирования 43
2.3. Оценка программ (проектов) инициативного бюджетирования 49
2.3.1. Оценка программ инициативного бюджетирования на региональном
уровне 51
2.3.2. Оценка проектов инициативного бюджетирования на местном уровне..57
2.4. Апробация подхода к оценке проектов инициативного бюджетирования на местном
уровне: на примере Брянской области 64
2.4.1. Содержание программы инициативного бюджетирования в Брянской
области 65
2.4.2. Описание кейсов программы инициативного бюджетирования в Брянской
области 67
2.4.3. Оценка проектов инициативного бюджетирования в Брянской области 71
2.5. Рекомендации по использованию оценки программ (проектов) инициативного
бюджетирования 80
2.6. Выводы 82
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 94
Приложение 1. Теоретические подходы к оценке инициативного бюджетирования ...94
Приложение 2. Анкета к опросу представителей региональных органов власти 97
Приложение 3. Практика оценки инициативного бюджетирования в РФ 97
Приложение 4. Гайд к интервью с главным специалистом финансового управления
Клинцовской администрации 102
Приложение 5. Гайд к интервью с Главой Администрации Медвёдовского сельского поселения 103
Приложение 6. Гайд к интервью с директором АНО "Центр информационных технологий и анализа данных" 104
Приложение 7. Анкета к опросу населения о реализации инициативного бюджетирования 104
Приложение 8. Результаты опроса населения о реализации инициативного бюджетирования 107
Приложение 9. Дополнительная информация по кейсам инициативного бюджетирования в Брянской области 112
Приложение 10. Вопросы обращений в органы МСУ в ходе проведения апробации оценки проектов инициативного бюджетирования на местном уровне 113
Современный этап совершенствования публичного управления в РФ характеризуется появлением и развитием новых инструментов участия граждан в принятии общественно значимых решений. Одним из таких инструментов является инициативное бюджетирование. Этот механизм соответствует принципам развивающейся партисипативной модели публичного управления в РФ, основанной на принципах «прозрачности» деятельности государственных структур, открытости информации о бюджетном процессе и результатах государственной деятельности для населения.
Данное исследование направлено на анализ инициативного бюджетирования как одного из инструментов новой партисипативной модели публичного управления в Российской Федерации. За последние 10 лет инициативное бюджетирование получило широкое распространение в регионах, и в настоящее время всё больше субъектов внедряют данный механизм на местном уровне. В 2019 г. количество различных вариаций практик участия граждан в определении приоритетов части расходов бюджетов в 68 субъектах федерации составило 193 единицы, что почти в два раза превосходит данные 2018 г. (112 практик) и более чем в шесть раз число практик, реализованных в 2015 г. (31 практика) [НИФИ Минфина России, 2019, с. 5].
Вместе с тем подобные проекты реализуются на базе местных актов и законов, в условиях отсутствия единого законодательного регулирования. Как следствие, всего 1% средств местных бюджетов тратится с учетом мнения граждан [Единая Россия, официальный сайт, 2019].
Другой отличительной особенностью инициативного бюджетирования в Российской Федерации является то, что данный механизм характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов. В регионе может реализовываться одна, две и более практик инициативного бюджетирования. На уровне каждого субъекта устанавливается разное количество этапов проведения инициативного бюджетирования, форм участия населения, голосования, способов распределения финансовых средств и реализации проектов. С одной стороны, это приводит к возникновению уникальных практик, но, с другой, затрудняет установление единых правовых норм инициативного бюджетирования, а также процесс мониторинга и оценки результатов программ.
Решение проблемы отсутствия оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования актуально по ряду причин. В 2017 г. данное направление было выделено в качестве одного из приоритетных для организации регулярного мониторинга и создания условий развития инициативного бюджетирования [Дорожная карта по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации на период с 2018 г. по 2022 г., 2017, с. 29]. Более того, проблема актуальна в связи с вышедшим 3 февраля 2020 г. законопроектом, выдвинутым партией «Единая Россия», о закреплении единого механизма инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях [СОЗД, 2019]. Разработка показателей оценки инициативного бюджетирования рассматривается в качестве практического инструмента сравнения результативности и качества реализации программ (проектов) в рамках той или иной территории, что увеличит конкуренцию, а значит, и мотивацию регионов и населённых пунктов для совершенствования реализации инициативного бюджетирования.
В соответствии со сформулированной проблемой выделяется объект данного исследования — инициативное бюджетирование как инструмент партисипативного публичного управления, и предмет исследования — результаты программ инициативного бюджетирования.
Цель данного исследования - разработать рекомендации по оценке реализации программ (проектов) инициативного бюджетирования.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного публичного управления;
2. Проанализировать динамику развития и особенности реализации инициативного бюджетирования в РФ;
3. Определить место и роль инициативного бюджетирования в системе партисипативного публичного управления в РФ ;
4. Проанализировать подходы к оценке инициативного бюджетирования:
a. проанализировать актуальные подходы к оценке инициативного бюджетирования в отечественной и зарубежной практике;
b. провести интервью о реализации оценки программ с представителями органов власти и экспертом в области инициативного бюджетирования в РФ
c. провести опрос населения с целью анализа опыта участия в проектах инициативного бюджетирования;
d. обобщить полученные первичные и вторичные данные;
5. Разработать подход к оценке программ (проектов) инициативного бюджетирования на местном и региональном уровнях;
6. Проанализировать проекты программы инициативного бюджетирования в одном из субъектов РФ;
7. Апробировать предложенный подход к оценке инициативного бюджетирования на местном уровне;
8. Предложить рекомендации к оценке программ и проектов инициативного бюджетирования.
Данная работа выполнена в формате эксплоративного исследования, поскольку инициативное бюджетирование в настоящее время является малоисследованным феноменом. В работе изучаются множественные подходы к оценке инициативного бюджетирования с целью их обобщения, систематизации, предложения нового способа оценки и формулирования предположений для дальнейшего исследования.
В основе исследования лежат концепции демократического управления (Governance) программы ООН, «Лестница гражданского участия» Ш. Арнштейн и теория партисипативной демократии К. Пейтмана. За основу разработки оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования взяты логическая модель общественных изменений (United Way Worldwide, 1996) и методология составления индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 4.0).
Методы сбора первичной информации в исследовании включают: 1) структурированное интервью с экспертом в области инициативного бюджетирования в РФ; 2) опрос представителей региональных органов власти; 3) глубинные интервью с представителями местных Администраций в исследуемых населенных пунктов; 4) опрос населения об опыте участия в программах инициативного бюджетирования.
В работе используются такие методы работы с данными, как: классификация, множественный case-study (3 кейса), сравнительный анализ и обобщение. Инструментом выполнения расчётов оценки на местном уровне является программа Microsoft Excel.
Методологическая база исследования публичного управления и его инструментов представлена научными статьями, монографиями, периодическими изданиями и книгами, посвященными вопросам функционирования, развития и регулирования механизмов публичного управления и инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
В работе используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов Российской Федерации, Научно-исследовательского финансового института, Комитета Гражданских инициатив и Портала инициативных практик под руководством ведущего специалиста в области инициативного бюджетирования В. В. Вагина. Нормативно-правовой базой исследования послужили акты федеральных, региональных органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены ключевые концепции и теории публичного управления, а также особенности формирования новой модели общественного участия (партисипативной модели) в Российской Федерации.
Рассмотрен механизм инициативного бюджетирования: его место и роль в партисипативной модели управления, динамика ключевых показателей его развития, основные формы реализации, законодательная база, основные барьеры и направления развития.
Во второй главе представлены практические результаты, а именно: сбор и анализ первичных и вторичных данных в сфере оценки инициативного бюджетирования, результаты интервью с представителями органов власти и интервью с экспертом, email рассылки и опроса населения. Предложены подходы к оценке региональных программ и проектов инициативного бюджетирования, реализуемых на местном уровне, и рекомендации по их применению.
На основе первичной информации и анализа вторичных данных разработан подход и рекомендации к оценке программ (проектов) инициативного бюджетирования. Результаты работы могут быть положены в основу будущих исследований в области оценки инициативного бюджетирования. Кроме того, апробированный подход к оценке может применяться органами публичной власти в качестве инструмента контроля реализации практик инициативного бюджетирования на местном уровне.
Данное исследование направлено на анализ инициативного бюджетирования как одного из инструментов новой партисипативной модели публичного управления в Российской Федерации. За последние 10 лет инициативное бюджетирование получило широкое распространение в регионах, и в настоящее время всё больше субъектов внедряют данный механизм на местном уровне. В 2019 г. количество различных вариаций практик участия граждан в определении приоритетов части расходов бюджетов в 68 субъектах федерации составило 193 единицы, что почти в два раза превосходит данные 2018 г. (112 практик) и более чем в шесть раз число практик, реализованных в 2015 г. (31 практика) [НИФИ Минфина России, 2019, с. 5].
Вместе с тем подобные проекты реализуются на базе местных актов и законов, в условиях отсутствия единого законодательного регулирования. Как следствие, всего 1% средств местных бюджетов тратится с учетом мнения граждан [Единая Россия, официальный сайт, 2019].
Другой отличительной особенностью инициативного бюджетирования в Российской Федерации является то, что данный механизм характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов. В регионе может реализовываться одна, две и более практик инициативного бюджетирования. На уровне каждого субъекта устанавливается разное количество этапов проведения инициативного бюджетирования, форм участия населения, голосования, способов распределения финансовых средств и реализации проектов. С одной стороны, это приводит к возникновению уникальных практик, но, с другой, затрудняет установление единых правовых норм инициативного бюджетирования, а также процесс мониторинга и оценки результатов программ.
Решение проблемы отсутствия оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования актуально по ряду причин. В 2017 г. данное направление было выделено в качестве одного из приоритетных для организации регулярного мониторинга и создания условий развития инициативного бюджетирования [Дорожная карта по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации на период с 2018 г. по 2022 г., 2017, с. 29]. Более того, проблема актуальна в связи с вышедшим 3 февраля 2020 г. законопроектом, выдвинутым партией «Единая Россия», о закреплении единого механизма инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях [СОЗД, 2019]. Разработка показателей оценки инициативного бюджетирования рассматривается в качестве практического инструмента сравнения результативности и качества реализации программ (проектов) в рамках той или иной территории, что увеличит конкуренцию, а значит, и мотивацию регионов и населённых пунктов для совершенствования реализации инициативного бюджетирования.
В соответствии со сформулированной проблемой выделяется объект данного исследования — инициативное бюджетирование как инструмент партисипативного публичного управления, и предмет исследования — результаты программ инициативного бюджетирования.
Цель данного исследования - разработать рекомендации по оценке реализации программ (проектов) инициативного бюджетирования.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты партисипативного публичного управления;
2. Проанализировать динамику развития и особенности реализации инициативного бюджетирования в РФ;
3. Определить место и роль инициативного бюджетирования в системе партисипативного публичного управления в РФ ;
4. Проанализировать подходы к оценке инициативного бюджетирования:
a. проанализировать актуальные подходы к оценке инициативного бюджетирования в отечественной и зарубежной практике;
b. провести интервью о реализации оценки программ с представителями органов власти и экспертом в области инициативного бюджетирования в РФ
c. провести опрос населения с целью анализа опыта участия в проектах инициативного бюджетирования;
d. обобщить полученные первичные и вторичные данные;
5. Разработать подход к оценке программ (проектов) инициативного бюджетирования на местном и региональном уровнях;
6. Проанализировать проекты программы инициативного бюджетирования в одном из субъектов РФ;
7. Апробировать предложенный подход к оценке инициативного бюджетирования на местном уровне;
8. Предложить рекомендации к оценке программ и проектов инициативного бюджетирования.
Данная работа выполнена в формате эксплоративного исследования, поскольку инициативное бюджетирование в настоящее время является малоисследованным феноменом. В работе изучаются множественные подходы к оценке инициативного бюджетирования с целью их обобщения, систематизации, предложения нового способа оценки и формулирования предположений для дальнейшего исследования.
В основе исследования лежат концепции демократического управления (Governance) программы ООН, «Лестница гражданского участия» Ш. Арнштейн и теория партисипативной демократии К. Пейтмана. За основу разработки оценки программ (проектов) инициативного бюджетирования взяты логическая модель общественных изменений (United Way Worldwide, 1996) и методология составления индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index 4.0).
Методы сбора первичной информации в исследовании включают: 1) структурированное интервью с экспертом в области инициативного бюджетирования в РФ; 2) опрос представителей региональных органов власти; 3) глубинные интервью с представителями местных Администраций в исследуемых населенных пунктов; 4) опрос населения об опыте участия в программах инициативного бюджетирования.
В работе используются такие методы работы с данными, как: классификация, множественный case-study (3 кейса), сравнительный анализ и обобщение. Инструментом выполнения расчётов оценки на местном уровне является программа Microsoft Excel.
Методологическая база исследования публичного управления и его инструментов представлена научными статьями, монографиями, периодическими изданиями и книгами, посвященными вопросам функционирования, развития и регулирования механизмов публичного управления и инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
В работе используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов Российской Федерации, Научно-исследовательского финансового института, Комитета Гражданских инициатив и Портала инициативных практик под руководством ведущего специалиста в области инициативного бюджетирования В. В. Вагина. Нормативно-правовой базой исследования послужили акты федеральных, региональных органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены ключевые концепции и теории публичного управления, а также особенности формирования новой модели общественного участия (партисипативной модели) в Российской Федерации.
Рассмотрен механизм инициативного бюджетирования: его место и роль в партисипативной модели управления, динамика ключевых показателей его развития, основные формы реализации, законодательная база, основные барьеры и направления развития.
Во второй главе представлены практические результаты, а именно: сбор и анализ первичных и вторичных данных в сфере оценки инициативного бюджетирования, результаты интервью с представителями органов власти и интервью с экспертом, email рассылки и опроса населения. Предложены подходы к оценке региональных программ и проектов инициативного бюджетирования, реализуемых на местном уровне, и рекомендации по их применению.
На основе первичной информации и анализа вторичных данных разработан подход и рекомендации к оценке программ (проектов) инициативного бюджетирования. Результаты работы могут быть положены в основу будущих исследований в области оценки инициативного бюджетирования. Кроме того, апробированный подход к оценке может применяться органами публичной власти в качестве инструмента контроля реализации практик инициативного бюджетирования на местном уровне.
В настоящее время модель публичного управления в РФ находится на переходном этапе. Выделение среди принципов управления в РФ привлечение граждан к участию в решении общественно значимых проблем характеризует переход в публичном управлении к реализации партисипативной модели демократии. Одним из инструментов, направленным на вовлечение граждан в распределение бюджетных средств на основе приоритизации общественных проблем, является инициативное бюджетирование. Данный инструмент зародился в конце XX века Латинской Америке под официальным названием «партисипаторное бюджетирование» (participatory budgeting) и продолжает успешно реализовываться в различных странах мира. К 2019 г. в России инициативное бюджетирование распространилось в 68 субъектах РФ, преимущественно в форме регионального конкурсного отбора проектов.
В данном исследовании рассмотрен ряд вопросов, касающихся реализации инициативного бюджетирования в системе партисипативного публичного управления: история его развития, особенности реализации РФ, сравнение данного механизма с оригинальной зарубежной практикой партисипаторного бюджетирования (participatory budgeting), нормативно-правовая база инициативного бюджетирования и основные проблемы его развития. Кроме этого, рассмотрен ряд ключевых направлений, разработанных Министерством финансов РФ совместно со Всемирным Банком, по совершенствованию реализации данного механизма в субъектах и населённых пунктах РФ. Среди направлений выделяется особая задача по разработке и апробации регулярного мониторинга и оценки реализации программ и проектов инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях [Программа развития инициативного бюджетирования, 2017]. Именно на решение данной проблемы направлено данное исследование.
Анализ первичных и вторичных данных показал, что в настоящее время отсутствует общепринятый подход к оценке. Так, в 2017 г. экспертами В. В. и Н. В. Гавриловой была предпринята попытка разработки показателей реализации инициативного бюджетирования, но оценка так и не была апробирована. Также было выявлено, что на практике в настоящее время НИФИ Министерства финансов РФ осуществляется оценка по выявлению лучших практик на региональном уровне и субъектами РФ устанавливаются целевые показатели государственных региональных программах и конкурсные критерии отбора местных проектов. Анализ показателей данных подходов показал ограниченность по их применению к различным программам инициативного бюджетирования, а также отсутствие классификации показателей по уровню их применения (региональному или 84 местному). К тому же, используемые показатели не отражают особенности этапов инициативного бюджетирования и вклад основных стейкхолдеров.
Для того чтобы разработать подход к оценке программ (проектов) на уровне регионов и населённых пунктов РФ были использованы следующие источники: оценка практик партисипаторного бюджетирования на местном уровне, разработанная американской компанией «Participatory Budgeting Project»; подход к оценке эффективности и результативности реализации программ (практик) инициативного бюджетирования (совместный проект Министерства финансов РФ и Всемирного банка, 2019); подход к оценке на региональном и местном уровнях, предложенный ведущими экспертами В. В. Вагиным и Н. В. Гавриловой в 2017 г.
В качестве первичных источников получения информации о существующие подходах к оценке инициативного бюджетирования было проведено интервью с экспертом в области инициативного бюджетирования, опрос представителей 22 органов исполнительной власти субъектов РФ, два интервью с представителями органов местного самоуправления. Результаты анализа первичных данных доказали отсутствие общепринятого похода к оценке программ и проектов и в то же время, его необходимость для развития инициативного бюджетирования в РФ.
Также был проведен опрос участников проектов инициативного бюджетирования в пяти субъектах РФ, результаты которого дали практический взгляд населения «снизу» на необходимость оценки программ и проектов, а также на отношение к некоторым показателям, используемых в настоящее время для отбора проектов инициативного бюджетирования на региональном уровне. Результаты опроса были включены в подход к оценке реализации инициативного бюджетирования.
Результат исследования заключается в применении логической модели общественных изменений к оценке программ (практик) инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях, а именно оценку по 4 звеньям:
1. Затраченные ресурсы (inputs);
2. Качество реализации вовлечения граждан в выбор и реализации проектов (activities);
3. Результаты (outcomes);
4. Эффекты (impacts).
При разработке показателей оценки учитываются общий дизайн реализации инициативного бюджетирования, основные этапы, цели, задачи и функции основных стейкхолдеров программ и проектов инициативного бюджетирования. С учётом данных особенностей, предлагаемый подход к оценке позволяет оценить взаимосвязь вклада и ожидаемых результатов по программе (проекту) инициативного бюджетирования. Также на его основе представляется возможным отследить динамику развития реализации проектов инициативного бюджетирования в том или ином регионе или населенном пункте и сопоставить результаты между несколькими сопоставимыми программами или проектами.
Однако, важно учитывать ряд общих ограничений предлагаемого подхода: отсутствие возможности в рамках выпускной квалификационно работы апробировать оценку на региональном уровне и долгосрочные эффекты от реализации инициативного бюджетирования; а также малая выборка и схожесть по типу и стоимости апробированных проектов. Для нивелирования данных ограничений требуется проведение дальнейших исследований.
Часть исследования была посвящена апробации предложенной оценки на местном уровне на примере трёх проектов инициативного бюджетирования в Брянской области. Результаты оценки подтвердили возможность ранжирования и сопоставления итоговых значений проектов в нескольких населённых пунктах, что ведёт к созданию конкурентной основы реализации инициативного бюджетирования. Предполагается, что подобного рода оценка будет стимулировать участников, включая представителей власти, население и бизнес, к совершенствованию реализации практик (проектов) инициативного бюджетирования. На основе наглядного представления, какие конкретно звеньям оценки реализация проекта имеют низкие баллы, видется возможным разработка определённого плана действий основных стейкхолдеров по повышению значений показателей и достижению максимальной итоговой оценки проекта.
В целом, на основе результатов и выводов, полученных в результате апробации оценки на местном уровне, и с учётом ограничений исследования представляется возможным распространить оценку на другие города и села, реализующие проекты инициативного бюджетирования.
Результаты работы, включая разработанный подход на двух уровнях и апробацию нескольких проектов в населённых пунктах, могут быть использованы органами федеральной и региональной власти, органами местного самоуправления, сотрудниками Центра инициативного бюджетирования НИФИ и региональных проектных центров. Предлагаемый подход к оценке программ инициативного бюджетирования на уровне субъектов РФ и проектов, реализуемых в населённых пунктах РФ, с учётом ограничений данного исследования может быть использован в качестве основы для разработки общепринятого подхода к оценке реализации программ и проектов инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях.
В данном исследовании рассмотрен ряд вопросов, касающихся реализации инициативного бюджетирования в системе партисипативного публичного управления: история его развития, особенности реализации РФ, сравнение данного механизма с оригинальной зарубежной практикой партисипаторного бюджетирования (participatory budgeting), нормативно-правовая база инициативного бюджетирования и основные проблемы его развития. Кроме этого, рассмотрен ряд ключевых направлений, разработанных Министерством финансов РФ совместно со Всемирным Банком, по совершенствованию реализации данного механизма в субъектах и населённых пунктах РФ. Среди направлений выделяется особая задача по разработке и апробации регулярного мониторинга и оценки реализации программ и проектов инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях [Программа развития инициативного бюджетирования, 2017]. Именно на решение данной проблемы направлено данное исследование.
Анализ первичных и вторичных данных показал, что в настоящее время отсутствует общепринятый подход к оценке. Так, в 2017 г. экспертами В. В. и Н. В. Гавриловой была предпринята попытка разработки показателей реализации инициативного бюджетирования, но оценка так и не была апробирована. Также было выявлено, что на практике в настоящее время НИФИ Министерства финансов РФ осуществляется оценка по выявлению лучших практик на региональном уровне и субъектами РФ устанавливаются целевые показатели государственных региональных программах и конкурсные критерии отбора местных проектов. Анализ показателей данных подходов показал ограниченность по их применению к различным программам инициативного бюджетирования, а также отсутствие классификации показателей по уровню их применения (региональному или 84 местному). К тому же, используемые показатели не отражают особенности этапов инициативного бюджетирования и вклад основных стейкхолдеров.
Для того чтобы разработать подход к оценке программ (проектов) на уровне регионов и населённых пунктов РФ были использованы следующие источники: оценка практик партисипаторного бюджетирования на местном уровне, разработанная американской компанией «Participatory Budgeting Project»; подход к оценке эффективности и результативности реализации программ (практик) инициативного бюджетирования (совместный проект Министерства финансов РФ и Всемирного банка, 2019); подход к оценке на региональном и местном уровнях, предложенный ведущими экспертами В. В. Вагиным и Н. В. Гавриловой в 2017 г.
В качестве первичных источников получения информации о существующие подходах к оценке инициативного бюджетирования было проведено интервью с экспертом в области инициативного бюджетирования, опрос представителей 22 органов исполнительной власти субъектов РФ, два интервью с представителями органов местного самоуправления. Результаты анализа первичных данных доказали отсутствие общепринятого похода к оценке программ и проектов и в то же время, его необходимость для развития инициативного бюджетирования в РФ.
Также был проведен опрос участников проектов инициативного бюджетирования в пяти субъектах РФ, результаты которого дали практический взгляд населения «снизу» на необходимость оценки программ и проектов, а также на отношение к некоторым показателям, используемых в настоящее время для отбора проектов инициативного бюджетирования на региональном уровне. Результаты опроса были включены в подход к оценке реализации инициативного бюджетирования.
Результат исследования заключается в применении логической модели общественных изменений к оценке программ (практик) инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях, а именно оценку по 4 звеньям:
1. Затраченные ресурсы (inputs);
2. Качество реализации вовлечения граждан в выбор и реализации проектов (activities);
3. Результаты (outcomes);
4. Эффекты (impacts).
При разработке показателей оценки учитываются общий дизайн реализации инициативного бюджетирования, основные этапы, цели, задачи и функции основных стейкхолдеров программ и проектов инициативного бюджетирования. С учётом данных особенностей, предлагаемый подход к оценке позволяет оценить взаимосвязь вклада и ожидаемых результатов по программе (проекту) инициативного бюджетирования. Также на его основе представляется возможным отследить динамику развития реализации проектов инициативного бюджетирования в том или ином регионе или населенном пункте и сопоставить результаты между несколькими сопоставимыми программами или проектами.
Однако, важно учитывать ряд общих ограничений предлагаемого подхода: отсутствие возможности в рамках выпускной квалификационно работы апробировать оценку на региональном уровне и долгосрочные эффекты от реализации инициативного бюджетирования; а также малая выборка и схожесть по типу и стоимости апробированных проектов. Для нивелирования данных ограничений требуется проведение дальнейших исследований.
Часть исследования была посвящена апробации предложенной оценки на местном уровне на примере трёх проектов инициативного бюджетирования в Брянской области. Результаты оценки подтвердили возможность ранжирования и сопоставления итоговых значений проектов в нескольких населённых пунктах, что ведёт к созданию конкурентной основы реализации инициативного бюджетирования. Предполагается, что подобного рода оценка будет стимулировать участников, включая представителей власти, население и бизнес, к совершенствованию реализации практик (проектов) инициативного бюджетирования. На основе наглядного представления, какие конкретно звеньям оценки реализация проекта имеют низкие баллы, видется возможным разработка определённого плана действий основных стейкхолдеров по повышению значений показателей и достижению максимальной итоговой оценки проекта.
В целом, на основе результатов и выводов, полученных в результате апробации оценки на местном уровне, и с учётом ограничений исследования представляется возможным распространить оценку на другие города и села, реализующие проекты инициативного бюджетирования.
Результаты работы, включая разработанный подход на двух уровнях и апробацию нескольких проектов в населённых пунктах, могут быть использованы органами федеральной и региональной власти, органами местного самоуправления, сотрудниками Центра инициативного бюджетирования НИФИ и региональных проектных центров. Предлагаемый подход к оценке программ инициативного бюджетирования на уровне субъектов РФ и проектов, реализуемых в населённых пунктах РФ, с учётом ограничений данного исследования может быть использован в качестве основы для разработки общепринятого подхода к оценке реализации программ и проектов инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПАРТИСИПАТИВНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ПАРТИСИПАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



