Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Остинатность как художественный прием в музыкальных жанрах эпохи барокко (Музыкальная литература, Ставропольский Краевой Музыкальный Колледж)

Работа №129698

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

музыка

Объем работы29
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.ОСТИНАТНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРАХ ЭПОХИ БАРОККО
1.1.«Чакона» и «пассакалья» в теоретической литературе……………….4
1.2. Из истории basso ostinato …6
1.3. Остинатность как средство выразительности в музыке………………10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМАТИЗМА BASSO OSTINATO
2.1.Тематизм basso ostinato …………14
2.2.Чакона И.С.Баха …………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………… ………….. ……….23
ПРИМЕЧАНИЯ ……………………………………………………………….24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….26
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема остинатности в музыке на современном этапе представляется значительной и актуальной. Об этом говорит многочисленная литература, посвящённая этим вопросам. Такой интерес не случаен. В музыкальной практике встречаются примеры разнообразного использования остинатности на протяжении нескольких столетий. Богатые выразительные возможности остинато привлекали представителей разных национальных школ и времен. Особый интерес к этому старинному приёму проявляли композиторы эпохи барокко1. Художественные особенности и значение basso ostinato2 связано и с его конструктивными предпосылками, позволяющими воплощать глубокое содержание.
Если на первых порах поиски в формообразовании, вероятно, были главной причиной обращения к basso ostinato, то в дальнейшем художественное значение таких вариаций постепенно расширялось: всё более осознавались и реализовывались их выразительные возможности. В вариациях на выдержанный бас отразились существенные черты художественного стиля, именуемого «барокко» и проявившего себя в различных искусствах. Эти черты – возвышенность содержания, часто совмещаемая с грандиозностью форм.
Вопрос о художественном воздействии basso ostinato, о его основах очень важен. Несмотря на неизменность (или малую изменяемость) баса, равнодлительность и структурное тождество построений, сохранение гармонической основы, иногда очень большое число проведений, эмоциональное воздействие музыки имеет очень большую силу.
Этот «секрет» не сводится к безостановочному обновлению ткани. Он заключается и в том, что «бесконечная» цепь басов гармонирует с духом повествовательности, с рассредоточенной ровностью музыки.
Обращение к данной теме оправдано неиссякаемыми возможностями приема и постоянным интересом к остинатности композиторов последующих эпох3


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Не ослабевает интерес к данной форме у композиторов нашего времени.
Корни, заложенные композиторами-инструменталистами XVI – XVII века, востребованы в музыке ХХ столетия и современности. В Пассакалье автор следует сложившейся драматической концепции, идущей ещё от Баха и получившей дальнейшее развитие в творчестве Шостаковича, и создаёт яркое, полное внутренних контрастов целостное произведение.
Многие тесно связывает выразительность остинатного баса со сценическим оперным действием, наследуя традиции, идущие от Пёрселла и ещё ранее – от К. Монтеверди. Basso ostinato в операх Бриттена становится средством сгущения драматизма в определённой ситуации. Назовём четыре пьесы из «Полифонической тетради» Р. Щедрина.
Так традиции basso ostinato находят продолжение и творческое развитие в произведениях многих композиторов XX века, получая самобытное, индивидуальное преломление, что доказывает большую жизненную силу старинной формы, широту её выразительных и структурных возможностей.



1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. II. Интонация. Л., 1971
2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978
3. Бобровский В. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д.Шостаковича, в сб. Музыка и современность, вып.I, М., 1962
4. Котляревский И. Хроматика и некоторые вопросы формообразования в музыке эпохи Возрождения. – В кн.: Сборник статей по музыкознанию,
вып. 3. Новосибирск , 1969

5. Мазель Л. Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967
6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979
7. Музыка. Золотой фонд, Энциклопедия. Ред. Келдыш Г. М., «Советская энциклопедия», 1990

8. Протопопов В.В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – нач. XIX веков. М., 1979
9. Словарь иностранных музыкальных терминов. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. – Л., 1977

10. Универсальный энциклопедический словарь. М., «Большая российская энциклопедия», 2002

11. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1987
12. Цукерман В. Динамический принцип в музыкальной форме. М., 1982
13. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1974
14. Ярустовский И. Музыка ХХ века. М., 1983


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ