Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Московский гуманитарно-экономический университет.
Выборка: 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологические основы стрессоустойчивости личности 15
1.3 Общие характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте…… 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 40
2.1 Описательная статистика и сравнительный анализ полученных данных 40
2.2 Результаты корреляционного анализа 61
2.3 Практические рекомендации по развитию резистентности к стрессу 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
База исследования: Московский гуманитарно-экономический университет.
Выборка: 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологические основы стрессоустойчивости личности 15
1.3 Общие характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте…… 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 40
2.1 Описательная статистика и сравнительный анализ полученных данных 40
2.2 Результаты корреляционного анализа 61
2.3 Практические рекомендации по развитию резистентности к стрессу 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования проблемы резистентности к стрессу обусловлена резким распространением объема информации в жизни современного человека, это дает возможность получать большое количество информации, а значит и иметь больше причин для волнений и тревог. Частые конфликты и сильное внутреннее напряжения могут вызвать сложные физиологические изменения в организме человека, а сильное эмоциональное напряжение – привести к возникновению стресса. Указанные выше причины, постоянные нововведения в системе высшего образования России, а также нестабильная социально-политическая обстановка, требуют дополнительного изучение проблем стресса у студенческой молодежи.
Резистентность к стрессу студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, например, таких как экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, постоянное состояние стресса и его последствия представляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов.
Cовременные студенты вузов все чаще испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения. Ведь их юность – это период формирования будущей профессиональной карьеры, где уровень стрессоустойчивости имеет прямое влияние на успех и образ жизни. И это имеет большое значение для общества. Залогом психического здоровья и социальной стабильности является формирование стрессоустойчивости, которая позволяет прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
В отношении к учебной деятельности сегодня наблюдается негативная тенденция. Одной из причин такого положения является снижение уровня стрессоустойчивости студентов, что приводит к нарушениям в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах их деятельности. В рамках прикладной психологии тематика стресса у студентов является актуальной, поскольку стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Более того, одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus J. Suls и др).
Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян, А.А. Напримеров, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).
Таким образом, проблема исследования связана с недостаточной изученностью темы формирования стрессоустойчивости у студентов, в то время как исследований, посвященных развитию стрессоустойчивости у педагогического состава ВУЗов на порядок больше.
Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:
– между теоретико-методологическим осмыслением данной проблемы и степенью ее недостаточной изученности в педагогической психологии;
– между теоретической разработанностью проблем стрессоустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрением их относительно развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов;
– между практической необходимостью развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и отсутствием психолого- педагогических технологий по развитию позитивного отношения к учебной деятельности у студентов.
Цель исследования: исследовать особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте и определить наличие взаимосвязей между стрессоустойчивостью, мотивацией достижения, прокрастинацией и проспективным мышлением у студентов разных специальностей.
Объект исследования: резистентность к стрессу.
Предмет исследования: Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют различия в уровне резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» и что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и мотивацией достижения у студентов, академической прокрастинацией, проспективным мышлением.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить психологические основы стрессоустойчивости личности и выявить характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте.
3. Провести исследование особенностей резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и «Менеджмент».
4. Осуществить сравнительный и корреляционный анализ полученных данных.
Методы и методики исследования: общенаучные методы, анкетирование, тестирование, статистические методы (U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
Психодиагностические методики:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова),
2. Шкала оценки прокрастинации PASS» L. J. Solomon, E. D. Rothblum (русскоязычная адаптация М. В. Зверевой),
3. Тест «Беглость проспективного мышления» (Future Thinking Task), опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;
- математической статистики: U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Новизна исследования состоит в поиске и выявлении специфичных особенностей стрессоустойчивости в юношеском возрасте. Решение задач настоящей работы вносит дополнительную информацию в систему знаний относительно характеристик эмоционально-личностной сферы личности студента.
Эмпирическая база: Московский гуманитарно-экономический университет.
Характеристика выборки: студенты, обучающиеся по двум направлениям: «Менеджмент» и «Психология». Выборку составили 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Новизна исследования состоит в поиске взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости студентов и такими показателями как мотивация достижения, академическая прокрастинация и проспективное мышление.
Практическая значимость работы: состоит в возможности применения результатов работы для составления психотерапевтических мероприятий и психокоррекционных программ, направленных на внесение изменений высокой личностной стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
Структура работы представлена следующими разделами: введением, тремя главами, в которых представлен теоретический обзор источников по теме, а также изложены результаты эмпирического исследования, заключением и списком использованных источников.
Резистентность к стрессу студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, например, таких как экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, постоянное состояние стресса и его последствия представляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов.
Cовременные студенты вузов все чаще испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения. Ведь их юность – это период формирования будущей профессиональной карьеры, где уровень стрессоустойчивости имеет прямое влияние на успех и образ жизни. И это имеет большое значение для общества. Залогом психического здоровья и социальной стабильности является формирование стрессоустойчивости, которая позволяет прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
В отношении к учебной деятельности сегодня наблюдается негативная тенденция. Одной из причин такого положения является снижение уровня стрессоустойчивости студентов, что приводит к нарушениям в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах их деятельности. В рамках прикладной психологии тематика стресса у студентов является актуальной, поскольку стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Более того, одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus J. Suls и др).
Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян, А.А. Напримеров, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).
Таким образом, проблема исследования связана с недостаточной изученностью темы формирования стрессоустойчивости у студентов, в то время как исследований, посвященных развитию стрессоустойчивости у педагогического состава ВУЗов на порядок больше.
Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:
– между теоретико-методологическим осмыслением данной проблемы и степенью ее недостаточной изученности в педагогической психологии;
– между теоретической разработанностью проблем стрессоустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрением их относительно развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов;
– между практической необходимостью развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и отсутствием психолого- педагогических технологий по развитию позитивного отношения к учебной деятельности у студентов.
Цель исследования: исследовать особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте и определить наличие взаимосвязей между стрессоустойчивостью, мотивацией достижения, прокрастинацией и проспективным мышлением у студентов разных специальностей.
Объект исследования: резистентность к стрессу.
Предмет исследования: Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют различия в уровне резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» и что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и мотивацией достижения у студентов, академической прокрастинацией, проспективным мышлением.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить психологические основы стрессоустойчивости личности и выявить характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте.
3. Провести исследование особенностей резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и «Менеджмент».
4. Осуществить сравнительный и корреляционный анализ полученных данных.
Методы и методики исследования: общенаучные методы, анкетирование, тестирование, статистические методы (U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
Психодиагностические методики:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова),
2. Шкала оценки прокрастинации PASS» L. J. Solomon, E. D. Rothblum (русскоязычная адаптация М. В. Зверевой),
3. Тест «Беглость проспективного мышления» (Future Thinking Task), опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;
- математической статистики: U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Новизна исследования состоит в поиске и выявлении специфичных особенностей стрессоустойчивости в юношеском возрасте. Решение задач настоящей работы вносит дополнительную информацию в систему знаний относительно характеристик эмоционально-личностной сферы личности студента.
Эмпирическая база: Московский гуманитарно-экономический университет.
Характеристика выборки: студенты, обучающиеся по двум направлениям: «Менеджмент» и «Психология». Выборку составили 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Новизна исследования состоит в поиске взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости студентов и такими показателями как мотивация достижения, академическая прокрастинация и проспективное мышление.
Практическая значимость работы: состоит в возможности применения результатов работы для составления психотерапевтических мероприятий и психокоррекционных программ, направленных на внесение изменений высокой личностной стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
Структура работы представлена следующими разделами: введением, тремя главами, в которых представлен теоретический обзор источников по теме, а также изложены результаты эмпирического исследования, заключением и списком использованных источников.
Итак, в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к определению и измерению резистентности к стрессу. Это связано с тем, что само понятие «резистентность к стрессу» имеет несколько интерпретаций и может включать в себя различные аспекты.
Не все юноши испытывают одинаковую степень резистентности к стрессу. Резистентность к стрессу - это способность человека справляться с трудностями и сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях. Исследования показывают, что высокая резистентность к стрессу в юношеском возрасте может быть связана с определенными личностными характеристиками, такими как оптимизм, самоконтроль и социальная поддержка. Кроме того, важную роль играет также генетическая предрасположенность к резистентности к стрессу. Индивидуальные различия могут играть значительную роль в способности справляться со стрессом. Некоторые люди обладают более высоким уровнем резистентности, что позволяет им эффективно справляться с жизненными трудностями и поддерживать психическое благополучие даже в условиях повышенного стресса.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать вывод, что студенты, обучающиеся по специальности «Психология»:
- преимущественно имеют средний уровень стрессоустойчивости - 31%. Средний уровень может быть определен как способность человека адаптироваться к новым условиям и демонстрировать устойчивость во время непредсказуемых ситуаций. Студенты со средним уровнем стрессоустойчивости обычно не позволяют стрессу захватить их полностью, они способны довольно быстро оценить ситуацию, принять необходимые меры и приспособиться к новым обстоятельствам. Они обладают умеренной реакцией на стрессовые факторы, что позволяет им сохранять эмоциональную стабильность и продуктивность в учебе и работе;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 80% выборки студентов-психологов;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у подавляющего большинства студентов-психологов (86%). Такой показатель говорит о собранности, дисциплинированности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, поэтому в учебе они, чаще всего успешны, у них не бывает академических задолженностей и неудач в учебе, связанных с нарушением сроков выполнения тех или иных работ или подготовке к экзаменам;
- позитивную оценку будущих событий дает большинство студентов-психологов – 86%, это касается практически всех сфер жизни: достижений, отношений, здоровья.
Несколько иная картина наблюдается у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»:
- для данной выборки преимущественным является уровень стрессоустойчивости «чуть ниже среднего» - он характерен для 46% респондентов. Эти студенты могут испытывать большую чувствительность к стрессовым ситуациям и иметь трудности в совладании со стрессом. Это может проявляться в нервозности, тревожности, снижении работоспособности и проблемах с сосредоточением. Они могут быть более восприимчивыми к физическим и эмоциональным проявлениям стресса, что приводит к ухудшению общего самочувствия и качества жизни;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 74% выборки студентов-менеджеров. Мотивация достижения успеха – это состояние внутренней энергии и стремления, которое побуждает личность к постановке и достижению целей, преодолению трудностей и превращению мечтаний в реальность. Таким студентам присуща уверенность в своих силах и способностях, что позволяет им не останавливаться перед трудностями и продолжать двигаться вперед;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у большинства студентов-менеджеров (65%). Такой показатель говорит о собранности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, нарушение сроков для них неприемлемо, даже если требуемое задание вызывает у них скуку и другие негативные эмоции;
- негативную оценку будущих событий дает большинство студентов-менеджеров – 70%, в основном это касается сферы достижений и здоровья. Позитивные ожидания присущи 30% выборки.
Корреляционный анализ показал, что в подвыборке студентов-психологов существует сильная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и проспективным мышлением – чем выше резистентность к стрессу, позитивнее проспективное мышление. Такая взаимосвязь кажется нам логичной, у людей, которые настроены на позитив, представляют свое будущее позитивным, прорисовывают план достижений на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы показывают высокий уровень резистентности к стрессу.
Обратная зависимость средней степени значимости выявлена нами между показателями мотивации достижения и прокрастинацией, то есть, нацеленные на успех студенты не склонны к прокрастинации. Такое положение вещей кажется нам логичным, организованные, дисциплинированные студенты, которые придерживаются четкого плана и сроков обучения являются мотивированными на достижение высоких результатов в учебе.
В подвыборке студентов-менеджеров картина иная: существует сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; выраженная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и прокрастинацией; выраженная обратная зависимость между мотивацией достижения и прокрастинацией; сильная обратная зависимость между прокрастинацией и проспективным мышлением; выраженная зависимость между мотивацией достижения и проспективным мышлением.
Таким образом, цель работы была достигнута, гипотеза частично подтверждена.
Не все юноши испытывают одинаковую степень резистентности к стрессу. Резистентность к стрессу - это способность человека справляться с трудностями и сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях. Исследования показывают, что высокая резистентность к стрессу в юношеском возрасте может быть связана с определенными личностными характеристиками, такими как оптимизм, самоконтроль и социальная поддержка. Кроме того, важную роль играет также генетическая предрасположенность к резистентности к стрессу. Индивидуальные различия могут играть значительную роль в способности справляться со стрессом. Некоторые люди обладают более высоким уровнем резистентности, что позволяет им эффективно справляться с жизненными трудностями и поддерживать психическое благополучие даже в условиях повышенного стресса.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать вывод, что студенты, обучающиеся по специальности «Психология»:
- преимущественно имеют средний уровень стрессоустойчивости - 31%. Средний уровень может быть определен как способность человека адаптироваться к новым условиям и демонстрировать устойчивость во время непредсказуемых ситуаций. Студенты со средним уровнем стрессоустойчивости обычно не позволяют стрессу захватить их полностью, они способны довольно быстро оценить ситуацию, принять необходимые меры и приспособиться к новым обстоятельствам. Они обладают умеренной реакцией на стрессовые факторы, что позволяет им сохранять эмоциональную стабильность и продуктивность в учебе и работе;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 80% выборки студентов-психологов;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у подавляющего большинства студентов-психологов (86%). Такой показатель говорит о собранности, дисциплинированности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, поэтому в учебе они, чаще всего успешны, у них не бывает академических задолженностей и неудач в учебе, связанных с нарушением сроков выполнения тех или иных работ или подготовке к экзаменам;
- позитивную оценку будущих событий дает большинство студентов-психологов – 86%, это касается практически всех сфер жизни: достижений, отношений, здоровья.
Несколько иная картина наблюдается у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»:
- для данной выборки преимущественным является уровень стрессоустойчивости «чуть ниже среднего» - он характерен для 46% респондентов. Эти студенты могут испытывать большую чувствительность к стрессовым ситуациям и иметь трудности в совладании со стрессом. Это может проявляться в нервозности, тревожности, снижении работоспособности и проблемах с сосредоточением. Они могут быть более восприимчивыми к физическим и эмоциональным проявлениям стресса, что приводит к ухудшению общего самочувствия и качества жизни;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 74% выборки студентов-менеджеров. Мотивация достижения успеха – это состояние внутренней энергии и стремления, которое побуждает личность к постановке и достижению целей, преодолению трудностей и превращению мечтаний в реальность. Таким студентам присуща уверенность в своих силах и способностях, что позволяет им не останавливаться перед трудностями и продолжать двигаться вперед;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у большинства студентов-менеджеров (65%). Такой показатель говорит о собранности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, нарушение сроков для них неприемлемо, даже если требуемое задание вызывает у них скуку и другие негативные эмоции;
- негативную оценку будущих событий дает большинство студентов-менеджеров – 70%, в основном это касается сферы достижений и здоровья. Позитивные ожидания присущи 30% выборки.
Корреляционный анализ показал, что в подвыборке студентов-психологов существует сильная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и проспективным мышлением – чем выше резистентность к стрессу, позитивнее проспективное мышление. Такая взаимосвязь кажется нам логичной, у людей, которые настроены на позитив, представляют свое будущее позитивным, прорисовывают план достижений на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы показывают высокий уровень резистентности к стрессу.
Обратная зависимость средней степени значимости выявлена нами между показателями мотивации достижения и прокрастинацией, то есть, нацеленные на успех студенты не склонны к прокрастинации. Такое положение вещей кажется нам логичным, организованные, дисциплинированные студенты, которые придерживаются четкого плана и сроков обучения являются мотивированными на достижение высоких результатов в учебе.
В подвыборке студентов-менеджеров картина иная: существует сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; выраженная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и прокрастинацией; выраженная обратная зависимость между мотивацией достижения и прокрастинацией; сильная обратная зависимость между прокрастинацией и проспективным мышлением; выраженная зависимость между мотивацией достижения и проспективным мышлением.
Таким образом, цель работы была достигнута, гипотеза частично подтверждена.
Подобные работы
- Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2008



