Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Московский гуманитарно-экономический университет.
Выборка: 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологические основы стрессоустойчивости личности 15
1.3 Общие характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте…… 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 40
2.1 Описательная статистика и сравнительный анализ полученных данных 40
2.2 Результаты корреляционного анализа 61
2.3 Практические рекомендации по развитию резистентности к стрессу 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования проблемы резистентности к стрессу обусловлена резким распространением объема информации в жизни современного человека, это дает возможность получать большое количество информации, а значит и иметь больше причин для волнений и тревог. Частые конфликты и сильное внутреннее напряжения могут вызвать сложные физиологические изменения в организме человека, а сильное эмоциональное напряжение – привести к возникновению стресса. Указанные выше причины, постоянные нововведения в системе высшего образования России, а также нестабильная социально-политическая обстановка, требуют дополнительного изучение проблем стресса у студенческой молодежи.
Резистентность к стрессу студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, например, таких как экзамены, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, постоянное состояние стресса и его последствия представляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов.
Cовременные студенты вузов все чаще испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения. Ведь их юность – это период формирования будущей профессиональной карьеры, где уровень стрессоустойчивости имеет прямое влияние на успех и образ жизни. И это имеет большое значение для общества. Залогом психического здоровья и социальной стабильности является формирование стрессоустойчивости, которая позволяет прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
В отношении к учебной деятельности сегодня наблюдается негативная тенденция. Одной из причин такого положения является снижение уровня стрессоустойчивости студентов, что приводит к нарушениям в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах их деятельности. В рамках прикладной психологии тематика стресса у студентов является актуальной, поскольку стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Более того, одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации.
Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus J. Suls и др).
Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян, А.А. Напримеров, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).
Таким образом, проблема исследования связана с недостаточной изученностью темы формирования стрессоустойчивости у студентов, в то время как исследований, посвященных развитию стрессоустойчивости у педагогического состава ВУЗов на порядок больше.
Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:
– между теоретико-методологическим осмыслением данной проблемы и степенью ее недостаточной изученности в педагогической психологии;
– между теоретической разработанностью проблем стрессоустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрением их относительно развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов;
– между практической необходимостью развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и отсутствием психолого- педагогических технологий по развитию позитивного отношения к учебной деятельности у студентов.
Цель исследования: исследовать особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте и определить наличие взаимосвязей между стрессоустойчивостью, мотивацией достижения, прокрастинацией и проспективным мышлением у студентов разных специальностей.
Объект исследования: резистентность к стрессу.
Предмет исследования: Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют различия в уровне резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» и что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и мотивацией достижения у студентов, академической прокрастинацией, проспективным мышлением.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию резистентности к стрессу в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить психологические основы стрессоустойчивости личности и выявить характеристики устойчивости к стрессу в юношеском возрасте.
3. Провести исследование особенностей резистентности к стрессу у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и «Менеджмент».
4. Осуществить сравнительный и корреляционный анализ полученных данных.
Методы и методики исследования: общенаучные методы, анкетирование, тестирование, статистические методы (U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена).
Психодиагностические методики:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова),
2. Шкала оценки прокрастинации PASS» L. J. Solomon, E. D. Rothblum (русскоязычная адаптация М. В. Зверевой),
3. Тест «Беглость проспективного мышления» (Future Thinking Task), опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;
- математической статистики: U-критерий Мнна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Новизна исследования состоит в поиске и выявлении специфичных особенностей стрессоустойчивости в юношеском возрасте. Решение задач настоящей работы вносит дополнительную информацию в систему знаний относительно характеристик эмоционально-личностной сферы личности студента.
Эмпирическая база: Московский гуманитарно-экономический университет.
Характеристика выборки: студенты, обучающиеся по двум направлениям: «Менеджмент» и «Психология». Выборку составили 70 человек – 35 обучающихся с потока «Психология» - 3 курс и 35 студентов с потока «Менеджмент» - 3 курс. Возраст испытуемых: 20-21 год.
Новизна исследования состоит в поиске взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости студентов и такими показателями как мотивация достижения, академическая прокрастинация и проспективное мышление.
Практическая значимость работы: состоит в возможности применения результатов работы для составления психотерапевтических мероприятий и психокоррекционных программ, направленных на внесение изменений высокой личностной стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
Структура работы представлена следующими разделами: введением, тремя главами, в которых представлен теоретический обзор источников по теме, а также изложены результаты эмпирического исследования, заключением и списком использованных источников.
Итак, в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к определению и измерению резистентности к стрессу. Это связано с тем, что само понятие «резистентность к стрессу» имеет несколько интерпретаций и может включать в себя различные аспекты.
Не все юноши испытывают одинаковую степень резистентности к стрессу. Резистентность к стрессу - это способность человека справляться с трудностями и сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях. Исследования показывают, что высокая резистентность к стрессу в юношеском возрасте может быть связана с определенными личностными характеристиками, такими как оптимизм, самоконтроль и социальная поддержка. Кроме того, важную роль играет также генетическая предрасположенность к резистентности к стрессу. Индивидуальные различия могут играть значительную роль в способности справляться со стрессом. Некоторые люди обладают более высоким уровнем резистентности, что позволяет им эффективно справляться с жизненными трудностями и поддерживать психическое благополучие даже в условиях повышенного стресса.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать вывод, что студенты, обучающиеся по специальности «Психология»:
- преимущественно имеют средний уровень стрессоустойчивости - 31%. Средний уровень может быть определен как способность человека адаптироваться к новым условиям и демонстрировать устойчивость во время непредсказуемых ситуаций. Студенты со средним уровнем стрессоустойчивости обычно не позволяют стрессу захватить их полностью, они способны довольно быстро оценить ситуацию, принять необходимые меры и приспособиться к новым обстоятельствам. Они обладают умеренной реакцией на стрессовые факторы, что позволяет им сохранять эмоциональную стабильность и продуктивность в учебе и работе;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 80% выборки студентов-психологов;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у подавляющего большинства студентов-психологов (86%). Такой показатель говорит о собранности, дисциплинированности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, поэтому в учебе они, чаще всего успешны, у них не бывает академических задолженностей и неудач в учебе, связанных с нарушением сроков выполнения тех или иных работ или подготовке к экзаменам;
- позитивную оценку будущих событий дает большинство студентов-психологов – 86%, это касается практически всех сфер жизни: достижений, отношений, здоровья.
Несколько иная картина наблюдается у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»:
- для данной выборки преимущественным является уровень стрессоустойчивости «чуть ниже среднего» - он характерен для 46% респондентов. Эти студенты могут испытывать большую чувствительность к стрессовым ситуациям и иметь трудности в совладании со стрессом. Это может проявляться в нервозности, тревожности, снижении работоспособности и проблемах с сосредоточением. Они могут быть более восприимчивыми к физическим и эмоциональным проявлениям стресса, что приводит к ухудшению общего самочувствия и качества жизни;
- выраженная мотивация достижения успеха является ключевым фактором, определяющим прогресс и развитие в личной и профессиональной сферах, данный вид мотивации мы определили у 74% выборки студентов-менеджеров. Мотивация достижения успеха – это состояние внутренней энергии и стремления, которое побуждает личность к постановке и достижению целей, преодолению трудностей и превращению мечтаний в реальность. Таким студентам присуща уверенность в своих силах и способностях, что позволяет им не останавливаться перед трудностями и продолжать двигаться вперед;
- низкая частота прокрастинации была выявлена у большинства студентов-менеджеров (65%). Такой показатель говорит о собранности и ответственности студентов. Они привыкли в срок выполнять все задания, не любят торопиться и выполнять дела в последний момент, нарушение сроков для них неприемлемо, даже если требуемое задание вызывает у них скуку и другие негативные эмоции;
- негативную оценку будущих событий дает большинство студентов-менеджеров – 70%, в основном это касается сферы достижений и здоровья. Позитивные ожидания присущи 30% выборки.
Корреляционный анализ показал, что в подвыборке студентов-психологов существует сильная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и проспективным мышлением – чем выше резистентность к стрессу, позитивнее проспективное мышление. Такая взаимосвязь кажется нам логичной, у людей, которые настроены на позитив, представляют свое будущее позитивным, прорисовывают план достижений на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы показывают высокий уровень резистентности к стрессу.
Обратная зависимость средней степени значимости выявлена нами между показателями мотивации достижения и прокрастинацией, то есть, нацеленные на успех студенты не склонны к прокрастинации. Такое положение вещей кажется нам логичным, организованные, дисциплинированные студенты, которые придерживаются четкого плана и сроков обучения являются мотивированными на достижение высоких результатов в учебе.
В подвыборке студентов-менеджеров картина иная: существует сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; сильная зависимость между показателями стрессоустойчивости и мотивацией достижения; выраженная обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и прокрастинацией; выраженная обратная зависимость между мотивацией достижения и прокрастинацией; сильная обратная зависимость между прокрастинацией и проспективным мышлением; выраженная зависимость между мотивацией достижения и проспективным мышлением.
Таким образом, цель работы была достигнута, гипотеза частично подтверждена.
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире [Текст] / Л.А. Александрова // Психология здоровья и безопасности человека. - №3. – 2014. – С. 23-45
2. Алексеев, А. В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции [Текст] / А. В. Алексеев. – М. Просвещение, 2012. – 105 с.
3. Анцыферова JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 3 - 12.
4. Бадмаева З.А. Проблемы формирования стрессоустойчивости у студентов / З.А. Бадмаева, Б.П. Джилеева // Инновационная наука. 2020. № 5. С. 171-172.
5. Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113.
6. Берстенева, С. В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности [Текст] / С. В. Берстенева // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии ; сост. Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург, 2013. — С. 7-11.
7. Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию [Текст] / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4 (26). - 2015. – С. 22-29
8. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека [Текст] / С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 32. - С. 23-28
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: Когито-Центр, 2018. – 225 с.
10. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора [Текст] / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2020. - Т. 21. - № 4. - С. 32 - 44.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 378 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст]: учеб. пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2019. – 336 с.
14. Волков Б.С. Психология подростка [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 322 с.
15. Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию [Текст] / Н.М. Волобуева // Научные ведомости серия гуманитарные науки. - № 12. – 2014. – С. 12-19
16. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.
17. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Просвещение 2014. – 256 с.
18. Гранковская Р.М. Защита личности: психологические механизмы [Текст] / Р.М. Гранковская, И.М. Никольская. – СПб: Знание, 1998. – 225 с.
19. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие [Текст]. – М., 2018. – 325 с.
20. Егорова, О.В. Жизнестойкость личности: теория, исследования, психологическая практика [Текст] / О.В. Егорова, О.И. Ефимова, А.А. Ощепков и др. - Ульяновск, 2019. – 221 с.
21. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. – СПб. : Речь, 2002. – 80 с.
22. Залыгаева, С.А. Исследование особенностей стрессоустойчивости и копинг-стратегий у представителей экстремальных профессий [Текст] / С.А. Залыгаева, М.Д. Зайцев // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 29-32.
23. Захарова И.С. Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости менеджеров в условиях кризиса [Текст] / И.С. Захарова // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 53. С. 1668-1672.
24. Зеленская М.В. Особенности совладающего поведения у подростков [Текст] / М.В. Зеленская // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. 2016. С. 104-108
25. Зиборова А.В. Формирование совладающего поведения подростков в ситуации стресса [Текст] / А.В, Зиборова // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5. № 3. С. 88-92.
26. Изотова М. Подростки в поисках эмоционального комфорта. Пособие для родителей [Текст] / М. Изотова. - Санкт Петербург: Геос, 2020. 218 с.
27. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни [Текст] / Е. Р. Исаева. – СПб: Санкт-Петербургский Государственный Медицинский университет им. Академика И. П. Павлова, 2019. – 136 c.
28. Кабанченко, Е.А. Сущность феномена жизнестойкости [Текст] / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 231-233.
29. Картузова, Н.А. Когнитивно-смысловые установки жизнестойкости личности [Текст] / Н.А. Картузова // Психология человека и общества. - 2021. - № 5 (34). - С. 13-19.
30. Китаев-Смык Л. А. Стресс. Эмоции и соматика [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проспект, 2020. – 461 с.
31. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учеб. для вузов / Е. А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
32. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости [Текст] / С.В. Книжникова. – Краснодар: «АВС- полиграфия», 2015. – 111 с.
33. Колошникова Е.А. Обучение подростков стресс-совладающему поведению [Текст] / Е.А. Колошникова, Е.В. Попкова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. 2017. С. 190-193.
34. Кон И. Психология ранней юности [Текст]. – Москва: Просвещение, 1989. – 207 с.
35. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14
36. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В. Куликов //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. СПб. : [б. и.], 1995. – С. 123-132
37. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. – Ленинград : Медицина, 1970. – 178 с.
38. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы московской научно-практической конференции. Кострома, 2018. – С. 25-34
39. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.
40. Либина А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов [Текст] / А. В. Либина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. –318 с.
41. Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231
42. Либина, А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476290
43. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
44. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация кандидата психологических наук [Текст] / М.В. Логинова. – М., 2010 – 238 с.
45. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения [Текст] / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 17 – 21
46. Максименкова, Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» [Текст] / Л.О. Максименкова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119.
47. Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля [Текст] / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.
48. Мироненко М.А. Стресс и стрессоустойчивость в период молодости [Текст] / М.А. Мироненко // Роль молодых ученых в решении актуальных проблем современной экономики. Материалы Международной студенческой научной конференции. В 3-х частях. Белгород, 2021. С. 472-482.
49. Михайлова, А.Г. Жизнестойкость и психологическая адаптация как показатели профессионального самоопределения личности [Текст] / А.Г. Михайлова, И.В. Скуратовская // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 220-224.
50. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 374 с.
51. Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов [Текст] / Т.В. Наливайко // Психология. Психофизиология. – 2018. – с. 5-10
52. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2016. – 289 с.
53. Незванкина, А.Ю. Жизнестойкость как психологическое явление: подходы к определению [Текст] / А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -5. - С. 056-058.
54. Немешин В.Ю К проблеме формирования стрессоустойчивости у курсантов военного вуза [Текст] / В.Ю. Немешин, А.А. Швец // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 10. С. 189-194.
55. Неретина, Т.Г. Компоненты жизнестойкости личности [Текст] / Т.Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2021. - С. 385.
56. Никанорова А.В. Применение социально-психологического тренинга для развития стрессоустойчивости студентов / А.В. Никонорова, Т.В. Евдокарова // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 3. С. 88-91.
57. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490085
58. Половинкина, А.В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России [Текст] / А.В. Половинкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 75-78.
59. Пятун, Д.Э. Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлечённость, контроль, вызов [Текст] / Д. Э. Пятун // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. - 2019. - С. 232-234.
60. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.
61. Реан А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 480с.
62. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
63. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособ. / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
64. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. – 123 с.
65. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособ. / В. И. Слоюодчиков, Е. И. Исаев. – М. : ПСТГУ, 2013. – 540 с.
66. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: диссертация кандидата психологических наук [Текст] / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 187 с.
67. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. – с. 4-14
68. Фомина, Е.А. Жизнестойкость как ресурс осознанной саморегуляции в новой социокультурной реальности [Текст] / Е.А. Фомина, В.А. Соломонов // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография. - Москва, 2020. - С. 320-337.
69. Фурманов, И. А. Социально-психологический тренинг [Текст] / И. А. Фурманов. – Минск : НИО, 1997.–. 198 с.
70. Черчес, Т.Е. Роль жизнестойкости и функциональных состояний в профессиональной подготовке психологов [Текст] / Т.Е. Черчес, Е.С. Нелюб // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. - С. 51-55.
71. Яблонски Н.Е. Становление психологических ресурсов стресс-резистентности личности: к теории и методологии проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 216-220.
72. Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий [Текст] / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2021. - № 15. - С. 104-110.
73. Azarian, A., Asghar, A., & Habibi, E. (2016). Relationship between psychological hardiness and emotional control index: a communicative approach. International Journal of Medical Research & Health Sciences, 5, 5(S), 216–221.
74. Bahadorikhosroshahi, J., & Habibi- Kaleybar, R. (2017). The comparison of psychological hardiness and resilience against educational stressors among veterans and non-veterans students. Pajoohande, 22(1), e11. http://pajoohande.sbmu.ac.ir/article-1–2401-en.htm
75. Bartone, P. T. (2012). Social and organizational influences on psychological hardiness: How leaders can increase stress resilience. Security Informatics, 1(1): 21. https://doi.org/10.1186/2190–8532–1–21
76. Blaney, P. H., & Ganelen, R. J. (1990). Hardiness and social support. In I. G. Sarason, B. Sarason, & B. Pierce (Eds.), Social support: An interactional view. New York: Wiley.
77. Chai, M. S., & Low, C. S. (2015). Personality, coping, and stress among university students. American Journal of Applied Psychology, 4(3), 3-38.
78. Cumming, A. L., & Dwyer, A. L. (2001). Stress, self-efficacy, social support, and coping strategies in university students. Canadian Journal of Counseling, 35(3), 208-220.
79. Folkman S., Schaefer C., Lazarus R. Cognitive Processes as Mediators of Stress and Coping // V.Hamilton (Ed.). Human Stress and Cognition. – 1979. Chapter 9. – P. 265–298.
80. Freud S. The Neuro-Psychoses of Defence / S. Freud. - White Press, 2014.
81. Giurcă, I. C., Cătană, A., Sassu, R., & Bucuță, M. D. (2017). The coping, the hardiness, and the sense of coherence as maintaining factors for military personnel’s mental health. Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology, 24(3), 349–361. https://doi.org/10.4473/TPM24.3.3
82. Gmelch, W. H., Lovrich, N. P., & Wilkie, P. K. (1984). Sources of stress in academe: A national perspective. Research in Higher Education, 20, 477- 490.
83. Hammoud, M. S., Bakkar, B. S., Abu- Hilal, M. M., & Al Rujaibi, Y. S. M. (2019). Relationship between psychological hardiness and career decision- making selfefficacy among eleventh grade students in Sultanate of Oman. International Journal of Psychology and Counselling, 11(2), 6–14. https://doi.org/10.5897/IJPC2018.0556
84. Khoshaba, D. M., & Maddi, S. R. (1999). Early experiences in hardiness development. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 51(2), 106–116. https://doi.org/10.1037/1061–4087.51.2.106
85. Maddi, S. R. (2004). Hardiness: An operationalization of existential courage. Journal of Humanistic Psychology, 44(3), 279–298. https://doi.org/10.1177/0022167804266101
86. Mechanic, D. Students under stress: A study in the social psychology of adaptation / D. Mechanic. Madison: University of Wisconsin Press, 1978.-236
87. Perls F.S. Gestalt Therapy Verbatim / F.S. Perls. - The Gestalt Journal Press; 2nd Revised ed. Edition, 1992
88. Suls, J., Fletcher B. The relative efficacy of avoidant and nonavoidant coping strategies: A meta-analysis / J.Suls, B. Fletcher // Health Phsychology. 1985. Vol.4.P. 249-288.
89. Udris, I. Problems of theory, method and practice in psychological reseach on load and stress W. Bachman, I. Udris // Mental load and stress in activity-European approches / Berlin, 1985. 15 p.