Исследование вращательного движения солнечного паруса в L1 системы Солнце — Земля
|
Введение. 3
Постановка задачи. 8
1. Предварительные исследования. 11
1.1. Обзор литературы 11
1.2. Параметры Родрига-Гамильтона 13
1.3. Солнечный парус 14
1.4. Функция опасности 18
2. Плоское поступательно — вращательное движение. 20
2.1. Уравнения поступательного движения 20
2.2. Управление для солнечного паруса 24
2.3. Вращательное движение 29
Заключение. 36
Список литературы. 37
Постановка задачи. 8
1. Предварительные исследования. 11
1.1. Обзор литературы 11
1.2. Параметры Родрига-Гамильтона 13
1.3. Солнечный парус 14
1.4. Функция опасности 18
2. Плоское поступательно — вращательное движение. 20
2.1. Уравнения поступательного движения 20
2.2. Управление для солнечного паруса 24
2.3. Вращательное движение 29
Заключение. 36
Список литературы. 37
Человечество всегда стремилось покорять новые вершины, главная высота, которую мы хотим достичь и по сей день, это космос. Космическое пространство огромно и опасно, нам хочется его освоить, понять и начать использовать всё это пространство в своих целях. Исследователи давно обратили внимание на точки Лагранжа, как решение круговой ограниченной задачи трёх тел. Предполагается, что в данных точках удобно размещать космические обсерватории, телескопы, аппараты изучающие особенности окружения, различные спутники и т.д. Некоторые фантасты используют точки Лагранжа в своих романах, как точки «покоя», т.е. объект помещенный в эту точку, никогда не сможет покинуть её окрестности. В качестве объекта чаще всего предлагают мусорные свалки, разные межпланетные артефакты и даже планеты. К примеру Айзек Азимов предлагал в книге «Вид с высоты» отправлять в точки Лагранжа радиоактивные отходы.
Предположим, что космический аппарат движется в гравитационном поле двух притягивающих тел Солнца и Земли. Для описания движения космического аппарата используем математическую модель круговой ограниченной задачи трёх тел [1 - 3], в которой предполагается, что космический аппарат движется в гравитационном поле двух притягивающих центров конечных масс Земли и Солнца и не оказывает влияния на их движение, поскольку его масса пренебрежимо мала по сравнению с массами центров притяжения. Траектория движения Земли вокруг Солнца предполагается круговой.
Существуют решения данной задачи, связанные с точками космического пространства, координаты которых сохраняют свое положение в пространстве конфигураций. В окрестности таких точек космический аппарат может находиться в состоянии равновесия и сохранять свое положение по отношению к двум другим, притягивающим центрам Земли и Солнца. В небесной механике такие точки называют точками либрации или точками относительного равновесия. В системе Солнце-Земля точки Лагранжа L1 — L5 располагаются в плоскости орбиты Земли.
Три из них L1 — L3, называемые коллинеарными, находятся на прямой, соединяющей центры инерции Солнца и Земли, L4 и L5, в силу их геометрического расположения, называют треугольными точками либрации Рис. 1.
Необходимо отметить, что координаты точек L1 — L3 являются неустойчивыми стационарными решениями уравнения движения, поэтому космический аппарат через некоторое время может существенно уйти из окрестности данных точек, вследствие чего возникает вопрос управления движением. Напротив, L4 и L5 - устойчивы, и находящийся в их окрестности космический аппарат будет вечно двигаться (в рамках принятой математической модели), сохраняя вполне определенное положение относительно Солнца и Земли. В реальных же условиях под действием возмущений космический аппарат покинет окрестность любой из таких точек, но удержать его здесь гораздо «легче», то есть со значительно меньшими затратами энергии, чем в любой другой точке космического пространства.
Наибольший интерес представляют точки L1 и L2, так как они находятся на наименьшем расстоянии от Земли. В качестве космического аппарата рассматриваем аппарат с солнечным парусом. Преимуществом солнечного паруса является наличие малого количества топлива, которое будет использоваться для управления вращением аппарата, в сравнении с другими двигателями на космических аппаратах. Данный факт помогает увеличить полезную нагрузку на борту. Стоит заметить, что использование солнечного паруса требует лёгкого и большого по площади паруса, что является отдельной задачей конструирования космического аппарата. Конечно, необходимо сказать и о недостатках, одним из которых является зависимость ускорения от расстояния до Солнца, чем дальше от Солнца тем меньше давление. Таким образом стоит рассматривать точку либрации которая находится между Солнцем и Землей - L1, чтобы эффект использование энергии солнечного ветра было максимальным.
Приведем несколько примеров аппаратов с солнечным парусом:
Первое раскрытие солнечного паруса в космосе было произведено на российском корабле «Прогресс М-15» в рамках проекта «Знамя-2», следующие проекты из серии «Знамя» закончились неудачами. Первым кто использовал солнечный парус как двигатель стал японский IKAROS, который выполнил две задачи: раскрытие паруса, регулировка скорости и направления в зависимости от солнечного излучения.
Подтвердим интерес вокруг точек Лагранжа запланированными проектами изучения космоса:
Подведём итоги по исследуемой области интересными фактами:
1. В 2009 году космические аппараты STEREO пролетели через четвертую и пятую коллинеарную точку Лагранжа.
2. В 2021 году планируется во вторую точку Лагранжа системы Солнце - Земля поместить космический аппарат «Джеймс Уэбб». Этот телескоп должен заменить «Хабл». В 2024 году так же планируется разместить в этой точке ещё один телескоп «PLATO».
3. Первая точка Лагранжа в системе Луна - Земля могла бы послужить хорошим местом для размещения пилотируемой орбитальной станции, которая могла уменьшить затрату ресурсов на путь с Земли на Луну.
4. «Планк» и «Гершель», которые находятся в космосе с 2009 года, в данный момент располагаются во второй точке Лагранжа системы Солнце - Земля.
В данной работе будем проводить исследование поступательно - вращательного движения космического аппарата с солнечным парусом в рамках круговой ограниченной задачи трёх тел вблизи точки либрации L1 в системе Солнце - Земля. Находить границу управления для космического аппарата с солнечным парусом, попадая в которую можем гарантировать, что космический аппарат не упадёт на Солнце. Построим закон управления вращательным движением, использующее параметр угловой скорости вращения, которое будет стабилизировать вращательное движение космического аппарата, с целью «удержания» вблизи точки либрации. Рассчитаем численные характеристики найденного управления. Проведем численное моделирование траекторий с заданным управлением для анализа границы «удержания» космического аппарата в сторону Земли. Результаты данного исследования могут быть полезны для проектов вблизи точек либрации, для оптимизации управления в данных точках и, как следствия, уменьшения затрат энергии на нахождение в них, для увеличения полезной нагрузки на космических аппаратах.
Предположим, что космический аппарат движется в гравитационном поле двух притягивающих тел Солнца и Земли. Для описания движения космического аппарата используем математическую модель круговой ограниченной задачи трёх тел [1 - 3], в которой предполагается, что космический аппарат движется в гравитационном поле двух притягивающих центров конечных масс Земли и Солнца и не оказывает влияния на их движение, поскольку его масса пренебрежимо мала по сравнению с массами центров притяжения. Траектория движения Земли вокруг Солнца предполагается круговой.
Существуют решения данной задачи, связанные с точками космического пространства, координаты которых сохраняют свое положение в пространстве конфигураций. В окрестности таких точек космический аппарат может находиться в состоянии равновесия и сохранять свое положение по отношению к двум другим, притягивающим центрам Земли и Солнца. В небесной механике такие точки называют точками либрации или точками относительного равновесия. В системе Солнце-Земля точки Лагранжа L1 — L5 располагаются в плоскости орбиты Земли.
Три из них L1 — L3, называемые коллинеарными, находятся на прямой, соединяющей центры инерции Солнца и Земли, L4 и L5, в силу их геометрического расположения, называют треугольными точками либрации Рис. 1.
Необходимо отметить, что координаты точек L1 — L3 являются неустойчивыми стационарными решениями уравнения движения, поэтому космический аппарат через некоторое время может существенно уйти из окрестности данных точек, вследствие чего возникает вопрос управления движением. Напротив, L4 и L5 - устойчивы, и находящийся в их окрестности космический аппарат будет вечно двигаться (в рамках принятой математической модели), сохраняя вполне определенное положение относительно Солнца и Земли. В реальных же условиях под действием возмущений космический аппарат покинет окрестность любой из таких точек, но удержать его здесь гораздо «легче», то есть со значительно меньшими затратами энергии, чем в любой другой точке космического пространства.
Наибольший интерес представляют точки L1 и L2, так как они находятся на наименьшем расстоянии от Земли. В качестве космического аппарата рассматриваем аппарат с солнечным парусом. Преимуществом солнечного паруса является наличие малого количества топлива, которое будет использоваться для управления вращением аппарата, в сравнении с другими двигателями на космических аппаратах. Данный факт помогает увеличить полезную нагрузку на борту. Стоит заметить, что использование солнечного паруса требует лёгкого и большого по площади паруса, что является отдельной задачей конструирования космического аппарата. Конечно, необходимо сказать и о недостатках, одним из которых является зависимость ускорения от расстояния до Солнца, чем дальше от Солнца тем меньше давление. Таким образом стоит рассматривать точку либрации которая находится между Солнцем и Землей - L1, чтобы эффект использование энергии солнечного ветра было максимальным.
Приведем несколько примеров аппаратов с солнечным парусом:
Первое раскрытие солнечного паруса в космосе было произведено на российском корабле «Прогресс М-15» в рамках проекта «Знамя-2», следующие проекты из серии «Знамя» закончились неудачами. Первым кто использовал солнечный парус как двигатель стал японский IKAROS, который выполнил две задачи: раскрытие паруса, регулировка скорости и направления в зависимости от солнечного излучения.
Подтвердим интерес вокруг точек Лагранжа запланированными проектами изучения космоса:
Подведём итоги по исследуемой области интересными фактами:
1. В 2009 году космические аппараты STEREO пролетели через четвертую и пятую коллинеарную точку Лагранжа.
2. В 2021 году планируется во вторую точку Лагранжа системы Солнце - Земля поместить космический аппарат «Джеймс Уэбб». Этот телескоп должен заменить «Хабл». В 2024 году так же планируется разместить в этой точке ещё один телескоп «PLATO».
3. Первая точка Лагранжа в системе Луна - Земля могла бы послужить хорошим местом для размещения пилотируемой орбитальной станции, которая могла уменьшить затрату ресурсов на путь с Земли на Луну.
4. «Планк» и «Гершель», которые находятся в космосе с 2009 года, в данный момент располагаются во второй точке Лагранжа системы Солнце - Земля.
В данной работе будем проводить исследование поступательно - вращательного движения космического аппарата с солнечным парусом в рамках круговой ограниченной задачи трёх тел вблизи точки либрации L1 в системе Солнце - Земля. Находить границу управления для космического аппарата с солнечным парусом, попадая в которую можем гарантировать, что космический аппарат не упадёт на Солнце. Построим закон управления вращательным движением, использующее параметр угловой скорости вращения, которое будет стабилизировать вращательное движение космического аппарата, с целью «удержания» вблизи точки либрации. Рассчитаем численные характеристики найденного управления. Проведем численное моделирование траекторий с заданным управлением для анализа границы «удержания» космического аппарата в сторону Земли. Результаты данного исследования могут быть полезны для проектов вблизи точек либрации, для оптимизации управления в данных точках и, как следствия, уменьшения затрат энергии на нахождение в них, для увеличения полезной нагрузки на космических аппаратах.
В работе были получены следующие результаты:
1. Изучено неуправляемое поступательное движение космического аппарата вблизи точки либрации L1.
2. Представлены уравнения плоской модели поступательно - вращательного движения для солнечного паруса.
3. Построен закон управления для вращательного движения, который обеспечивает солнечному парусу заданную ориентацию.
4. Проведено численное исследование для уточнения границы удержания космического аппарата с учётом вращательного движения.
1. Изучено неуправляемое поступательное движение космического аппарата вблизи точки либрации L1.
2. Представлены уравнения плоской модели поступательно - вращательного движения для солнечного паруса.
3. Построен закон управления для вращательного движения, который обеспечивает солнечному парусу заданную ориентацию.
4. Проведено численное исследование для уточнения границы удержания космического аппарата с учётом вращательного движения.





