СПИСОК ТЕРМИНОВ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ………………………………
1.1 Современные представления о нарушении просодической стороны речи в отечественной и зарубежной литературе……………………
1.2 Формирование просодической стороны речи в онтогенезе………
1.3 Становление просодической стороны речи при нарушенном онтогенезе………
Выводы по первой главе………………………………………………..
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ……………………………………………………………
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…
2.2 Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией…
Выводы по второй главе………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…..……………………………………………………
Актуальность исследования. Речь является средством общения людей и формой речевого мышления. Своевременное и правильное развитие речи оказывает влияние на психику ребёнка, способствует более осознанно воспринимать и переосмысливать явления и события, происходящие в окружающей среде. Незначительное нарушение, как правило, может отразиться на деятельности и развитии ребёнка. Речь ребёнка дошкольного возраста проходит все этапы становления в общении с окружающими.
На сегодняшний день существует тенденция роста числа детей с речевыми нарушениями: «за последние 20 лет из 23963 обследованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет нормальное речевое развитие имели лишь треть! То есть, 31% детей не нуждались в помощи логопеда» [Башмакова, с.822]. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний, кроме того 96% из детей с нарушениями речи имеют псевдобульбарную дизартрию.
От того, насколько своевременно будут исследованы данные нарушения и организована грамотная коррекционно-развивающая поддержка, будет зависеть дальнейшее успешное развитие ребёнка в дошкольной организации образования, а затем и в школе.
Исследуемую нами проблему регламентирует ряд нормативно-правовых документов, например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором определяются основные принципы и подходы к образованию, включая образование детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с речевыми нарушениями. Далее, в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям с нарушениями речи и речевого развития» определяются правила и принципы оказания медицинской помощи детям с нарушениями речи, включая псевдобульбарную дизартрию.
На основании вышеизложенного становится актуальной проблема преодоления речевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста в современном обществе. Успешность решения этой проблемы зависит от уровня сформированности коммуникативной деятельности дошкольников с этой патологией. Вместе с тем, голос, являясь инструментом, при помощи которого человек может выразить своё эмоциональное состояние, обеспечивает полноценный процесс общения. Следовательно, он является операционно-техническим средством коммуникации [Георгиева, с.60].
В научно-методической литературе придаётся особое значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, придавая процессу коммуникации информативность и значимость [Георгиева, с.60].
Отечественные учёные логопеды (Алмазова Е.С., Архипова Е.Ф., Бабина Г.В., Волкова Л.С., Волосовец Т.В., Грибова О.Е., Данилова Л.А., Ипполитова М.В., Кириллова Е.В., Кузнецова Г.В., Левченко И.Ю., Малофеев Н.Н., Мастюкова Е.М., Панченко И.И., Приходько О.Г., Семенова К.А., Симонова Н.В., Смирнова И.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.), изучающие данную проблему, отмечают, что у детей с дизартрией нарушаются основные компоненты речевой коммуникации (дыхание, голос, интонация), что, безусловно, является препятствием для овладения навыками полноценной коммуникативной деятельности.
Вместе с тем, проблема преодоления нарушения просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией недостаточно исследована, что представляет трудность для проведения диагностической и коррекционной работы. Следовательно, проблема нашего исследования состоит в подборе эффективных методик исследования просодической стороны речи и методов и приёмов работы для преодоления нарушения просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией?
Объект исследования: просодическая сторона речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: особенности просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: на основе анализа научно-методической литературы осуществить выбор и обоснование эффективных технологий, направленных на изучение и коррекцию нарушения просодической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по изучению нарушений просодической стороны речи;
2) Описать формирование просодической стороны речи при нормальном и нарушенном онтогенезе;
3) Дать психолого-педагогическую характеристику детей с псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
концепции развития дизартрии у детей дошкольного возраста (Архипова Е.Ф., Белякова Л.И., Винарская Е.Н., Мастюкова Е.М., Семёнова К.А., Соботович Е.Ф. и др.);
положения о закономерностях развития просодической стороны речи в онтогенезе (Брызгунова Е.А., Гвоздев А.Н., М. Георгиева, Исенина Е.И. и др.);
современные научные подходы к изучению особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией (Артёмова Е.Э., Бабина Г.В., Гончар Н.Н., Копачевская Л.А., Ларина Е.А., Позднякова Л.А., Попова Т.В. и др.);
системный подход к организации коррекционной работы по преодолению нарушений в просодической стороне речи у детей (Н.А. Авдеева Н.А., Быцай А.К., Карелина И.Б., Копылова С.В., Лавская Н.С., Плющ Е.А. и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и сравнение информации.
Этапы исследования:
подготовительный этап, на котором была определена тема исследования, поставлена цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, подобрана литература и источники.
основной этап исследования включает теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, выборка тезисов авторитетных авторов, работающих по данной проблеме.
Заключительный этап посвящён формулировке выводов исследования, написанию заключения работы.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 37 источников, и 1 приложением.
Данная работа посвящена вопросу рассмотрения особенностей просодической стороны речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Нами выявлено, что, посредством речи человек может поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, сообщить какую-либо важную информацию. И от того, насколько интонационно выраженной будет его речь, будет зависеть понимание окружающими смысла его речи, её эмоциональная окрашенность.
Установлено, что распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая (псевдобульбарная) дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Выраженные нарушения просодической стороны речи при псевдобульбарной дизартрии с трудом поддаются коррекции и затрудняют в дальнейшем процесс обучения в школе.
Просодические нарушения речи могут принести ребёнку достаточно серьёзные проблемы в повседневной жизни при общении. Кроме того, наличие у ребёнка данных нарушений в речи сказывается на его психическом развитии. Достаточно часто при нарушении просодической стороны речи психическое развитие ребёнка замедляется, что безусловно, может отразиться в дальнейшем на процессе школьного обучения и дальнейшей жизни, сказаться на формировании характера, привести к отклонениям в его поведении.
Грамотно организованная логопедическая коррекционно - развивающая работа с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией может иметь положительный результат, если она организована своевременно и целенаправленно. В связи с этим актуальным становится интеграция коррекционного аспекта в дошкольных образовательных учреждениях.
В данной исследовательской работе мы решали задачи, направленные на рассмотрение псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста, становление просодической стороны речи при нормальном и нарушенном онтогенезе у детей дошкольного возраста.
На основании выполненного анализа литературы, мы можем констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией имеются значительные трудности просодического аспекта речи, такие, как недостаточная сформированность восприятия и воспроизведения ритма, темпа речи, модуляций голоса по силе, восприятия и воспроизведения интонации.
Нами было установлено, что для старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией характерны: не достаточно устойчивое внимание, низкая степень краткосрочной памяти, трудности с запоминанием и воспроизведением слов, трудности в различении звуков речи, недостаточная сформированность пространственно-временных представлений и оптико-пространственного восприятия.
Дети с псевдобульбарной дизартрией двигательно беспокойны. Их общая моторика характеризуется замедленными, неловкими, недифференцированными движениями, объём движений верхних и нижних конечностей ограничен.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. Москва: Просвещение, 1991. 150 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дис. канд. пед. наук: Е.Э. Артемова; Пед. академия образования. Москва, 2003. 27 с.
3. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. Москва, 1997. С. 26-30
4. Архипова Е.Ф. Исследование просодической стороны речи. Москва, 2006. 260 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии. Москва: АСТ: Астрель, 2007. 231 с.
6. Баринова А.Л. К вопросу о дизартрии как логопедической проблеме. // ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 2015. С. 126-129.
7. Битус П.А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией [Электронный ресурс] / П. А. Битус. // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96660/ (дата обращения: 19.09.2023).
8. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 818–822. URL: http://e-koncept.ru/2016/46339.htm.
9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Инновационный подход к исследованию проблемы дизартрии. Москва, СГУ, Ставрополь, 2018. С.10-15.
10. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2017. – 624 с.
11. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. Москва: Прогресс, 1969. 278 с.
12. Веснина А.С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.- практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 10.09.2023).
13. Винарская Е.Н. Дизартрия. Москва: АСТ, 2006. С. 80 -126.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические труды / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.39 – 48.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Просвещение,1961. 230 с.
16. Георгиева М., Попова М. Русская фонетика и интонация. Москва: Высшая школа, 1974. 60 с.
17. Гончар Н.Н. Формирование мелодико-интонационной стороны речи как средства общения дошкольников с дизартрией // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 860-874. URL https://moluch.ru/archive/132/36883/ (дата обращения: 10.09.2023).
18. Долгобородова, А.А. Характеристика уровня концентрации внимания во время игровой деятельности у мастеров спорта по флорболу / А.А. Долгобородова // Научный альманах. – 2018. – № 5-3(43). – С. 122-125.
19. Житникова, Л. М. Улучшаем память в любом возрасте /Л. М. Житникова-М.: Просвещение, 1972. 18. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать /Л.М. Житникова - М., Просвещение,1985.
20. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / С. Ф. Исенина. Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1983. 78 с.
21. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. - М., «ЧеРо», 2002.
22. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие. / И.Ю. Кондратенко. Москва: Айрис- пресс, 2013. 224с.
23. Консур А.В., Шорохова М.В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи. // Концепт, 2018. № 5. С.1235-1239.
24. Коробейникова А.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой формой дизартрии // Логопед. - № 3. – 2016. – С. 28-31.
25. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – Питер, Мастера психологии. – 2005. – 940 с.
26. Крамченинова Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Крамченинова // Вестник науки, 2020. № 1 (22). – Т.1.
27. Лагутина А.М. Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией / А. М. Лагутина // Молодой ученый. 2023. № 1 (448). С. 37-40. URL: https://moluch.ru/archive/448/98620/ (дата обращения: 06.11.2023).
28. Ларина Е.А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности / Е А Ларина // Теория и практика специального образования. Хабаровск, 2005. С. 102 – 111.
29. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы [Текст] / А. Р. Лурия // Мозг человека психические процессы. – М. : Педагогика, 1990. – 495 с.
30. Мастюкова Е.М. Дизартрия. Хрестоматия по логопедии. Москва, 1997. 254 с.
31. Полохова В.С. Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией / В.С. Полохова // Теория и практика современной науки, 2020. № 4 (58). С. 243-248.
32. Пахомова Ю.М., Полукарова А.А., Гилёва Н.В. Особенности nросодической речи старших дошкольников с дизартрией // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 11. С. 1230 -1239.
33. Правдина О.В. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. Москва: Наука, 1973. 325 с.
34. Савицкая И.Е. Дизартрия. За советом к логопеду. // Логопед. 2016. № 1. С. 6 -11.
35. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Ленинград: Наука, 2011. 287 с.
36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Москва,1997. С. 58-63.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.
38. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. Москва, Речь, 1974. 280 с.
39. Фатеева И.Г. Формирование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией / И.Г. Фатеева // Логопедия. Москва: Изд-во Московского университета, 2013. С. 78-81.
40. Черепкова Н.В., Ковалева Н.Ю. Особенности просодической стоpоны речи у детей с дизартрией. // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:href="https://scienceforum.ru/2014/article/2014006870"https://scienceforum.ru/2014/article/2014006870/ (дата обращения: 10.09.2023).
41. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. Москва: АСТ: Астрель, 2009. 222 с.
42. Яровенко О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. Москва: Изд-во Московского университета, 1986. С. 33-46.
43. Martin J. Ball. Phonetics for Communication Disorders. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. P. 363.
44. Sharynne McLeod. Interventions for Speech Sound Disorders in Children. Paul H. Brookes Publishing Company, 2020. Р. 200.
45. Ray D. Kent. The Intelligibility of Speech in Children with Speech Disorders. Hardcover, 1992. Р. 371.