Введение 3
1 Моделирование как инструмент качественной оценки транспортного обслуживания 5
1.1 Входные данные исследования 7
1.2 Методология создания транспортной макромодели 16
1.3 Оценка эффективности транспортного обслуживания 20
2 Анализ существующего положения транспортных систем городов Северо-Запада России 24
2.1 Характеристика транспортных систем малых городов 25
2.2 Характеристика транспортных систем средних городов 38
2.3 Характеристика транспортных систем крупных городов 61
3 Показатели и индикаторы качества транспортного обслуживания населения для исследуемых территорий 85
Заключение 99
Список использованных источников 101
Деловая среда и рост численности населения меняли требования к мобильности людей в течение XX века. В то время люди перестали перемещаться только в пределах своих поселений или отдельных городских агломераций и регионов, а мобильность развивалась как внутри континентов, так и между ними. Постепенно увеличивается производительность пассажирских и грузовых перевозок, возрастает нагрузка на транспортные системы городских агломераций. Эти тенденции также важны для XXI века, когда можно говорить о фундаментальном развитии современных информационных и коммуникационных технологий, о меняющихся потребностях людей в мобильности.
В городских агломерациях рост уровня автомобилизации приводит к снижению скорости движения, нерегулярной работе городского общественного транспорта и вызывающим беспокойство задержкам для пассажиров [53]. Во многих научных статьях описывается влияние глобализации, растущей урбанизации и уровня автомобилизации на экологические, экономические и социальные аспекты городской жизни [43; 44]. Увеличение числа индивидуального транспорта связано с безопасностью дорожного движения, увеличением загрязнения воздуха, дорожным шумом и т д. Также существуют связанные проблемы: строительство новой дорожной инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов; припаркованные автомобили обычно являются препятствием для пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями [42].
Стюарт Л. Харт [45] утверждает, что решением главных проблемам быстрой глобальной урбанизации является выравнивание баланса интересов между бизнесом, государством (как регулятора земельных отношений) и горожанами. Франк Биркин и Томас Полесье [41] отмечают, что этот подход должен быть основан не только на функции экономического регулирования, но и на принципах устойчивого развития урбанизированных территорий.
На сегодняшний день для городских территорий и окружающей среды глобальная цель заключается не столько в решении точечных проблем (например, увеличение выбросов загрязняющих веществ или рост автомобилизации), сколько в комплексном улучшении качества жизни граждан и их транспортном обслуживании [49].
Объектом исследования являются транспортные системы малых, средних, крупных городов Северо-Запада России, а предметом - показатели оценки качества транспортного обслуживания населения в городах Северо-Запада России.
Таким образом, цель данного исследования - рассчитать показатели качества транспортного обслуживания и выявить закономерности таких показателей в соответствии с конфигурацией транспортных сетей урбанизированных территорий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) оценить и проанализировать транспортные системы городов Северо-Запада России;
2) смоделировать транспортные системы соответствующих территорий;
3) выгрузить калибровочные расчеты на базовый и прогнозный периоды;
4) охарактеризовать показатели предоставляемых транспортных услуг для исследуемых городов.
Основными методами исследования являются:
1) анализ и изучение отечественной и зарубежной теории по транспортному моделированию;
2) метод математического моделирования;
3) сравнительно-географический метод;
4) метод классификаций и типологии;
5) картографический.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, поделенных на разделы. Первая глава содержит в себе информацию теоретического толка по созданию транспортных моделей городов. Вторая глава посвящена анализу транспортных систем исследуемых территорий. В третьей главе приводятся калибровочные расчеты результатов моделирования и определяются закономерности в показателях качества транспортного обслуживания населения в соответствии с городской топологией.
В рамках настоящего исследования необходимо подчеркнуть следующие условия:
1. В соответствии с «ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления» (утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413) (ред. от 10.02.2021) (коды 01 - 32 ОКАТО) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021) к городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа.
2. В рамках создания математических моделей транспортных систем Ленинградский области (пгт. Сиверский, пгт. Вырица, пгт. Новоселье, г. Мурино, г. Всеволожск) учтено расположение таких территорий в зоне влияния Санкт-Петербургской агломерации.
Выбор объективных показателей воздействия транспорта на рост городов является сложной задачей, поскольку процессы и их влияние на города варьируются как в пространстве, так и во времени. Например, загрузка на улично-дорожной сети может быть проблемой в городских районах в краткосрочной перспективе, но может быть не обнаружена на региональном уровне в долгосрочной перспективе. Полученные результаты служат руководством для лиц, принимающих решения, разработчиков транспортных моделей и транспортных планировщиков.
В конечном счете ни одна модель сложной системы транспорта не может точно предсказать, что произойдет в течение 25 лет. Модели действительно могут использоваться только для прогнозирования периода возможных сценариев. Методы оценки транспортных систем варьируются в зависимости от используемого подхода к моделированию. Однако специалистам всегда лучше работать с аналитическими инструментами, используя набор исходных данных, результаты исследований в сфере транспортного планирования. И во многих случаях аналитические инструменты, по крайней мере, смогут задать необходимое направление мысли для принятия эффективных решений. Но когда соглашаешься с точными оценками (показателями или индикаторами), например, временем в пути, - тогда возникает вопрос: как и с помощью каких инструментов учесть неизбежную неопределенность.
Стоит отметить, что на сегодняшний день остро стоит проблема поиска баланса между активным процессом жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры на этих территориях. Рост дисбаланса напрямую отражает проблемы, которые с каждым годом настигают спутники крупнейших городов (ядер агломераций). При этом нормативная документация (в частности, региональные или местные нормативы градостроительного проектирования) позволяют застройку территорий без должного внимания к развитию улично-дорожной сети, поэтому помимо инструментов математического моделирования стоит использовать методы совершенствования нормативного правового и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления в сфере организации дорожного движения и жилищного строительства.
Безопасность дорожного движения - это тема, которая в настоящее время привлекает большое внимание не только специалистов в сфере транспортного планирования, но и научное сообщество. Учитывая большое число дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами и соответствующие экономические издержки, необходимы меры для сокращения числа дорожно-транспортных происшествий и связанных с ними жертв. В настоящее время использование показателей и индексов в области безопасности дорожного движения быстро растет в связи с сложностью этого явления. В основном показатели безопасности дорожного движения могут быть определены как качественная или количественная мера, выведенная из ряда наблюдаемых факторов. Тенденции показывают, что в последние десятилетия общее число дорожно-транспортных происшествий в развитых странах снижается или стабилизируется, в то время как ситуация в развивающихся странах является особенно острой, и общее число смертельных случаев продолжает расти [27; 28]. Общее число ДТП, тяжесть последствий и количество раненых и погибших в России имеют отрицательную динамику (по данным Показателей состояния безопасности дорожного движения» Госавтоинспекции России), однако по таким показателям относительно развитых стран Россия значительно отстает: согласно исследованиям, проведенным Всемирным обществом здравоохранения, в западноевропейских странах уровень смертности в ДТП (смертей на 100 тыс. населения) колеблется в пределах от 2,7 (в Швейцарии) до 6,6 (в Исландии), в то время как в России этот показатель равен 18,0. Кроме того, составные показатели в равной степени обеспечивают объективный и реалистичный способ проведения сравнений между городами или странами.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ транспортных систем 9 городов Северо-Запада России (Вырицы, Сиверского, Новоселья, Всеволожска, Кингисеппа, Североморска, Вологды, Петрозаводска и Мурино), смоделированы транспортные системы соответствующих территорий, выгружены калибровочные расчеты на базовый и прогнозный периоды, охарактеризованы объективные показатели предоставляемых транспортных услуг для исследуемых городов.
Следовательно, цель исследования, а именно расчет показателей качества транспортного обслуживания и выявление закономерностей таких показателей в соответствии с конфигурацией транспортных сетей урбанизированных территорий, полностью достигнута.
Настоящие результаты калибровочного расчета помогают проанализировать текущую ситуацию в транспортных системах городов и, как следствие, апробировать необходимые мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения.
1. Закон Ленинградской области «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения (с изменениями на 6 апреля 2020 года)», Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года №32-оз - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/891832035. - Дата обращения: 14.08.2020.
2. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах""- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70467076/. - Дата обращения: 13.12.2020.
3. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456054209. - Дата обращения: 22.10.2020.
4. Распоряжение Минтранса России от 28.12.2016 г. № НА-197-р Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/law. - Дата обращения: 01.12.2020.
5. Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 мая 2015 г. № 853-р "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Rosavtodora- ot-12.05.2015-N-853-r/. - Дата обращения: 01.09.2020.
6. Методические рекомендации проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 12.08.2019 г. № ИА-63 По разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/10/10128. - Дата обращения: 14.04.2021.
7. Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 30.07.2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/10/10574. - Дата обращения: 02.11.2020.
8. Генеральный план города в границах территории Петрозаводского городского округа (утвержден постановлением Петрозаводского городского совета № 2640 от 10.10.2008) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/24382. - Дата обращения: 25.05.2020.
9. Генеральный план ЗАТО «Город Североморск» (утвержден решением Совета депутатов ЗАТО «Город Североморск» № 417 от 11.06.2013) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/108417. - Дата обращения: 23.05.2020.
10. Генеральный план МО «Муринское сельское поселение» (утвержден Решением Совета депутатов МО «Муринское сельское поселение» №32 от 26.09.2013 (с изменениями) - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/107187. - Дата обращения: 26.05.2020.
11. Генеральный план Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (утвержден решением совета депутатов Вырицкого поселения от 25.06.2014 № 328) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/99347. - Дата обращения: 18.05.2020.
12. Генеральный план муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (утвержден решением Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» № 645 от 23.03.2012 (с изменениями, утверждёнными решением Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение» № 789 от 22.08.2014) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document- show/44328. - Дата обращения: 21.05.2020.
13. Генеральный план Сиверского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (утвержден Решением Совета депутатов МО «Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» №10 от 10.11.2014 г.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/114611. - Дата обращения: 19.05.2020.
14. Генеральный план городского округа Вологда применительно к территории города Вологды (утвержден решением Вологодской городской Думы от 29 декабря 2014 года № 171) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/239892. - Дата обращения: 24.05.2020.
15. Генеральный план муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.11.2017 г. «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области») - [Электронный ресурс]. • Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.rU/lk/#/document-show/245134. - Дата обращения: 22.05.2020.
...