Введение 3
Глава 1. Социальные сети как площадка для продвижения и продажи товаров: основные коммуникативные аспекты 8
1.1 Социальные сети как площадка для продвижения и продажи товаров и услуг. Коммуникативная специфика социальной сети Instagram 9
1.3 Коммуникативная специфика лидеров мнения как одного из инструментов коммуникации инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram 20
1.4 Коммуникативная специфика маркетинговых коммуникаций инстаграм-магазинов с пользователями в социальной сети Instagram 28
Глава 2. Теоретико-методологическое основание исследования 38
2.1 Рассмотрение коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов с пользователями социальной сети Instagram в рамках теории глубокой медиатизации 38
2.2 Рассмотрение коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов с пользователями социальной сети Instagram в рамках семиотического значения «мифа» по Ролану Барту 42
2.3 Рассмотрение коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов с пользователями социальной сети Instagram в рамках символического интеракционизма. Драматургический подход Ирвинга Гофмана как основная теоретико-методологическая рамка исследования 44
Глава 3. Эмпирическое исследование коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram 55
3.1 Программа эмпирического исследования коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram 55
3.2 Аналитическая часть эмпирического исследования коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram 65
3.2.1 Анализ постов 65
3.2.3 Анализ «историй» и IGTV 80
3.3 Результаты эмпирического исследования коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram в рамках теоретико-методологического основания исследования 86
Заключение 92
Литература и источники 96
Приложение 103
В современном мире социальная реальность стремительно развивается, и вместе с этим все больше видоизменяется процесс привычной коммуникации. Социальные сети в новой реальности стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей во всем мире. Все чаще люди используют опосредованное общение через глобальную платформу Интернет и различные социальные сети, заменяя ими межличностное общение.
Особенно стремительно процесс цифровизации ускорился с наступлением всемирной пандемии в 2020 году, когда весь мир оказался изолирован, и межличностная социальная коммуникация была запрещена. В этот момент процесс вовлеченности населения в социальные сети увеличился - на начало 2021 года было зафиксировано, что число пользователей социальных сетей за один год увеличилось на 316 миллионов (7,3 %). В связи с пандемическими ограничениями приведенная статистика может быть неполной и процент тех, кто только в прошлом году открыл для себя социальные сети, может быть даже выше.1 В современном цифровом обществе социальные сети охватывают все сферы жизнедеятельности - практически все формы непосредственного взаимодействия успешно трансформировались в опосредованные и перешли в Интернет и социальные сети. Принципиально новые изменения социального мира, наполненного различными медиатехнологиями и инструментами медиадизайна отражается в относительно недавно разработанном феномене глубокой медиатизации социальной реальности.2
Большинство социальных сетей были изначально созданы для предоставления людям возможности межличностного общения, однако в процессе цифровизации они стали также площадкой для осуществления деловой коммуникации различный компаний и брендов с пользователями. Социальная сеть Instagram является одной из самых популярных сетей в настоящее время, ежемесячно ее использует около 1 млрд пользователей3. На данный момент именно этот сервис является одной из наиболее успешных площадок для коммуникации бизнес-сектора с пользователями в роли потенциальных потребителей. В работе рассмотрена коммуникативная специфика продаж инстаграм-магазинов.
Актуальность исследования обоснована недостаточной разработанностью темы продвижения и продажи товаров инстаграм-магазинами одежды в социальной сети Instagram с коммуникативной точки зрения.
Целью данной работы являются выявление актуальных коммуникационных инструментов продвижения, которые применяются при осуществлении продаж российских Интернет-магазинов в социальной сети Instagram на примере конкретных инстаграм-магазинов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить существующие коммуникационные инструменты взаимодействия инстаграм-магазинов с пользователями социальной сети Instagram;
2. Сформулировать категории и единицы анализа для проведения контент - анализа конкретных инстаграм-магазинов;
3. Проанализировать социальную активность в аккаунтах конкретных инстаграм-магазинов методом контент-анализа;
4. Выявить наиболее часто используемые инструменты продвижения в конкретных инстаграм-магазинах;
5. Сделать вывод об актуальности механизмов и инструментов продвижения и их реального коммуникативного предназначения.
Объектом исследования является социальное взаимодействие в социальной сети Instagram.
Предметом исследования является рассмотрение коммуникативного аспекта продажи в социальной сети Instagram на примере инстаграм-магазинов одежды.
В процессе написания настоящей выпускной квалификационной работы теоретическим основанием исследования выступили научные работы как зарубежных, так и отечественных теоретиков и исследователей.
Феномен цифровизации и медиатизации анализировался с опорой на научные работы Ника Коулдри и Андреас Хеппа4 и П. Бергера и Т. Лукмана5.
Процесс коммуникации был рассмотрен в рамках теоретических подходов и концепций Ролана Барта6, Ирвинга Гофмана7, К. Шеннона и У. Уивера8, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Г. Годэ9.
Методом эмпирического исследования стал контент-анализ конкретных выбранных инстаграм-магазинов.
Выбор такого метода получения эмпирических данных в эмпирическом исследовании обусловлен тем, что он лучше других подходит для анализа коммуникаций. Контент-анализ - это «исследовательская техника для объективного, систематического и количественного отражения коммуникаций».10 Следовательно, именно этот метод сбора и анализа данных подходит для исследования Интернет-коммуникаций.
Контент-анализ состоит из нескольких этапов. Каждый этап представленного исследования проведен на основе методических рекомендаций по построению контент-анализа из учебного пособия под редакцией В. И. Дудиной.11
Весь анализ был разбит на три части:
• анализ постов-публикаций инстаграм-магазинов в социальной сети Instagram;
• анализ «шапки» профиля инстаграм-магазинов в социальной сети Instagram;
• анализ «историй» и IGTV инстаграм-магазинов в социальной сети Instagram.
Такое деление предназначено для поэтапного анализа коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды и пользователей социальной сети Instagram.
В процессе анализа была определена генеральная и выборочная совокупности изучаемых источников, сформирована выборочная совокупность анализа. Были определены категории анализа, единицы анализа и единицы счета, где единица счета - это частота проявления созданных постановочных образов, в исследовании - частота появления единицы анализа на изображении.
Была выдвинута основная гипотеза: самыми значимыми элементами коммуникационного воздействия на пользователей со стороны Интернет- магазинов в социальной сети Instagram являются только элементы визуального воздействия, так как визуальная составляющая является основной в этой социальной сети. В зависимости от качества и продуманности визуальной составляющей инстаграм-магазина зависит эффективность продажи товара.
Были подсчитаны вышеуказанные показатели и составлены кодировочные матрицы, где И. - это источник информации, изображение и соответствующий номер фото в публикации (см. приложение), Ч. абс - частота упоминания абсолютная, то есть сколько раз упоминается или присутствует категория или индикатор в публикации, Ч. отн - частота упоминания относительная, то есть процент от общего объема публикации.
Полученные данные были обработаны и подсчитаны в сводных таблицах, была дана интерпретация полученных результатов.
Новизна работы заключается в многостороннем рассмотрении процесса продаж популярных на настоящий момент инстаграм-магазинов в социальной сети Instagram с точки зрения различных социологических коммуникативных подходов и интерпретации процесса продаж как полноценного процесса социальной опосредованной коммуникации. В результате исследования были выявлены и проанализированы инструменты взаимодействия с пользователями социальной сети Instagram, благодаря которым осуществляется коммуникация инстаграм- магазинов.
По структуре работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и источников и приложения.
Первая глава содержит четыре параграфа, в которых анализируются объект и предмет исследования с социологической точки зрения, раскрываются основные понятия, используемые в выпускной квалификационной работе, и анализируется большое количество проведенных ранее актуальных исследований и научных статей по теме работы. Вторая глава содержит три параграфа и раскрывает теоретико-методологические основания исследовательской работы. Третья глава представляет собой эмпирическое исследование коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram. Третья глава содержит 3 параграфа - программу эмпирического исследования, аналитическую часть эмпирического исследования и его результаты. Приложения содержат изображения аккаунтов инстаграм-магазинов, составляющих выборочную совокупность исследования. На изображениях аккаунтов инстаграм-магазинов представлены выбранные для анализа посты- публикации, «шапки» профиля, «истории» и раздел IGTV.
Выпускная квалификационная работа посвящена описанию и анализу коммуникативной специфики взаимодействия инстаграм-магазинов одежды с пользователями социальной сети Instagram. Отсутствие достаточного количества информации о коммуникативных особенностях процесса продажи инстаграм- магазинами товаров в качестве социального взаимодействия с пользователями социальной сети Instagram делает настоящее исследование актуальным для социологического знания.
В процессе работы были выполнены поставленные определенные цели и задачи, было собрано и проанализировано большое количество иностранных и отечественных тематических источников - различных статей, книг, учебников и монографий. Было разработано теоретическо-методологическое основание исследования и проведено эмпирическое исследование методов контент-анализа.
В первой главе было проанализировано много актуальных тематических исследовательских работ. Площадка Instagram представлена как одна из самых часто используемых социальных сетей, а процесс продажи инстаграм-магазинами своих товаров рассмотрен как процесс коммуникации. Во втором параграфе анализируются различные механизмы взаимодействия бизнес-аккаунтов в социальной сети Instagram на пользователей: феномен брендирования, инструмент сторителлинга и другие. В третьем параграфе подробно рассмотрен инструмент взаимодействия с лидерами мнения, в четвертом параграфе рассмотрена социологическая специфика маркетинговых коммуникаций - их социологичность и актуальность применения.
Во второй главе была социальное взаимодействие инстаграм-магазинов с пользователями социальной сети Instagram рассматривается в рамках теории глубокой медиатизации Андреаса Хеппа и Ника Коулдри как современный и естественный процесс взаимодействия людей в новой социальной цифровой реальности, теории «мифа» по Ролану Барту как неизбежности формирования особого уникального «мифа» - образа инстаграм-магазинов в социальной сети Instagram и его натурализации, и драматургического подхода Ирвинга Гофмана, где выстраивание продвижения и продаж является «порядком взаимодействия», и каждый инстаграм-магазин осуществляет «представление» через самопрезентацию себя, создавая бизнес-аккаунт и активно взаимодействуя с подписчиками через него.
Третья глава носит прикладной характер и представляет собой эмпирическое исследование, включающее в себя программу исследования с формированием объекта, предмета, цели и задач исследования в первом параграфе, аналитическую часть и интерпретацию полученных результатов с выводами во втором и третьем параграфах. Методом контент-анализа было проанализировано 14 популярных инстаграм-магазинов одежды с количеством подписчиков, варьирующимся от 5, 9 до 1,4 миллиона пользователей. Важно отметить, что магазины были выбраны не только по количеству подписчиков, а по общей активности аккаунта и развитостью их аккаунтов. Результаты сбора данных зафиксированы в кодировочных матрицах и итоговых сводных таблицах.
В третьем параграфы представлены основные выводы по эмпирическому исследованию:
Основная рабочая гипотеза подтвердилась частично. Она заключалась в том, было выдвинуто предположение - самыми значимыми элементами коммуникационного воздействия на пользователей со стороны Интернет- магазинов в социальной сети Instagram являются только элементы визуального воздействия, так как визуальная составляющая является основной в этой социальной сети и только в зависимости от качества и продуманности визуальной составляющей инстаграм-магазина зависит эффективность продажи товара. В ходе исследования было установлено, что инструменты вербального и визуального воздействия на пользователей значимы в равной мере, однако важно обозначить, что у них разные зоны применения - визуальный элемент является более значимым при взаимодействии с пользователями через посты-публикации, и инстаграм- магазины фокусируются не на вербальной, а на визуальной составляющей. Вербальная коммуникация превалирует над визуальной в процессе коммуникации с пользователями через «истории» и IGTV раздел. Самое главное там - это не красота фотографий или видео, а смысловая нагрузка - наличие нарратива (сюжетов) или отдельных историй, постоянных рубрик, - в общем, того, что рассказывается пользователям.
Частные гипотезы также частично подтвердились: действительно практически все инстаграм-магазины одежды в социальной сети Instagram используют лидеров мнения как инструмент продвижения, однако важно отметить, что чаще всего этот механизм продвижения используется в «историях» и разделе IGTV, реже в постах и практически не используется в «шапке» профиля. Вторая частная гипотеза подтвердилась многие инстаграм-магазины одежды используют социальные маркетинговые методы коммуникации для продвижения. Например, встроенными бизнес-инструментами социальной сети Instagram пользуются половина проанализированных инстаграм-магазинов одежды, а ссылку на сторонние ресурсы в «шапке» профиля или под постами-публикациями оставляют 78,6% инстаграм-магазинов. Маркетинговые инструменты продвижения очень важны для успешной продажи товара инстаграм-магазинов в настоящий момент, однако без выстраивания доверительных отношений с пользователями через осуществление социальной коммуникации и удерживание таким образом клиентов, выстраивание с ними долгосрочных отношений, маркетинговые инструменты не являются в полной мере эффективными.
Настоящее исследование показывает, что первоначально очевидная специфика социальной сети Instagram как площадки для осуществления коммуникации через визуальные техники видоизменяется. Это может быть связано с постоянными изменениями функционала социальной сети Instagram, с изменениями запросов и интересов пользователей, а также с параллельным развитием других социальных сетей (например, Tik Ток'а). Это означает, что инстаграм-магазинам нужно постоянно отслеживать тенденции, изменяющие структуру социальной сети и постоянно развивать и совершенствовать свой образ в социальной сети Instagram, опираясь на потребности пользователей.
На основе настоящего исследования в дальнейшем можно проводить более детальные исследования, которые будут раскрывать внутренние и внешние факторы, влияющие на изменения потребностей пользователей в социальной сети Instagram. В этом случае настоящая работа может быть дополнена исследованиями с использованием других методов, например, экспертного, индивидуального интервью, в том числе интервью мнений. А таком случае экспертное интервью может быть проведено с основателями и менеджерами инстаграм-магазинов, занимающихся его социальными сетями, а индивидуальные интервью, в том числе интервью мнений может быть проведено с участием различных социальных групп пользователей социальной сети Instagram.
Динамика социальных коммуникаций в настоящее время, обусловленная социально-экономическими положениями в современном мире, позволяет смело утверждать, что тематика настоящего исследования не потеряет своей актуальности и станет только популярнее в ближайшие годы. Настоящая выпускная квалификационная работа является перспективным исследованием и не потеряет своей актуальности и, возможно, станет основой для дальнейших социологических исследований по данной или схожей тематике.
1. Alex S.L. Tsang, Nan Zhou. Newsgroup participants as opinion leaders and seekers in online and offline communication environments. // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58. Issue 9. P. 1186-1193.
2. Aragoncillo, L., Orus, C. Impulse buying behaviour: an online-offline comparative and the impact of social media. // Spanish Journal of Marketing. 2018. Vol. 22. N 1. P. 42-62.
3. Arora A., Bansal S., Kandpal C., Aswani R., Dwivedi Y. Measuring social media influencer index- insights from Facebook, Twitter and Instagram // Journal Of Retailing And Consumer Services. Vol. 49. P. 86-101.
4. Berelson B. Content Analysis in Communication Research. // Glencoe, III: Free Press, 1952. 220 p.
5. Brewis, D. What Generation Z Expects from the Online Retail Experience. IMRG. 2020. URL: https://www.imrg.org/blog/generation-z-online-retail-expectations/. (Accessed 01.05.2021).
6. Casalo, L. V., Flavian, C., Ibanez-Sanchez, S. Influencers on Instagram: Antecedents and consequences of opinion leadership. // Journal of Business Research. 2018. Vol. 117. P. 510-519.
7. Casalo, L.A., Flavian, C., Ibanez-Sanchez, S. Understanding consumer interaction on instagram: the role of satisfaction, hedonism, and content characteristics. // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2017. Vol. 20. P. 369-375.
8. Chen, H. College-aged young consumers’ perceptions of social media marketing: the story of Instagram. // Journal of Current Issues & Research in Advertising. 2018. Vol. 39. N 1. P. 22-36.
9. Cialdini, R.B., Goldstein, N.J. Social influence: compliance and conformity. // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 591-621.
10. Coray, T. Marketing to generation Z. Sheerid. 2020. URL: https://www.sheerid.com/blog/marketing-to-generation-z/. (Accessed 02.05.2021).
11. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press. 2016. 256 p.
12. Digital 2020: 3.8 billion people use social media / [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social- media. (Дата обращения: 01.03.2021).
13. Erkan, I., Evans, C. The influence of eWOM in social media on consumers’ purchase intentions: an extended approach to information adoption. // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 61. P. 47-55.
14. Escalas J.E. Narrative processing: building consumer connections to brands // Journal of Consumer Psychology. 2004. Vol. 14. N ^. P. 168-180.
15. Flurry, L.A., Swimberghe, K. Consumer ethics of adolescents. // The Journal of Marketing Theory and Practice. 2016. Vol. 24. N 1. P. 91-108.
...