Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен синестемии в романе С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел” (S. M. Kidd “The secret life of bees”)

Работа №129644

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СИНЕСТЕМИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 6
1.1. Синестезия как основа синестемии 6
1.2. Синестезия с лингвистической точки зрения — синестемия 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 20
ГЛАВА II. СИНЕСТЕМИЯ В РОМАНЕ С. М. КИДД “ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ПЧЕЛ” 22
2.1. Основные символы и темы в романе С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел” 22
2.2. Синестемический анализ романа С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел” 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Человек воспринимает мир посредством различных чувств и все они так или иначе взаимосвязаны. Современные исследования говорят о том, что звук воздействует на сознание человека. Например, звуковая опора на символы связанные с тем или иным цветом позволяет эффективно запоминать новые лексические единицы. Использование звуко-цветовых ассоциаций также способствует усвоению новой иноязычной лексики, поскольку является одним из способов семантизации лексических единиц в обучении [Виноградов, 184].
Опираясь на наши органы чувств — зрение, вкус, осязание, слух и вестибулярный аппараты мы способны выстраивать и запоминать сложные, комплексные образы. Данные образы хранятся в нашей памяти и обращение к ним возможно через язык. Достаточно нескольких слов, имеющих яркие коннотации и ассоциации, чтобы пробудить в нас восприятие чего-либо, что мы не видим, не слышим и не ощущаем в данный момент. Это явление связывают с синестезией [Cytowic, 2002].
В художественных произведениях эмоциональное состояние передается различными лингвистическими средствами, из которых метафора является одним из самых популярных. Метафоры — это не только сравнительные сокращения, но и создание символических сходств. При этом чем больше расстояние между относительными символами, тем ярче «метафорический сюрприз», который создаётся ими [Арутюнова, 1990].
Метафора, в которой присутствует ощущение сочетания несочетаемого, например, цвета и звука, опирается на синестезию и назывется синестемией. Таким образом, важным является не просто исследование синестезии и метафорического мышления, но и их эмоциональное проявление в художественном тексте. Когда определенные условия, явления, понятия и символы наделяются несвойственными им качествами (цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрией, тоном или пространственным расположением), их когнитивное восприятие активизирует явление синестезии. В данной работе анализируется взаимосвязь между метафорой, синестезией и отражением личного восприятия автором мира в художественном произведении на английском языке.
Актуальность настоящего исследования, обусловлена важностью общетеоретического осмысления синестезии как проявления особой формы восприятия и отражения признаков, предметов и явлений окружающей действительности. Кроме того выявление и описание особенностей синестемических единиц в современном английском художественном тексте вносит вклад в стилистику английского языка, а также раскрывает секреты успешного художественного текста.
Цель настоящей дипломной работы - изучить выразительную функцию синестемии на материале английского художественного текста, рамана С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел” (S. M. Kidd “The secret life of bees”).
Для достижения поставленной цели в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия синестезии и синестемии;
2) описать типологию синестемических метафор в английском языке;
3) проанализировать текст романа С.М. Кидд “Тайная жизнь пчел”, собрать корпус материала, провести его количественный, качественный, и сравнительный анализы;
4) интерпретировать полученные результаты;
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на теоретических и практических занятиях по лексикологии, фразеологии, стилистике английского языка.
В работе использовались следующие методы исследования: аналитический, классификационный, метод сплошной выборки, метод количественного и качественного анализа.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы, списка словарей и Приложения. В первой главе описывается явление синестезии как психологической основы синестемии, рассматривается лексикологическая синестемия, приводятся различные точки зрения на классификацию синестемческих метафор. Во второй главе проводится анализ синестемических метафор из текста романа С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел”. В заключении перечислены основные результаты и обобщены итоги исследования. В Приложении представлен корпус и исследовательского материала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен синестезии уже давно изучается в психологии, искусстве, клинической психиатрии и на стыке многих других наук, а также в рамках лингвистики. Это сложное психологическое явление, которое играет особую роль не только в восприятии окружающего мира, но и в его передачи посредством искусства и, соответственно, интерпретации искусства.
Выделяют следующие каналы восприятия информации человеком — слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой. Опираясь на данные каналы восприятия выделяют и соответствующие синестемические метафоры, которые построены на явлении синестезии. Они способствуют красочному и реалистичному описанию жизни и героев. Подтверждением этому служит роман американского автора С. М. Кидд “Тайная жизнь пчел”, написанный в 2001 году.
Этот роман заслуживает внимания поскольку в нём автор обращается к социально важным темам (религия, расизм, сиротство), проблемы психического здоровья и самоубийство. Роман полон символов, тесно связанных с христианской культурой и историей южных штатов США, природой и женскими образами. Автор передаёт эти символы через различные художественные приёмы, в том числе синестемию.
Проведенный метод сплошной выборки позволил нам собрать корпус материала в 108 различных примеров. Данные примеры представлены не только основными синестемическими метофртами (соответственно слуховыми, вкусовыми, тактильными, зрительными, обонятельными, кинестетическими), но их различными сочетаниями.
Качественный и количественный анализ отобранных материалов с разных точек зрения позволил прокомментировать сложность и многообразие использования синестемии в художественном тексте, а также выявить особенности стиля С. М. Кидд и выделить наглядные примеры эффективного использования различных типов синестмии и её сочетаний в английском языке.
Зрительный тип синестемии занимает первое место по частоте использования и достигает (в различных сочетаниях) доли в 36,9% от общего количества примеров. Вкусовой тип имеет наименьшую долю — 4,2%. Промежуточное положение занимают слуховая (21%), тактильная (17,8%), кинестетическая (10,7%) и обонятельная (9,3%). Таким образом доминирующим каналом восприятия у С. М. Кидд является зрительный, что можно было ожидать, учитывая что зрительный канал — основной канал восприятия у человека.
Особенность стиля С. М. Кидд заключается в том, что она умело сочетает и применяет слуховые и тактильные типы синестемии вместе со зрительным типом синестемии, что дополняет зрительные образы, делают их более реальными, яркими и запоминающимися. Они также позволяют проводить автору символические коннотации в повествовании. Через синестемические метафоры С. М. Кидд проводит связь между жизнью пчел, их движениями, звуками и образом жизни главных героев, их переживаниями, эмоциями.
Данные примеры могут быть использованы на теоретических и практических занятиях по лексикологии, фразеологии, стилистике для наглядного объяснения синестемии как средств выразительности, а также использования идиоматических и фразеологических синестемических метафор в английском языке. Дальнейшее исследование может быть посвящено более детальному анализу отдельных видов синестемии и её сочетаний в перевожах романа на китайский и русский языки и сравнения полученных результатов. Кроме этого представляет интерес сравнительный анализ текста романа “Тайная жизнь пчел” с другими работами С. М. Кидд или же работами других авторов на ту же тематику.


1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - МПСИ, МОДЭК, 2008. - 432 с.
2. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. - M.: Педагогика, 1982. - С. 7-32.
3. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. - 5-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
4. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. - М.: АН СССР, 1979. - С.147-173.
5. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, тт.1-2. Спб.; Издание Д.Е.Кожанчикова, 1861. - 643 с.
6. Величковский Б. М. Зинченко В. П., Лурия А. Р Психология восприятия. - М.: Издательство Московского университета, 1973. - 247 с.
7. Виноградов В. С. Перевод: Общие и лексические вопросы. - М.: КДУ, 2006. - 184 с.
8. Воронин С. В. Основы фоносематики. - Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1982. - 244 с.
9. Воронин С. В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. - М.: Наука, 1983. - С. 120-131.
10. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология - М.: Междунар. отношения, 1977 - 264 с.
11. Григорьева О. Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: учеб. Пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 248 с.
12. Дебердеева Е. Е. Метафора в контексте лингвистических исследований // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2008. - №1с. - С. 23-37.
13. Ефименко Н. В. Ассоциативная структура цветового значения слова и текста: звуко-цветовые соответствия // Вестник ЧелГУ 2010. - №22. - С. 32-36.
14. Жданова Э. А., Абжамалова Н. Д., Свич Н. А. Метафора и процесс метафоризации значения слов // International scientific review, 2017. - №4 (35). • С. 69-72.
15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 206 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ