Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях (Психология социальной работы, Петербургский государственный университет путей сообщения)
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 7
1.1 АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 7
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 12
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ 16
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 23
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ. 23
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 25
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 44
3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ РАНЕЕ РАССМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 44
3.2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Проблеме сиротства, социальной адаптации детей-сирот уделяют немалое внимание психологи, педагоги, социологи. По мнению А. С. Кислица, сиротство – это временное или постоянное состояние одиночества, лишения семейного окружения и необходимой защиты и жизнеобеспечения в процессах подрастания, первичной социализации и взросления [15]. Сиротство – обобщающее понятие, отражающее социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты – определенная группа, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, адаптироваться в современном обществе.
Вопросы социальной адаптации при анализе проблемы адаптации детей-сирот освещались в работе М. А. Булановой. Автор отмечает, что социальная адаптация является одним из механизмов социализации, который проявляется в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду. при определенном типе деятельности. У детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, часто наблюдаются нарушения в работе этих механизмов. Это связано с существованием у детей-сирот психологических и социально-экономических барьеров или проблем адаптации [5].
М. А. Февральская отмечает, что социальная адаптация детей-сирот затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации [27].
Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности [14].
Проблема социальной адаптации детей-сирот и социальных сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной науке (Л. И. Божович [4], М. И. Лисина [19], Д. Б. Эльконин [29]. и др.) вопросам социальной адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.
Согласно Н. В. Клюева [16], Л. И. Божович [4], М. И. Лисина [19], семья имеет ведущую роль для нормального психического развития ребенка. Семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.
Цель исследования: определить особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
Объект исследования: дети-сироты и дети в замещающих семьях.
Предмет исследования: особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
3. Разработать программу психологического сопровождения детей-сирот и детей в замещающих семьях.
4. Сформулировать выводы.
Методологический инструментарий исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных замещающих семьях остается актуальной для современной России, так как, несмотря на внедрение различных программ по предотвращению сиротства в стране, количество детей данной категории растет с каждым годом, а процесс их социализации затруднен.
Адаптация ребенка в приемной семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи.
Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о том, что адаптация ребенка-сироты в замещающей семье — процесс, происходящий как на его личностном уровне, так и на уровне его новой семьи, формирующей новые связи ребенка.
Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения.
В условиях семьи процесс социальной адаптации проходит с опорой на ряд позитивных факторов, которые определяются преимуществом семьи как социальной самодостаточной системы, где во внимание берутся опыт, наличие образцов поведения, широких связей и контактов.