Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях (Психология социальной работы, Петербургский государственный университет путей сообщения)

Работа №129633

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 7
1.1 АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 7
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 12
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ 16
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 23
2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ. 23
2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 25
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ К ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 44
3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ РАНЕЕ РАССМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 44
3.2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49


Проблеме сиротства, социальной адаптации детей-сирот уделяют немалое внимание психологи, педагоги, социологи. По мнению А. С. Кислица, сиротство – это временное или постоянное состояние одиночества, лишения семейного окружения и необходимой защиты и жизнеобеспечения в процессах подрастания, первичной социализации и взросления [15]. Сиротство – обобщающее понятие, отражающее социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты – определенная группа, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, адаптироваться в современном обществе.
Вопросы социальной адаптации при анализе проблемы адаптации детей-сирот освещались в работе М. А. Булановой. Автор отмечает, что социальная адаптация является одним из механизмов социализации, который проявляется в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду. при определенном типе деятельности. У детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, часто наблюдаются нарушения в работе этих механизмов. Это связано с существованием у детей-сирот психологических и социально-экономических барьеров или проблем адаптации [5].
М. А. Февральская отмечает, что социальная адаптация детей-сирот затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение с взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации [27].
Адаптация является очень важным этапом вхождения ребенка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет во многом зависеть дальнейшее полноценное развитие детской личности [14].
Проблема социальной адаптации детей-сирот и социальных сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной науке (Л. И. Божович [4], М. И. Лисина [19], Д. Б. Эльконин [29]. и др.) вопросам социальной адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка.
Согласно Н. В. Клюева [16], Л. И. Божович [4], М. И. Лисина [19], семья имеет ведущую роль для нормального психического развития ребенка. Семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.
Цель исследования: определить особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
Объект исследования: дети-сироты и дети в замещающих семьях.
Предмет исследования: особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.
3. Разработать программу психологического сопровождения детей-сирот и детей в замещающих семьях.
4. Сформулировать выводы.
Методологический инструментарий исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных замещающих семьях остается актуальной для современной России, так как, несмотря на внедрение различных программ по предотвращению сиротства в стране, количество детей данной категории растет с каждым годом, а процесс их социализации затруднен.
Адаптация ребенка в приемной семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи.
Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о том, что адаптация ребенка-сироты в замещающей семье — процесс, происходящий как на его личностном уровне, так и на уровне его новой семьи, формирующей новые связи ребенка.
Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения.
В условиях семьи процесс социальной адаптации проходит с опорой на ряд позитивных факторов, которые определяются преимуществом семьи как социальной самодостаточной системы, где во внимание берутся опыт, наличие образцов поведения, широких связей и контактов.



1. Асламазова, Л. А. Замещающая семья как предмет научных исследований / Л. А. Асламазова, Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета: Педагогика и психология. – 2017. – № 3 (213). – С. 25–31.
2. Базарова, Е. Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Б. Базарова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2011. – № 5. – С. 17–19.
3. Баландина, П. С. Психолого-педагогического сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа / П. С. Баландина // Вестника магистратуры. – 2019. – № 6-3 (93). – С. 19–21.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
5. Буланова, М. А. Проблемы адаптации детей-сирот / М. А. Буланова // Science Time. – 2017. – С. 79–82.
6. Буршит, Е. Л. Актуальные проблемы адаптации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях / Е. Л. Буршит // Уникальные исследования XXI. – 2015. – № 6. – С. 39–46.
7. Галагузова, Ю. Н. Замещающая семья как психолого-педагогический феномен: структурно-функциональные особенности и типичные сложности / Ю. Н. Галагузова, Н. И. Мазурчук // Психология. Психофизиология. – 2020. – № 13. – С. 62–69.
8. Грабчук, К. М. Организация комплексного сопровождения замещающих семей / К. М. Грабчук, Е. В. Кривцова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 2022. – С. 64–67.
9. Гребенникова, Е. В. Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях / Е. В. Гребенникова, О. В. Фирсова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 4 (82). – С. 51–55.
10. Грушецкая, И. Н. Ситуация успеха детей-сирот: возможности для создания и поддержки / И. Н. Грушецкая // Наука и реальность. – 2020. – № 3.1. – С. 55–57.
11. Жарикова, Л. В. Адаптация ребенка в замещающей семье / Л. В. Жарикова // Сборник методический и практических материалов для специалистов органов опеки и попечительства, сопровождающих замещающие семьи. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО. — 2022. — 80 с
12. Ильюшкина, Е. Г. Особенности личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей / Е. Г. Ильюшкина // Актуальные исследования. – 2021. – № 17 (44). – С. 40–42.
13. Киреева, Д. А. Особенности адаптации детей-сирот в приемных семьях / Д. А. Киреева // Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5. – С. 246–250.
14. Киселева, Н. А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / Н. А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2014. – № 13 (16). – С. 134–138.
15. Кислица, А. С. Обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Кислица // Наука и современность. – 2015. – № 37 (1). – С. 168–173.
16. Клюева, Н. В. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 209 с.
17. Кочеткова, М. Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология в работе с детьми-сиротами / М. Ю. Кочеткова // Инновационная наука. – 2015. – № 12. – С. 205–206.
18. Курочкина, А. И. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. И. Курочкина // Трибуна ученого. – 2021. – № 2. – С. 53–57.
19. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва: педагогика, 1986. – 144 с.
20. Магомедова, А. Н. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей / А. Н. Магомедова, Х. З. Шарбузова, А. А. Халилова // Мировая наука. – 2018. – № 3 (12). – С. 79–81.
21. Магомедова, А. Н. Психологические особенности детей-сирот / А. Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3 (46). – С. 27–29.
22. Новоселова, Т. А. Замещающие семьи: проблемы устойчивости / Т. А. Новоселова // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 5 (173). – С. 18–19.
23. Позднякова, Ю. В. Понятие «Замещающая семья» в России: сущность и содержание / Ю. В. Позднякова // Вестник университета Российской академии образования. – 2011. – № 5. – С. 83–84.
24. Ручкова, Н. А. Индивидуально-психологические особенности детей-сирот / Н. А. Ручкова, А. И. Уразаева // Sience Time. – 2016. – С. 430–433.
25. Спиридонов, Н. И. Приемная семья: психологическое сопровождение и работа с замещающими семьями / Н. И. Спиридонов // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства. – Чебоксары: Изд-во общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда». – 2022.– С. 212–214.
26. Телицына, А. Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях / А. Ю. Телицына // Социальные науки и детство. – 2021. – № 2. – С. 84–95.
27. Февральская, М. А. Социальная адаптация детей-сирот в России / М. А. Февральская // Science Time. – 2015. – С. 796–800.
28. Фраш, И. В. «Путь к новой семье» (программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в замещающей семье) / сост: И. В. Фраш. – Кемерово, 2022. – 187 с.
29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ