Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Образы экзотических стран, созданные советской поэзией для детей
1.1. Традиции моделирования образа далёкого неведомого пространства в детской поэзии (К.И. Чуковский)……………………………………………5
1.2. Образы экзотических стран в классической и авангардной поэзии для детей……11
Глава 2. Образы экзотических стран в современной русской поэзии для детей.20
2.1. Экзотическое пространство в творчестве современных детских поэтов…..20
2.2. Образы экзотических стран в творчестве алтайских поэтов
2.3. Урок внеклассного чтения по теме «Экзотические страны в русской литературе для детей»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы определяется интересом к складывающейся в детской поэзии традиции. Согласно ей детская поэзия создаёт образы экзотических стран, которые пробуждают у реципиента живой интерес к топосам, которые пока ему неизвестны. Созданное поэтом художественное пространство призвано воздействовать на воображение ребёнка, развивать умение сравнивать с привычным или подобным топосом, характеризовать экзотический топос.
Степень изученности темы. С. Маслинская (Леонтьева) обращает внимание на условные пространства, в которых разворачивает действие К. Чуковский в своих сказках. Квак Хэ Ми и Уде Фрайдей Эменка рассматривают созданный поэтом образ Африки. М.П. Двойнишникова, Т.Ф. Смеян и Е.А. Смышляев рассматривают русский авангард в детской поэзии, которая создаёт экзотическое пространство: волшебную страну, Хохотания и другие. Всё это свидетельствует о том, что образы экзотических стран с современной поэзии для детей следует продолжить.
Проблема исследования: каковы особенности образа экзотических стран, созданные современной детской поэзией?
Целью исследования является изучение особенностей образа экзотических стран в современной детской поэзии.
Объект исследования – современная детская поэзия.
Предмет исследования – особенности образа экзотических стран в современной детской поэзии.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что изучение образов экзотических стран в современной поэзии для детей поможет юному читателю расширить представление о топосе, который его окружает.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности образа далёкого, неведомого в поэзии К. Чуковского;
- рассмотреть особенности образа экзотических стран, созданные советской поэзией;
- изучить особенности образа экзотических стран, созданные современной русской детской поэзией.
Методы исследования: сравнительно-исторический, аналитический, описательный.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Изучение особенностей образа экзотических стран в современной детской поэзии позволяет нам более глубоко понять, каким образом детская литература представляет и описывает различные культуры и места в мире.
Одной из особенностей, которую мы обнаружили, является использование ярких и красочных образов, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их. Поэты часто описывают экзотические страны через призму их уникальной природы, животного мира и культурных особенностей. Это помогает создать живые и запоминающиеся образы, которые ребенок может легко визуализировать и представить себе.
Восприятие экзотических стран в поэзии может быть различным в зависимости от автора и его опыта. Некоторые поэты могут представлять эти страны в магическом и фантастическом свете, создавая волшебные и удивительные миры. Другие же могут стремиться к более реалистичному и точному изображению культуры и обычаев.
Нередко в детской поэзии находят отражение экзотические приключения и путешествия. Поэты описывают путешествия героев по экзотическим странам, их встречи с местными жителями, исследование местной природы и достопримечательностей. Это помогает детям познавать новые миры и развивать любознательность.
В современной детской поэзии также присутствует уклон к экологическим аспектам экзотических стран. Поэты акцентируют внимание на уникальной природе и животном мире этих стран, а также на необходимости его сохранения и защиты. Это помогает детям осознать важность экологической ответственности и бережного отношения к природе.
Важно отметить, что современная детская поэзия стремится к более широкому и инклюзивному представлению различных культур. Вместо устаревших стереотипов и предрассудков, современные поэты стараются передать аутентичную картину экзотических стран, уважая их традиции и культуру. Это помогает детям развивать толерантность, понимание и уважение к различиям.
Исследование также показало, что в современной детской поэзии активно используются элементы фольклора и народных сказаний экзотических стран. Это помогает детям погрузиться в мир других культур и познакомиться с их уникальными традициями и легендами.
Выводы, которые мы можем сделать из этого исследования, заключаются в том, что современная детская поэзия играет важную роль в формировании представлений детей о различных странах мира. Она помогает расширить их горизонты, развить культурное понимание и уважение. Поэты активно работают над созданием аутентичных и ненавязчивых образов экзотических стран, чтобы дети могли насладиться красотой и разнообразием нашего мира.
Бабат Г.И., Гарф А. Л. «Утраченная Вселенная» Магнетрон. М., 1957
Квин Л. И. Звезды чужой стороны. Вече, 2018.-384 с.
Квин Л. И. Начинают и проигрывают. Вече, 2019.-384 с.
Ким Ю. Песня Красной Шапочки / Ю. Ким - https://www.chitalnya.ru/work/3115670/?ysclid=lo5g93oydn795388877
Маршак С.Я. Стихотворения и поэмы / С.Я. Маршак – Л.: Совесткий писатель, 1973. – 906 с.
Михалков С.В. Светлана / С.В. Михалков - https://litrika.ru/sergej-mixalkov-svetlana/
Владимир Токмаков Детдом для престарелых убийц: «Амфора» ; Санкт-Петербург; 2002
Усачёв А. Жители Антарктиды / А. Усачёв - https://rustih.ru/andrej-usachyov-zhiteli-antarktidy/?ysclid=loe6cxi5d4989533255
Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1: Произведения для
детей / Сост., коммент. Е. Чуковской. — 2-е изд. - М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2013 - 598 с.
Чунга-Чанга - https://petrov-dmsh.klgd.muzkult.ru/media/2020/08/07/1256654808/Slova_pesen_Chunga-changa.pdf
Шевчук И. На крючке у Луны / И. Шевчук - https://rustih.ru/igor-shevchuk-na-kryuchke-u-luny/?ysclid=loe3i95wi819391036
Юровский Ю.Г. Избранное. Проза. Миниатюры, повести, эссе. Симферополь ИТ "Ариал", 2013 - с.
Яснов М. Если ты проезжая Калькутту / М. Яснов - https://rustih.ru/mixail-yasnov-esli-ty-proezzhaya-kalkuttu/?ysclid=lodzi0cz7i134573755
Яснов М. Дождь и град / М. Яснов - https://rustih.ru/mixail-yasnov-dozhdegrad/?ysclid=loe0j1mbs0506224681
Яснов М. Чудетство / М. Яснов - https://rustih.ru/mixail-yasnov-chudetstvo/?ysclid=loe62ke7jo515648155
Библиография
1. Абдрасилова А.К. Словотворчество как способ представления детского мира (на материале произведений А.А. Усачёва) / А.К. Абдрасилова // Вестник КазНУ. – 2015. https://articlekz.com/article/23283?ysclid=loe1gk3zem437008712
2. Двойнишникова М.П. Традиции русского авангарда в детской поэзии / М.П. Двойнишникова, Т.Ф. Смеян, Е.А. Смышляев // Культура и текст. – 2022. - №4 (51). – С. 167-180.
3. Ивич А. Воспитание поколений: О советской литературе для детей. - 4-е изд. – М.: Дет. лит., 1969. - 464 с. - http://zhitkov.lit-info.ru/zhitkov/kritika/ivich-vospitanie/index.htm
4. Квак Хэ Ми Образ Африки в сказках К.И.Чуковского / Квак Хэ Ми // Вестник ВЭГУ. – 2012. - №2 (58). – С. 127-131.
5. Кевин М.Ф. Платт. Доктор Дулиттл и доктор Айболит на приёме в отделении травмы / Сост. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис // Веселые человечки: Культурные герои советского детства. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – С. 101-124.
6. Курий С. Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Про Красную Шапочку» и «Усатый нянь»? / С. Курий // ШколаЖизни.ру. -
https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/67950/?ysclid=lo5ft2j3lp132389170
7. Литовская М. Китай и китайцы в русской советской детской литературе 1920-1930-х гг. / М. Литовская, Яо Чэнчэн // Детские чтения. – 2017. – Т. 11. - №1. – С. 133-156.
8. Маслинская (Леонтьева), С. Корней Чуковский / С. Маслинская // Детские чтения. – 2012. - №2. – Вып. 12. – С. 58-75.
9. Минина А. Игорь Шевчук: «Меня называют папой «Смешариков» и дядей «Фиксиков» / А. Минина. – Gornovosti. – 1.10. 2021. - https://gornovosti.ru/news/87835/?ysclid=loe3nvq178671206389
10. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведении / Под ред. Т.Д.Полозовой. - 2-е изд, испр. - М.: Асайет А, 1998 – 443.
11. Степанов А.Г. О поэтической генеалогии «Львицы» С.Я. Маршака / А.Г. Степанов // Вещество поэзии. К 70-летию Ю.Б. Орлицкого. Сост. и ред. Ю.В. Доманский, В.Я. Малкина, А.Г. Степанов. - М.: РГГУ, 2022. – С. 36-50.
12. Уде Фрайдей Эменка Образ Африки в русском языковом сознании: специальность 10.02.19: теория языка: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Уде Фрайдей Эменка - Волгоград, 2008. - 15 с.
13. Шеваров Д. Поэт Михаил Яснов: Детские стихи учат нас счастью / Д. Шеваров – Российская газета. – 14.01. 2016. - https://rg.ru/2016/01/14/yasnov.html
14. Юрий Энтин – достояние республики - https://vmiremusiki.com/yurij-entin.html?ysclid=lo5cpbyre9582789511