Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Квест как технология социально-психологической адаптации обучающихся техникума (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

Работа №129606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы110
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Екатеринбургский энергетический техникум.
Выборка: 60 студентов – первокурсников.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Особенности социально-психологической адаптации студентов 7
1.2 Образовательный квест как новая технология работы в организации 14
1.3 Квест-технология в практике преподавания 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ КВЕСТОВ, СОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 24
2.1. Организация и процедура исследования 24
2.2. Методы и меﹶтодики исследования 25
2.3. Результаты исследования 29
2.4. Организация работы по социально-психологической адаптации студентов с использованием квест-технологии 39
2.5. Результаты экспериментальной работы 48
3. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
3.1. Возможности технологического подхода в психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации учащихся 64
3.2. Технологии клубной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации обучающихся 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ. 86

В момент поступления на первый курс обучения в техникуме первокурсник сталкивается с рядом новых способов организации учебного процесса: с одной стороны, он сталкивается с высокой интенсивностью изучения учебного материала, а с другой – недостаточным уровнем самостоятельных занятий и привычкой усвоения информации в готовом виде. Помимо этого, студент будет вовлечен в новые виды деятельности (освоение профессии, производственная практика) и в новый коллектив учебных групп.
Данная проблема заключается в том, что процесс адаптации учащихся
к новым условиям жизни и новой социальной ситуации имеет некоторые отклонения. Помимо этого, этот процесс является связующим звеном между самооценкой и амбициями студента и его способностями в социальной среде, что часто выражается в выравнивании требований и ожиданий участников образовательного процесса.
Одним из явных противоречий является необходимость разработки программ, способствующих социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, и в то же время недостаточная разработанность эффективных технологий адаптации. Существующий анализ научно-методических разработок по данной проблеме показывает, что в основном не учитываются возрастные и психологические особенности студентов в юношеском возрасте.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: квест как технология социально-психологической адаптации студентов первого курса.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса, разработка квеста, способствующего наиболее благоприятной адаптации личности
в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен социально-психологической адаптации личности;
2. Изучить теоретические основы разработки и использования квест-технологии как средства социально-психологической адаптации студентов;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников;
4. Разработать программу квестов как технологию социально-психологической адаптации студентов в организации, провести ее и отследить эффективность.
Гипотеза исследования: Разработанная и проведенная программа квестов будет способствовать успешной социально-психологической адаптации студентов, а именно повышению таких показателей как адаптированность
к учебной группе и учебной деятельности, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, а также повышению уровня познавательной активности и мотивации достижений.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Деятельностный подход и его основополагающий принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), исходя из которого, психические процессы протекают в деятельности; принцип детерминизма (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн), который понимается в психологии
как закономерная и необходимая зависимость психических явлений
от порождающих их факторов.
В работах отечественных и зарубежных психологов обсуждаются вопросы психосоциальной адаптации. Т.В. Баррас и Ф.Б.Березин изучали особенности психосоциальной адаптации, рассматривая установку и установку испытуемого как критерии психосоциальной адаптации, отражающие опыт взаимоотношений с другими людьми: удовлетворенность жизнью
и ее личностными аспектами; самооценку успешности в различных областях деятельности; взаимоотношения, ретроспективная оценка мотивов социально значимого поведения.
А. Г. Маклаков оценивает: «социально-психологическую адаптацию
по таким критериям как нервно-психическая устойчивость, принцип межличностных контактов (конфликтность), опыт общения (общительность), морально-нравственная ориентация, групповая идентификация (ориентация
на соблюдение требований коллектива)». С.Т. Посохова, рассматривает: «эмоциональную устойчивость и удовлетворенность от работы критериями социально-психологической адаптации». Положение теории В.А. Ядова
о диспозиционной регуляции социального поведения личности также является важным для нашей работы. Социально-психологическая адаптация регулируется диспозиционной системой, с одной стороны, а с другой - социально-психологическая адаптация и диспозиция порождаются единым процессом "столкновения" потребностей и ситуаций (условий)
их удовлетворения, то элементы социально-психологической адаптации выстраиваются в схожую иерархическую диспозиционную систему.
Используемые методы:
1. Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы: эксперимент, психодиагностический метод, методы математико-статистического анализа данных.
В ходе исследования были использованы следующие психологические методики исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонда, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Л. Тихомировой (модификация А.Д. Андреева), методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой «Адаптированность студентов в вузе».
Теоретическая и практическая значимость: изучены особенности социально-психологической адаптации у студентов первого курса, а также разработана программа квестов, которая может применяться психологами, педагогами и другими смежными специалистами, для содействия социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование проводилось в Екатеринбургском энергетическом техникуме.
Положение, выносимое на защиту: квест может быть рассмотрен как эффективная технология социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-психологическая адаптация студентов – первокурсников протекает со значительными затруднениями, что требует проведения соответствующих мероприятий с целью снизить эмоциональную напряженность студентов, только что окончивших школу и начавших самостоятельную взрослую жизнь.
Квест-технология – педагогическая технология, которая позволяет интегрировать разные технологии с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности
и мотивации учащихся, развитие их, как активных субъектов педагогического процесса.
Образовательный квест – это интегрированная технология, которая сочетает в себе идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ. Включает в себя целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и череды вспомогательных заданий
с приключениями и (или) игрой с определённой сюжетной линией. Как любая игра, квест несет в себе познавательную, развивающую, развлекающую функции. Детально разобрав суть квест - технологии, можно сделать вывод,
что квест призван заинтересовать обучающегося и вовлечь
его в образовательную среду.
Квест может быть, как формой проведения учебного занятия,
так и применяться во внеурочной деятельности, может быть направлен
на приобретение новых знаний по предмету, или обобщение уже имеющихся
у обучающихся знаний и помочь их практическому применению. Такая форма проведения занятия однозначно способствует развитию познавательного интереса к образовательному процессу.
С целью проверки приспособленности квест – технологий, как к «рычагу» воздействия на положительную адаптацию первокурсников в образовательном учреждении, было проведено исследование с применением психологических методов исследования, таких, как: Методика К. Роджерса-Р. Даймонда, Методика Л. Тихомировой - А.Д. Андреевой, Методика Т. Д. Дубовицкой
и А. В. Крыловой. Базой эксперимента стал Екатеринбургский энергетический техникум. В исследовании приняли участие 60 студентов – первокурсников настоящего техникума.
Результаты проведенного эксперимента подтверждают эффективность спроектированной модели квест-технологии адаптивности и созданной программы по социально-педагогической адаптации студентов
15 первокурсников техникума. При вторичной диагностике адаптации дезадаптированных студентов не выявлено.
Результаты эксперимента полностью подтвердили актуальность темы исследования, а также рациональность используемых разработанных квест – технологий в психологической адаптации первокурсников.
Экспериментально разработанную программу квестов рекомендуется использовать в системе среднего - профессионального образования.



1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 378с.
2) Авдеенко А. С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестн. СМУС74. 2016. Т. 4, № 2 (13), С. 4–8.
3) Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2021 - 448 с.
4) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.. 2001. 288 с.
5) Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, - А.: Человек и общество, 2020.- 451с.
6) Андреева Д.А. Проблемы активности студентов. - Ростов н/Д.: Эдема, 2020 - 159 с.
7) Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2. – С. 180.
8) Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 3-е переизд. доп. Литерт - Свердловск, 2018.- 359с.
9) Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2018.-320 с.Бейлина, Н. С. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе / Н. С. Бейлина, Е. Ю. Двойникова. — Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология: [сетевой научный журнал]. — 2020. — С. 8.
10) Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 45–47.
11) Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П.:Книголюб, 2012. - 270-398 с.
12) Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2021, N 6, с. 38-43.
13) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
14) Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. М.: МГУ, 1990. № 7. С. 70-71.
15) Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37–50.
16) Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во Питер., 2020. - 332
17) Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2013. - № 3. – С. 230.
18) Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
19) Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М., 2019. - 490с.
20) Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2018. 569с.
21) Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. 2020. Т. 25. N 3. С. 17 - 25.
22) Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие.- М.: Мир, 2020. - 452 с.
23) Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 2 (10). С. 5–8.
24) Дикова В. В. Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 53–54.
25) Долгова В. И., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 66–70.
26) Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2020, № 3, с. 23-29.
27) Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В.Жегульская. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c.
28) Жигимонт С.Н., Лобанова А.В., Молчанова Е.В. Личностный потенциал и социальная адаптированность личности: социально-психологический 7 подход // Международный журнал прикладныхи фундаментальных исследований. - 2016. - № 7. - С.699-701.
29) Иванкина Л.И., Раточка Л.А., Солодовникова О.М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. - Томск: Изд-во ТПУ, 2017. - 38с.
30) Кашапов А.С. Структура социально-психологической адаптированности студентов //автореф. дисс. к.пс. н. - Ярославль, 2012. – 26 с.
31) Кон И.С. Психология ранней юности. 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2019. 509с.
32) Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2017. - 688 с.
33) Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935.
34) Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Высш.шк., 2019. - 673 с.
35) Кусакина, С.Н.Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – №8. – C. 24-37.
36) Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - №2. – 2007. С.119-130.
37) Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 364 с.
38) Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2021. - 107с.
39) Маклаков А. Г. Общая психология. учебное пособие для вузов СПб.: Питер, 2021. - 583с.
40) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2013. 351 с.
41) Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2020.С. 80 - 94.
42) Мельничук, И. А. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб. – метод. пособие для студентов психол. – пед. фак. / И. А. Мельничук; И. А. Мельничук, З. М. Панасевич. – Брест, 2006. 137 с.
43) Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2019. № 4 C. 56-63.
44) Миасса И.Д. Проблемы адаптации студента в вузе, - Студенческий научный журнал Т.1. №1, 2020.С.75- 89.
45) Миронов И. П., Белозерова Т. А. Современный подход к успешной социализации и идентификации студентов технического вуза // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 54–67.
46) Миронов И. П., Царапина Т. П., Жарова Т. Ю. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2016. 170 с.
47) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2018. - 456 с.
48) Мухина В.С., Венгер Л.А. .Психология. М.: «Просвещение», 2015. - 408с.
49) Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. Москва ; Воронеж, 2003. С. 14–15.
50) Орехова, Е.Ю., Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф, дисс. канд. пед. н./Е.Ю. Орехова. – Рязань. – 2006. -24 с.
51) Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования, 2018, № 8, с. 100-106.
52) Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 2016 с. 169-174
53) Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2021. 34-41.
54) Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я Райгородского - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 288-297.
55) Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование. - СПб «Ленинград», 2018. - 531с.
56) Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей : Вопросы психологии, 2016. N 5. - с. 114.
57) Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель.- 2005. - №2. – С.11-12.
58) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е издание. М.: СПб., 2019. - 567с.
59) Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе// Психологический журнал ГОУ ВПО АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2017, № 7. С. 30-38.
60) Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. — № 3.– С. 47–49.
61) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.
62) Савотина Н.А. Социальная адаптация в условиях студенческой среды.: Дис. Канд. Пед. Наук.- М., 2016.-196с.
63) Самородова Т.Е. Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс].
64) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2016. - 350 с.
65) Смирнов А.А. Адаптация студентов и образ вуза: монография/А.А Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГу, 2010. – 168 с.
66) Смирнов, С.Д. Учеба – в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2011. – N 4 (58). – C. 9-11.
67) Смирнова, С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф, дисс… канд. психол. н./С.В. Смирнова. – Томск., 2005. - 26 с.
68) Социальная психология: учебное пособие для вузов. / Под ред. Журавлева А.Л. - М.: ПЕР СЭ, 2022. - 351с.
69) Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2019.- 447с.
70) Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 542с.
71) Терещенко А. Г. изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. — Иркутск, 2006. — С. 89–103.
72) Ткачева Г. В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз». — М.: Прогресс, 2003. –240 с.
73) Скитейкина, Ю. А. Социальная адаптация студентов в вузе / Ю. А. Скитейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 303-307.
74) Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2015. 51с.
75) Шайденко, Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. – 2010. – №6. – C. 44 - 50.
76) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2015. - 394с.
77) Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // ВЕСТНИК ОГУ. – 2014. - №3 (164). – С. 103-107. 9
78) Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб., 2019. - 289с.
79) Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности С. 89 - 105 // Методологические проблемы социальной психологии Сб. статей / Отв. ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 2020. 94-109с.
80) Якиманская, И. С. Технология личностно развивающего обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 176 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ