Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Екатеринбургский энергетический техникум.
Выборка: 60 студентов – первокурсников.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Особенности социально-психологической адаптации студентов 7
1.2 Образовательный квест как новая технология работы в организации 14
1.3 Квест-технология в практике преподавания 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ КВЕСТОВ, СОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 24
2.1. Организация и процедура исследования 24
2.2. Методы и меﹶтодики исследования 25
2.3. Результаты исследования 29
2.4. Организация работы по социально-психологической адаптации студентов с использованием квест-технологии 39
2.5. Результаты экспериментальной работы 48
3. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 64
3.1. Возможности технологического подхода в психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации учащихся 64
3.2. Технологии клубной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации обучающихся 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ. 86
В момент поступления на первый курс обучения в техникуме первокурсник сталкивается с рядом новых способов организации учебного процесса: с одной стороны, он сталкивается с высокой интенсивностью изучения учебного материала, а с другой – недостаточным уровнем самостоятельных занятий и привычкой усвоения информации в готовом виде. Помимо этого, студент будет вовлечен в новые виды деятельности (освоение профессии, производственная практика) и в новый коллектив учебных групп.
Данная проблема заключается в том, что процесс адаптации учащихся
к новым условиям жизни и новой социальной ситуации имеет некоторые отклонения. Помимо этого, этот процесс является связующим звеном между самооценкой и амбициями студента и его способностями в социальной среде, что часто выражается в выравнивании требований и ожиданий участников образовательного процесса.
Одним из явных противоречий является необходимость разработки программ, способствующих социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, и в то же время недостаточная разработанность эффективных технологий адаптации. Существующий анализ научно-методических разработок по данной проблеме показывает, что в основном не учитываются возрастные и психологические особенности студентов в юношеском возрасте.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: квест как технология социально-психологической адаптации студентов первого курса.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса, разработка квеста, способствующего наиболее благоприятной адаптации личности
в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен социально-психологической адаптации личности;
2. Изучить теоретические основы разработки и использования квест-технологии как средства социально-психологической адаптации студентов;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников;
4. Разработать программу квестов как технологию социально-психологической адаптации студентов в организации, провести ее и отследить эффективность.
Гипотеза исследования: Разработанная и проведенная программа квестов будет способствовать успешной социально-психологической адаптации студентов, а именно повышению таких показателей как адаптированность
к учебной группе и учебной деятельности, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, а также повышению уровня познавательной активности и мотивации достижений.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Деятельностный подход и его основополагающий принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), исходя из которого, психические процессы протекают в деятельности; принцип детерминизма (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн), который понимается в психологии
как закономерная и необходимая зависимость психических явлений
от порождающих их факторов.
В работах отечественных и зарубежных психологов обсуждаются вопросы психосоциальной адаптации. Т.В. Баррас и Ф.Б.Березин изучали особенности психосоциальной адаптации, рассматривая установку и установку испытуемого как критерии психосоциальной адаптации, отражающие опыт взаимоотношений с другими людьми: удовлетворенность жизнью
и ее личностными аспектами; самооценку успешности в различных областях деятельности; взаимоотношения, ретроспективная оценка мотивов социально значимого поведения.
А. Г. Маклаков оценивает: «социально-психологическую адаптацию
по таким критериям как нервно-психическая устойчивость, принцип межличностных контактов (конфликтность), опыт общения (общительность), морально-нравственная ориентация, групповая идентификация (ориентация
на соблюдение требований коллектива)». С.Т. Посохова, рассматривает: «эмоциональную устойчивость и удовлетворенность от работы критериями социально-психологической адаптации». Положение теории В.А. Ядова
о диспозиционной регуляции социального поведения личности также является важным для нашей работы. Социально-психологическая адаптация регулируется диспозиционной системой, с одной стороны, а с другой - социально-психологическая адаптация и диспозиция порождаются единым процессом "столкновения" потребностей и ситуаций (условий)
их удовлетворения, то элементы социально-психологической адаптации выстраиваются в схожую иерархическую диспозиционную систему.
Используемые методы:
1. Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы: эксперимент, психодиагностический метод, методы математико-статистического анализа данных.
В ходе исследования были использованы следующие психологические методики исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонда, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Л. Тихомировой (модификация А.Д. Андреева), методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой «Адаптированность студентов в вузе».
Теоретическая и практическая значимость: изучены особенности социально-психологической адаптации у студентов первого курса, а также разработана программа квестов, которая может применяться психологами, педагогами и другими смежными специалистами, для содействия социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование проводилось в Екатеринбургском энергетическом техникуме.
Положение, выносимое на защиту: квест может быть рассмотрен как эффективная технология социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.
Социально-психологическая адаптация студентов – первокурсников протекает со значительными затруднениями, что требует проведения соответствующих мероприятий с целью снизить эмоциональную напряженность студентов, только что окончивших школу и начавших самостоятельную взрослую жизнь.
Квест-технология – педагогическая технология, которая позволяет интегрировать разные технологии с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности
и мотивации учащихся, развитие их, как активных субъектов педагогического процесса.
Образовательный квест – это интегрированная технология, которая сочетает в себе идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ. Включает в себя целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и череды вспомогательных заданий
с приключениями и (или) игрой с определённой сюжетной линией. Как любая игра, квест несет в себе познавательную, развивающую, развлекающую функции. Детально разобрав суть квест - технологии, можно сделать вывод,
что квест призван заинтересовать обучающегося и вовлечь
его в образовательную среду.
Квест может быть, как формой проведения учебного занятия,
так и применяться во внеурочной деятельности, может быть направлен
на приобретение новых знаний по предмету, или обобщение уже имеющихся
у обучающихся знаний и помочь их практическому применению. Такая форма проведения занятия однозначно способствует развитию познавательного интереса к образовательному процессу.
С целью проверки приспособленности квест – технологий, как к «рычагу» воздействия на положительную адаптацию первокурсников в образовательном учреждении, было проведено исследование с применением психологических методов исследования, таких, как: Методика К. Роджерса-Р. Даймонда, Методика Л. Тихомировой - А.Д. Андреевой, Методика Т. Д. Дубовицкой
и А. В. Крыловой. Базой эксперимента стал Екатеринбургский энергетический техникум. В исследовании приняли участие 60 студентов – первокурсников настоящего техникума.
Результаты проведенного эксперимента подтверждают эффективность спроектированной модели квест-технологии адаптивности и созданной программы по социально-педагогической адаптации студентов
15 первокурсников техникума. При вторичной диагностике адаптации дезадаптированных студентов не выявлено.
Результаты эксперимента полностью подтвердили актуальность темы исследования, а также рациональность используемых разработанных квест – технологий в психологической адаптации первокурсников.
Экспериментально разработанную программу квестов рекомендуется использовать в системе среднего - профессионального образования.
1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018.- 378с.
2) Авдеенко А. С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестн. СМУС74. 2016. Т. 4, № 2 (13), С. 4–8.
3) Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация. - М.: Эксмо, 2021 - 448 с.
4) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.. 2001. 288 с.
5) Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, - А.: Человек и общество, 2020.- 451с.
6) Андреева Д.А. Проблемы активности студентов. - Ростов н/Д.: Эдема, 2020 - 159 с.
7) Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2. – С. 180.
8) Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 3-е переизд. доп. Литерт - Свердловск, 2018.- 359с.
9) Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2018.-320 с.Бейлина, Н. С. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе / Н. С. Бейлина, Е. Ю. Двойникова. — Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология: [сетевой научный журнал]. — 2020. — С. 8.
10) Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 45–47.
11) Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П.:Книголюб, 2012. - 270-398 с.
12) Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2021, N 6, с. 38-43.
13) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
14) Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. М.: МГУ, 1990. № 7. С. 70-71.
15) Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37–50.
16) Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во Питер., 2020. - 332
17) Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2013. - № 3. – С. 230.
18) Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
19) Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М., 2019. - 490с.
20) Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2018. 569с.
21) Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. 2020. Т. 25. N 3. С. 17 - 25.
22) Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие.- М.: Мир, 2020. - 452 с.
23) Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 2 (10). С. 5–8.
24) Дикова В. В. Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 53–54.
25) Долгова В. И., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 66–70.
26) Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2020, № 3, с. 23-29.
27) Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В.Жегульская. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c.
28) Жигимонт С.Н., Лобанова А.В., Молчанова Е.В. Личностный потенциал и социальная адаптированность личности: социально-психологический 7 подход // Международный журнал прикладныхи фундаментальных исследований. - 2016. - № 7. - С.699-701.
29) Иванкина Л.И., Раточка Л.А., Солодовникова О.М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. - Томск: Изд-во ТПУ, 2017. - 38с.
30) Кашапов А.С. Структура социально-психологической адаптированности студентов //автореф. дисс. к.пс. н. - Ярославль, 2012. – 26 с.
31) Кон И.С. Психология ранней юности. 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2019. 509с.
32) Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2017. - 688 с.
33) Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935.
34) Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Высш.шк., 2019. - 673 с.
35) Кусакина, С.Н.Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – №8. – C. 24-37.
36) Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование. - №2. – 2007. С.119-130.
37) Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 364 с.
38) Лифшиц А.М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2021. - 107с.
39) Маклаков А. Г. Общая психология. учебное пособие для вузов СПб.: Питер, 2021. - 583с.
40) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2013. 351 с.
41) Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, - Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2020.С. 80 - 94.
42) Мельничук, И. А. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб. – метод. пособие для студентов психол. – пед. фак. / И. А. Мельничук; И. А. Мельничук, З. М. Панасевич. – Брест, 2006. 137 с.
43) Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2019. № 4 C. 56-63.
44) Миасса И.Д. Проблемы адаптации студента в вузе, - Студенческий научный журнал Т.1. №1, 2020.С.75- 89.
45) Миронов И. П., Белозерова Т. А. Современный подход к успешной социализации и идентификации студентов технического вуза // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 54–67.
46) Миронов И. П., Царапина Т. П., Жарова Т. Ю. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2016. 170 с.
47) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2018. - 456 с.
48) Мухина В.С., Венгер Л.А. .Психология. М.: «Просвещение», 2015. - 408с.
49) Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. Москва ; Воронеж, 2003. С. 14–15.
50) Орехова, Е.Ю., Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф, дисс. канд. пед. н./Е.Ю. Орехова. – Рязань. – 2006. -24 с.
51) Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования, 2018, № 8, с. 100-106.
52) Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 2016 с. 169-174
53) Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2021. 34-41.
54) Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я Райгородского - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 288-297.
55) Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование. - СПб «Ленинград», 2018. - 531с.
56) Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей : Вопросы психологии, 2016. N 5. - с. 114.
57) Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель.- 2005. - №2. – С.11-12.
58) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е издание. М.: СПб., 2019. - 567с.
59) Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе// Психологический журнал ГОУ ВПО АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2017, № 7. С. 30-38.
60) Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. — № 3.– С. 47–49.
61) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.
62) Савотина Н.А. Социальная адаптация в условиях студенческой среды.: Дис. Канд. Пед. Наук.- М., 2016.-196с.
63) Самородова Т.Е. Проблема дезадаптации студентов первых курсов СПО // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс].
64) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2016. - 350 с.
65) Смирнов А.А. Адаптация студентов и образ вуза: монография/А.А Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГу, 2010. – 168 с.
66) Смирнов, С.Д. Учеба – в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2011. – N 4 (58). – C. 9-11.
67) Смирнова, С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф, дисс… канд. психол. н./С.В. Смирнова. – Томск., 2005. - 26 с.
68) Социальная психология: учебное пособие для вузов. / Под ред. Журавлева А.Л. - М.: ПЕР СЭ, 2022. - 351с.
69) Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2019.- 447с.
70) Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 542с.
71) Терещенко А. Г. изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. — Иркутск, 2006. — С. 89–103.
72) Ткачева Г. В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз». — М.: Прогресс, 2003. –240 с.
73) Скитейкина, Ю. А. Социальная адаптация студентов в вузе / Ю. А. Скитейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 303-307.
74) Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2015. 51с.
75) Шайденко, Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. – 2010. – №6. – C. 44 - 50.
76) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2015. - 394с.
77) Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // ВЕСТНИК ОГУ. – 2014. - №3 (164). – С. 103-107. 9
78) Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб., 2019. - 289с.
79) Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности С. 89 - 105 // Методологические проблемы социальной психологии Сб. статей / Отв. ред. Шорохова Е. В. М.: Наука, 2020. 94-109с.
80) Якиманская, И. С. Технология личностно развивающего обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 176 с.