Деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в развитии российских железных дорог в конце XIX - начале XX века
|
Введение 3
Глава 1. Первый период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1874-1903 гг 10
§1. Происхождение, образование и начальный период трудового пути. Работа на Китайско-Восточной железной дороге 10
§2. Вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в разработку и осуществления ключевых проектов Инженерного совета Министерства путей сообщения 19
Глава 2. Второй период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1903-1917 гг 28
§1. Тавризская железная дорога - ближневосточное окно России 28
§2. Особая Высшая комиссия для всестороннего изучения железнодорожного делав России и роль в ней инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Научные труды и изобретения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 57
Глава 1. Первый период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1874-1903 гг 10
§1. Происхождение, образование и начальный период трудового пути. Работа на Китайско-Восточной железной дороге 10
§2. Вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в разработку и осуществления ключевых проектов Инженерного совета Министерства путей сообщения 19
Глава 2. Второй период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1903-1917 гг 28
§1. Тавризская железная дорога - ближневосточное окно России 28
§2. Особая Высшая комиссия для всестороннего изучения железнодорожного делав России и роль в ней инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Научные труды и изобретения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 57
История железных дорог отражена старейшим научно-техническим музеем России - Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации, коллекции которого являются основой научно-исследовательской деятельности его сотрудников и партнёров. Сегодня, трудно представить жизнь без железной дороги, учитывая размеры нашей страны, экономические, геополитические и культурные парадигмы.
И конечно, все самые смелые начинания в области железнодорожного строительства, освоения новых регионов нашей страны были бы невозможны без талантливых инженеров путей сообщения, «питомцев Института инженеров путей сообщения - первого высшего транспортного учебного заведения России». К таким личностям в истории отечественного железнодорожного транспорта относится Сергей Николаевич Кульжинский - инженер путей сообщения, видный специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, директор правления акционерного Общества Юго-Восточных железных дорог.
Актуальность исследования. В настоящее время личный архив С.Н. Кульжинского хранится в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и составляет 364 единицы хранения. Автором проведена работа по анализу и систематизации личного фонда выдающегося инженера путей сообщения. Отметим, что в данном ключе тема исследуется впервые, так как деятельность не всех известных инженеров путей сообщения освещена в наши дни, особенно тех, которые были причастны к судьбоносным решениям в развитии российских железных дорог.
Более того, учитывая, особенности отношения к железной дороге, как к стратегическому объекту, более рассматривались вопросы строительства и эксплуатации отдельных железных дорог, отдельных отраслей железнодорожного дела, социально-экономических процессов, нежели роли личности в истории российского железнодорожного комплекса. Настоящее исследование призвано осуществить попытку рассказать о незаслуженно забытой личности в истории. Стоит также подчеркнуть, что в личных делах, хранящихся сегодня в архивах, железнодорожных музеях также остаётся немало подобных личностей, о которых к сожалению в отечественной и зарубежной историографии не написано сколько - нибудь исчерпывающего исследования.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Нижняя хронологическая граница исследования - 1874 г., год рождения инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. Верхняя хронологическая граница
- 1917 г. (включительно), в рамках данного исследования мы остановимся на дореволюционных разработках инженера, включив в исследование также период бурного 1917 г., как некоей разделительной черты в его биографии, как в жизни многих российских граждан. Территориальные рамки исследования связаны с деятельность инженера Кульжинского и охватывают Санкт-Петербург, Маньчжурию, Северную Персию.
В данном исследовании дореволюционная жизнь и деятельность С.Н. Кульжинского разбита на два периода: первый - с 1874 по 1903 г., второй с 1903 по 1917 г. В первый период мы наблюдаем становление инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в железнодорожной отрасли как специалиста. Во второй период рассматривается его работа на крупных государственных проектах
- на строительстве Тавризской железной дороги и в Особой Высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России.
Объект исследования - инженерная и научная деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского до 1917 г. включительно.
Предмет исследования - вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в развитие российских железных дорог на рубеже XIX-XX в.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии, как в советский, так и в современный периоды её развития отсутствуют научные статьи или монографии, освящающие жизнь и трудовую деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Это связано с тем, что до сегодняшнего дня в большей степени сохранились персональные фонды инженеров путей сообщения, которые преимущественно работали в Институте инженеров путей сообщения (ныне в Петербургском университете путей сообщения императора Александра I). Личные фонды инженеров, работавших на эксплуатации железных дорог России в основном сохранились в меньшей степени их потомками, и достаточно редко становятся достоянием архивов и музейных хранилищ.
Большинство архивных документов и фотографий публикуются в представленной работе впервые. Данное исследование является итогом трёхлетней работы в архивах, библиотеках и музейных фондохранилищах и продолжением ранее опубликованных работ, опубликованных в 20162 и 20 1 9 г. в журналах, входящих в индекс цитирования РИНЦ и ВАК.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является освещение инженерной и научной деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского и его вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Для осуществления поставленной цели, автором исследования ставятся следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать биографические данные семьи Кульжинских, информацию о предках и потомках.
2. Рассмотреть вопрос о ранней деятельности инженера С.Н. Кульжинского на Николаевской и Китайско-Восточной железных дорогах в исторической ретроспективе.
3. Дать критическую оценку работы С.Н. Кульжинского в Инженерном совете Министерства путей сообщения и Особой Высшей комиссии для всестороннего изучения железнодорожного дела в России.
4. Проанализировать научную деятельность С.Н. Кульжинского в период с 1902
по 1917 г., составить библиографический список работ в хронологическом порядке.
Степень научной разработанности темы. Стоит отметить, что до 2016 г. специальных работ о жизни и службе инженера С.Н. Кульжинского в отечественной и зарубежной историографии не существовало. В этой связи, хотелось бы отметить, что в предлагаемой работе, автор использовал труды авторов, которые так или иначе писали о периоде деятельности инженера на отдельных железных дорогах - Николаевской, Китайско-Восточной, Юго-Восточной, например, это встречается в работах А.М. Редько, Б.А. Романова, Е.Я. Красковского и М.М. Уздина, Н.Е. Абловой, А.С. Сенина, Ю.Л. Ильина, И.А. Труновой, Ф.Б. Шенка и других.
Отдельную группу исследователей, представляют авторы, работы которых освещают события, связанные со строительством Тавризской железной дороги. Впервые эта тема была освящена дореволюционным исследователем П.М. Романовым, в работе которого впервые обозначена проблема развития железных дорог в Персии и экономические интересы России в ближневосточном регионе. В 1903 г. выходит книга С.Н. Кульжинского, которой предшествовала сложная работа по сбору и анализу большого количество документов, карт, статистических данных. В 1911 г. была опубликована ещё одна статья , которая частично дополняла отдельные главы книги, вышедшей в 1903 г.
После революции интерес к теме стал только повышаться, что связано с событиями на международной арене. В 1920-е гг. молодое советское государство нуждалось в дипломатическом признание мировых держав. В 1921 г. Тавризская железная дорога была безвозмездно передана большевиками персидскому правительству, которое признало Советскую Россию. В этой связи, выходят несколько работ исследователей С.Н. Кульжинского, Б.Е. Штейна, А. Султан- заде, в которых в основном рассматриваются русско-персидские отношения в исторической ретроспективе и борьба трудового народа Ближнего Востока за независимость от европейских государств и местных диктаторских режимов. В 1962 г. вышла статья Б.В. Ананьича, посвящённая становлению и развитию Учётно-ссудного банка в Персии, который стал учредителем Тавризской железной дороги.
В наши дни в связи с продолжением развития партнёрства России с Ираном, Турцией, Индией, Сирией тема российско-персидских отношений, где в разной степени рассматривается развитие путей сообщения в Персии отражено в работах постсоветских автором В.А. Цветкова, О.А. Никонова, С.В. Прудько, Казем-Заде Фируз. В целом историографическая база не столь большая, учитывая заданную тему.
Источники. Основной источниковой базой стали архивные материалы Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и Российского государственного исторического архива. Личный фонд инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского был передан в музей его дочерью - Александрой Сергеевной Кульжинской (1921 г.р.). В 2013-2015 гг. на постоянное хранение были приняты следующие материалы: фотографии, рукописи, брошюры, посвящённые грузовым перевозкам по дорогам России, труды, касающиеся железных дорог Санкт-Петербурга, России и стран Ближнего Востока, картографические материалы и техническая документация.
Личный фонд содержит богатый картографический материал, который не только является прекрасным иллюстративным материалом, но и проливает свет на общее развитие путей сообщений России в период с 1877 по 1927 гг. Представлены карты и схемы Европейской части России (1877 г.), Терской области (1898 г.), Олонецкой губернии (1915 г.), Области Войска Донского (1900 г.), железных дорог Западной Европы и России (1900-е гг.), железнодорожных и водных путей сообщения СССР (1927 г.) и т.п. На многих картах и схемах стоят личные пометки и исправления, внесённые С.Н. Кульжинским, вероятнее всего при изучении тех или иных вопросов развития отдельных железных дорог.
Отдельно в собрании персонального фонда представлены личные письма инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского к родным из Амурского поселенческого лагеря (Амурлаг) и Байкало-Амурского строительного лагеря (БАМлаг). Перечитывая письма за 1933-1941 гг., у читателя складывается картина жизни железнодорожников в политических и трудовых лагерях в 1930-е гг. Мы знакомимся с общеисторическими фактами, описанием местности, условиями социально-бытового характера, начального этапа строительства Байкало-Амурской магистрали - одного из величайших инфраструктурных проектов Советской России.
Личный архив инженера содержит 30 фотографий, связанных с его семьёй и инженерной деятельностью. Многие фотографии выполнены в известных российских фотографических фирмах: «Boissonas &Eggler», «M. Kadisson», «Д. Асикритовъ» и др. На фотоархиве хранятся фотопортреты С.Н. Кульжинского, его жены В.М. Кульжинской (урождённой Батьяновой), Марины, Леонида, Дмитрия, Александры Кульжинских, групповые фотографии С.Н. Кульжинского, связанные с его инженерной деятельностью.
В фондах Российского государственного исторического архива сохранилось четыре дела, связанных с деятельностью Сергея Николаевича Кульжинского по ведомству путей сообщения. Благодаря анализу исторических документов, удалось дополнить пробелы в профессиональной биографии, по первоначально собранным сведениям.
Железные дороги внесли огромный вклад в освоение Сибири и дали мощный импульс для развития экономики России в целом, обеспечивая безопасность и целостность страны. Проектирование, строительство и эксплуатация российского железнодорожного комплекса требовало талантливых специалистов - инженеров путей сообщения. В представленном исследовании сделана попытка через призму деятельности одного из талантливых людей дореволюционной России показать значимость личности в истории отдельной отрасли.
И конечно, все самые смелые начинания в области железнодорожного строительства, освоения новых регионов нашей страны были бы невозможны без талантливых инженеров путей сообщения, «питомцев Института инженеров путей сообщения - первого высшего транспортного учебного заведения России». К таким личностям в истории отечественного железнодорожного транспорта относится Сергей Николаевич Кульжинский - инженер путей сообщения, видный специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, директор правления акционерного Общества Юго-Восточных железных дорог.
Актуальность исследования. В настоящее время личный архив С.Н. Кульжинского хранится в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и составляет 364 единицы хранения. Автором проведена работа по анализу и систематизации личного фонда выдающегося инженера путей сообщения. Отметим, что в данном ключе тема исследуется впервые, так как деятельность не всех известных инженеров путей сообщения освещена в наши дни, особенно тех, которые были причастны к судьбоносным решениям в развитии российских железных дорог.
Более того, учитывая, особенности отношения к железной дороге, как к стратегическому объекту, более рассматривались вопросы строительства и эксплуатации отдельных железных дорог, отдельных отраслей железнодорожного дела, социально-экономических процессов, нежели роли личности в истории российского железнодорожного комплекса. Настоящее исследование призвано осуществить попытку рассказать о незаслуженно забытой личности в истории. Стоит также подчеркнуть, что в личных делах, хранящихся сегодня в архивах, железнодорожных музеях также остаётся немало подобных личностей, о которых к сожалению в отечественной и зарубежной историографии не написано сколько - нибудь исчерпывающего исследования.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Нижняя хронологическая граница исследования - 1874 г., год рождения инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. Верхняя хронологическая граница
- 1917 г. (включительно), в рамках данного исследования мы остановимся на дореволюционных разработках инженера, включив в исследование также период бурного 1917 г., как некоей разделительной черты в его биографии, как в жизни многих российских граждан. Территориальные рамки исследования связаны с деятельность инженера Кульжинского и охватывают Санкт-Петербург, Маньчжурию, Северную Персию.
В данном исследовании дореволюционная жизнь и деятельность С.Н. Кульжинского разбита на два периода: первый - с 1874 по 1903 г., второй с 1903 по 1917 г. В первый период мы наблюдаем становление инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в железнодорожной отрасли как специалиста. Во второй период рассматривается его работа на крупных государственных проектах
- на строительстве Тавризской железной дороги и в Особой Высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России.
Объект исследования - инженерная и научная деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского до 1917 г. включительно.
Предмет исследования - вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в развитие российских железных дорог на рубеже XIX-XX в.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии, как в советский, так и в современный периоды её развития отсутствуют научные статьи или монографии, освящающие жизнь и трудовую деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Это связано с тем, что до сегодняшнего дня в большей степени сохранились персональные фонды инженеров путей сообщения, которые преимущественно работали в Институте инженеров путей сообщения (ныне в Петербургском университете путей сообщения императора Александра I). Личные фонды инженеров, работавших на эксплуатации железных дорог России в основном сохранились в меньшей степени их потомками, и достаточно редко становятся достоянием архивов и музейных хранилищ.
Большинство архивных документов и фотографий публикуются в представленной работе впервые. Данное исследование является итогом трёхлетней работы в архивах, библиотеках и музейных фондохранилищах и продолжением ранее опубликованных работ, опубликованных в 20162 и 20 1 9 г. в журналах, входящих в индекс цитирования РИНЦ и ВАК.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является освещение инженерной и научной деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского и его вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Для осуществления поставленной цели, автором исследования ставятся следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать биографические данные семьи Кульжинских, информацию о предках и потомках.
2. Рассмотреть вопрос о ранней деятельности инженера С.Н. Кульжинского на Николаевской и Китайско-Восточной железных дорогах в исторической ретроспективе.
3. Дать критическую оценку работы С.Н. Кульжинского в Инженерном совете Министерства путей сообщения и Особой Высшей комиссии для всестороннего изучения железнодорожного дела в России.
4. Проанализировать научную деятельность С.Н. Кульжинского в период с 1902
по 1917 г., составить библиографический список работ в хронологическом порядке.
Степень научной разработанности темы. Стоит отметить, что до 2016 г. специальных работ о жизни и службе инженера С.Н. Кульжинского в отечественной и зарубежной историографии не существовало. В этой связи, хотелось бы отметить, что в предлагаемой работе, автор использовал труды авторов, которые так или иначе писали о периоде деятельности инженера на отдельных железных дорогах - Николаевской, Китайско-Восточной, Юго-Восточной, например, это встречается в работах А.М. Редько, Б.А. Романова, Е.Я. Красковского и М.М. Уздина, Н.Е. Абловой, А.С. Сенина, Ю.Л. Ильина, И.А. Труновой, Ф.Б. Шенка и других.
Отдельную группу исследователей, представляют авторы, работы которых освещают события, связанные со строительством Тавризской железной дороги. Впервые эта тема была освящена дореволюционным исследователем П.М. Романовым, в работе которого впервые обозначена проблема развития железных дорог в Персии и экономические интересы России в ближневосточном регионе. В 1903 г. выходит книга С.Н. Кульжинского, которой предшествовала сложная работа по сбору и анализу большого количество документов, карт, статистических данных. В 1911 г. была опубликована ещё одна статья , которая частично дополняла отдельные главы книги, вышедшей в 1903 г.
После революции интерес к теме стал только повышаться, что связано с событиями на международной арене. В 1920-е гг. молодое советское государство нуждалось в дипломатическом признание мировых держав. В 1921 г. Тавризская железная дорога была безвозмездно передана большевиками персидскому правительству, которое признало Советскую Россию. В этой связи, выходят несколько работ исследователей С.Н. Кульжинского, Б.Е. Штейна, А. Султан- заде, в которых в основном рассматриваются русско-персидские отношения в исторической ретроспективе и борьба трудового народа Ближнего Востока за независимость от европейских государств и местных диктаторских режимов. В 1962 г. вышла статья Б.В. Ананьича, посвящённая становлению и развитию Учётно-ссудного банка в Персии, который стал учредителем Тавризской железной дороги.
В наши дни в связи с продолжением развития партнёрства России с Ираном, Турцией, Индией, Сирией тема российско-персидских отношений, где в разной степени рассматривается развитие путей сообщения в Персии отражено в работах постсоветских автором В.А. Цветкова, О.А. Никонова, С.В. Прудько, Казем-Заде Фируз. В целом историографическая база не столь большая, учитывая заданную тему.
Источники. Основной источниковой базой стали архивные материалы Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и Российского государственного исторического архива. Личный фонд инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского был передан в музей его дочерью - Александрой Сергеевной Кульжинской (1921 г.р.). В 2013-2015 гг. на постоянное хранение были приняты следующие материалы: фотографии, рукописи, брошюры, посвящённые грузовым перевозкам по дорогам России, труды, касающиеся железных дорог Санкт-Петербурга, России и стран Ближнего Востока, картографические материалы и техническая документация.
Личный фонд содержит богатый картографический материал, который не только является прекрасным иллюстративным материалом, но и проливает свет на общее развитие путей сообщений России в период с 1877 по 1927 гг. Представлены карты и схемы Европейской части России (1877 г.), Терской области (1898 г.), Олонецкой губернии (1915 г.), Области Войска Донского (1900 г.), железных дорог Западной Европы и России (1900-е гг.), железнодорожных и водных путей сообщения СССР (1927 г.) и т.п. На многих картах и схемах стоят личные пометки и исправления, внесённые С.Н. Кульжинским, вероятнее всего при изучении тех или иных вопросов развития отдельных железных дорог.
Отдельно в собрании персонального фонда представлены личные письма инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского к родным из Амурского поселенческого лагеря (Амурлаг) и Байкало-Амурского строительного лагеря (БАМлаг). Перечитывая письма за 1933-1941 гг., у читателя складывается картина жизни железнодорожников в политических и трудовых лагерях в 1930-е гг. Мы знакомимся с общеисторическими фактами, описанием местности, условиями социально-бытового характера, начального этапа строительства Байкало-Амурской магистрали - одного из величайших инфраструктурных проектов Советской России.
Личный архив инженера содержит 30 фотографий, связанных с его семьёй и инженерной деятельностью. Многие фотографии выполнены в известных российских фотографических фирмах: «Boissonas &Eggler», «M. Kadisson», «Д. Асикритовъ» и др. На фотоархиве хранятся фотопортреты С.Н. Кульжинского, его жены В.М. Кульжинской (урождённой Батьяновой), Марины, Леонида, Дмитрия, Александры Кульжинских, групповые фотографии С.Н. Кульжинского, связанные с его инженерной деятельностью.
В фондах Российского государственного исторического архива сохранилось четыре дела, связанных с деятельностью Сергея Николаевича Кульжинского по ведомству путей сообщения. Благодаря анализу исторических документов, удалось дополнить пробелы в профессиональной биографии, по первоначально собранным сведениям.
Железные дороги внесли огромный вклад в освоение Сибири и дали мощный импульс для развития экономики России в целом, обеспечивая безопасность и целостность страны. Проектирование, строительство и эксплуатация российского железнодорожного комплекса требовало талантливых специалистов - инженеров путей сообщения. В представленном исследовании сделана попытка через призму деятельности одного из талантливых людей дореволюционной России показать значимость личности в истории отдельной отрасли.
Как мы видим, работая на различных железных дорогах России, инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский внёс деятельный вклад в развитие транспортной науки. В целом, за время своей 30-летней работы на железнодорожном транспорте прошёл извилистый трудовой путь от конторщика до главного инспектора российских железных дорог. Сергей Николаевич сочетал практическую работу в отрасли с научными исследованиями в области железнодорожного транспорта. Ряд его исследований и рационализаторских предложений получили практическое применение. Стоит отметить большую эрудицию и возможность решать самые сложные задачи при обосновании тех тем, которые требуют для своего разрешения научно-исследовательской работы.
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации хранятся два сброшюрованных тома, в которых представлено 29 статей и книг, написанных автором в дореволюционный период. Другие работы инженера мы можем встретить в собраниях крупнейших библиотек нашей страны - Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Библиотеки Российской академии наук (г. Санкт-Петербург). Научные работы Сергея Николаевича можно подразделить на 3 группы:
1. Научные труды по вопросам строительства и эксплуатации железных дорог.
2. Научные труды по вопросам государственного регулирования, экономики и планирования на железнодорожном транспорте.
3. Научные труды по общим вопросам развития железных дорог, отдельных формирований Министерства путей сообщения, подведомственных комиссий и учреждений.
К первой группе относятся труды, связанные с историей строительства отдельных дорог и железнодорожной сети в целом. Стоит отметить, что С.Н. Кульжинский писал не только о строящихся или проектирующихся железных дорогах на территории России, таких как Московско-Виндаво-Рыбинская или Сибирская, но и о путях сообщения, находящихся за пределами нашей страны, например, о строительстве железных дорог в Персии, Турции и Китае.
Ко второй группе научных трудов следует отнести работы, связанные с эксплуатацией железных дорог. Инженер путей сообщения Кульжинский участвовал в разработке проекта «Общих правил сигнализации», в работе Общего бюро совещательных съездов русских железных дорог, выступал с докладами на заседаниях Императорского русского технического общества, Инженерного совета при Министерстве путей сообщения, в собрании Института инженеров путей сообщения. Многолетний практический опыт позволил ему в своих научных работах дать беспристрастную оценку отдельным отраслям железнодорожного дела: сигнализации, путевому хозяйству, паровозному и вагонному парку, пассажирским, грузовым и почтовым перевозкам по железным дорогам.
В третью группу, входят труды, в которых автором рассматриваются вопросы, связанные с государственным контролем на железнодорожном транспорте, экономической оценкой качества работы отдельных железных дорог и отчётностью. В обозначенных работах автор проводит параллели между подобными явлениями в России и в странах Западной Европы и Америки. К этой группе также относятся работы, связанные с общими вопросами развития железнодорожного транспорта нашей страны. Здесь присутствуют труды по нормативным постановлениям Министерства путей сообщения, работе Особой высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Также следует выделить отдельные труды по истории Юго-Восточных железных дорог, где инженер Кульжинский проработал более 15 лет.
Всего за период с 1902 по 1928 г. С.Н. Кульжинский опубликовал 77 научных работ (Приложение 10), некоторые из них являются отзывами на злободневные вопросы. Однако отдельные работы, например, «Вагонное хозяйство русских железных дорог» , «Железные дороги к Персидскому заливу» , «Паровозный парк казённых железных дорог и меры к его улучшению» , являются работами с глубокой степенью научной новизны, написанными на актуальные темы повседневной жизни железных дорог России.
После Октябрьской революции 1917 г. инженерное сообщество России разделилось: часть инженеров путей сообщения осталась на Родине с сохранением своего положения, часть эмигрировала за границу, где нашла применение своим профессиональным навыкам. Сергей Николаевич в этот период продолжает свою научную и практическую деятельность, его статьи публикуются в журналах «Железнодорожное дело», «Вестник путей сообщения», «Вестник Министерства путей сообщения», «Известия Общества востоковедения», «Экономист России», «Железнодорожный ежегодник». Это прекрасный пример того, когда даже в критические для страны годы, инженеры путей сообщения не только выполняли свой профессиональный долг, восстанавливая железные дороги, но и продолжали развивать транспортную науку.
Свой жизненный и профессиональный путь инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский закончил трагически. 20 января 1933 г. он был арестован и помещён в Самарскую тюрьму Дорожно-транспортного отдела Особого государственного политического управления (ДТО ОГПУ). Спустя четыре месяца он был переведён в тюрьму Земляного округа ДТО ОГПУ города Москвы.
13 декабря 1933 г. осуждён по ст.58-7 УК РСФСР «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы» и направлен на исправительные работы в трудовой лагерь на поселении. Благодаря сохранившейся переписке с семьёй - 176 писем, хранящихся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, мы узнаём, что в 1933-1941 гг. Сергей Николаевич работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали, проживая на поселении близ станций Тахтамыгда, Магдагачи, Свободный, Хабаровск. 26 декабря 1941 г. после 8 лет заключения С.Н. Кульжинский умер в возрасте 67 лет.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 27 февраля 1960 г. приговор отменён с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления. Таким образом, в 1960 г. инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский был реабилитирован. 18 декабря 2003 г. Верховный суд Российской Федерации подтвердил данный факт.
Сергей Николаевич Кульжинский внёс значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Как инженер путей сообщения он прошёл долгий трудовой путь до должности главного инспектора российских железных дорог, а затем заместителя председателя Технического совета при НКПС. Как научный работник опубликовал целую плеяду работ, связанных с различными отраслями железнодорожного дела: технология проектирования, строительства и эксплуатация железных дорог, сигнализация, локомотивное и вагонное хозяйство, государственное регулирование на железных дорогах и т.п. Сергей Николаевич прожил 67 лет, посвятив всю жизнь железнодорожному транспорту. Нет сомнений, что его труды нашли отражение при решении непростых задач в работе отечественных железных дорог в XX веке, и продолжают оставаться актуальными и сегодня. Ведь так или иначе, даже в XXI в. мы обращаемся к опыту далёкого прошлого в поисках ответа на самые сложные вопросы.
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации хранятся два сброшюрованных тома, в которых представлено 29 статей и книг, написанных автором в дореволюционный период. Другие работы инженера мы можем встретить в собраниях крупнейших библиотек нашей страны - Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Библиотеки Российской академии наук (г. Санкт-Петербург). Научные работы Сергея Николаевича можно подразделить на 3 группы:
1. Научные труды по вопросам строительства и эксплуатации железных дорог.
2. Научные труды по вопросам государственного регулирования, экономики и планирования на железнодорожном транспорте.
3. Научные труды по общим вопросам развития железных дорог, отдельных формирований Министерства путей сообщения, подведомственных комиссий и учреждений.
К первой группе относятся труды, связанные с историей строительства отдельных дорог и железнодорожной сети в целом. Стоит отметить, что С.Н. Кульжинский писал не только о строящихся или проектирующихся железных дорогах на территории России, таких как Московско-Виндаво-Рыбинская или Сибирская, но и о путях сообщения, находящихся за пределами нашей страны, например, о строительстве железных дорог в Персии, Турции и Китае.
Ко второй группе научных трудов следует отнести работы, связанные с эксплуатацией железных дорог. Инженер путей сообщения Кульжинский участвовал в разработке проекта «Общих правил сигнализации», в работе Общего бюро совещательных съездов русских железных дорог, выступал с докладами на заседаниях Императорского русского технического общества, Инженерного совета при Министерстве путей сообщения, в собрании Института инженеров путей сообщения. Многолетний практический опыт позволил ему в своих научных работах дать беспристрастную оценку отдельным отраслям железнодорожного дела: сигнализации, путевому хозяйству, паровозному и вагонному парку, пассажирским, грузовым и почтовым перевозкам по железным дорогам.
В третью группу, входят труды, в которых автором рассматриваются вопросы, связанные с государственным контролем на железнодорожном транспорте, экономической оценкой качества работы отдельных железных дорог и отчётностью. В обозначенных работах автор проводит параллели между подобными явлениями в России и в странах Западной Европы и Америки. К этой группе также относятся работы, связанные с общими вопросами развития железнодорожного транспорта нашей страны. Здесь присутствуют труды по нормативным постановлениям Министерства путей сообщения, работе Особой высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Также следует выделить отдельные труды по истории Юго-Восточных железных дорог, где инженер Кульжинский проработал более 15 лет.
Всего за период с 1902 по 1928 г. С.Н. Кульжинский опубликовал 77 научных работ (Приложение 10), некоторые из них являются отзывами на злободневные вопросы. Однако отдельные работы, например, «Вагонное хозяйство русских железных дорог» , «Железные дороги к Персидскому заливу» , «Паровозный парк казённых железных дорог и меры к его улучшению» , являются работами с глубокой степенью научной новизны, написанными на актуальные темы повседневной жизни железных дорог России.
После Октябрьской революции 1917 г. инженерное сообщество России разделилось: часть инженеров путей сообщения осталась на Родине с сохранением своего положения, часть эмигрировала за границу, где нашла применение своим профессиональным навыкам. Сергей Николаевич в этот период продолжает свою научную и практическую деятельность, его статьи публикуются в журналах «Железнодорожное дело», «Вестник путей сообщения», «Вестник Министерства путей сообщения», «Известия Общества востоковедения», «Экономист России», «Железнодорожный ежегодник». Это прекрасный пример того, когда даже в критические для страны годы, инженеры путей сообщения не только выполняли свой профессиональный долг, восстанавливая железные дороги, но и продолжали развивать транспортную науку.
Свой жизненный и профессиональный путь инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский закончил трагически. 20 января 1933 г. он был арестован и помещён в Самарскую тюрьму Дорожно-транспортного отдела Особого государственного политического управления (ДТО ОГПУ). Спустя четыре месяца он был переведён в тюрьму Земляного округа ДТО ОГПУ города Москвы.
13 декабря 1933 г. осуждён по ст.58-7 УК РСФСР «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы» и направлен на исправительные работы в трудовой лагерь на поселении. Благодаря сохранившейся переписке с семьёй - 176 писем, хранящихся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, мы узнаём, что в 1933-1941 гг. Сергей Николаевич работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали, проживая на поселении близ станций Тахтамыгда, Магдагачи, Свободный, Хабаровск. 26 декабря 1941 г. после 8 лет заключения С.Н. Кульжинский умер в возрасте 67 лет.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 27 февраля 1960 г. приговор отменён с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления. Таким образом, в 1960 г. инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский был реабилитирован. 18 декабря 2003 г. Верховный суд Российской Федерации подтвердил данный факт.
Сергей Николаевич Кульжинский внёс значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Как инженер путей сообщения он прошёл долгий трудовой путь до должности главного инспектора российских железных дорог, а затем заместителя председателя Технического совета при НКПС. Как научный работник опубликовал целую плеяду работ, связанных с различными отраслями железнодорожного дела: технология проектирования, строительства и эксплуатация железных дорог, сигнализация, локомотивное и вагонное хозяйство, государственное регулирование на железных дорогах и т.п. Сергей Николаевич прожил 67 лет, посвятив всю жизнь железнодорожному транспорту. Нет сомнений, что его труды нашли отражение при решении непростых задач в работе отечественных железных дорог в XX веке, и продолжают оставаться актуальными и сегодня. Ведь так или иначе, даже в XXI в. мы обращаемся к опыту далёкого прошлого в поисках ответа на самые сложные вопросы.



