Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в развитии российских железных дорог в конце XIX - начале XX века

Работа №129582

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Первый период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1874-1903 гг 10
§1. Происхождение, образование и начальный период трудового пути. Работа на Китайско-Восточной железной дороге 10
§2. Вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в разработку и осуществления ключевых проектов Инженерного совета Министерства путей сообщения 19
Глава 2. Второй период деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского 1903-1917 гг 28
§1. Тавризская железная дорога - ближневосточное окно России 28
§2. Особая Высшая комиссия для всестороннего изучения железнодорожного делав России и роль в ней инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Научные труды и изобретения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 57


История железных дорог отражена старейшим научно-техническим музеем России - Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации, коллекции которого являются основой научно-исследовательской деятельности его сотрудников и партнёров. Сегодня, трудно представить жизнь без железной дороги, учитывая размеры нашей страны, экономические, геополитические и культурные парадигмы.
И конечно, все самые смелые начинания в области железнодорожного строительства, освоения новых регионов нашей страны были бы невозможны без талантливых инженеров путей сообщения, «питомцев Института инженеров путей сообщения - первого высшего транспортного учебного заведения России». К таким личностям в истории отечественного железнодорожного транспорта относится Сергей Николаевич Кульжинский - инженер путей сообщения, видный специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, директор правления акционерного Общества Юго-Восточных железных дорог.
Актуальность исследования. В настоящее время личный архив С.Н. Кульжинского хранится в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и составляет 364 единицы хранения. Автором проведена работа по анализу и систематизации личного фонда выдающегося инженера путей сообщения. Отметим, что в данном ключе тема исследуется впервые, так как деятельность не всех известных инженеров путей сообщения освещена в наши дни, особенно тех, которые были причастны к судьбоносным решениям в развитии российских железных дорог.
Более того, учитывая, особенности отношения к железной дороге, как к стратегическому объекту, более рассматривались вопросы строительства и эксплуатации отдельных железных дорог, отдельных отраслей железнодорожного дела, социально-экономических процессов, нежели роли личности в истории российского железнодорожного комплекса. Настоящее исследование призвано осуществить попытку рассказать о незаслуженно забытой личности в истории. Стоит также подчеркнуть, что в личных делах, хранящихся сегодня в архивах, железнодорожных музеях также остаётся немало подобных личностей, о которых к сожалению в отечественной и зарубежной историографии не написано сколько - нибудь исчерпывающего исследования.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Нижняя хронологическая граница исследования - 1874 г., год рождения инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. Верхняя хронологическая граница
- 1917 г. (включительно), в рамках данного исследования мы остановимся на дореволюционных разработках инженера, включив в исследование также период бурного 1917 г., как некоей разделительной черты в его биографии, как в жизни многих российских граждан. Территориальные рамки исследования связаны с деятельность инженера Кульжинского и охватывают Санкт-Петербург, Маньчжурию, Северную Персию.
В данном исследовании дореволюционная жизнь и деятельность С.Н. Кульжинского разбита на два периода: первый - с 1874 по 1903 г., второй с 1903 по 1917 г. В первый период мы наблюдаем становление инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в железнодорожной отрасли как специалиста. Во второй период рассматривается его работа на крупных государственных проектах
- на строительстве Тавризской железной дороги и в Особой Высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России.
Объект исследования - инженерная и научная деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского до 1917 г. включительно.
Предмет исследования - вклад инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского в развитие российских железных дорог на рубеже XIX-XX в.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отечественной историографии, как в советский, так и в современный периоды её развития отсутствуют научные статьи или монографии, освящающие жизнь и трудовую деятельность инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского. Это связано с тем, что до сегодняшнего дня в большей степени сохранились персональные фонды инженеров путей сообщения, которые преимущественно работали в Институте инженеров путей сообщения (ныне в Петербургском университете путей сообщения императора Александра I). Личные фонды инженеров, работавших на эксплуатации железных дорог России в основном сохранились в меньшей степени их потомками, и достаточно редко становятся достоянием архивов и музейных хранилищ.
Большинство архивных документов и фотографий публикуются в представленной работе впервые. Данное исследование является итогом трёхлетней работы в архивах, библиотеках и музейных фондохранилищах и продолжением ранее опубликованных работ, опубликованных в 20162 и 20 1 9 г. в журналах, входящих в индекс цитирования РИНЦ и ВАК.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является освещение инженерной и научной деятельности инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского и его вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Для осуществления поставленной цели, автором исследования ставятся следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать биографические данные семьи Кульжинских, информацию о предках и потомках.
2. Рассмотреть вопрос о ранней деятельности инженера С.Н. Кульжинского на Николаевской и Китайско-Восточной железных дорогах в исторической ретроспективе.
3. Дать критическую оценку работы С.Н. Кульжинского в Инженерном совете Министерства путей сообщения и Особой Высшей комиссии для всестороннего изучения железнодорожного дела в России.
4. Проанализировать научную деятельность С.Н. Кульжинского в период с 1902
по 1917 г., составить библиографический список работ в хронологическом порядке.
Степень научной разработанности темы. Стоит отметить, что до 2016 г. специальных работ о жизни и службе инженера С.Н. Кульжинского в отечественной и зарубежной историографии не существовало. В этой связи, хотелось бы отметить, что в предлагаемой работе, автор использовал труды авторов, которые так или иначе писали о периоде деятельности инженера на отдельных железных дорогах - Николаевской, Китайско-Восточной, Юго-Восточной, например, это встречается в работах А.М. Редько, Б.А. Романова, Е.Я. Красковского и М.М. Уздина, Н.Е. Абловой, А.С. Сенина, Ю.Л. Ильина, И.А. Труновой, Ф.Б. Шенка и других.
Отдельную группу исследователей, представляют авторы, работы которых освещают события, связанные со строительством Тавризской железной дороги. Впервые эта тема была освящена дореволюционным исследователем П.М. Романовым, в работе которого впервые обозначена проблема развития железных дорог в Персии и экономические интересы России в ближневосточном регионе. В 1903 г. выходит книга С.Н. Кульжинского, которой предшествовала сложная работа по сбору и анализу большого количество документов, карт, статистических данных. В 1911 г. была опубликована ещё одна статья , которая частично дополняла отдельные главы книги, вышедшей в 1903 г.
После революции интерес к теме стал только повышаться, что связано с событиями на международной арене. В 1920-е гг. молодое советское государство нуждалось в дипломатическом признание мировых держав. В 1921 г. Тавризская железная дорога была безвозмездно передана большевиками персидскому правительству, которое признало Советскую Россию. В этой связи, выходят несколько работ исследователей С.Н. Кульжинского, Б.Е. Штейна, А. Султан- заде, в которых в основном рассматриваются русско-персидские отношения в исторической ретроспективе и борьба трудового народа Ближнего Востока за независимость от европейских государств и местных диктаторских режимов. В 1962 г. вышла статья Б.В. Ананьича, посвящённая становлению и развитию Учётно-ссудного банка в Персии, который стал учредителем Тавризской железной дороги.
В наши дни в связи с продолжением развития партнёрства России с Ираном, Турцией, Индией, Сирией тема российско-персидских отношений, где в разной степени рассматривается развитие путей сообщения в Персии отражено в работах постсоветских автором В.А. Цветкова, О.А. Никонова, С.В. Прудько, Казем-Заде Фируз. В целом историографическая база не столь большая, учитывая заданную тему.
Источники. Основной источниковой базой стали архивные материалы Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и Российского государственного исторического архива. Личный фонд инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского был передан в музей его дочерью - Александрой Сергеевной Кульжинской (1921 г.р.). В 2013-2015 гг. на постоянное хранение были приняты следующие материалы: фотографии, рукописи, брошюры, посвящённые грузовым перевозкам по дорогам России, труды, касающиеся железных дорог Санкт-Петербурга, России и стран Ближнего Востока, картографические материалы и техническая документация.
Личный фонд содержит богатый картографический материал, который не только является прекрасным иллюстративным материалом, но и проливает свет на общее развитие путей сообщений России в период с 1877 по 1927 гг. Представлены карты и схемы Европейской части России (1877 г.), Терской области (1898 г.), Олонецкой губернии (1915 г.), Области Войска Донского (1900 г.), железных дорог Западной Европы и России (1900-е гг.), железнодорожных и водных путей сообщения СССР (1927 г.) и т.п. На многих картах и схемах стоят личные пометки и исправления, внесённые С.Н. Кульжинским, вероятнее всего при изучении тех или иных вопросов развития отдельных железных дорог.
Отдельно в собрании персонального фонда представлены личные письма инженера путей сообщения С.Н. Кульжинского к родным из Амурского поселенческого лагеря (Амурлаг) и Байкало-Амурского строительного лагеря (БАМлаг). Перечитывая письма за 1933-1941 гг., у читателя складывается картина жизни железнодорожников в политических и трудовых лагерях в 1930-е гг. Мы знакомимся с общеисторическими фактами, описанием местности, условиями социально-бытового характера, начального этапа строительства Байкало-Амурской магистрали - одного из величайших инфраструктурных проектов Советской России.
Личный архив инженера содержит 30 фотографий, связанных с его семьёй и инженерной деятельностью. Многие фотографии выполнены в известных российских фотографических фирмах: «Boissonas &Eggler», «M. Kadisson», «Д. Асикритовъ» и др. На фотоархиве хранятся фотопортреты С.Н. Кульжинского, его жены В.М. Кульжинской (урождённой Батьяновой), Марины, Леонида, Дмитрия, Александры Кульжинских, групповые фотографии С.Н. Кульжинского, связанные с его инженерной деятельностью.
В фондах Российского государственного исторического архива сохранилось четыре дела, связанных с деятельностью Сергея Николаевича Кульжинского по ведомству путей сообщения. Благодаря анализу исторических документов, удалось дополнить пробелы в профессиональной биографии, по первоначально собранным сведениям.
Железные дороги внесли огромный вклад в освоение Сибири и дали мощный импульс для развития экономики России в целом, обеспечивая безопасность и целостность страны. Проектирование, строительство и эксплуатация российского железнодорожного комплекса требовало талантливых специалистов - инженеров путей сообщения. В представленном исследовании сделана попытка через призму деятельности одного из талантливых людей дореволюционной России показать значимость личности в истории отдельной отрасли.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы видим, работая на различных железных дорогах России, инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский внёс деятельный вклад в развитие транспортной науки. В целом, за время своей 30-летней работы на железнодорожном транспорте прошёл извилистый трудовой путь от конторщика до главного инспектора российских железных дорог. Сергей Николаевич сочетал практическую работу в отрасли с научными исследованиями в области железнодорожного транспорта. Ряд его исследований и рационализаторских предложений получили практическое применение. Стоит отметить большую эрудицию и возможность решать самые сложные задачи при обосновании тех тем, которые требуют для своего разрешения научно-исследовательской работы.
В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации хранятся два сброшюрованных тома, в которых представлено 29 статей и книг, написанных автором в дореволюционный период. Другие работы инженера мы можем встретить в собраниях крупнейших библиотек нашей страны - Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Библиотеки Российской академии наук (г. Санкт-Петербург). Научные работы Сергея Николаевича можно подразделить на 3 группы:
1. Научные труды по вопросам строительства и эксплуатации железных дорог.
2. Научные труды по вопросам государственного регулирования, экономики и планирования на железнодорожном транспорте.
3. Научные труды по общим вопросам развития железных дорог, отдельных формирований Министерства путей сообщения, подведомственных комиссий и учреждений.
К первой группе относятся труды, связанные с историей строительства отдельных дорог и железнодорожной сети в целом. Стоит отметить, что С.Н. Кульжинский писал не только о строящихся или проектирующихся железных дорогах на территории России, таких как Московско-Виндаво-Рыбинская или Сибирская, но и о путях сообщения, находящихся за пределами нашей страны, например, о строительстве железных дорог в Персии, Турции и Китае.
Ко второй группе научных трудов следует отнести работы, связанные с эксплуатацией железных дорог. Инженер путей сообщения Кульжинский участвовал в разработке проекта «Общих правил сигнализации», в работе Общего бюро совещательных съездов русских железных дорог, выступал с докладами на заседаниях Императорского русского технического общества, Инженерного совета при Министерстве путей сообщения, в собрании Института инженеров путей сообщения. Многолетний практический опыт позволил ему в своих научных работах дать беспристрастную оценку отдельным отраслям железнодорожного дела: сигнализации, путевому хозяйству, паровозному и вагонному парку, пассажирским, грузовым и почтовым перевозкам по железным дорогам.
В третью группу, входят труды, в которых автором рассматриваются вопросы, связанные с государственным контролем на железнодорожном транспорте, экономической оценкой качества работы отдельных железных дорог и отчётностью. В обозначенных работах автор проводит параллели между подобными явлениями в России и в странах Западной Европы и Америки. К этой группе также относятся работы, связанные с общими вопросами развития железнодорожного транспорта нашей страны. Здесь присутствуют труды по нормативным постановлениям Министерства путей сообщения, работе Особой высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Также следует выделить отдельные труды по истории Юго-Восточных железных дорог, где инженер Кульжинский проработал более 15 лет.
Всего за период с 1902 по 1928 г. С.Н. Кульжинский опубликовал 77 научных работ (Приложение 10), некоторые из них являются отзывами на злободневные вопросы. Однако отдельные работы, например, «Вагонное хозяйство русских железных дорог» , «Железные дороги к Персидскому заливу» , «Паровозный парк казённых железных дорог и меры к его улучшению» , являются работами с глубокой степенью научной новизны, написанными на актуальные темы повседневной жизни железных дорог России.
После Октябрьской революции 1917 г. инженерное сообщество России разделилось: часть инженеров путей сообщения осталась на Родине с сохранением своего положения, часть эмигрировала за границу, где нашла применение своим профессиональным навыкам. Сергей Николаевич в этот период продолжает свою научную и практическую деятельность, его статьи публикуются в журналах «Железнодорожное дело», «Вестник путей сообщения», «Вестник Министерства путей сообщения», «Известия Общества востоковедения», «Экономист России», «Железнодорожный ежегодник». Это прекрасный пример того, когда даже в критические для страны годы, инженеры путей сообщения не только выполняли свой профессиональный долг, восстанавливая железные дороги, но и продолжали развивать транспортную науку.
Свой жизненный и профессиональный путь инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский закончил трагически. 20 января 1933 г. он был арестован и помещён в Самарскую тюрьму Дорожно-транспортного отдела Особого государственного политического управления (ДТО ОГПУ). Спустя четыре месяца он был переведён в тюрьму Земляного округа ДТО ОГПУ города Москвы.
13 декабря 1933 г. осуждён по ст.58-7 УК РСФСР «Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы» и направлен на исправительные работы в трудовой лагерь на поселении. Благодаря сохранившейся переписке с семьёй - 176 писем, хранящихся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, мы узнаём, что в 1933-1941 гг. Сергей Николаевич работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали, проживая на поселении близ станций Тахтамыгда, Магдагачи, Свободный, Хабаровск. 26 декабря 1941 г. после 8 лет заключения С.Н. Кульжинский умер в возрасте 67 лет.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 27 февраля 1960 г. приговор отменён с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления. Таким образом, в 1960 г. инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский был реабилитирован. 18 декабря 2003 г. Верховный суд Российской Федерации подтвердил данный факт.
Сергей Николаевич Кульжинский внёс значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта России. Как инженер путей сообщения он прошёл долгий трудовой путь до должности главного инспектора российских железных дорог, а затем заместителя председателя Технического совета при НКПС. Как научный работник опубликовал целую плеяду работ, связанных с различными отраслями железнодорожного дела: технология проектирования, строительства и эксплуатация железных дорог, сигнализация, локомотивное и вагонное хозяйство, государственное регулирование на железных дорогах и т.п. Сергей Николаевич прожил 67 лет, посвятив всю жизнь железнодорожному транспорту. Нет сомнений, что его труды нашли отражение при решении непростых задач в работе отечественных железных дорог в XX веке, и продолжают оставаться актуальными и сегодня. Ведь так или иначе, даже в XXI в. мы обращаемся к опыту далёкого прошлого в поисках ответа на самые сложные вопросы.



1. РГИА. Ф. 20. Оп. 2. Д. 1125. Списки торговых депутатов разных городов, награждённых Департаментом торговли и мануфактур за благотворительную и общеполезную деятельность. - 401 л.
2. РГИА. Ф. 219. Оп. 1. Ч. 5. Д. 8096. О преобразовании Министерства и Центральной инспекции железных дорог. 1895 г. - 120 л.
3. РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 4572. О службе инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. 7 февраля 1915 г. - 9 января 1916 г. - 12 л.
4. РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 4573. О службе инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. 28 июля 1899 г. - 6 августа 1916 г. - 285 л.
5. РГИА. Ф. 229. Оп. 18. Д. 4574. О службе инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского. 28 июня 1903 г. - 31 октября 1906 г. - 45 л.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГБУК ЦМЖТ России):
1. ФГБУК ЦМЖТ России. КП 174 А. Альбом видов Тавризской дороги. - СПб.: фототипия А.Ф. Дресслера, 1910. - 25 л.
2. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 844. Альбом фотографий. Международная выставка в Париже 1900 г. - СПб., 1900. - 50 л.
3. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 16315. Кульжинский С.Н. Докладная записка его Превосходительству господину Министру финансов о постройке железных дорог в Персии. - СПб., 1909. - 8 с.
4. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 16335/2. Кульжинский С.Н., Вермер Г. Описание к привилегии на автоматорный силовоз системы Кульжинского-Вермера. 1917. - 7 с.
5. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 16340. Докладная записка Главнокомандующему отдельным Кавказским Корпусом с просьбой облегчения участи рядового Кульжинского. 1845. - 2 л.
6. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 17252. С.Н. Кульжинский - инженер путей сообщения, член Технического совета Народного комиссариата путей сообщения в рабочем кабинете. 1920-е гг.
7. ФГБУК ЦМЖТ России. КП. 17253. Торжественный обед по поводу сдачи в эксплуатацию железнодорожной ветки Джульфа - Тавриз. 24 апреля 1915 г.
8. ФГБУК ЦМЖТ России. ВФ. 5652. Чертёж проекта силовоза системы С.Н. Кульжинского и Г. Вермера, выполненный американской компанией «General Electric». 1917 г. - 7 л.
9. Положение о временном движении / Общество Тавризской железной дороги. - Тифлис: Типография Канцелярии Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, 1915. - 11 с.
10. Обзор деятельности Министерства путей сообщения за десятилетие 1895-1904 гг. - СПб.: Типография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1906. - 470 с.
11. Отчёты о состоянии Института инженеров путей сообщения. 1891-1903. - СПб.: Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко).
12. Устав общества Тавризской железной дороги. - СПб.: Типография И.Г. Попова, 1914. - 43 с.
II. Литература
Монографии и статьи
1. Аблова Н.Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). - М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. - 432 с.
2. Ананьич Б.В. Учётно-ссудный банк Персии в 1894-1907 гг. // Монополии и
иностранный капитал в России. Труды ЛОИИ. Вып. 4. - М.; Л.: Издание
Академии наук СССР, 1962. С. 274-314.
3. Беспалов Н.Г., Елисеева И.И. Железные дороги России в XX веке в зеркале статистики. - СПб: Нестор-История, 2008. - 226 с.
4. Борзунов В.Ф. Транссибирская магистраль в мировой политике великих держав. В 2-х ч. - М., 2001. Ч.1. - М.: МИИТ, 2002. - 167 с.
5. Буркова Т.В., Дрюков Ю.Н. Железная дорога - третья составляющая коммерческого порта Санкт-Петербурга // Железные дороги и процессы социальной модернизации России в XIX-начале XX в.: сборник материалом Международной конференции / Под ред. д.и.н., профессора И.М. Пушкарёва. - Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009. С. 56-59.
6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанные Его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах /предисл. М.П. Афанасьева. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 629 с.
7. Гладких Т.И. Дорога сквозь века. Посвящается Дальневосточной железной дороге - 110 лет. 1897-2007 гг. - Хабаровск: Группа компаний «Планета», 2007. - 320 с.
8. Гольянов А.Л. История создания ведомства путей сообщения и организация управления железнодорожным транспортом Российской империи // Страницы истории железнодорожного транспорта России. Сборник трудов. - СПб.: ФГУП «Печатный двор», 2004. С. 21-36.
9. Ильин Ю.Л., Колесов А.В., Лукьянин В.П. и др. Создание Великого Сибирского пути. В 2-х т. Т.2. - СПб.: Группа компаний «Евросиб», 2005. - 456 с.
10. История железнодорожного транспорта России XIX-XXI вв. / Под ред. чл.-кор. РАН Е.И.Пивовара. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2012. - 736 с.
11. История железнодорожного транспорта России в 2-х т. Т.1: 1836-1917 гг. / Под общ. ред. Е.Я. Красковского, М.М. Уздина. - СПб.: «Транспорт», 1994. - 336 с.
12. История Царскосельской железной дороги // Под общ. ред. Г.П. Закревской. - М.: ООО «Красивая страна», 2007. - 128 с.
13. Казем-Заде Фируз. Борьба за влияние в Персии: Дипломатическое противостояние России и Англии. 1864-1914 / Перевод с англ. Е.А. Верховской, Н.И. Лисовой. - М.: Центрполиграф, 2004. - 542 с.
14. Китайско-Восточная железная дорога: Исторический очерк. - СПб.: Типография В.О. Киршбаума, 1914. Т. I (1896-1905 гг.). - 304 с.
15. Колониальный Восток: социально-экономические очерки / под ред. А. Султан- заде. - М.: Новая Москва, 1924. - 354 с.
16. Кульжинский С.Н. Железные дороги Ближнего Востока. - СПб.: Т-во «Художественной Печати», 1911. - 25 с.
17. Кульжинский С.Н. Железные дороги в Санкт-Петербурге. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1902. - 34 с.
18. Кульжинский С.Н. Железные дороги к Персидскому заливу. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1903. - 41 с.
19. Кульжинский С.Н. Краткий исторический очерк событий, предшествовавших учреждению Особой Высшей Комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. - СПб.: Типография М.Д. Ломковского, 1912. - 37 с.
20. Кульжинский С.Н. Неотложные меры к улучшению коммерческой эксплуатации железных дорог и поднятию её экономичности. - М.: Типография НКПС, 1920. - 19 с.
21. Кульжинский С.Н., Петров Н.П. О развитии русской железнодорожной сети. - СПб.: Невская Лито-Типография, 1910. - 51 с.
22. Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного
транспорта имени академика В.Н. Образцова. 1809-1959 / Под ред. И.В.
Вевиоровского, М.И. Воронина и др. - М.: Всесоюзное издательско-
полиграфическое объединение Министерства путей сообщения, 1960. - 388 с.
23. Никонов О.А. Политика Российской Империи на Среднем Востоке во второй половине XIX в.: монография. - М.: Прометей, 2015. - 141 с.
24. Редько А.М. Инженерный отдел на выставке 1900 г. - СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1900. - 485 с.
25. Петров Н.П. Протяжение новых железных дорог в разных областях Европейской России. - СПб.: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1912. - 18 с.
26. Прудько С.В. История 41 Нахичеванского пограничного отряда. Т. 4. - М.: Издательские решения, 2018. - 160 с.
27. Романов Б.А. Россия в Маньчжурии (1892-1906). Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма / Под ред. В.Ю. Визе и Р.Л. Самойловича. - Л.: Издательство Ленинградского Восточного Института имени А.С. Енукидзе, 1928. - 631 с.
28. Романов П.М. Железнодорожный вопрос в Персии и меры к развитию русско- персидской торговли. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1891. - 64 с.
29. Сенин А.С. Московский железнодорожный узел. 1917-1922. - М.: УРСС, 2004 (Калуга : ГУП Облиздат). - 573 с.
30. Соколова Е.Н., Петров Д.П., Черкасов А.Н. и др. Великие инфраструктурные проекты России. - М.: ООО «Гражданский Альянс», 2010. - 688 с.
31. Список личного состава Министерства путей сообщения. Центральные и местные учреждения. - Пг.: Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко), 1915. - 599 с.
32. Список окончивших курс в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I. 1810-1910. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1910. - 225 с.
33. Трунова И.А. Китайско-Восточная железная дорога // Страницы истории железнодорожного транспорта России. Сборник трудов. - СПб.: ФГУП «Печатный двор», 2004. С. 85-107.
34. Цветков В.А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. М., СПб.: ИПР РАН, 2014. 799 с.
35. Шенк Ф.Б. Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог / авторизованный пер. с нем. М. Лавринович. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 584 с.
36. Штейн Б.Е. Торговая политика и торговые договоры Советской России 1917-1922 гг. - М.; Пг.: Государственное издательство, 1923. - 247 с.
Справочные и энциклопедические издания, путеводители:
1. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Под ред. Н.С.Конарева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 559 с.
2. Путеводитель по Китайской Восточной железной дороге. - СПб.: Т-во Голике и Вильборг, 1903. - 59 с.
3. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. 200 лет. / Под ред. Г.П. Закревской. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 428 с.
4. Энциклопедия. Экономическая история России с древнейших времён до 1917
года в 2-х т. Т.1. / Под ред. к.и.н., Л.М.Епифановой, Б.Ю.Иванова. - М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 1470 с.
5. Энциклопедия. Экономическая история России с древнейших времён до 1917
года в 2-х т. Т.2. / Под ред. к.и.н., Л.М.Епифановой, Б.Ю.Иванова. - М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 2009 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ