Введение 3
Глава 1. Светское образование в Дагестане: формирование и социальные особенности. 6
1.1. Дагестанское общество во второй половине XIX в. 6
1.2. Роль России в становлении и развитии светского образования в Дагестане во второй половине XIX в. 10
Глава 2. Светское женское образование в Дагестане во второй половине XIX в. 16
2.1. История формирования системы женского советского образования в Дагестане. 16
2.2. Образовательный процесс в светской школе второй половины XIX в. 19
2.3. Кадровое и материальное обеспечение учебных заведений 23
2.4. Особенности светского образования женщин Дагестана во второй половине XIX в. 25
Заключение 29
Список источников и литературы 30
Актуальность исследования. Образование как одна из составляющих государственной системы отвечает за развитие личности и адаптацию ее к окружающему обществу. Особенно это важно для интеграции в отличную от привычной среду обитания. Исследование истории формирования дагестанского женского светского образования в XIX веке дает возможность проследить один из этапов интеграции региональных окраин в систему отечественной государственности. Это приобретает важность в нынешних условиях регионализации управления образовательными системами, выработки региональной образовательной политики и региональных образовательных стандартов. С вхождением Дагестана в XIX веке в состав Российской империи в жизни края начали происходить глубокие изменения в экономической и политической сферах, закладываются основы для становления светской системы школьного образования, которая должна была подготовить местное общество для изменения привычного образа жизни и принятия норм светского социума. В самой России в тот период идет развитие общественно-политической и педагогической мысли, оформляется идея о значимости образования и необходимости развития школьного дела. Этот процесс распространяется и на Дагестан.
Историография. Процесс внедрения светского образования в социальную среду дагестанского общества после вхождения этих кавказских земель в состав Российской империи неоднократно в разное время привлекал к себе внимание научной мысли. Целый ряд исследователей разных лет обращались к данной теме под разными углами зрения. Если дореволюционные исследователи акцентировали свое внимание главным образом на прикладном характере явления, оценивали стратегическое значения этого края, то в настоящее время внимание ученых привлекают непосредственно отдельные социально-культурные процессы, касающиеся истории данной темы.
По теме работы определенную ценность представляют научные труды А.М. Адуховой, М.Д. Адухова, Э.М. Каримулаевой. Первый автор в своей работе изучал содержание и динамику развития русско-дагестанских связей за период (вторая половина XIX века — начало XX века), М. Д. Адухов подверг анализу процесс становления и развития светского образования в Дагестане во второй половине XIX века, Э.М. Каримулаева изучала становление и развитие непосредственно женского светского образования в Дагестане в последней четверти XIX в. - первой половине XX. в..
Целью данной работы является рассмотрение истории формирования и развития женского светского образования в Дагестане во второй половине XIX века с точки зрения гендерных подходов в обучении и воспитании девочек. Вторая половина XIX века стала временем масштабных перемен для дагестанского общества в области образования.
Исходя из определенной цели в работе поставлены следующие задачи:
ознакомиться с дагестанским обществом во второй половине XIX в.;
рассмотреть роль России в становлении и развитии светского образования в Дагестане во второй половине XIX в.;
исследовать историю формирования системы женского светского образования в Дагестане;
обобщить образовательный процесс в светской школе второй половины XIX в.;
изучить кадровое и материальное обеспечение учебных заведений;
определить особенности светского образования женщин Дагестана во второй половине XIX в.
Объект исследования — история становления и развития женского светского образования в Дагестане во второй половине XIX века в период его вхождения в состав России.
Предмет исследования — формы становления и развития женского светского образования, их особенности.
Хронологические рамки данного исследования охватывают вторую половину XIX века.
Территориальные (географические) рамки данного исследования охватывают территории Дагестана.
Также в работе использовались тематические материалы научно-исследовательских статей разных авторов, затрагивающие вопросы вхождения Дагестана в состав России, уклада жизни местных жителей, а также рассказывающие о развитии женского светского образования в Дагестане на отдельных примерах образовательных учреждений такого типа во второй половине XIX века.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги изучения вопроса становления и развития женского светского образования в Дагестане во второй половине XIX века, представляется возможным сказать следующее.
Возможность появления на дагестанской земле образовательных учреждений для женщин светского характера возникла благодаря вхождению данной территории Кавказа в состав Российской империи в XIX веке. Для интеграции местного населения в социокультурное пространство России и обеспечения сосуществования народов с разной культурой царское правительство начало открывать в Дагестанской области школьные учреждения для обучения детей разным дисциплинам и прикладным ремеслам. Причем светский характер обучения коснулся не только мальчиков, но и девочек.
Но все же развитие женского светского образования в Дагестане во второй половине XIX века имело свои сложности в привлечении девочек на обучение. Их обучалось намного меньше, чем мальчиков. Прежде всего, основным препятствием был традиционный уклад жизни горцев. Мешали обучению девочек в школе адат, религиозный фанатизм а также патриархально-родовые предрассудки среди местного населения и сопротивление мусульманского духовенства нововведениям, Давние традиции адата-обычая женщине отводилось другое место в обществе и в семейном воспитании.
Очень часто местное население выступало против светского образования девушек, считая, что оно может ведет к моральному разложению, падению нравственности, разврату. И только с наступлением революции XIX17 г. светское женское образование стало нормой учебного процесса.
1. Абдуллабекова А.Э., Каримулаева Э.М., Мусаева А.Г. Становление и развитие женского светского образования в Дагестане в конце ХIХ – начале ХХ века [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29452348 (дата обращения 20.10.2023).
2. Абдулмажидов Р.С. Взаимоотношения союзов общин Юго-Западного Дагестана с Грузией и Российской империей во второй половине XVIII - начале XIX в // История, археология и этнография Кавказа — 2020. - № 2 Т. 15. - С. 188-204 (дата обращения XIX.10.2023).
3. Адухова А. М.. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Махачкала, 2007
4. Алахвердиева Э.Х. Образовательные учреждения Дагестана во второй половине XIX века // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-uchrezhdeniya-dagestana-vo-vtoroy-polovine-xix-veka (дата обращения 20.10.2023).
5. Адухов М. Д. Становление и развитие светского образования в Дагестане :Вторая половина XIX в. - XX в. : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2004 500 c.
6. Атаева Д.З. Влияние общественно-педагогического движения 2-ой половины XIX В. России на развитие светского образования в Дагестане // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки — 2013. - № 4. - С. 36-41 (дата обращения XIX.10.2023).
7. Гаджиева З.Н., Гимбатова М.Б. Женское образование в Дагестане (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // История, археология и этнография Кавказа — 2020. - № 4. Т. 16. - С. 940-951 (дата обращения XIX.10.2023).
8. Гаджиев А.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, XIX66. 62 с.
9. Гимбатова М.Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX -нач. XX в.). ИД «Эпоха» -Махачкала, 2014. - 390 с.
10. Давудов М.К. Развитие светского образования в Дагестане во второй половине XIX века – Мировая наука. — 2022. - № 5 (62). - С. 56-59 (дата обращения 20.10.2023).
11. Исалабдулаев М.А. Система духовно-светского образования в Дагестане (XIX В. ) // Педагогическое образование в России — 2018. - № 4. - С. 13-17 (дата обращения 20.10.2023).
12. История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. К 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России / ред-кол.: А. И. Османов (отв. ред.) и др.Махачкала, 2009. - 752 с.
13. Кадиева В.И. Становление женского образования в Дагестане во второй половине XIX века. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-zhenskogo-obrazovaniya-v-dagestane-vo-vtoroy-polovine-xix-veka (дата обращения 20.10.2023).
14. Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г. Роль Темир-Хан-Шуры - Буйнакска в развитии образования Дагестана // ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам. — 2018. - № 1. - С. 43-46 (дата обращения 20.10.2023).
15. Каримулаева Э. М. Становление и развитие женского светского образования в Дагестане (Последняя четверть XIX в. - первая половина XX. в.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2005 178 c.
16. Магарамов Ш.А. Присоединение Дагестана к России: традиционные и новые концепции изучения проблемы // История, археология и этнография Кавказа — 2013. - № 4. - С. 5-9 (дата обращения XIX.10.2023).
17. Мусаева А.Г. Завершение процесса вхождения Дагестана в состав России [Электронный ресурс]: сборник тезисов докладов на конференции. // Актуальные проблемы фундаментализации образования – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/2686/discussion_platform (дата обращения: 20.10.2023).
18. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1896 год. - Темир-Хан-Шура, 1897. - 67 с.