1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
2. Государственный контроль за частной детективной и охранной деятельностью
3. Характеристика подразделений, входящих в состав вневедомственной охраны при органах внутренних дел
Список использованных источников
Термин "безопасность" достаточно давно утвердился в учебной литературе и доктрине правовых дисциплин (государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая безопасность, безопасность движения и т.д.). В последние годы в законодательстве закреплен и термин "национальная безопасность". Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности . Таким образом, безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность являются видовыми составляющими национальной безопасности.
Понятие "общественная безопасность" впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 г. в названии гл. 8 Особенной части "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок". Однако само понятие "безопасность" было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. "О безопасности". Согласно ст. 1 данного Закона "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" . Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как "отсутствие опасности, сохранность, надежность" или "положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь" . Тем самым законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.
Как правовое явление и объект административно-правовой охраны общественная безопасность стала объектом серьезных научных исследований сравнительно недавно. До недавних пор большинство авторов связывали понятие "общественная безопасность" с нарушением либо правил взаимодействия людей с техническими системами, либо правил обращения с общеопасными предметами. Так, Г.А.Туманов и В.И.Фризко пишут: "В юридическом смысле общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде" . При таком подходе на первый план выдвигается "технический" характер общественной безопасности, но собственно содержательная сторона ее зачастую остается вне поля зрения и исследователей, и правоприменителей. Однако в специальной литературе высказывались и другие точки зрения. Например, по мнению В.П.Тихого, общественная безопасность как объект преступлений представляет собой определенную систему социалистических общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам в целом, гарантирующих тем самым их устойчивость и надежность . По мнению авторского коллектива одного из последних учебников, понятием "общественная безопасность" обозначается состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного характера. Полагаем, что отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку первая является лишь составной частью второй, о чем говорилось выше.
1. Конституция РФ. – М., 204. – 123 С.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации-М.: НОРМА-М, 2004. – 146 с.
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ. – М.: НОРМА-М, 2004. – 342 с.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ.-1999.- №2.- Ст. 3177
5. Закон РФ «О милиции» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. - №16.-Ст.503; СЗ РФ.- 1996. - №25.- Ст.2964; 2001.- №1.- Ст.15.
6. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 30 июня 2002 г., 21 мая 2003 г.)// СЗ РФ.- 1996.- №30. Ст.3605; 1997. - №36. - Ст.4133; 1998. - №17.- Ст.1915; №22.- Ст.2413;1999. - №50.- Ст.6197;2001. -№3.-Ст.220
7. Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
8. Приказ МВД РФ от 15 марта 2002 г. № 240 «Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России»// Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
9. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
10. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
11. Алехин АП.. Кармолицкий А.А.. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1997. – 603 с.
12. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
13. Богородицкий И.Б. Производство по делам об административных правонарушениях по новому КоАП РФ. – Самара., 2003. – 98 с.
14. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
15. Дугенец А.С. Административная юрисдикция: Рабочий учебник. - М., 2001. – 267 с.
16. Дугенец А.С. Предупреждение как вид наказания по новому КоАП РФ. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2002. – 145 с.
17. Козлов С.С. Правовое регулирование деятельности ОВД – М.: Щит, 2002. – 189 С.
18. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Козлова Ю.М. – М.: ЮР-ПИТ, 2004. – 797 с.
19. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Овсянко Д.М. – М.: Юристъ, 2003. – 600 с.
20. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Богданова А.В. – М.: НОРМА, 2003. – 587 с.
21. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Веремеенко И.И., Салищевой Н.Г. и Студеникиной М.С. - М., 2003. – 678 с.
22. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 1978. – 107 с.
23. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 2002. – 167 с.
24. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2002. – 286 с.
25. Масленников М.Я. Административное право: Учебное пособие. – Тверь., 2002. – 398 с.
26. Масленников М.Я. Российский административный процесс. – Тверь., 2001. – 413 с.
27. Лончаков А.П. Предмет и система курса « Юриспруденция Российской Федерации»: Учеб. Пособие. –Хабаровск.: РИОТИП, 1998. – 289 С.
28. Лончаков А.П. Предмет и система административного права РФ.- Хабаровск., 1999. – 234 С.
29. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно- правовые средства его управления. - М., 1975. – 198 с.
30. Ширяев В.Н. Административно-правовой механизм государственного управления в административно-политической сфере: Уч. пособие. Часть 1.- Хабаровск, 2002.- 178 С.