Введение............................................................................... 3
Глава 1. Феноменология образа: обоснование проблемы............... 6
Выводы к главе.................................................................... 18
Глава 2. Сочинения А. М. Ремизова как предмет визуальных
исследований........................................................................ 20
2.1 А. М. Ремизов и изобразительное искусство........................... 20
2.2 «Временник» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь» как материал
для визуальных исследований................................................. 26
2.3 Творческий метод А. М. Ремизова........................................ 32
Выводы к главе................................................................... 35
Глава 3. «Взвихренная Русь»: феноменология образа................... 37
3.1 «Естественная» установка в феноменологическом восприятии.... 37
3.2 «Взвихренная Русь» сквозь призму феноменологии образа......... 40
3.2.1 Восприятие картины.................................................. 41
3.2.2 Фотография и фотографирование.................................. 42
3.2.3 Изображенное на иконе.............................................. 44
3.2.4 Плакат как прием визуализации.................................... 46
3.2.5 Проблема взгляда и зрения.......................................... 50
3.2.6 Корреляция изображенного и видимого.......................... 52
3.2.7 Рисование как акт...................................................... 54
3.2.8 «Вихрь» как нормальное восприятие вещей..................... 57
Выводы к главе.................................................................. 62
Заключение............................................................................ 64
Список использованной литературы............................................. 66
Приложение 1......................................................................... 73
Приложение 2......................................................................... 75
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме
феноменологии образа во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь»
и имеет междисциплинарный характер.
Целью нашей работы является выявление специфики представленности
визуального опыта во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь».
Объектом исследования служит визуальный опыт, выраженный
вербально, предметом — литературный образ, отсылающий к визуальному
объекту или объекту, связанному с визуальностью. Инструментом для анализа
данного материала выступает феноменологические искания Эдмунда
Гуссерля в области образа и мировосприятия.
Материалом для исследования стали два текста: «Взвихренная Русь» А.
М. Ремизова и «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической
философии» Э. Гуссерля.
Исследовательской базой являются работы по гуссерлеведению (И.
Инишев, А. Козырева, М. Маяцкий, Д. Разеев, Г. Шпигельберг и др.) и
ремизоведению (Н. Алексеева, Е. Вахненко, Н. Бахметьева, Н. Блищ, Р. Герра
А. д’Амелия, А. Дементьева, А. Козин, Л. Короткина, Н. Кривошея, Е.
Куварова, А. Лавров, Е. Обатнина, В. Садченко, А. Соколов, Б. Филиппов, В. Чалмаев).
Работа состоит из трех глав.
Первая глава — «Феноменология образа: обоснование проблемы» —
является реферативной и представляет экскурс в феноменологическую
проблематику и ее возможности в области теории образа.
Вторая глава — «Сочинения А. М. Ремизова как предмет визуальных
исследований» — имеет три параграфа. Параграф «А. М. Ремизов и
изобразительное искусство» имеет целью описание связи литературного и
изобразительного творчества А. М. Ремизова, а также соотнесенности его
работ с работами художников его времени. Параграф «“Временник” А. М.
Ремизова “Взвихренная Русь” как материал для визуальных исследований»
излагает специфику структуры «Взвихренной Руси», а также дает в первом
приближении описание визуальных объектов и связанных с ними практик и
«реалий», могущих быть обнаруженными во «Взвихренной Руси». Параграф
«Творческий метод А. М. Ремизова» посвящен особенностям творческого
поведения А. М. Ремизова, проявляющимся в его литературных сочинениях и
изобразительных работах, а также его связи с философской системой Э. Гуссерля.
Третья глава — «“Взвихренная Русь”: феноменология образа» —
является основной для нашей работы. Она подразделяется на два параграфа В
параграфе «“Естественная” установка в феноменологическом восприятии»
предпринимается попытка изложить концепцию визуализации опыта
восприятия «естественного» мира, представленную в «Идеях к чистой
феноменологии и феноменологической философии» Э. Гуссерля. Параграф
«“Взвихренная Русь” сквозь призму феноменологии образа»
экспериментальный, он посвящен анализу избранного художественного
произведения и представлен пунктами, представляющими разные объекты
анализа, разные виды представленности визуального опыта во «временнике
«Взвихренная Русь»: «Восприятие картины», «Фотография и
фотографирование», «Изображенное на иконе», «Плакат как прием
визуализации», «Проблема взгляда и зрения», «Корреляция изображенного и
видимого», «Рисование как акт», «“Вихрь” как нормальное восприятие вещей».
Среди главных задач исследования можно назвать следующие: анализ
философской работы Э. Гуссерля с точки зрения представленности в нем
проблемы феноменологии образа и визуального восприятия, изучение
визуальной проблематики в контексте творческого метода А. М. Ремизова,
анализ художественного произведения — «временника» «Взвихренная Русь»
— с точки зрения представленности в нем вербального образа, отсылающего
к визуальному опыту.
И феноменологический проект, и ремизоведение сегодня активно
развиваются в российской науке. Актуальность нашей работы заключается в
следующем. Феноменология сегодня ищет пути междисциплинарного диалога
— наша работа предлагает взгляд на возможности практического применения
феноменологических концепций к интерпретации художественного текста.
Анализ феноменологии образа «временника» А. М. Ремизова «Взвихренная
Русь» предпринимается впервые.
Феноменология образа является одной из возможных линий развития
гуссерлевской феноменологии, что связано как с содержательной, так и
методологической стороной концепции. Этот подход позволяет рассматривать
литературу с точки зрения выраженности в ней осмысленного опыта восприятия.
Гуссерлевская феноменология предлагает оригинальный взгляд на
восприятие мира в «естественной» установке. Применяя феноменологическую
операцию «эпохэ», философ демонстрирует «обыденное» сосуществование с
миром как поток восприятий, связанных с актуальными и неактуальными
предметами мысли, реализующихся на разных слоях ноэма-ноэтической сферы.
Творческую манеру А. М. Ремизова можно охарактеризовать как
стремление «к вещам», к нерасчлененности Я и другого через
конституирование, полагание Я самого себя и мира, что связывает его метод с
гуссерлевским понятием интерсубъективности.
Ремизовское творчество не ограничивается лишь литературными
произведениями, но и связано с изобразительным искусством его эпохи.
«Временник» «Взвихренная Русь» двунаправлен: с одной стороны, он
является смешением «документального» и «художественного», а с другой –
«литературного» и «изобразительно-визуального». Оба «сюжета» объединены
фигурой рассказчика, который одновременно является и «подлинным»
действующим лицом, и, что важно, конструктором реальности воспоминания.
В структуре «временника» можно найти рефлексию о визуальном
опыте. Вербальный образ, данный в модусе воспоминания, отсылает к
изображениям (картинам, иконам, фотографиям, плакатам), конструирует
процесс наблюдения и изображения.
Ни зрительно воспринимаемые вещи, ни сам наблюдатель не являются
всегда тождественными самим себе — в стремлении их постичь («схватить»,
точно «назвать») они видоизменяются, предстают в каждый новый момент
другим. Причем это верно для воспоминания как «реальной реальности», так
и «реальности» сна. В тексте создается парадоксальное пространство
амбивалентного восприятия, но при этом восприятия «острого», стремящегося
к предметам. Эта установка принимается рассказчиком не просто сознательно,
но и является экзистенциальной «максимой», заключающейся в том, что мир
— и все в мире, в том числе и Я — «взвихренный», живой, изменчивый.
Объектами дальнейших исследований могут стать такие
автобиографические произведения А. М. Ремизова, как «Подстриженными
глазами», «Иверень», «Учитель музыки», «В розовом блеске». Это позволит
не только «проверить» результаты анализа «Взвихренной Руси», но и в
дальнейшем выстроить систему феноменологии образа в творчестве писателя.
Будущие исследования могут расширить представление о возможностях
применения феноменологического анализа вербального образа,
направленного на визуальный опыт. Рассмотрение литературных
произведений с точки зрения рефлексии над опытом визуального восприятия
может, например, послужить режиссуре интересных интеграций
художественных произведений в тексты визуального порядка — видео, VR и проч.
Список источников материала исследования
1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической
философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
2. Ремизов А.М. Собрание сочинений. Т. 5. Взвихренная Русь. М.:
Русская книга, 2000–2003. 688 с.
3. Ремизов А.М. Собрание сочинений Т. 8. Подстриженными глазами.
Книга узоров и закрут моей памяти. М.: Русская книга, 2000–2003. С. 3—260.
4. Ремизов А.М. Собрание сочинений. Т. 9. Учитель музыки.
Каторжная идиллия. М.: Русская книга, 2000–2003. С. 4—444.
Список источников визуального материала
5. Гончарова Н. Ангелы мечущие камни на город // Третьяковская
галерея в Москве: официальный сайт. URL:
https://www.tretyakovgallery.ru/collection/angely-mechushchie-kamni-
na-gorod/ (дата обращения 15.05.2021).
6. Дюрер А. Рыцарь, смерть и дьявол // WikiArt: энциклопедии
визуальных искусств. URL: https://www.wikiart.org/ru/albrekht-
dyurer/rytsar-smert-i-dyavol-1513 (дата обращения 16.05.2021).
7. Петров-Водкин К. На линии огня // WikiArt: энциклопедии
визуальных искусств. URL: https://www.wikiart.org/ru/kuzma-petrov-
vodkin/na-linii-ognya-1916 (дата обращения 16.05.2021).
Список источников справочного и энциклопедического характера
8. Алексей Михайлович Ремизов: библиография (1902—2013) / авт.-
сост. Е.Р. Обатнина, Е.Е. Вахненко. СПб.: Пушкинский Дом, 2016. 834 с.
9. Вахненко Е.Е. «Взвихренная Русь» А. М. Ремизова: справочник-
комментарий. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 338 с.
Список использованной научной литературы
10. Аверин Б., Данилова И. Автобиографическая проза А. М. Ремизова
// Ремизов А. М. Взвихренная Русь. М, 1991. 544 с.
11. Алексеева Н. В. «Взвихренная Русь» А. Ремизова: игровое
пространство и формы его воплощения // Уральский
филологический вестник, 2017. No4. С. 122–139.
12. Бабушкина О.В. Феноменолого-экзистенциальный подход к
интерпретации абстрактной живописи: дис. на соиск. уч. ст. канд. ф.
н. Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2004. 118 с.
13. Бахметьева Н.А. Понятие «испредметной сути предметов» в
творчестве А. М. Ремизова // В мире научных открытий, 2010. No 6–
3 (12). С. 152–154.
14. Вахненко Е.Е. Сновидческое пространство А. М. Ремизова: на
материале автобиографических книг «Взвихренная Русь»,
«Мышкина дудочка», «Учитель музыки» // Современность в зеркале
рефлексии: язык — культура — образование: Междунар. науч.
конф., посвящ. 90-летию Иркутского гос. ун-та и фак. филол. и
журналист. (Иркутск, 6–9 окт. 2008 г.): Материалы / отв. ред. И.И.
Плеханова. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2009. С. 284–294.
15. Вахненко Е.Е. Концепция времени и пространства в
автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920–1950-х гг.: дис. на
соиск. уч. ст. к. филол. н. Улан-Удэ: Бурятский государственный
университет, 2007. 206 с.
...