Введение .......................................................................................................................... 3
Глава 1. Специфика изучения детской литературы в лингвистике и
литературоведении ......................................................................................................... 9
1.1 Понятие детской литературы и история развития детской литературы в
России на фоне мировой. ........................................................................................... 9
1.2 Проблема возрастных разграничений и современные тенденции в детско-
юношеской литературе ............................................................................................. 25
1. 3 Интерпретация художественного текста в рамках изучения повести Е.
Рудашевского «Ворон» ............................................................................................. 34
Выводы .......................................................................................................................... 48
Глава 2. Языковые средства ........................................................................................ 51
2.1 Современный школьник в качестве главного героя: типовые конфликты и
особенности восприятия ........................................................................................... 52
2.1.1 Отношение Димы к охоте до её начала ...................................................... 52
2.2 Путь героя: от наблюдения до поступка ........................................................... 62
2.2.1 Первые шаги на охоте .................................................................................. 62
2.2.2 Испытание с белкой: невозможность избежать убийства,
психологический приступ и лексика предельного отчаяния............................. 80
2.3 Трансформация подростка: из ребенка в зрелую личность ............................ 91
2.3.1 Расплата за поступок – выяснение отношений с дядей ............................ 91
2.3.2 Открытое заступничество за ворона ........................................................... 99
2.3.3 Спасение ворона: новые личностные ориентиры .................................... 101
Выводы ........................................................................................................................ 105
Заключение .................................................................................................................. 107
Список использованной литературы ........................................................................ 110
В центре интересов современной лингвистики находится изучение языка как
коммуникативной реальности. Коммуникативная реальность представлена в
традиционных понятиях, таких как «речевая деятельность»
(процесс порождения речи) и «текст» (в узком понимании – «конкретный текст»).
[16, с. 31] Понятие образа автора, введённое В.В. Виноградовым, уточняется,
конкретизируется, так, Ю.Н. Караулов отметил, что за каждым текстом стоит
языковая личность как сложная структура, владеющая языком, располагающая
жизненным опытом, усвоившая нормы речевого поведения, сформированные
социокультурными условиями. [31, с. 50] Её ценностные ориентации находят
выражение в описываемых событиях, характере персонажей (действующих лиц),
в том «фоне», который их окружает. Коммуникативная реальность (собственно
повествование) в художественных текстах осуществляется в динамике: развитие
событий оказывает решающее влияние на поступки героев, на формирование их
взглядов на мир, отношение к окружающим. Всё это находит выражение в отборе
и организации языковых средств. Так, обращение к анализу языка
художественного произведения, поиск связей между его значениями и
намерениями автора проливает свет на смысл текста, учит его интерпретации.
В.З. Демьянков указывал, что «Интерпретация в филологии затрагивает две стороны:
-понять самому
-объяснить и/или обосновать это понимание другим». [12, с. 57]
Используя выработанные в науке в настоящее время термины для обозначения
разных типов коммуникативных событий, можно говорить в этом плане о
дискурсе, его топиках, формациях и модусах.
1. Поскольку наша работа посвящена детской литературе, анализу современной
повести для подростков, мы кратко остановимся на истории отечественной
детской литературы, чтобы адекватно представить современные течения детской
литературы. С этой целью была изучена книга финского исследователя Бена
Хеллмана «Сказка и Быль: История русской детской литературы» [50]. Были
изучены работы чешских исследователей о понятии «кросслитература»
( Волшебный свет детской литературы. Детская литература в контексте мировой
культуры и обучения РКИ / Л. Розбоудова, Е. А. Васильева и др. Praha: univerzita
Karlova Pedagogicka fakulta) [11].
Актуальность исследования заключается в том, что лингвистический аспект
детской литературы разработан очень мало. В настоящее время выявила свою
атуальность литература для подростков, которая привлекла внимание и взрослых
читателей, обратившись к этическим проблемам в интересной, не лишённой
занимательности форме. Она получила название кросс-литературы. Её особую
ценность составляет глубина сюжета и художественного образа, достигаемые
благодаря подбору средств художественной выразительности, чему не
уделяется должного внимания. К этому типу литературы может быть отнесена и
повесть современного писателя Е. Рудашевского «Ворон», к анализу которой мы
и обратились.
В качестве материала исследования была избрана повесть современного
писателя Евг. Рудашевского «Ворон» - одно из произведений этого плодовитого и
хорошо известного автора.
Объектом анализа стало произведение именно подростковой литературы,
акцент в которой смещен на состояния, переживания и поведение персонажа,
которое с нормальной читательской реакцией идентификации себя с героем
представляет подростку возможность пережить опыт персонажа с последующим
принятием или отторжением его в своей реальной жизни.
Предметом анализа стало наблюдение за характером сюжетного
построения произведения, соотношения повествования о внешних событиях, в
которые вовлечён герой-подросток, и его переживаниях, принятии первых
самостоятельных решений, определения линии поведения. За основу анализа
было принято композиционное членение текста на тематические эпизоды,
достаточно самостоятельные как с точки зрения участия в развитии событийного
сюжета, так и в представлении формирования отношения героя к миру, в котором
он оказался. Каждый такой эпизод чётко проявил определённую интенцию
автора-повествователя, которая определяла отбор и организацию языковых
средств. Именно языковые средства оказались тем главным предметом анализа,
которые позволили подойти к интерпретации текста, провести наблюдение за
формированием его смысла.
В связи с тем, что в основу сюжета были заложены этические проблемы,
которые практически не имеют возраста, был упомянут и охарактеризован
феномен детско-взрослой кроссовер-литературы, что не только является
современной тенденцией в литературе в целом, но и на данный момент
представляет собой отдельный сегмент на книжном рынке.
В связи с отмеченными особенностями текста и его принадлежностью к
литературе воспитания был изучен следующий ряд вопросов теоретического характера.
- Работы по детской литературе – «Детская литература в обучении РКИ» (Е.
А. Васильевна), Проблема литературы crossover в современном детском чтении
(М. С. Рогачевская).
- Исследования, посвящённые художественному тексту, его дискурсивной
природе, методам интерпретативного анализа. Среди них особо отметим В.В.
Виноградова (19 75), В.В. Одинцова (1980), В.З. Демьянкова (1989), Ю.С.
Степанов (2003), Н.Н. Болдырева (2006), В.И. Карасика (2019), и др.
Были проанализированы особенности образных средств, с помощью
которых не только создается художественный образ, но и по-особому
организуется авторская речь – в результате чего художественный мир
произведения насыщается эмоционально через большое количество подтекстов,
чаще всего связанных непосредственно с состояниями и переживаниями героя,
что приобретает еще большую актуальность в случаях изучения детско-
юношеской литературы.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ повести - текста и
структуры даёт возможность выделить характерные смысловые и
функциональные характеристики эмотивных языковых единиц, которые
выражают особенности психоэмоционального мира подростка.
Целью работы является изучение лингвистических особенностей повести
Данная цель предполагает решение ряда задач:
1. Рассмотреть понятие и историю становления детской литературы;
2. Охарактеризовать феномен кроссовер-литературы и определить возрастные
рамки читателей;
3. Проанализировать особенности интерпретации художественного текста при
работе с произведениями для детей;
4. Провести лингвистический анализ повести Е. Рудашевского «Ворон»,
опираясь на её композиционные компоненты.
Основными методами исследования являются описательный,
интертекстуальный, интерпретационный, контент-анализ, лингвистический анализ.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в
ней применяется комплексный подход к изучению семантики и
функционирования (эмотивных) языковых единиц. Эти единицы рассмотрены в
ближнем и дальнем контексте: композиционном компоненте и в произведении в целом.
Практическая значимость данного исследования видится в том, что
результаты исследования могут быть использованы в курсах стилистики, анализа
текста. Более того, данный материал можно использовать на занятиях по чтению
на уроках русского языка как иностранного, так как художественные тексты
являются отражением сознания и мышления носителей русского языка и
являются одним из важнейших объектов изучения в иностранной аудитории.
Положения, выносимые на защиту:
1. Литература для подростков, которая входит в состав детской литературы,
переносит основное внимание со знакомства мира на отношение героя к миру,
стремление понять свою роль и место в нём.
2. Герой этой литературы проходит через ряд испытаний, которые важны для
формирования его личности.
3. Параллельно с изображением событий в тексте складывается второй
сюжет: отношения к этим событиям и поведение героя.
4. Произведение в целом структурно делится на изображение
(событийных) эпизодов, в которых герой принимает участие, и
взаимоотношения героя с остальными участниками. Это служит основной линией
повествования в произведении, которая проявляет интенции автора как
выражение его главных мыслей.
5. Использование автором языковых средств определяется
указанными целеустановками, что задаёт ход языкового анализа произведения
как наблюдение за употреблением
языковых средств в основных сюжетных эпизодах.
6. Проведённый таким образом анализ позволяет, с одной стороны, вести
наблюдение над формированием смысла произведения в целом, с
другой – над семантикой языковых средств, отличающихся гибкостью
и многомерностью в создании образов персонажей художественного
текста, представлении эмоционального состояния главного героя.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения,
списка использованной литературы. Во введении представлены актуальность
данного исследования, новизна, объект, предмет, материал, гипотеза, цель и
задачи, методы и приёмы, структура, также теоретическая и практическая
значимость работы.
В первой главе на основе критического осмысления результатов
существующих исследований и собственных научных суждений представляются
определения ключевых терминов и создаётся теоретическая база работы. Во
второй главе даётся общая характеристика материала исследования,
осуществляется анализ смысловой структуры текста, выделяются
композиционные компоненты, обладающие тематической законченностью,
интенциональной направоенностью, которая мотивирует использование языковых
средств и приёмов, участвующих в создании образа главного героя. В заключении
подводятся итоги исследования, а также определены перспективы его
дальнейшего развития.
В результате данной работы была предпринята попытка разрешить
несколько актуальных теоретических проблем, свойственной изучению и
созданию детской литературы в целом. Во-первых, было комплексно рассмотрено
содержание понятия детской литературы, а также многогранно исследована
история становления отечественной детской литературы – начиная с момента ее
зарождения как жанра в Киевской Руси и заканчивая современными реалиями. В
результате этого были выявлены общие видовые особенности детской литературы,
сложившиеся на протяжении ее многовековой истории: нацеленность на
знакомство с миром для младших читателей, а также на возможное наблюдение за
собой, что носит скорее воспитательный характер, для более старших читателей.
Таким образом, акцент подростковой литературы смещен на состояния,
переживания и поведение персонажа, которое с нормальной читательской
реакцией идентификации себя с героем представляет подростку пережить опыт
персонажа и присвоить его себе с последующим принятием или отторжением в
своей реальной жизни. Было сделано наблюдение, что как в одном и том же
произведении (особенно если речь идет о серии книг), так и в разных
произведения сюжетное наполнение логично меняется по мере взросления
персонажа и читателя.
Во-вторых, было предложено определение возрастных рамок читателей
детской литературы с последующим дроблением обобщенного детско-
юношеского возраста на отдельные внутривидовые группы ее читателей,
обусловленные в первую очередь возрастной психологией и психологией
развития. В связи с этим был упомянут и охарактеризован феномен детско-
взрослой кроссовер-литературы, что не только является современной тенденцией
в литературе в целом, но и на данный момент представляет собой отдельный
сегмент на книжном рынке.
В-третьих, были проанализированы особенности интерпретации
художественного текста, рассчитанного на детей, в том числе упомянута
многомерность и неоднородность мира художественного произведения, который
в детской литературе должен быть гармонизирован как с точки зрения
организации его структуры, так и точки зрения его эстетического воздействия на
читателя. Для достижения этой цели авторы используют различные
композиционные приемы для размещения необходимых смысловых акцентов –
так, например, художественная деталь является важным показателем авторского
стиля, поскольку несет в себе существенные смысловую и идейно-
эмоциональную нагрузку, одновременно с этим оставляя простор для
множественной интерпретации текста читателем. Кроме этого, было раскрыто
функциональное значение использования в художественном тексте языковых
образных средств, с помощью которых не только создается художественный
образ, но и по-особому организуется авторская речь – в результате чего
художественный мир произведения насыщается эмоционально через большое
количество подтекстов, чаще всего связанных непосредственно с состояниями и
переживаниями героя, что приобретает еще большую актуальность в случаях
изучения детско-юношеской литературы.
На основе теоретической части работы был проведен и представлен
подробный оригинальный лингвистический анализ повести Е. Рудашевского
«Ворон», являющейся современным произведением для подростков и
относящейся скорее к кроссовер-литературе. В результате анализа были сделаны
выводы об авторских средствах языковой выразительности, среди которых
встречаются как лексические (тропы), так и синтаксические (фигуры речи). Среди
тропов в тексте доминируют сравнения и развернутые метафоры, которые
используются автором для описания меняющегося состояния своего героя, а
также плавного и одновременно с этим парадоксального течения хода его мыслей,
что зачастую, в определенных своих элементах, напоминает такой
литературоведческий прием, свойственный взрослой литературе, как «поток
сознания». Таким образом, кроме всего, автор достигает читательской
идентификации с героем в повествовании от третьего лица. Среди фигур речи в
тексте доминируют парцелляции и анафоры, которыми автор умело расставляет
смысловые акценты и усугубляет эмоциональный накал в тех сюжетных эпизодах,
где его герой переживает острые психологические состояния, а также антитезы,
которые постоянно подчеркивают основной конфликт произведения и обнажают
его трансформацию по мере повествования. Кроме этого, особое значение в своем
тексте автор придает функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной
окраске слова, что в том числе позволяет ему реализовывать сложные тропы –
например, иронию или сарказм, а также каламбур в речи своих персонажей.
Наиболее мощными и грандиозными средствами выразительности в данной
повести можно назвать такие фигуры речи, как гипербола и литота, которые
используются автором реже потому, что фиксируют только самые важные точки
напряжения в сюжете. Уникальная авторская находка – гипербола на грани с
гротеском, в итоге разворачивающаяся в литоту – логично приходится на финал
повести, хотя характеризует автора в целом как литературного мастера
психологического жанра.
Таким образом, на основе анализа повести Е. Рудашевского «Ворон» можно
сделать несколько выводов. Во-первых, можно подтвердить, что это произведение
является действительно значимым элементом современной литературы и
настоящей находкой для читателя любого возраста и образования, поскольку его
текст на любом уровне организации составлен безукоризненно и вопреки
сложным языковым приемам читается и воспринимается абсолютно естественно.
То есть данную повесть можно и даже необходимо рекомендовать для прочтения
как современным подросткам, так и их родителям. Во-вторых, проведенный
комплексный анализ повести с точки зрения ее текста и структуры в целом
подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что особенности
психоэмоционального мира подростка закладываются авторами в определенные
смысловые и функциональные характеристики эмотивных лексических единиц,
что свободно выявляется благодаря работе литературоведа.
1. Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного
поколения: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. (Моск. гос. ун-т культуры и
искусств, 23 марта 2011 г.) / [cост. А. С. Матвеева ; науч. ред. Г. А. Иванова, Л. Я.
Зиман]. – Москва : Рус. школ. библ. ассоц., 2011. – 167 с.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник / И. Н. Арзамасцева, .С. А.
Николаева. – 8-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 576 с.
3. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя (конец ХХ –
начало ХХI в.) / В. Я. Аскарова. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств;
Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2003. – 426 с.
4. Бабушкина, А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. –
М. : Учпедгиз, 1948. – 480 с.
5. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга : о читателе восьми-девяти лет / Ленина
Ильинична Беленькая. – [2-е изд.]. – [М. : ВЦХТ, 2005]. – 144 с.
6. Бестужев-Лада, И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости
традиций семейного чтения вслух / И. Бестужев-Лада // Библиотекарь. – 1986. – No
3. – С. 40.
7. Болдырев Н.Н.Роль интерпретирующей функцииив формировании
языковых категорий // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006 г. – No
3. – С. 5-14.
8. Блонский, П. П. Мои воспоминания / П. П. Блонский. – М.: Педагогика,
1971. – 174 с.
9. Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики (20-е годы) // Известия
АН СССР. Серия литературы и языка. N 3. 1975. - C. 259-272.
10. Волшебный свет детской литературы. Детская литература в контексте
мировой культуры и обучения РКИ / Л. Розбоудова, Е. А. Васильева и др. Praha:
univerzita Karlova Pedagogicka fakulta, 2019. – 436 с.
11. Галактионова, Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен
открытого образования: науч.-метод. материалы / Т. Г. Галактионова. – СПб.: Кн.
дом, 2008. – 200 с.
12. Гетманская Е.В. Образовательная функция детской литературы в фокусе
западных исследований // Педагогика и психология образования. 2019. No1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-funktsiya-detskoy-literatury-v-fokuse-
zapadnyh-issledovaniy
13. Демьянков В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их
моделирования на ЭВМ. – Изд-во МГУ, 1989. – 172 с.
14. Демьянков В.З. Лингвистическая интерпретация текста: Универсальные и
национальные (идиоэтнические) стратегии // Язык и культура: Факты и ценности:
К 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / Отв. редакторы: Е.С.Кубрякова,
Т.Е.Янко. – М.: Языки славянской культуры, 2001. С.309-323.
15. Детская литература: учебник / под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Высшая
школа, 2004. – 551 с.
...