Введение ................................................................................................................... 4
Глава 1. Синтаксис современной художественной прозы и поэзии .................. 8
1.1. Параграфемика и метаграфемика ............................................................. 8
1.2. Функции пунктуационных знаков .......................................................... 13
1.3. Тенденции развития современной прозы и поэзии ............................... 15
1.4. Проэзия (сочетание прозы и поэзии) как новый развивающийся
способ организации письменной речи ............................................................. 20
1.5. Беспунктуационные предложения в художественном дискурсе ......... 23
Выводы ................................................................................................................ 31
Глава 2. Эксперименты с метаграфемикой в текстах стихотворений и
рассказов современных русских авторов............................................................ 33
2.1. Источники материала ................................................................................. 33
2.2. Функционирование средств метаграфемики в стихотворениях
современных русских поэтов ............................................................................ 35
2.3. «Беспунктуационные» тексты современных русских авторов .............. 52
2.4. Функционирование средств метаграфемики в рассказах современных
русских писателей .............................................................................................. 55
Выводы ................................................................................................................ 60
Глава 3. Материалы эксперимента ...................................................................... 63
3.1. Выбор текстов для эксперимента .............................................................. 63
2.2. Характеристика участников эксперимента ............................................ 65
2.3. Результаты анкетирования читателей .................................................... 66
Выводы ................................................................................................................ 73
Заключение ............................................................................................................ 74
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................ 77
Источники ........................................................................................................... 77
Справочная литература ...................................................................................... 81
Научная литература ........................................................................................... 81
Приложение 1 ........................................................................................................ 90
Приложение 2 ........................................................................................................ 90
Приложение 3 ........................................................................................................ 91
Приложение 4 ........................................................................................................ 91
Приложение 5 ........................................................................................................ 92
Приложение 6 ........................................................................................................ 92
В настоящее время сложилось представление о художественном тексте
«как открытой поликодовой системе смыслов»1. Синтаксис художественного
текста чутко реагирует на появление новых каналов общения (интернет), на
компьютеризацию жизни социума, отражает сформировавшееся в обществе
под действием рекламы клиповое мышление. В русской прозе и поэзии
XXI века активно развиваются и взаимодействуют друг с другом
пунктуационно-графические приёмы, в связи с чем увеличивается значение
метаграфемики как «вспомогательной функционально-адаптивной системы
письменной сферы коммуникации»2.
Метаграфемика (шире – параграфемика) является исторически
изменчивой сложной системой, обеспечивающей эффективную письменную
коммуникацию. Введенное И.Е. Гельбом3, который ссылался и на Э. Хэмпа и
Дж. Трейджера, понятие «метаграфия» (ср. с «орфография») послужило
толчком для формирования метаграфемики как научной дисциплины,
например, в работе А.Н. Баранова, П.Б. Паршина 4 , в которой авторы
поднимают проблему «отображения текста в письменной форме – как
графической (с помощью гарнитур и выделений различного типа), так и
визуальной»5. Широкое распространение этот термин приобретает благодаря
работам Н.Л. Шубиной, рассматривающей пунктуацию как вспомогательную
систему, участвующую в реализации речевой деятельности в сфере
письменной коммуникации6. Исследователь делит метаграфические средства
на 1) синграфические (ядерные пунктуационные знаки); 2) супраграфические
(«единицы второго порядка»: пробел, курсив, разрядка, шрифтовое
варьирование и др.); 3) топографические (средства графической аранжировки
текста, плоскостной синтагматики текста)» 7 . В данной работе анализ
пунктуации и метаграфемики современного художественного текста
базируется на концепции Н.Л. Шубиной.
Анализ средств метаграфемики художественного текста XXI века
становится особенно важным в связи с изменением каналов письменной
коммуникации, открытостью информационного пространства, расширением
круга коммуникантов и трансформацией представлений современного
человека о тексте, а также в связи с интенсивным поиском авторами новых
жанровых форм, синкретичным слиянием прозы и поэзии в творчестве одного
и того же автора. В научной литературе существует большое количество
важнейших исследований синтаксиса художественной литературы последних
десятилетий. Мы опираемся на теоретическую базу, которую составляют
работы Н.Л. Шубиной8 , А.Н. Баранова9 , С.В. Вяткиной10 , Н.С. Валгиной11 ,
Н.А. Николиной12 и др., направленные на изучение синтаксиса современных
текстов с различных сторон.
Практически не изучено, как функционируют средства метаграфемики,
нарочитое использование беспунктуационных предложений в
художественном дискурсе. Всё это обуславливает актуальность данного
исследования. Именно средствами метаграфемики передается часть
семантики текста и образуется его структура.
Цель исследования – проанализировать использование
метаграфических средств в художественных текстах малой формы: в
рассказах и стихотворениях современных русских авторов.
Задачи исследования:
1) определить научную базу исследования (понятия метаграфемики, её
основных свойств и функций);
2) рассмотреть особенности беспунктуационных предложений в
современном художественном дискурсе;
3) определить черты синтаксиса прозы, поэзии, а также проэзии13;
4) выявить роль средств метаграфемики в современном тексте;
5) охарактеризовать особенности использования метаграфемики
современными авторами прозаических и поэтических текстов;
6) подготовить и провести эксперимент с целью определения, как
современный старшеклассник воспринимает беспунктуационный
художественный текст.
Объект исследования – синтаксическая организация и графическое
оформление текстов рассказов и стихотворений современного русского
писателя и поэта.
Предмет исследования – метаграфические средства оформления
текстов рассказов и стихотворений, их взаимодействие и взаимосвязь.
Материалом исследования являются рассказы и стихотворения
современных русских авторов, опубликованные в журналах «Нева», «Новый
мир», «Звезда», «Союз писателей», «Новый Берег», «Интерпоэзия» и «Дружба
народов», размещённые на портале «Журнальный зал» 14 . Отбор текстов
рассказов и стихотворений определяется отраженными в них экспериментами
авторов в области синтаксической организации текста и использования
средств метаграфемики (в том числе отказ от знаков препинания).
Гипотеза исследования: использование метаграфических средств
отражает коммуникативную задачу автора дать читателю свободу
интерпретации смысла текста, что приводит к созданию нового способа
отражения художественного восприятия мира и организации письменной речи
– к проэзии.
Сбор материала осуществляется методом сплошной выборки. Методы
анализа материала: описательно-аналитический метод с целью описать
синтаксические особенности прозаических и поэтических текстов, созданных
одним и тем же автором; сопоставительный метод для выявления общих /
различных средств метаграфемики в прозе и поэзии одного и того же автора;
метод эксперимента для определения возможности интерпретации читателем
беспунктуационных предложений.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная
новизна, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, методы
исследования. В I главе дается теоретическое обоснование исследования,
определяются аспекты описания материала. Во II главе анализируются
эксперименты различных авторов в области метаграфемики. Во III главе
обосновывается подбор текстов для выявления читательской интерпретации
беспунктуационных текстов и анализируются результаты анкетирования
читателей. В Заключении представлены итоги проведённого исследования в
контексте поставленных цели и задач. В приложениях даны наиболее
репрезентативные примеры расстановки знаков препинания школьниками 10-
11 класса, полученные в ходе проведенного эксперимента.
В последние годы чрезвычайно расширился круг публикующихся
писателей и поэтов, чему способствует доступность большого количества
литературных журналов, возможность поделиться пробой пера с читателями в
интернете. Данное исследование нацелено на выявление особенностей
оформления современных поэтических и прозаических текстов, в которых
авторы отказываются от традиционных форм представления художественного
текста и экспериментируют с формой текста.
На основе анализа научных работ, в которых исследуется
метаграфемика, и выявлено, что данное понятие включает в себя широкий
спектр средств, создающих графические акценты в художественном тексте.
Замечено, что метаграфемы очень важны для распределения информации, они
становятся ее источником, а также передают эмотивные коды. Многие
исследователи отмечают их функционирование именно в прагматическом
аспекте, а также отмечают их значительное влияние на рецепцию читателей
авторского замысла.
Изучив основные тенденции развития прозы и поэзии русских авторов,
мы выявили, что на первом плане у творца современности – отход от
традиционных норм, который проявляется в смене способов оформления
записи текстов, постепенном отказе от силлабо-тонических размеров в
стихотворениях, а также в использовании разговорной лексики.
Замечена и активизация «беспунктуационных» текстов, которые
отражают индивидуальный авторский стиль, придают экспрессивность на
уровне высказывания и выделяют значимые части текста. Такие произведения
особенно ярко отражают эксперименты авторов в области метаграфемики,
поэтому дают возможность самостоятельно интерпретировать их замысел.
Детальное изучение функционирования метаграфем в рассказах и
стихотворениях, опубликованных в современных русских литературных
журналах, показало, что декодирование эмотивных кодов с помощью
синграфических, супраграфических и топографических средств является
ключевым параметром анализа. Обратившись к публикациям, мы обнаружили
высокую частотность появления текстов без знаков препинания и выявили,
что именно благодаря метаграфемике в них возможно истолковать авторский
смысл. Причём нередко при полном или частичном отсутствии рифмы или
наличии заимствованного из прозы графического оформления мы можем
отнести такой текст к проэзии.
Однако полифункциональность различных метаграфических средств
стала причиной создания эксперимента с целью определения, как
современный старшеклассник воспринимает «беспунктуационный»
художественный текст.
Анализ показал, что поэзия без пунктуации действительно становится
основой для появления безграничного количества смыслов, что заметили и
сами респонденты. Выявлено, что читатель лучше понимает замысел творца,
если стихотворение делится на короткие строки, а также подтвердили
суждение о влиянии интернет-коммуникации на современного читателя в
рамках практики использования пунктуации. Одной из причин развития
фрагментарного типа текста в прозе и вертикального пробела (пустых мест) в
поэзии называется «клиповое мышление», которое прослеживается и в ходе
эксперимента, когда молодое поколение при осмыслении произведения и
расстановке знаков стремится к увеличению длины синтаксической конструкции.
Таким образом, анализ особенностей метаграфемики современных
экспериментальных художественных текстов малой формы, проведенный
эксперимент, направленный на определение читательского восприятия
подобных текстов позволили подтвердить гипотезу: использование
метаграфических средств отражает коммуникативную задачу автора дать
читателю свободу интерпретации смысла текста, что приводит к созданию
нового способа отражения художественного восприятия мира и организации
письменной речи – к проэзии.
В то же время нетрадиционное графическое оформление
художественного текста не только показывает творческий потенциал автора,
но и даёт возможность читателю по-разному толковать содержание текста, что
приводит к созданию особого способа отражения художественного
восприятия мира и нередко – к новому типу организации письменной речи – к
проэзии. Проведенный эксперимент показал, что современный школьник,
освоивший правила оформления предложения и текста и пользующийся
современными средствами коммуникации, открыт для восприятия и
осмысления рассмотренных художественных экспериментов.
1. Азаева Э. Крестики-нолики. Рассказ / Э. Азаева // Нева. – 2020. – No 10.
[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://magazines.gorky.media/wp-
content/uploads/2020/11/08-Azaeva.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
2. Азаренков А. А. Стихи. Левая створка триптиха / А. Азаренков // Знамя. – 2020.
– No 11. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/znamia/2020/11/levaya-stvorka-triptiha.html (дата
обращения: 04.01.2021).
3. Аристов В. В. Стихи / В. Аристов // Новый мир. – 2020. – No 10. [Электронный
ресурс]: Режим доступа:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_10/Content/Publication6_7573/De
fault.aspx (дата обращения: 14.03.2021).
4. Аркатова А. Стихи. День ученика / А. Аркатова // Новый мир. – 2011. – No 6.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2011_6/Content/Publication6_340/Defau
lt.aspx (дата обращения: 14.03.2021).
5. Аркатова А. Стихи. Дорожные песни / А. Аркатова // Звезда. – 2020. – No 10.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/zvezda/2020/10/dorozhnye-pesni.html (дата
обращения: 14.03.2021).
6. Аркатова А. Стихи. Когда всё сдашь / А. Аркатова // Новый мир. – 2019. – No 5.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_5/Content/Publication6_7173/Defa
ult.aspx (дата обращения: 14.03.2021).
7. Аркатова А. Стихи. Мимолетные слабости / А. Аркатова // Интерпоэзия. –
2017. – No 3. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/interpoezia/2017/3/mimoletnye-slabosti.html (дата
обращения: 14.03.2021).
8. Аркатова А. Стихи. Списки утрат / А. Аркатова // Дружба Народов. – 2018. –
No 9. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/druzhba/2018/9/spiski-utrat.html (дата обращения: 14.03.2021).
9. Аркатова А. Теперь мы движемся наощупь / А. Аркатова // Интерпоэзия. –
2008. – No 2. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/interpoezia/2008/2/teper-my-dvizhemsya-
naoshhup.html (дата обращения: 14.03.2021).
10.Аркатова, А. Вертикальный кольцеброс. Рассказ / А. Аркатова // Новый мир. –
2014. – No 7. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2014/7/vertikalnyj-kolczebros.html (дата
обращения: 14.03.2021).
11.Аркатова, А. Одноклассники.ru. Маленькая поэма / А. Аркатова // Новый мир.
– 2009. – No 5. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/5/aa6.html (дата обращения: 14.03.2021).
12.Аркатова, А. Сонатина Клементи. Рассказ / А. Аркатова // Новый мир. – 2016.
– No 12. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2016_12/Content/Publication6_6497/De
fault.aspx (дата обращения: 14.03.2021).
13.Аркатова, А. Три дня блондинки. Рассказ / А. Аркатова // Новый мир. – 2015.
– No 7. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/7/6ark.html (дата обращения: 14.03.2021).
14.Аркатова, А. Я знаю пять имен девочек / А. Аркатова // Дружба народов. –
2016. – No 9. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2016/9/ya-znayu-pyat-imen-devochek.html (дата
обращения: 14.03.2021).
15.Григорьева Л. Термитник. Рассказ / Л. Григорьева // Звезда. – 2021. – No1.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/zvezda/2021/1/termitnik.html (дата обращения: 14.03.2021).
...