Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СПБГУ ДОП «Психология»
Выборка: 17 студенток в возрасте от 24 до 57 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………...5
Глава 1. Автобиографические воспоминания о значимых событиях как материал для потенциального самоизменения личности…………….....…...8
1.1.1 Автобиографическая память в контексте обращения к ней……..….....8
1.1.2. Характеристики и функции автобиографической памяти...................10
1.1.3. Воспоминания о значимых событиях как единицы автобиографической памяти..12
1.1.4. Переживание как компонент значимого воспоминания……………..14
1.2. Понятие потенциала самоизменения……………………………….…..16
1.3. Автобиографическая память в контексте конструирования личностной идентичности и возможности самоизменения…………………………19
1.3.1 Развитие автобиографической памяти в контексте конструирования нарратива…19
1.3.2. Автобиографическая память в контексте самоизменения личности..22
Глава 2. Методы и организация исследования..25
2.1. Цель, задачи и организация исследования……………………………...25
2.2. Выборка, методы и процедуры исследования………………….……….26
2.2.1. Методика «Линия жизни»……29
2.2.2. Полуструктурированное автобиографическое интервью……………32
2.2.3. Опросник «Потенциал самоизменений».34
2.2.4. Статистическая обработка данных…36
Глава 3. Результаты и их обсуждение…37
3.1. Воспоминания о значимых событиях, размещенных на «Линии жизни» и их соответствие классификации (по В.В. Нурковой) на основе контент-анализа интервью……37
3.1.1. Воспоминания о значимых событиях и анализ согласованности нарративов на основе контент-анализа интервью………………..………….43
3.1.2. Воспоминания о значимых событиях и выявление уровней переживаний (по Ю. Джендлину) на основе контент-анализа интервью.…46
3.1.3. Анализ взаимосвязи между данными, полученными в ходе использования методик «Линия жизни», «Потенциал самоизменения», полуструктурированное автобиографическое интервью…………..……….50
3.2. Обсуждение результатов………54
Выводы ………………………………………………………………...………57
Заключение…………………………………………………………….………60
Список использованных источников…60
Приложение А………………………………………………………………....65
Приложение B………………………………………………………………....67
Идентичность человека создается и сохраняется в той жизненной истории, которую он о себе рассказывает (Макадамс, 2008; Нуркова, 2004). В ряде исследований показано, что автобиографическая память может быть ресурсом преодоления внутриличностного конфликта в трудных жизненных ситуациях (напр., при травмах, алкоголизме, тюремном заключении) (Нуркова, 2004; Нуркова,Бодунов, 2014)); при шизофрении Я пациентов поддерживается менее яркими, менее конкретными и менее организованными воспоминаниями (Bennouna-Greene et al., 2012); тип согласованности событий в автобиографической истории связан со взрослением (Köber et al., 2015). Исследователи заключают, что жизненный нарратив создает ощущение личностной целостности, устойчивости, протяженности жизни человека, несмотря на происходящие в ней изменения. В связи с этим исследовательский интерес представляет феномен сдвига самотождественности - перехода от одного интервала самоидентичности к другому - «Теперь я другой, не тот, что прежде» (Нуркова, 2004).
Однако на сегодняшний день отсутствуют исследования того, связаны ли особенности автобиографических воспоминаний и потенциал личности к самоизменениям. Недостаточно изучена автобиографическая память как внутренняя структура личности в контексте влияния на самоизменения. Также мало изучено межфункциональное сотрудничество высших психических функций, по Л.С. Выготскому, – памяти, мышления и речи.
В данной работе потенциал самоизменений рассматривался как совокупность возможностей реализации изменений человека, относящихся к различным уровням его психической организации, которые могут им осознанно актуализироваться и инициироваться (Гришина, Манукян, Муртазина, 2020).
Цель работы – исследовать и описать автобиографические воспоминания о значимых событиях, проанализировать их связь с потенциалом самоизменений личности (ПСИ).
Задачи работы:
1. Анализ теоретической базы для выявления и описания характеристик автобиографических воспоминаний о значимых событиях;
2. Разработка и проведение интервью, позволяющего выявить характеристики воспоминаний о значимых событиях;
3. Подбор метода для определения готовности личности к самоизменениям;
4. Сбор эмпирического материала и его обработка для определения уровня взаимосвязи между автобиографическими воспоминаниями о значимых событиях и ПСИ.
Объект исследования – тексты и данные автобиографических интервью, описания воспоминаний о значимых событиях.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей автобиографических воспоминаний о значимых событиях и ПСИ.
Была выдвинута теоретическая гипотеза, что существует взаимосвязь между автобиографическими воспоминаниями о значимых событиях и потенциалом самоизменений личности. Частные гипотезы состояли в том, что с более высоким потенциалом самоизменения связаны:
1) продуктивность воспоминаний о значимых событиях;
2) более высокая нарративная согласованность между воспоминаниями;
3) особенности переживания воспоминаний, отражающие их полноту, отнесение к своему Я (уровни переживаний, по Ю. Джендлину).
В ходе исследования были использованы следующие методы: полуструктурированное автобиографическое интервью, методика «Линия жизни» (А.А. Кроник), опросник «Потенциал самоизменений» (Н.В. Гришина, В.Р. Манукян, И.Р. Муртазина), также был проведен статистический анализ и контент-анализ, анализ нарративной согласованности.
Проведенное нами исследование позволило более детально изучить такой материал автобиографической памяти, как воспоминания о значимых событиях. Мы смогли выявить положительную корреляцию между типом нарративной согласованности, высокими уровнями переживаний при актуализации автобиографических воспоминаний о значимых событиях и высоким уровнем потенциала самоизменения. Это может иметь практическое значение в проведении дальнейших исследований такого пласта автобиографической памяти как значимые, важные воспоминания в связи с возможностью изменения личности в ситуациях жизненного неуспеха, трагических событий, маргинализации человека.
В консультативной практике данное исследование может стать вспомогательным в контексте обращения к автобиографической памяти клиента, актуализации значимых событий как фактора формирования позитивного самоотношения, которое впоследствии может стать источником преодоления личностного кризиса.
При дальнейшей разработке методик переконструирования автобиографических воспоминаний и применения их на практике, в терапии возможно будет создавать ресурс для позитивного развития личности.
1. Ахмеров Р.А. Событие как элемент субъективной картины жизненного пути. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2013. №10 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytie-kak-element-subektivnoy-kartiny-zhiznennogo-puti
2. Бернштейн Д. М., Нуркова В. В. Корреспондентный подход в изучении памяти и проблема истинности воспоминаний // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 2 / Под общ. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. М., 2006. С. 160 -177.
3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: "Смысл", 1998. – 685 с.
4. Гришина Н.В. "Самоизменения" личности: возможное и необходимое // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoizmeneniya-lichnosti-vozmozhnoe-i-neobhodimoe
5. Гришина Н.В., Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Аванесян М.О.; под ред. Гришиной Н.В. Самоизменения личности: Проблемы, модели, исследования: коллективная монография. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. – 348 с.
6. Джендлин Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. – М.: Класс, 2000. – 448 с.
7. Днестровская М.В., Михайлова К.С., Нуркова В.В. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта. // Психологические исследования (электронный журнал). 2012. Т. 5. № 25. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/751/759
8. Зайцева Ю.Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-narrativnogo-analiza-stilya-identichnosti
9. Зайцева Ю. Е. Общий психологический практикум: личность: учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. – 96 с.
10. Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-narrativ-kak-instrument-konstruirovaniya-identichnosti-ekzistentsialno-narrativnyy-podhod
11. Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003. - 301 с.
12. Кьеркегор С. Или – или. Фрагмент жизни / Пер с дат. Н. Исаевой, С. Исаева. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2021. – 776 с.
13. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67-80.
14. Макадамс Д. П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. № 3. С. 135–166.
15. Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 35–58. doi:10.17759/cpp.2020280403
16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.
17. Нуркова В. В., Бодунов Е. А. Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtobiograficheskaya-pamyat-kak-resurs-preodoleniya-vnutrilichnostnogo-konflikta-pri-alkogolizme
18. Нуркова В. В. От хаоса повседневного опыта к истории жизни: социокультурное форматирование автобиографического самосознания // Исследователь/Researcher. 2018. №3-4 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-haosa-povsednevnogo-opyta-k-istorii-zhizni-sotsiokulturnoe-formatirovanie-avtobiograficheskogo-samosoznaniya
19. Нуркова В.В. Самоопределяющие автобиографические воспоминания в системе личностно-мнемических межфункциональных связей // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 79–89. doi:10.17759/chp.2022180108
20. Нуркова В.В. Память // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006. Т. 3.– 320 с.
21. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000. – 320 с.
22. Нуркова В.В., Василенко Д.А. Формирование вариативного репертуара самоопределяющих воспоминаний как средство развития самоидентичности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2013. №18 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-variativnogo-repertuara-samoopredelyayuschih-vospominaniy-kak-sredstvo-razvitiya-samoidentichnosti-1
23. Рикер П. Справедливое / пер. с фр. П. Скуратова, П. Хицкого. М.: Гнозис, 2005. 304 с
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2022. – 608 с.
26. Bluck S., Alea N. Crafting the TALE: Construction of a measure to assess the functions of autobiographical remembering // Memory, 2011, 19 (5), р. 470- 486.
27. Bryant R.A. Autobiographical memory across personalities in dissociative identity disorder: A case report // Journal of Abnormal Psychology. 1995. Vol. 104. №4. Р. 625–631.
28. Brown R., Kulik J. Flashbulb memories // Cognition. 1977. №5. Р. 73-99.
29. Conway M.A. Memory and the Self // Journal of Memory and Language. 2005. Vol. 53. №4. P. 594–628.
30. Conway M.A., Williams H.L. Autobiographical Memory. // Learning and Memory: A Comprehensive Reference. 2008. P. 893-909.
31. Habermas, T., & Bluck, S. (2000). Getting a Life: The Emergence of the Life Story in Adolescence (Т. 126).
32. Hyman, I. E., Husband, T. H., Billings, F. J. False memories of childhood experiences. // Applied Cognitive Psychology. 1995. Vol. 9. №3. P. 181–197.
33. «Life-line» и другие новые методы в психологии жизненного пути / Под ред. А. Кроника. М., 1993.
34. McCann T., Sheehan P.W. Hypnotically induced pseudomemories – sampling their conditions among hypnotizable subjects // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. №2. P. 339–346.
35. Nourkova V.V., Bernstein D.M., Loftus E.F. Biography becomes autobiography: Distorting subjective past. // The American Journal of Psychology, 2004. Vol. 117. №1. P. 65–80.
36. Pasupathi M., Mansour E., Brubaker J. R. Developing a life story: Constructing relations between self and experience in autobiographical narratives // Human Development. 2007. Vol. 50. №2-3. P. 85–110.
37. Pezdek, K., Finger, K., Hodge, D. Planting false childhood memories: The role of event plausibility // Psychological Science. 1997. Vol. 8. №6. P. 437–441.
38. Pillemer D.B. Momentous events, vivid memories. Cambridge, MA. 1998.
39. Singer J. A., Blagov P. The integrative function of narrative processing: Autobiographical memory, self-defining memories, and the life story of identity // The self and memory / D. Beike, J. Lampinen, D. Behrend. NY: The Psychology Press, 2004. Р. 117–138.
40. Singer J. A., Blagov P., Berry M., Oost K. M. Self-defining memories, scripts, and the life story: Narrative identity in personality and psychotherapy. // Journal of Personality, 2012. Vol. 81. №6. P. 569–582.
41. Sanitioso R., Kunda Z., Fong G.T. Motivated recruitment of autobiographical memories // Journal of personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. №2. P. 229–241.
42. Sutin A. R., Robins R. W. Going forward by drawing from the past: personal strivings, personally meaningful memories, and personality traits // Journal of Personality. 2008. Vol. 76. №3. P. 631–663.
43. Thomsen D. K., Olesen M. H., Schnieber A., Jensen T. What characterizes life story memories? A diary study of freshmen’s first term // Consciousness and Cognition. 2012. Vol. 21. №1. P. 336–382.
44. Wang Q. Being American, being Asian: the bicultural self and autobiographical memory in Asian Americans // Cognition. 2008. Vol. 107. №2. P. 743–751.