Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СПБГУ ДОП «Психология»
Выборка: 17 студенток в возрасте от 24 до 57 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………...5
Глава 1. Автобиографические воспоминания о значимых событиях как материал для потенциального самоизменения личности…………….....…...8
1.1.1 Автобиографическая память в контексте обращения к ней……..….....8
1.1.2. Характеристики и функции автобиографической памяти...................10
1.1.3. Воспоминания о значимых событиях как единицы автобиографической памяти..12
1.1.4. Переживание как компонент значимого воспоминания……………..14
1.2. Понятие потенциала самоизменения……………………………….…..16
1.3. Автобиографическая память в контексте конструирования личностной идентичности и возможности самоизменения…………………………19
1.3.1 Развитие автобиографической памяти в контексте конструирования нарратива…19
1.3.2. Автобиографическая память в контексте самоизменения личности..22
Глава 2. Методы и организация исследования..25
2.1. Цель, задачи и организация исследования……………………………...25
2.2. Выборка, методы и процедуры исследования………………….……….26
2.2.1. Методика «Линия жизни»……29
2.2.2. Полуструктурированное автобиографическое интервью……………32
2.2.3. Опросник «Потенциал самоизменений».34
2.2.4. Статистическая обработка данных…36
Глава 3. Результаты и их обсуждение…37
3.1. Воспоминания о значимых событиях, размещенных на «Линии жизни» и их соответствие классификации (по В.В. Нурковой) на основе контент-анализа интервью……37
3.1.1. Воспоминания о значимых событиях и анализ согласованности нарративов на основе контент-анализа интервью………………..………….43
3.1.2. Воспоминания о значимых событиях и выявление уровней переживаний (по Ю. Джендлину) на основе контент-анализа интервью.…46
3.1.3. Анализ взаимосвязи между данными, полученными в ходе использования методик «Линия жизни», «Потенциал самоизменения», полуструктурированное автобиографическое интервью…………..……….50
3.2. Обсуждение результатов………54
Выводы ………………………………………………………………...………57
Заключение…………………………………………………………….………60
Список использованных источников…60
Приложение А………………………………………………………………....65
Приложение B………………………………………………………………....67
Идентичность человека создается и сохраняется в той жизненной истории, которую он о себе рассказывает (Макадамс, 2008; Нуркова, 2004). В ряде исследований показано, что автобиографическая память может быть ресурсом преодоления внутриличностного конфликта в трудных жизненных ситуациях (напр., при травмах, алкоголизме, тюремном заключении) (Нуркова, 2004; Нуркова,Бодунов, 2014)); при шизофрении Я пациентов поддерживается менее яркими, менее конкретными и менее организованными воспоминаниями (Bennouna-Greene et al., 2012); тип согласованности событий в автобиографической истории связан со взрослением (Köber et al., 2015). Исследователи заключают, что жизненный нарратив создает ощущение личностной целостности, устойчивости, протяженности жизни человека, несмотря на происходящие в ней изменения. В связи с этим исследовательский интерес представляет феномен сдвига самотождественности - перехода от одного интервала самоидентичности к другому - «Теперь я другой, не тот, что прежде» (Нуркова, 2004).
Однако на сегодняшний день отсутствуют исследования того, связаны ли особенности автобиографических воспоминаний и потенциал личности к самоизменениям. Недостаточно изучена автобиографическая память как внутренняя структура личности в контексте влияния на самоизменения. Также мало изучено межфункциональное сотрудничество высших психических функций, по Л.С. Выготскому, – памяти, мышления и речи.
В данной работе потенциал самоизменений рассматривался как совокупность возможностей реализации изменений человека, относящихся к различным уровням его психической организации, которые могут им осознанно актуализироваться и инициироваться (Гришина, Манукян, Муртазина, 2020).
Цель работы – исследовать и описать автобиографические воспоминания о значимых событиях, проанализировать их связь с потенциалом самоизменений личности (ПСИ).
Задачи работы:
1. Анализ теоретической базы для выявления и описания характеристик автобиографических воспоминаний о значимых событиях;
2. Разработка и проведение интервью, позволяющего выявить характеристики воспоминаний о значимых событиях;
3. Подбор метода для определения готовности личности к самоизменениям;
4. Сбор эмпирического материала и его обработка для определения уровня взаимосвязи между автобиографическими воспоминаниями о значимых событиях и ПСИ.
Объект исследования – тексты и данные автобиографических интервью, описания воспоминаний о значимых событиях.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей автобиографических воспоминаний о значимых событиях и ПСИ.
Была выдвинута теоретическая гипотеза, что существует взаимосвязь между автобиографическими воспоминаниями о значимых событиях и потенциалом самоизменений личности. Частные гипотезы состояли в том, что с более высоким потенциалом самоизменения связаны:
1) продуктивность воспоминаний о значимых событиях;
2) более высокая нарративная согласованность между воспоминаниями;
3) особенности переживания воспоминаний, отражающие их полноту, отнесение к своему Я (уровни переживаний, по Ю. Джендлину).
В ходе исследования были использованы следующие методы: полуструктурированное автобиографическое интервью, методика «Линия жизни» (А.А. Кроник), опросник «Потенциал самоизменений» (Н.В. Гришина, В.Р. Манукян, И.Р. Муртазина), также был проведен статистический анализ и контент-анализ, анализ нарративной согласованности.
Проведенное нами исследование позволило более детально изучить такой материал автобиографической памяти, как воспоминания о значимых событиях. Мы смогли выявить положительную корреляцию между типом нарративной согласованности, высокими уровнями переживаний при актуализации автобиографических воспоминаний о значимых событиях и высоким уровнем потенциала самоизменения. Это может иметь практическое значение в проведении дальнейших исследований такого пласта автобиографической памяти как значимые, важные воспоминания в связи с возможностью изменения личности в ситуациях жизненного неуспеха, трагических событий, маргинализации человека.
В консультативной практике данное исследование может стать вспомогательным в контексте обращения к автобиографической памяти клиента, актуализации значимых событий как фактора формирования позитивного самоотношения, которое впоследствии может стать источником преодоления личностного кризиса.
При дальнейшей разработке методик переконструирования автобиографических воспоминаний и применения их на практике, в терапии возможно будет создавать ресурс для позитивного развития личности.