Воспитание силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста в процессе выполнения домашних заданий по физической культуре (Педагогические исследования в физической культуре и спорте, Новгородский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 школьников младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 5
1.1Актуальность понятия мышечная сила и особенности ее направленности 5
1.2.Особенности развития силовых способностей у младших школьников 13
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 20
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 21
3.1. Комплекс упражнений домашних заданий по физической культуре для воспитания силы мышц пояса верхних конечностей 21
3.2. Анализ полученных результатов 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Актуальность.Прочность любой системы, даже самой простой цепи, определяется её самым слабым участком. Тоже самое касается и тела человека. К сожалению, у большинства детей современности слабые руки, которые не дают телу работать, как единому целому.
В современных силовых методиках вы можете часто видеть, что тренировку мышц пояса верхних конечностей ставят на последнее место, а многие занимающиеся, и даже профессионалы, и вовсе исключают занятия на предплечья, объясняя это тем, что данные мышцы и так получают хорошую нагрузку при выполнении базовых упражнений. Однако, именно сила предплечья, как зачастую самого слабого мышечного звена, показывает развитие тела в целом.
Несмотря на сказанное в введении, использование силы мышц пояса верхних конечностей в повседневной жизни остаётся важной частью нашего с вами быта. Время от времени детям приходится работать руками, переносить нечто тяжёлое в непредвиденной ситуации, всё, от открытия крышки и выкручивания винта требует сильных и выносливых кистей и предплечий. Также стоит отметить, что некоторые рабочие специальности и по сей день сохранили потребность в сильных руках.
Анализ научной литературы показал, что источники, описывающие методики развития мышц пояса верхних конечностей в большинстве своём очень обобщенно и вскользь рассматривают данную проблематику в контексте таких видов спорта, как гимнастика, различные единоборства, гиревой спорт, армрестлинг и т.д. Огромным недостатком этих изданий является то, что большинство из них были выпущены в свет более 10 лет назад. Конкретизация учебно-тренировочных методик, а также экспериментальные данные, посвящённые развитиюмышц пояса конечностей у школьников младшего школьного возраста, довольно актуальны и пополнят запас статистических данных, которых на данный момент немного. Поэтому выбранная тема исследования является актуальной на современном этапе.
Цель исследования: повысить уровень силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста в процессе выполнения домашних заданий по физической культуре.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений по воспитанию силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста.
3.Проверить эффективность предложенного комплекса упражнений.
Объект исследования: развитие силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние домашних заданий по физической культуре на воспитание силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенные комплексы упражнений домашнего задания по физической культуре, эффективно повлияют на воспитание силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста.
В ходе теоретического анализа научно-методической литературы и проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1.В основе физического воспитания детей младшего школьного возраста лежит формирование потребности в систематичности занятий, в потребности к оздоровительной и спортивной подготовке. Формирование спортивного характера в этот период - важнейший элемент физического воспитания, благодаря спортивному характеру подросток настраивает себя добиваться поставленных целей, преодолевать любые трудности и не сдаваться при падениях и неудачах, встречающихся на пути.
2.На каждую мышечную группу выполняется 2-3 подхода, таким образом, необходимый тренировочный объём мышечной работы достигается к концу недели. Упражнения можно делать одни и те же, но лучше со временем поменять их, так как тело приспосабливается к работе.
3.Таким образом, результаты тестирования показывают нам то, что в экспериментальной группе результаты значительно выше результатов в контрольной группе. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что предложенные комплексы упражнений являются эффективными в развитии силы мышц пояса верхних конечностей у школьников младшего школьного возраста.
1. Антропова, Е. В. Основные виды и функции двигательной активности / Е.В. Антропова//Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 67-й науч. конф./отв. за вып. СД Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т.-Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.-2108 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 2015 - 325 с.
3. Бурдюкова, Е. В. Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков / Е. В. Бурдюкова, Ю. В. Скотникова, Д. А. Пустовалов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2016. – № 1. – С. 25–29.
4. Ванюшин, Ю.С., Хайруллин Р.Р. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам. [Текст]/ Ю.С. Ванюшин, Р.Р. Хайруллин.– Казань: Отечество, 2016. – 200 с.
5. Виленский, М.Я. Физическая культура (для бакалавров) / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: (Пробл. и перспективы использ. средств массовой информ. в их пропаганде) / П. А. Виноградов. - М: Мысль, 2012. - 286 с.
7. Воронов Н.А. Гармоничное развитие человека под влиянием физической культуры / Н.А. Воронов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №10-1. – С. 51-53.
8. Воронов Н.А. Спорт как основа здорового образа жизни // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки. Сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Колесникова. - Москва, - 2018. - С. 17-20.
9. Кахнович С. В. Физическая культура в целостном процессе формирования личности / С. В. Кахнович, В. В. Извеков, К. В. Извеков // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 2. – С. 52–53.
10. Коданева, Л.Н. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников / Л.Н. Коданева, В.А. Белокринкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 124–127.
11. Корниенко, В. В. Двигательная активность человека как механизм становления личности / В.В. Корниенко, Т.Н. Курицына //Инновационная наука. – 2018. – №. 1.-С. 451-452.
12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев: учебное пособие. М.: Издательство «ФиС», 2018. -169с.
13. Паршикова Н. В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н. В. Паршикова, С. И. Изаак, В. Н. Малиц // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 3–5.
14. Пегушина, Ю. В. Развитие двигательных качеств, обучающихся на уроках физической культуры / Ю. В. Пегушина, Н. Н. Грачева // Инновационная наука. – 2017. – Т. 2. – №. 4. – С. 130-133.
15. Пенькова, И. В. Особенности физического воспитания детей / И. В. Пенькова, Н. В. Карпова, С. В. Шмелева // Редакционная коллегия. – 2017. – С. 281.
16. Погудин, С. М. Оценка оздоровительной эффективности физической подготовки и направления ее индивидуализации у школьников / С. М. Погудин, Д. В. Фонарев // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2017. – Т. 27. – №. 2.-С. 458.
17. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2018. – 288 c.
18. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие/В.Б.Рубанович. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
19. Семенов Л. А. - Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга: учеб. пособие / Л. А. Семенов. М. - Советский спорт 2013. — 100 с.
20. Семенов Л. А. - Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.Л. Семенов, — М. Советский спорт, 2007. — 168 с.
21. Столяров, В.И. Теория и методология современного физического воспитания. Состояние разработки и авторская концепция [Текст] / В.И. Столяров. - М.: Олимпийская литература, 2015. - 704 с.
22. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. – М.: Юнити, 2017. – 288 c.
23. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В. П. Филин. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 175 с.
24. Щуров, А. Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров//Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2015. – №. 12 (130).-С.145-148.
25. Ярлыкова, О. В. Двигательный режим школьников и здоровьесберегающие технологии в процессе занятий физической культурой / О.В. Ярлыкова//Таврический научный обозреватель. – 2016. – №. 8-3 (13).- С.44.