Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные причины тревожности пациентов на стоматологическом приеме

Работа №129517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность 3
Цель работы, задачи 5
Глава 1. Литературный обзор
1. Психологический компонент тревожности 7
1.1. Психологическая напряженность 7
1.2. Тревожность и эмоциональная реакция. Формирование
«угрозы» 8
2. Химическая составляющая страха 10
2.1. Адреналин — гормон страха 11
2.2. Норадреналин — гормон ярости 13
3. Мозг и страх 14
3.1. Проявления страха 16
3.2. Причины страха 17
3.2.2 Предоперационный и постоперационный психологический
стресс 18
3.2.3. Чужой негативный опыт 18
3.2.4 Отсутствие контроля 19
Глава 2. Методы диагностики психологического состояния
пациентов
2.1 Шкала оценки поведения на стоматологическом приеме по
Франклу 20
2.2 Цветовой тест Люшера 20
2.3 Шкала стоматологической тревожности Кораха DAS 21
2.4 Корреляция результатов тестов Франкла, Люшера и
Кораха 22
2.5 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-
Ханина) 24
2.6 Тест Сонди 27
2.7 Шкала Гамильтона для оценки тревоги (HAM¬A) 29
Глава 3. Результаты собственного исследования
3.1. План исследования 32
3.2. Материалы и методы 32
3.3. Результаты исследования 33
3.3.1. Результаты тестирования по системе Спилберга-
Ханина 33
3.3.2. Результаты тестирования по методике оценки
стоматологической тревожности Кораха (DAS) 34
3.3.3. Результаты тест-опроса «Боюсь ли я стоматолога?» 36
3.3.4 Результаты опроса «Причины тревоги на приеме у врача-
стоматолога» 38
3.3.5 Результаты открытого теста «Как появилась
тревожность» 39
Глава 4. Заключение
4.1 Заключение 42
4.2 Выводы 46
4.3 Практические рекомендации 47
Список литературы 48


В современном мире страх перед посещением врача-стоматолога может являться барьером в профилактике стоматологических заболеваний. Логическая цепь данного утверждения весьма простая: человек, страхом которого является посещение врача, не придёт на профилактический осмотр полости рта, при котором могут быть своевременно выявлены начальные процессы каких-либо патологий, что, вне всякого сомнения, повлечёт за собой ухудшение состояния и качества жизни пациента. Обладая знаниями о страхе, его причинах и происхождении врач-стоматолог сможет оказать должную стоматологическую помощь, повысить качество проведения манипуляций, создав «безопасные» для пациента условия лечения.
Несмотря на то, что в современном мире качество оказания стоматологической помощи значительно выросло, вопрос о профилактике стоит неизменно остро, а одной из причин сложности проведения профилактических мер является отсутствие должной мотивации у пациентов к посещению врача-стоматолога в связи с негативными эмоциональными переживаниями. Причины тревожности на приёме остаются важным, требующим внимание аспектом при работе врача на стоматологическом приёме. В связи с множественными факторами, которые могли поспособствовать развитию устойчивой тревожности, невозможно точно сформулировать единый механизм развития тревожности у пациентов.
Основными «симптомами» проявления страха является когнитивные, моторные, мимические реакции, по проявлению которых можно судить о возбужденном состоянии пациента. По данным исследования британских ученых выявлено что:
1. Каждый десятый европеец испытывает страх при визите к дантисту.
2. Женщины чаще чувствуют сильное волнение и страх по отношению к стоматологии.
3. Самые распространенные страхи - боязнь сверления зубов (30 %), и боязнь анестезиологического укола (28%).
4. Страх стоматолога - не врожденное чувство; оно развивается в течение жизни, и его, в яде случаев, можно преодолеть.
5. Картинки, виды и фильмы о стоматологии, просмотренные с детства, помогают избежать появления страха во взрослом возрасте
6. Современная стоматология является настолько развитой наукой, что позволяет проводить лечение практически без боли.
7. Некоторые клиники специально направляют своих специалистов на курсы, где им рассказывают об особенностях работы с эмоциональными людьми.
8. Преодолеть боязнь помогают специальные упражнения на расслабление и успокоение.
9. Но два из ста человек никогда не были на приеме у стоматолога.
[1]
В Голландии, было установлено, что 36% взрослых “очень боятся” визитов к зубному врачу (Schuurs, Duivenvoorden et al., 1981), а в интервью Алины Хараз для журнала «Здоровье» Соломон Рабинович поделился данными о том, что 14% населения США и Швеции боятся посетить кабинет врача-стоматолога из-за наличия страха перед болью. [2]
Одним из крайних проявлений страха стоматолога является дентофобия. Дентофобия (называемая также стоматофобия, одонтофобия) - панический интенсивный, непреодолимый страх, объектом которого является стоматологическое лечение. Носители дентофобии предпочитают переносить мучительную зубную боль, занимаясь самолечением и принимая сильные обезболивающие препараты, и обращаются в стоматологическую клинику лишь в крайне тяжелых случаях. [6]
По данным опроса сайта aura.ruв октябре 2018 года было выявлено, что среди 348 527 опрошенных человек (пассажиров метро Москвы и Санкт-Петербурга), 18% боятся стоматологов. Другими вариантами ответа были: высота, скорость и насекомые. Также, можно было внести свой вариант ответа. Примечательно, что из всех врачебных специальностей, в данный опрос были вынесены исключительно стоматологи. Приложение 1.
По данным исследования Старикова И.В., Радышевской, Т.Н., Боброва Д.С., Тамазяна Н.Г [8] тревожность на приеме у врача-стоматолога может влиять на показатель крови и сердца, что необходимо учитывать при проведении манипуляций и выборе анестезии. Также, пациенты с сердечно-сосудистыми патологиями нуждаются в предварительной подготовке к амбулаторному приему, ведь «вероятность возникновения неотложных состояний на стоматологическом приеме напрямую зависит от частоты сердечных сокращений, так как происходит сдвиг регуляторных систем организма в сторону преобладания влияния симпатической нервной системы.» - пишут авторы статьи.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что чувства тревоги и страха перед посещением врача-стоматолога представляют собой значимое препятствие в оказании стоматологической помощи населению, что является прямой обязанностью каждого доктора стоматологического профиля.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение основных причин тревожности пациентов на стоматологическом приеме.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить стрессорные факторы на стоматологическом приёме;
2. выявить распространенность повышенной тревожности пациентов в разных возрастных группах;
3. определить оптимальные методы оценки психоэмоционального состояния пациентов.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТУПАЮТ:
субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн и др.); ресурсный подход (М. Селигман, А. Бандура, Э. Фрайденберг, Д.А. Леонтьев и др.); теория сохранения ресурсов (С. Хофболл); теория стресса (Г. Селье); теория гомеостаза (У. Кеннон); теория экспериментального невроза (И. Павлов); феномен «трофического» действия (Л. Орбели); теория эмоционального реагирования (Э. Геллгорн) .
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
1. получение данных, позволяющих судить о взаимосвязи стрессорных факторов и уровня тревожности пациентов на стоматологическом приеме;
2. рассмотрение особенностей тревожности, возникающей у пациентов на стоматологическом приеме;
3. определение доминантных стрессорных факторов, влияющих на пациентов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
1. выявление оптимальных методов оценки психоэмоционального статуса пациента с целью его коррекции, для проведения более успешного лечения и учета личных особенностей на стоматологическом приеме;
2. по возможности избежать формирования хронического стрессового состояния и устойчивого негативного стереотипа со стороны пациентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дентофобия (называемая также стоматофобия, одонтофобия) - панический интенсивный, непреодолимый страх, объектом которого является стоматологическое лечение. Носители дентофобии предпочитают переносить мучительную зубную боль, занимаясь самолечением и принимая сильные обезболивающие препараты, и обращаются в стоматологическую клинику лишь в крайне тяжелых случаях. Целью работы стало изучение основных причин тревожности пациентов на стоматологическом приеме.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить стрессорные факторы на стоматологическом приёме;
2. выявить распространенность повышенной тревожности пациентов в разных возрастных группах;
3. определить оптимальные методы оценки психоэмоционального состояния пациентов.
В работе приняли участие 100 человек в возрасте от 18 до 50 лет, проживающие в России и Казахстане. Исследование состояло из анкетирования пациентов и оценки их психологического статуса. Для каждого пациента была составлена анкета, состоящая из 3 блоков: тест по методике Спилберга-Ханина, определяющий СТ, стоматологическая шкала Кораха, а также опросник по доминантным факторам тревожности. Также пациентам были предложены следующие анкеты:
1. Тест-опрос для пациентов «Боюсь ли я стоматолога?»
2. «Причины тревоги на приеме у врача-стоматолога»
3. Открытый тест «Как появилась тревожность»
Статистический анализ данных проводился при помощи программ Statistica (Statsoft-Russia) и MS Office Exel.
Проведенная обработка результатов анкетирования показала, что, исходя из методики определения СТ по Спилбергу-Ханину, низкий уровень тревожности отмечается у 10% обследуемых. Средней интенсивностью тревожности обладает большинство (66,7%) пациентов. Высокий уровень СТ, который требует значительной коррекции, проявили 23.3% респондентов.
По анализу шкалы стоматологической тревожности Кораха (DAS) были получены следующие результаты: положительным отношением к лечению обладают 13,3% обследованных пациентов. У 31,7% наблюдается устойчивая нейтральная позиция. Еще 38,3% участников исследования проявляют нейтрально-отрицательную реакцию, но не нуждаются в коррекции. У 16,7% пациентов наблюдается выраженная дентофобия.
После результирования данных, полученных при анализе анкет, содержащих две различные системы определения психоэмоционального статуса (тест Спилберга и шкала Кораха), можно сделать вывод о том, что эти методики сопоставимы, и возможно их применение изолированно друг от друга. Таким образом, на амбулаторном приеме более рационально использование одной из систем.
Обзор различных методов исследования психоэмоционального состояния пациентов позволил сделать следующие выводы:
1. Заблаговременное исследование тревожного состояния пациента позволит врачу применить необходимую тактику ведения пациента для устранения у больного негативных эмоций по поводу лечения, что существенно повысит качество отказываемой медицинской помощи.
2. Данные методы просты в применении, каждый тест имеет длительность проведения до 15 минут. В поликлинических условиях применение данных методов возможно на первичном приеме для более точного представления о пациенте, в частной же практике допустимо проведение тестов на каждом приеме.
3. Проведение оценочных тестов может повысить уровень компетентности и заинтересованности врача в глазах пациента, тем самым улучшив коммуникацию, повысив уровень доверия и, как следствие, снижения тревожности. 
По данным исследования выявлено, что в России уровень тревожности пациентов на стоматологическом приеме увеличивается пропорционально возрасту. Это может быть связано с тем, что люди старше 45 лет переживали на своем опыте негативные ощущения при стоматологических вмешательствах, которые были связаны с отсутствием адекватного обезболивания, несовременными установками, отсутствием точных диагностических методик и так далее. В возрастной группе 18-25 лет менее 40% пациентов проявляют признаки боязни стоматологических манипуляций, что свидетельствует о положительном влиянии современных методов премедикации, обезболивания и лечения на ситуативное отношение пациентов к приему.
Среди жителей Казахстана отмечается отсутствие принципиальной разницы результатов в различных возрастных группах. В среднем порядка половины пациентов признают свою боязнь перед стоматологами.
Из всех предложенных факторов, вызывающих повышенную тревожность пациентов в обеих странах подавляющее большинство выбрали боль, уже испытанную при предыдущих посещениях стоматолога либо гипотетически возможную при следующих вмешательствах.
Достаточно весомым негативным фактором стала сама анестезия, ее выбрали, как наиболее тревожный момент стоматологического приема от 13 (в Казахстане) до 22 (в России) процентов опрошенных. Причем относительно анестезии опасения респондентов разделились: часть пациентов беспокоились о том, что анестезия может не подействовать или быть недостаточно эффективной, других же волновали неприятные ощущения во время проведения инъекционной анестезии, а также момент, когда наступает ослабление анестезирующего действия, возникают побочные неприятные ощущения.
Наименьшим из предложенных факторов стало отсутствие стоматологического лечения, за этот пункт проголосовали 1 и 2 % в России и Казахстане соответственно.
Также было проведено анкетирование для выявления основных причин формирования тревожного состояния пациентов перед стоматологическим приемом и на нём.
Для Казахстана распределение произошло иначе: 92% пациентов связывают тревожность со своим личным опытом стоматологического лечения, 7% принимают на себя чужой негативный опыт, 1% опрошенных применяют для стоматологии свой опыт из других областей медицины. Однако не встретилось пациентов, которые сталкивались с освещением образа врача-стоматолога или стоматологических манипуляций в отрицательном свете в СМИ и медиа.
Таким образом можно сделать вывод, что своевременное выявление повышенной тревожности у пациентов способствует наиболее продуктивному лечению и профилактике стоматологических заболеваний. Тревожность может быть выявлена различными способами анкетирования и тестирования, подходящими для различных возрастных групп (тест Франка и Люшера для детей, тесты Кораха и Спилберга-Ханина для старшей возрастной группы).
Необходимо проведение систематических профилактических мероприятий, таких как открытые уроки, лекции и мастер-классы для повышения стоматологической грамотности пациентов. Важным звеном в общении врача-стоматолога с больными является своевременное и систематическое проведение профилактических процедур, таких как
Также большое значение имеет положительный образ врача- стоматолога в СМИ и медиа, отсутствие запугивающих лозунгов и рекламных проектов, внушающих пациентам, что стоматология непременно сопряжена с болью и негативными ощущениями.



1. http: //www.stomport.ru/news
2. Рабинович, Соломон Абрамович (доктор медицинских наук; профессор). «Стоматолог обязан уметь заговаривать зубы» [Текст] : интервью / Соломон Абрамович Рабинович ; записала Алина Хараз // Здоровье. - 2011. - № 3. - С. 60-62 : фот..
3. Валентин Рыков «Мозг и страх.» [Текст] статья /http://strah-trevozhnost-fobiya.ru- 2016.
4. Валентин Рыков «Гормон страха.» [Текст] статья / http://strah-trevozhnost-fobiya.ru- 2014.
5. Л. И. Ларенцова: "Психологические подходы к
стоматологической практике" - 2009. - С. 15
6. http://fobiya.info
7. http://aura.wi-fi.ru
8. Старикова И.В., Радышевская Т.Н., Бобров Д.С., Тамазян
Н.Г. «Уровень тревожности и некоторые показатели гемодинамики у стоматологических больных» // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2.;
9. Bonika J J.// The Management of Pain. - 1990. - Vol. 1. - Р.18
10. Daublander Monica Patient Safety. Local Anesthesia XIII International Dental Congress on Anesthesia, Sedation, and Pain Control (Kona, Hawaii, February 29 - March 2, 2012) Annual Session Hawaii. - 2012. - P. 193- 202.
11. Ship J.A., Grushka M. // J. Am. Dent. Assoc. - 1995. - Vol. 126. - №7. - Р. 843-846
12. Серебрякова Т.А. Психология стресса / Т.А. Серебрякова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007.
13. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М.: МЕДпрессинформ, 2008. - 166 с
14. Дж. Г. Рубин. «Good news for dental phobia» // American Health. May, 1989. P. 46,48
15. Walker E., Milgrom P., Weinstein P., Getz T., Richardson R. “Assessing abuse and neglect and dental fear in women” // Journal of American Dental Association. 1996. Vol 127. No.4. P. 485-490.
16. Эйхгольц И. А. «Восприятие формальных признаков эмоциональной напряженности в спонтанной звучащей речи (на материале речи спортивных телекомментаторов)» // Вестник ВГУ, серия: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008, № 2
17. Балабанова Л.М. «Судебная патопсихология.» Д.: Сталкер, 1998. — 432 с.
18. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117
19. Кулакова Т.А. Формироание личности врача - формирование культуры человека / Т.А. Кулакова, О.В. Антонов, Е.Ф. Литвинович, С.И. Артюкова. - Омск, 2009
20. Кузнецова О.Б. Возрастные и гендерные особенности динамики психоэмоционального напряжения и тревожности студентов с разным уровнем физической активности / О.В. Кузнецова // Педагогикопсихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - №4. - С. 49-51.
21. ЛаренцоваЛ. И. "Психологические подходы к
стоматологической практике"- М., 2007.
22. Psyfactor, 2005 г.https://psyfactor.org
23. © Neuronews, 2015
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М., 1982.
25. Сергеева О.О. Снижение психоэмоционального
перенапряжения и болевой чувствительности больных на стоматологическом приёме: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2001.
26. Сергиенко Е.А., Журавлев А.Л., Проблемы стресса и выгорания и совладание с ними в современном обществе //М.: ИП РАН, 2011.
27. Серебрякова Т.А. Психология стресса / Т.А. Серебрякова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007.
28. Судаков К.В. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты / К.В. Судаков, В.И. Петров. - Волгоград, 1997.
29. Петровская Л.В. Результаты сравнительного изучения психофизиологических факторов, влияющих на осознание (оценку) боли при проведении терапевтических стоматологических вмешательств / Л.В. Петровская, Ю.М. Максимовский, Е.В. Зорян // Стоматология. - 2003. - №2. - С. 15-20.
30. Проскурина Анна Николаевна, Хамерзокова Бэла Нурбиевна, Зороглян Гоар Амбарцумовна ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И УРОВНЯ КОМПЛАЕНСА У ДЕТЕЙ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ // Colloquium-journal. 2019. №4 (28).
31. Пшенникова М.Г. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / М.Г. Пшенникова // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2000. - №3. - С. 20-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ