Влияние санкционной политики стран Балтийского региона на трансграничное сотрудничество с Северо-Западным регионом России
|
Введение 3
Глава I. Трансграничное сотрудничество: теоретико-методологическая основа исследования 6
1.1 Основные понятия, характеризующие приграничное и трансграничное
сотрудничество государств 6
1.2 Факторы, влияющие на устойчивость трансграничного сотрудничества 12
1.3 Санкции как фактор трансграничного сотрудничества 16
1.4 Принципы, типы, модели трансграничного сотрудничества 24
Глава II. Трансграничное сотрудничество в РФ и Северо-Западном регионе: особенности и тенденции 30
2.1 Этапы развития трансграничного сотрудничества стран Балтийского региона 30
2.2 Особенности трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном регионе: досанкционный период 36
2.3 Тенденции трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном регионе:
санкционный период 50
2.4 Проблемные зоны трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном
регионе 70
Глава III. Эволюция программы Интеррег и перспективы трансграничного
сотрудничества 74
3.1 Поддержка трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе в рамках
программы Интеррег 74
3.2 Перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона 79
Заключение 84
Литература 86
Приложение 92
Глава I. Трансграничное сотрудничество: теоретико-методологическая основа исследования 6
1.1 Основные понятия, характеризующие приграничное и трансграничное
сотрудничество государств 6
1.2 Факторы, влияющие на устойчивость трансграничного сотрудничества 12
1.3 Санкции как фактор трансграничного сотрудничества 16
1.4 Принципы, типы, модели трансграничного сотрудничества 24
Глава II. Трансграничное сотрудничество в РФ и Северо-Западном регионе: особенности и тенденции 30
2.1 Этапы развития трансграничного сотрудничества стран Балтийского региона 30
2.2 Особенности трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном регионе: досанкционный период 36
2.3 Тенденции трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном регионе:
санкционный период 50
2.4 Проблемные зоны трансграничного сотрудничества в РФ и Северо-Западном
регионе 70
Глава III. Эволюция программы Интеррег и перспективы трансграничного
сотрудничества 74
3.1 Поддержка трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе в рамках
программы Интеррег 74
3.2 Перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона 79
Заключение 84
Литература 86
Приложение 92
В современном мире в условиях ускоряющихся процессов регионализации и интеграции особую актуальность приобретает такое сравнительно новое явление, как трансграничное сотрудничество, которое способствует интенсификации политических, экономических и социокультурных связей между регионами государств.
Международные отношения характеризуются глобальной взаимозависимостью государств, авторитет которых обусловливается не только политическим или экономическим весом, но и культурным наследием, и историческим опытом. Из-за смены геополитической обстановки международные отношения трансформируются, превращая старые схемы установления трансграничных контактов в малоэффективные и побуждая государства постоянно их совершенствовать. Однако геополитические факторы всё чаще заявляют о себе как ограничители прогресса исторически сложившихся систем сотрудничества, в том числе в форме разнообразных санкций.
Актуальность. Вследствие социально-экономических и политических сложностей, возникших в 2014 году, в отношениях между Российской Федерацией и странами Европы из-за политического кризиса на Украине, вопросы проблем и перспектив трансграничного сотрудничества наращивают свою актуальность. Это особо значимо для стран Балтийского региона, имеющих общую границу с Россией. Одной из форм проявления трансграничного сотрудничества стало появление новых трансграничных регионов. В условиях напряженных взаимоотношений и в контексте вопросов безопасности в Балтийском регионе неослабевающий интерес вызывает проблема образования нового санкционно-геополитического трансграничного региона.
Необходим комплексный подход к изучению изменчивости трансграничного сотрудничества с точки зрения современной общественной географии, который позволит максимально полно представить картину динамики трансграничных связей, в Балтийском регионе и установить проблемные зоны этого феномена.
Объект исследования: система трансграничных связей Северо-Западного региона РФ со странами Балтийского региона.
В данной работе в понятие «Северо-Западный регион РФ» включены субъекты РФ, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, имеющие приграничное положение и устойчивые связи со странами Балтийского региона. К таким субъектам РФ относятся: Калининградская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Мурманская область, Псковская область и Санкт-Петербург, как центр пересечения трансграничных связей.
В число стран Балтийского региона в данной работе включены: Дания, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Норвегия.
Предмет исследования: трансформация системы трансграничных связей Северо-Западного региона РФ со странами Балтийского региона в условиях санкционной политики, проводимой этими странами.
Цель работы: выявление особенностей и результатов воздействия санкционной политики стран Балтийского региона на систему трансграничных связей Северо-Западного региона РФ.
Задачи исследования. Цель исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач:
1. Определение теоретического содержания понятий, используемых для анализа трансграничного сотрудничества;
2. Анализ принципов, типов, моделей трансграничного сотрудничества;
3. Определение санкций как инструмента воздействия на трансграничное сотрудничество;
4. Разработка методики оценки трансграничного сотрудничества;
5. Выделение этапов развития трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона РФ;
6. Оценка участия Северо-Западного региона РФ в трансграничном сотрудничестве в досанкционный период;
7. Оценка результатов и тенденций развития трансграничного сотрудничества Северо - западного региона РФ в санкционный период.
Методы исследования. Для решения поставленных задач предполагается использование ряда методов:
• сравнительно-географический,
• статистический,
• аналитический,
• методы классификации,
• метод ранжирования,
• картографический,
• историко-географический,
• описательный
• метод бальной оценки, рассматриваемый применительно к Балтийскому региону.
Структура работы: основная часть дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (68 источников, в т. ч. на английском языке - 5). Объем работы 112 стр., в т.ч. Приложение 21 стр. Количество таблиц в ВКР - 43 (14 в тексте работы и 29 в приложении), рисунков - 32 (в т. ч. 11 картосхем).
Первая глава посвящена изучению теоретико-методологических основ исследования трансграничного сотрудничества: рассмотрены основные понятия, характеризующие приграничное и трансграничное сотрудничество государств, приведена классификации моделей трансграничного сотрудничества. Изучены факторы, влияющие на устойчивость
трансграничного сотрудничества.
Во второй главе рассмотрены этапы и особенности трансграничного сотрудничества за два периода (до экономических санкций и санкционный период) на примере субъектов Северо-Западного региона России. Приведены статистические данные по ряду показателей, проведен сравнительный анализ, выявлены проблемные зоны трансграничного сотрудничества на основе авторской типологии стран по степени воздействия санкций на трансграничное сотрудничество .
Третья глава посвящена эволюции программы Интеррег как наиболее перспективной программы трансграничного сотрудничества. Заключительным параграфом рассмотрены перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона.
Теоретической и методологической базой для исследования приграничных и трансграничных регионов послужили труды советских и российских географов-обществоведов, специалистов в области регионального развития и региональной политики, среди них: Артоболевский С.С., Бакланов П.Я., Волынчук А.Б., Ганзей С.С. Герасименко Т.И., Елацков А.Б., Каледин Н.В., Колосов В.А., Корнеевец В.С., Туровский Р.Ф., Фёдоров Г.М.и др.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Росстата (База данных показателей муниципальных образований России), база данных экспорта и импорта России (ВЭД), Портал статистики Шенгенских виз (SchengenVisa Statistics Portal), , данные государственной статистики ЕМИСС и официальные сайты администрации Санкт - Петербурга, Республики Карелия, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской обрасти, Псковской области и др.
Международные отношения характеризуются глобальной взаимозависимостью государств, авторитет которых обусловливается не только политическим или экономическим весом, но и культурным наследием, и историческим опытом. Из-за смены геополитической обстановки международные отношения трансформируются, превращая старые схемы установления трансграничных контактов в малоэффективные и побуждая государства постоянно их совершенствовать. Однако геополитические факторы всё чаще заявляют о себе как ограничители прогресса исторически сложившихся систем сотрудничества, в том числе в форме разнообразных санкций.
Актуальность. Вследствие социально-экономических и политических сложностей, возникших в 2014 году, в отношениях между Российской Федерацией и странами Европы из-за политического кризиса на Украине, вопросы проблем и перспектив трансграничного сотрудничества наращивают свою актуальность. Это особо значимо для стран Балтийского региона, имеющих общую границу с Россией. Одной из форм проявления трансграничного сотрудничества стало появление новых трансграничных регионов. В условиях напряженных взаимоотношений и в контексте вопросов безопасности в Балтийском регионе неослабевающий интерес вызывает проблема образования нового санкционно-геополитического трансграничного региона.
Необходим комплексный подход к изучению изменчивости трансграничного сотрудничества с точки зрения современной общественной географии, который позволит максимально полно представить картину динамики трансграничных связей, в Балтийском регионе и установить проблемные зоны этого феномена.
Объект исследования: система трансграничных связей Северо-Западного региона РФ со странами Балтийского региона.
В данной работе в понятие «Северо-Западный регион РФ» включены субъекты РФ, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, имеющие приграничное положение и устойчивые связи со странами Балтийского региона. К таким субъектам РФ относятся: Калининградская область, Республика Карелия, Ленинградская область, Мурманская область, Псковская область и Санкт-Петербург, как центр пересечения трансграничных связей.
В число стран Балтийского региона в данной работе включены: Дания, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Норвегия.
Предмет исследования: трансформация системы трансграничных связей Северо-Западного региона РФ со странами Балтийского региона в условиях санкционной политики, проводимой этими странами.
Цель работы: выявление особенностей и результатов воздействия санкционной политики стран Балтийского региона на систему трансграничных связей Северо-Западного региона РФ.
Задачи исследования. Цель исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач:
1. Определение теоретического содержания понятий, используемых для анализа трансграничного сотрудничества;
2. Анализ принципов, типов, моделей трансграничного сотрудничества;
3. Определение санкций как инструмента воздействия на трансграничное сотрудничество;
4. Разработка методики оценки трансграничного сотрудничества;
5. Выделение этапов развития трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона РФ;
6. Оценка участия Северо-Западного региона РФ в трансграничном сотрудничестве в досанкционный период;
7. Оценка результатов и тенденций развития трансграничного сотрудничества Северо - западного региона РФ в санкционный период.
Методы исследования. Для решения поставленных задач предполагается использование ряда методов:
• сравнительно-географический,
• статистический,
• аналитический,
• методы классификации,
• метод ранжирования,
• картографический,
• историко-географический,
• описательный
• метод бальной оценки, рассматриваемый применительно к Балтийскому региону.
Структура работы: основная часть дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (68 источников, в т. ч. на английском языке - 5). Объем работы 112 стр., в т.ч. Приложение 21 стр. Количество таблиц в ВКР - 43 (14 в тексте работы и 29 в приложении), рисунков - 32 (в т. ч. 11 картосхем).
Первая глава посвящена изучению теоретико-методологических основ исследования трансграничного сотрудничества: рассмотрены основные понятия, характеризующие приграничное и трансграничное сотрудничество государств, приведена классификации моделей трансграничного сотрудничества. Изучены факторы, влияющие на устойчивость
трансграничного сотрудничества.
Во второй главе рассмотрены этапы и особенности трансграничного сотрудничества за два периода (до экономических санкций и санкционный период) на примере субъектов Северо-Западного региона России. Приведены статистические данные по ряду показателей, проведен сравнительный анализ, выявлены проблемные зоны трансграничного сотрудничества на основе авторской типологии стран по степени воздействия санкций на трансграничное сотрудничество .
Третья глава посвящена эволюции программы Интеррег как наиболее перспективной программы трансграничного сотрудничества. Заключительным параграфом рассмотрены перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона.
Теоретической и методологической базой для исследования приграничных и трансграничных регионов послужили труды советских и российских географов-обществоведов, специалистов в области регионального развития и региональной политики, среди них: Артоболевский С.С., Бакланов П.Я., Волынчук А.Б., Ганзей С.С. Герасименко Т.И., Елацков А.Б., Каледин Н.В., Колосов В.А., Корнеевец В.С., Туровский Р.Ф., Фёдоров Г.М.и др.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Росстата (База данных показателей муниципальных образований России), база данных экспорта и импорта России (ВЭД), Портал статистики Шенгенских виз (SchengenVisa Statistics Portal), , данные государственной статистики ЕМИСС и официальные сайты администрации Санкт - Петербурга, Республики Карелия, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской обрасти, Псковской области и др.
В ходе проведённого в ВКР исследования были достигнуты следующие основные результаты:
1. Определены теоретические содержания понятий: приграничное сотрудничество,
трансграничное сотрудничество, транснациональное сотрудничество и др.;
2. Проведен анализ принципов, типов, моделей трансграничного сотрудничества;
3. Определена роль санкций как геополитического инструмента воздействия на трансграничное сотрудничество;
4. Разработана методика оценки трансграничного сотрудничества;
5. Выделены этапы развития трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона РФ:
• Начальный этап 1992-1997 гг. (институционализация отношений);
• Этап стандартизации 1997-2004 гг.;
• Этап наращивания ТГО 2004-2013 гг.;
• Этап трансформации 2014- настоящее время.
6. Дана оценка участия Северо-Западного региона РФ в трансграничном сотрудничестве за два периода: досанкционный и санкционный;
7. Показаны последствия воздействия санкций на трансграничное сотрудничество в регионе, его трансформация в регион санкционно-геополитического типа.
8. Обозначены перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона.
Трансграничное сотрудничество в Балтийском природном и историко-географическом регионе развивалось под воздействием ряда факторов регионализации (географических, экономических, национальных, социальных, культурных, гуманитарных, геополитических, экологических, региональной политики), что в свою очередь привело к образованию наиболее крупного и сложного трансграничного региона в Европе. Балтийский трансграничный регион долгое время находился в состоянии устойчивого трансграничного сотрудничества.
С усилением воздействия геополитического фактора и введением санкционного режима на территории образовался новый тип региона - санкционно-геополитический трансграничный регион. Привычные формы трансграничного сотрудничества снижают свою активность в регионе, и продолжают свое развитие те формы сотрудничества, которые наименее подвержены влиянию неблагоприятной политической и экономической конъюнктуре (сотрудничество в сфере инноваций и образования).
Однако по причине того, что санкционный режим не в равной степени повлиял на трансграничное сотрудничество с Северо-Западными регионами России, мы до сих пор можем наблюдать разные формы трансграничного сотрудничества. С одной стороны интерес вызывают страны-экспортеры технологий и инноваций, которые остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Поскольку в северо-западных субъектах РФ такие кадры имеются, то особое внимание следует уделить так называемому обмену «кадров на технологии». С другой стороны, страны с большим опытом внедрения инновационных товаров и технологий в производство, могут предоставить площадку для профессионального роста молодых кадров, организовать практику и стажировку, а в дальнейшем развить систему совместных исследовательских и образовательных проектов.
Развитие такого рода трансграничного сотрудничества возможно благодаря таким испытанным в регионе формам международной экономической интеграции, как еврорегионы, «треугольники роста», трансграничные инновационные кластеры. На основе комплексного подхода с использованием «коэффициента локализации» можно достигнуть наибольшего синергетического эффекта.
Однако следует помнить о том, что существуют обстоятельства иного характера, которые также вызывают экономические риски, связанные с турбулентностью в мировой хозяйственной и геополитической системах. Именно эти обстоятельства вносят наибольшие коррективы в тенденции текущего развития.
Таким образом, намеченные перспективы трансграничного сотрудничества в Балтийском санкционно-геополитическом регионе не избавлены от геополитических, экономических и иных изменений. Трансграничные отношения поддаются нивелированию с помощью прагматического подхода сохранения национальных интересов: выстраиванию добрососедских и доверительных отношений в Восточной Европе как основы для эффективного сотрудничества с ЕС; укреплению позиций страны на континентальных путях сообщения, связывающих Восточную Азию, Центральную Азию и Европу.
1. Определены теоретические содержания понятий: приграничное сотрудничество,
трансграничное сотрудничество, транснациональное сотрудничество и др.;
2. Проведен анализ принципов, типов, моделей трансграничного сотрудничества;
3. Определена роль санкций как геополитического инструмента воздействия на трансграничное сотрудничество;
4. Разработана методика оценки трансграничного сотрудничества;
5. Выделены этапы развития трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона РФ:
• Начальный этап 1992-1997 гг. (институционализация отношений);
• Этап стандартизации 1997-2004 гг.;
• Этап наращивания ТГО 2004-2013 гг.;
• Этап трансформации 2014- настоящее время.
6. Дана оценка участия Северо-Западного региона РФ в трансграничном сотрудничестве за два периода: досанкционный и санкционный;
7. Показаны последствия воздействия санкций на трансграничное сотрудничество в регионе, его трансформация в регион санкционно-геополитического типа.
8. Обозначены перспективы трансграничного сотрудничества Северо-Западного региона России и стран Балтийского региона.
Трансграничное сотрудничество в Балтийском природном и историко-географическом регионе развивалось под воздействием ряда факторов регионализации (географических, экономических, национальных, социальных, культурных, гуманитарных, геополитических, экологических, региональной политики), что в свою очередь привело к образованию наиболее крупного и сложного трансграничного региона в Европе. Балтийский трансграничный регион долгое время находился в состоянии устойчивого трансграничного сотрудничества.
С усилением воздействия геополитического фактора и введением санкционного режима на территории образовался новый тип региона - санкционно-геополитический трансграничный регион. Привычные формы трансграничного сотрудничества снижают свою активность в регионе, и продолжают свое развитие те формы сотрудничества, которые наименее подвержены влиянию неблагоприятной политической и экономической конъюнктуре (сотрудничество в сфере инноваций и образования).
Однако по причине того, что санкционный режим не в равной степени повлиял на трансграничное сотрудничество с Северо-Западными регионами России, мы до сих пор можем наблюдать разные формы трансграничного сотрудничества. С одной стороны интерес вызывают страны-экспортеры технологий и инноваций, которые остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Поскольку в северо-западных субъектах РФ такие кадры имеются, то особое внимание следует уделить так называемому обмену «кадров на технологии». С другой стороны, страны с большим опытом внедрения инновационных товаров и технологий в производство, могут предоставить площадку для профессионального роста молодых кадров, организовать практику и стажировку, а в дальнейшем развить систему совместных исследовательских и образовательных проектов.
Развитие такого рода трансграничного сотрудничества возможно благодаря таким испытанным в регионе формам международной экономической интеграции, как еврорегионы, «треугольники роста», трансграничные инновационные кластеры. На основе комплексного подхода с использованием «коэффициента локализации» можно достигнуть наибольшего синергетического эффекта.
Однако следует помнить о том, что существуют обстоятельства иного характера, которые также вызывают экономические риски, связанные с турбулентностью в мировой хозяйственной и геополитической системах. Именно эти обстоятельства вносят наибольшие коррективы в тенденции текущего развития.
Таким образом, намеченные перспективы трансграничного сотрудничества в Балтийском санкционно-геополитическом регионе не избавлены от геополитических, экономических и иных изменений. Трансграничные отношения поддаются нивелированию с помощью прагматического подхода сохранения национальных интересов: выстраиванию добрососедских и доверительных отношений в Восточной Европе как основы для эффективного сотрудничества с ЕС; укреплению позиций страны на континентальных путях сообщения, связывающих Восточную Азию, Центральную Азию и Европу.
Подобные работы
- Черноморский бассейн как геополитический регион: структура и проблемы
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



