1. Понятие и правовая природа административного правонарушения
2. Состав административного правонарушения
3. Характеристика отдельных видов административных правонарушений
4. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности
КоАП РСФСР, принятый в 1984 г., за последующие годы устарел по многим позициям и перестал в полной мере осуществлять ту роль, которая ему отведена - борьбу с административными правонарушениями, защиту прав и обязанностей граждан и укрепление законности в деятельности государственных органов, ведущих эту борьбу.
Поэтому подготовка нового КоАП РФ, отвечающего реалиям сегодняшнего дня и соответствующего ныне действующей Конституции и принятым на ее основе федеральным законам, стала насущной задачей.
В настоящее время новый КоАП РФ принят и с 1 июля 2002 г. вступает в силу.
Каким мы увидим новый Кодекс, что же изменилось в нем по сравнению с КоАП РСФСР?
Статья 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ).
На основе этих положений Конституции РФ и строится сегодня система законодательства об административной ответственности.
На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ - их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с названным Кодексом.
По содержанию новый Кодекс объединяет нормы об административных правонарушениях, содержащиеся во всех ранее принятых актах, то есть в КоАП РСФСР, а также в отдельных законодательных актах или в нормах соответствующих законов, а именно: в законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства" и многих других.
Разумеется, что вся эта нормативная база была существенным образом переработана с учетом Конституции РФ и федерального законодательства.
В результате этой кропотливой и крайне трудоемкой работы удалось в одном акте урегулировать весь комплекс вопросов, относящихся к административной ответственности.
Так, в Общей части Кодекса определяются общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной ее части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры нового Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Немаловажную роль играют нормы об административных правонарушениях, где дается понятие, раскрывается состав административного правонарушения. О значимости нормативных предписаний о административных правонарушениях говорит тот факт, они помещены в самое начало Кодекса об административных правонарушениях.
Итак, подведем итоги. Под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Квалификация того или иного проступка происходит посредством оп¬ределения его состава (это эталон, с помощью которого происходит " кристаллизация" проступка). Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех его функций:
1. Фундаментальная функция, означающая, что состав преступления выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.
2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.
3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точ¬ных составов административных правонарушений и их объективных призна¬ков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлече¬ния к административной ответственности.
1. КоАП РФ. –М.: НОРМА.2003.- 543 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Юристъ.2003.- С. 187
3. Бернштейн Д.И.. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. -1989.
4. Духно Е.В., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. – 2000.- №6.- С.12-17
5. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Закон.- 1998.- №9.- С.88-91
6. Коренев А.П. Административное право России в новых условиях.// Вестник НГУ.2002. №2
7. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М., Юрид. лит., 1976.
8. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. – М., Юрид. лит., 1978.
9. Коренев А.П., Богатов Д.Р. Административное право: Альбом схем. – М., 1996.
10. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право. 1995. №5.
11. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. №3.
12. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература". 1985.
13. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. Т.2.
14. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. – Л.,1972.
15. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. – М., 1998.
16. Салтыков К.Г. Новый КоАП в действии.// Вестник ХГАЭиП.2003. №5
17. Ященко Д.В. Административные правонарушения по новому КоАП РФ.- М.: Дело.2003.- с. 67-72