ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
Глава 1 Теоретические основы описания проморолика как жанра рекламного
дискурса ................................................................................................................. 11
1.1 Жанр как базовая категория рекламного дискурса .................................. 11
1.1.1 Соотношение понятий «рекламный дискурс» и «речевой жанр» .... 11
1.1.2 Подходы к выделению речевых жанров.............................................. 15
1.1.3 Жанровое многообразие современного рекламного дискурса ......... 20
1.2 Проморолик как самостоятельный жанр рекламного дискурса ............. 25
1.2.1 Соотношение понятий «рекламный ролик», «рекламный
проморолик» и «проморолик» в рамках рекламного дискурса ................. 25
1.2.2 Общая характеристика промороликов высших учебных заведений 28
1.3 Изучение рекламного дискурса в коммуникативно-прагматическом
аспекте ................................................................................................................. 32
1.3.1 Речевой поступок как единица коммуникативного события ............ 32
1.3.2 Коммуникативные стратегии и тактики различных речевых жанров
........................................................................................................................... 37
1.3.3 Коммуникативные стратегии и тактики, характерные для
рекламного дискурса ...................................................................................... 42
1.3.4 Прагматическая сторона изучения рекламного дискурса ................. 47
Выводы ................................................................................................................ 54
Глава 2 Характеристика промороликов российских и зарубежных вузов в
коммуникативно-прагматическом аспекте......................................................... 57
2.1 Проморолик высших учебных заведений в коммуникативно-
прагматическом аспекте .................................................................................... 57
2.1.1 Особенности коммуникантов в промороликах российских и
зарубежных вузов ........................................................................................... 57
2.1.2 Типология и способ общения в рамках промороликов российских и
зарубежных вузов ........................................................................................... 61
2.1.3 Хронотоп общения в промороликах российских и зарубежных вузов
........................................................................................................................... 67
2.1.4 Организация общения и его визуальное сопровождение в
промороликах российских и зарубежных вузов .......................................... 70
2.2 Особенности функционирования стратегий и тактик промороликов
российских и зарубежных высших учебных заведений ................................ 80
2.2.1 Языковая реализация стратегий и тактик российских вузов ............ 80
2.2.2 Языковая реализация стратегий и тактик зарубежных вузов ........... 88
2.3 Проморолики высших учебных заведений как самостоятельный жанр
рекламного дискурса ......................................................................................... 93
Выводы ................................................................................................................... 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 109
ПРИЛОЖЕНИЕ А ............................................................................................... 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ................................................................................................ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ В ............................................................................................... 120
ПРИЛОЖЕНИЕ Г................................................................................................ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ............................................................................................... 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Е ............................................................................................... 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж .............................................................................................. 128
На современном этапе исторического развития каждый человек в мире
является членом глобального коммуникационного пространства,
осуществляя речевые взаимодействия с различными адресатами и выбирая те
или иные языковые средства в зависимости от ситуации и сферы общения,
цели коммуникативного акта. В общих чертах лингвисты, психологи,
социологи и другие исследователи называют подобного рода взаимодействия дискурсом.
Каждый день человек становится участником различного вида
дискурса в зависимости от сферы общения: политический, экономический,
религиозный, социально-бытовой, культурологический и в том числе
рекламный. По мнению филолога А. В. Олянича, рекламный дискурс – это
«вид институционального общения, который представляет собой сложный
социокультурный феномен, является составляющей более широкого
социального взаимодействия, охватывает многие сферы жизни современного
социума и, таким образом, оказывается связанным с разнообразными видами
человеческой деятельности» [Олянич 2015: 173]
Рекламный дискурс начал привлекать внимание исследователей из
различных областей наук уже давно. Множество трудов таких филологов,
как О. С. Иссерс, В. И. Карасик, Э. А. Лазарева, А. В. Олянич, лингвистов
(В. З. Демьянков, З. Харрис, В. Е. Чернявская) посвящено исследованию
процесса коммуникации в рамках данного вида дискурса.
Действительно, реклама на сегодняшний день представляет собой
неотъемлемую часть современного коммуникативного пространства. Никто
не удивляется рекламным роликам по радио, телевидению, печатным
объявлениям и ярким рекламным щитам. Рекламное произведение имеет
сложную природу, что и объясняет вовлеченность в его анализ ученых
различных отраслей знаний: теоретиков, психологов, социологов,
культурологов, лингвистов, а также достижения из различных научных
областей, что помогает дать всесторонний анализ рекламных промороликов и
найти сферы их более широкого применения.
Мы с самого начала определим границы нашего исследования, а
именно обозначим, что любой феномен речевого взаимодействия будем
рассматривать с позиций коммуникативно-прагматического аспекта.
Данный аспект базируется на анализе ряда коммуникативных
обстоятельств как важнейшего смыслообразующего компонента сообщения.
Во-первых, будут иметь большое значение роли адресанта и адресата в
процессе коммуникации, их количество, социальное, возрастное и другое
старшинство/равенство. Во-вторых, основную роль будет играть и выбор
интенций для достижения цели речевого общения. В-третьих, любое речевое
взаимодействие зависит от сферы общения, а, следовательно, регистра,
например, будет ли оно официально-деловым или социально-бытовым и т.е.
формальным или неформальным соответственно.
В зависимости от вышеперечисленных и некоторых других параметров
человеком будет определяться выбор языковых средств для реализации
коммуникативного намерения.
Детальный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том,
что рекламные проморолики вызывают интерес с точки зрения их
композиционной составляющей (М. И. Никитин), но часто остаются за
рамками лингвистического, социокультурного и другого рода исследований.
Кроме того, немногие учёные определяли их в качестве отдельного жанра
рекламного дискурса, но они не давали подробного, аргументированного
описания, доказывающего их точку зрения. К проблеме речевых жанров,
также обращались такие исследователи, как М. М. Бахтин, В. В. Виноградов,
В. В. Дементьев, Т. В. Шмелёва и другие. Но жанровые границы и на
сегодняшний день являются размытыми, не существует единых критериев
или единой классификации для определения того или иного феномена как
жанра речи. Сказанное выше определяет научную актуальность исследования.
Таким образом, можно сказать, что данная тема не изучена полностью.
В научной литературе не дано исчерпывающей дефиниции проморолика как
жанра рекламного дискурса. Кроме того, не определены его жанровые
характеристики, которые в целом отличаются отсутствием конкретности и
наличием определённой классификации. Помимо вышесказанного,
необходимо отметить, что количество работ, посвящённых исследованию
промороликов с позиции коммуникативно-прагматического подхода, крайне
мало. Выше перечисленные спорные вопросы послужили толчком к
определению данной темы исследования.
В рамках данной работы понятие «проморолик» рассматривается с
позиции отдельного речевого жанра рекламного дискурса, а материал
исследования – проморолики российских и зарубежных вузов – в качестве
примера жанрового разнообразия. Также данная исследовательская работа
направлена на выделение и аргументированное описания факторов,
позволяющих определить границы этого жанра как самостоятельного, что
говорит о существенном вкладе в науку. Кроме того, мы определяем и
описываем особенности языковой реализации и функционирования
коммуникативных стратегий и тактик, свойственных промороликам,
объединённым одной темой – российские и зарубежные высшие учебные
заведения, выбор которой обусловлен её малой изученностью.
Объектом исследования являются русско- и англоязычные
рекламные проморолики высших учебных заведений как жанр рекламного дискурса.
Предмет данной работы – коммуникативные стратегии и тактики и
особенности их языковой реализации в рекламных промороликах высших
учебных заведений как жанра рекламного дискурса.
Цель исследования — выявить типичные коммуникативные стратегии и тактики рекламных промороликов российских и зарубежных высших учебных заведений как жанра рекламного дискурса; описать особенности их функционирования.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) описать теоретическую базу исследования, связанную с
определением понятий «жанр» и «рекламный дискурс» и их характеристиками;
2) дать характеристику теоретической базы исследования, связанной с
рассмотрением проморолика как жанра рекламного дискурса;
3) определить критерии отбора материала исследования;
4) отобрать для анализа рекламные проморолики вузов, подходящие
введённым нами критериям;
5) выделить и описать прагматические особенности и типичные
коммуникативные стратегии и тактики, используемые в российских и
зарубежных рекламных промороликах вузов как жанра рекламного дискурса;
6) описать сходства и различия языковой реализации
коммуникативных стратегий и тактик и функционирования языковых единиц
в рекламных промороликах российских и зарубежных вузов.
Гипотеза исследования состоит в том, что наряду со специфической
композицией и стилистикой, определенным набором интенций, для
рекламного проморолика характерен ряд типичных коммуникативных
стратегий и тактик, которые позволяют определить его как отдельный жанр
рекламного дискурса.
Положения, выносимые на защиту:
1. В научной литературе отсутствует исчерпывающее
аргументированное определение проморолика как самостоятельного жанра
рекламного дискурса, а также набор его экстралингвистических и языковых
жанрообразующих признаков.
2. В промороликах отечественных и зарубежных вузов присутствует
тенденция к включению нескольких / одного адресанта, использованию
неофициального / нейтрального типа общения, длительности до 9 и 6 минут
соответственно, а также двойственности локализации. Данные тенденции
обусловлены особенностями национальной культуры создателей
промороликов, а также выделены в рамках компонентов используемой в
работе модели анализа: особенности коммуникантов, типология и способ
общения, хронотоп, организация коммуникации и визуальное сопровождение.
3. Русско- и англоязычные проморолики содержат две большие группы
стратегий: фоновые и структурные. Первые проходят через весь проморолик
и влияют на его конечную форму, в то время как вторые находят отражение в
его различных структурных элементах. Фоновые стратегии включают в себя
стратегию согласования языка и картины мира, а также стратегию отсылки
на актуальные события. Структурные стратегии включают в себя стратегии
адресации, самопрезентации, дифференциации и побудительную стратегию.
4. Каждая из структурных стратегий содержит ряд тактик, которые
имеют место в промороликах отечественных и зарубежных вузов. Общими
для русско- и англоязычного материала являются тактика положительного
оценивания адресата (стратегия адресации), тактики моделирования имиджа
и позиционирования (стратегия самопрезентации), тактика косвенного
побуждения (побудительная стратегия) и тактика скрытого
противопоставления (стратегия дифференциации).
5. Проморолик высшего учебного заведения – это пример жанрового
разнообразия такого жанра рекламного дискурса, как проморолик, в первую
очередь ориентированный на создание положительного образа вуза с
дальнейшим побуждением к поступлению в него, рассчитанный на
подготовленного адресата, а именно на абитуриента, чем обусловлены его
тематические и структурные ограничения, определённый набор стратегий и
тактик, а так же бóльшая продолжительность.
Методологические основы данного исследования составляют работы,
посвященные изучению теории речевых жанров (М. М. Бахтин,
В. В. Дементьев, Н. В. Орлова, Т. В. Шмелёва), особенностей дискурса
(Е. С. Кара-Мурза, В. И. Карасик А. В. Олянич), в частности рекламного, и
описанию речевого взаимодействия с точки зрения коммуникативно-
прагматического аспекта (О.С. Иссерс, М. Ю. Федосюк).
В рамках данной научной работы были использованы следующие
методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий
осуществление наблюдения, анализа и обобщения материала, сравнительный
метод, метод дистрибутивного анализа, приём направленной выборки
материала исследования, метод контекстологического анализа, описательный
метод представления результатов исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята
попытка дать наиболее полное определение проморолика российских и
зарубежных вузов как примера жанрового разнообразия, обозначить его
характерные особенности, что существенно в лингвистической науке с точки
зрения определения границ проморолика как отдельного жанра рекламного
дискурса. Помимо этого, в рамках данного исследования проморолики вузов
были исследованы с точки зрения коммуникативно-прагматического
подхода, а не только с позиции его композиционного построения.
Материалом исследования послужили рекламные проморолики
высших учебных заведений, размещенные в мировом рейтинге QS World
University Rankings, и соответствующие введённым нами критериям:
тематика, композиция, дата выпуска; страна, на территории которой
находится вуз, его место в рейтинге и т.д.
Теоретическая значимость работы обусловлена актуальностью,
новизной и возможностью использования результатов исследования при
решении теоретических проблем, связанных с определением границ и
характеристик того или иного жанра, в частности проморолика как речевого
жанра рекламного дискурса.
Практическая значимость работы. Типичные языковые единицы,
выявленные в ходе исследования и необходимые для реализации той или
иной коммуникативной интенции, могут послужить полезным материалом в
процессе преподавания русского языка как иностранного. Кроме того,
опираясь на результаты исследования, копирайтеры (специалисты, пишущие
рекламные тексты) могут создавать более успешные рекламные
проморолики, используя стратегии и тактики, а, следовательно, и языковые
единицы, обладающие наибольшим воздействием на целевую аудиторию.
Апробация работы. Основные положения данной магистерской
работы докладывались и обсуждались на XХVI международной научно-
методической конференции памяти Н.Т. Свидинской «Проблемы
преподавания филологических дисциплин в новых образовательных
условиях» (2021).
По материалам диссертации опубликована одна научная работа.
Структура работы: данная работа состоит из Введения, двух глав,
Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и
задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, методы
исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе определяются основные термины и понятия, а также
представлены теоретические основы изучения дискурса, в частности
рекламного, и жанра, их характерных особенностей в рамках
коммуникативно-прагматического аспекта.
Во второй главе проводится сравнительный анализ отобранного
материала и даётся подробное описание языковой реализации и
функционирования типичных коммуникативных стратегий и тактик,
характерных для определённой группы интенций, реализуемых в рамках
русско- и англоязычных рекламных промороликов высших учебных
заведений в качестве жанра рекламного дискурса.
В Заключении приводятся общие выводы.
В Приложениях представлены список вузов, чьи проморолики были
включены в материал анализа, предложенные нами классификации стратегий
и тактик, а также примеры анализа русско- и англоязычного материала.
На сегодняшний день проблематике определения границ жанра
посвящено множество работ Н. Д. Арутюновой М. М. Бахтина, Ст. Гайды,
В. В. Дементьева, М. В. Китайгородской, Н. Н. Розановой, К. Ф. Седова,
М. Ю. Федосюка, Т. В. Шмелёвой и других, но она также остаётся
нерешённой. В науке отсутствует общеупотребимая модель для определения
границ жанра в рамках того или иного дискурса. Это объясняется
изменениями, происходящими в мире, необходимостью создавать
«полиинтенциональные» жанры, поэтому они мигрируют между дискурсами,
преобразуются, дополняются, изменяются. Данные тенденции естественны, о
них говорил и М. М. Бахтин, ученый, который ввёл термин «речевой жанр»,
понимаемый нами как «форма речевой реализации актов коммуникативной
деятельности в коммуникативном событии» [Борисова 2009: 36]. Здесь мы
согласны с Борисовой, так как данное определение отражает специфику
ситуации общения, т.е. учитывает не только языковое воплощение, но и
экстралингвистические средства коммуникации.
В данной работе рассмотрены различные подходы к классификации
имеющихся жанров: структурный (М. М. Бахтин, М. Ю. Федосюк, К. Ф.
Седов), интенциональный (Т. В. Шмелёва, Н. Д. Арутюнова, В. В. Дементьев
и К. Ф. Седов) и смешанный (Ст. Гайда, М. В. Китайгородская и Н. Н.
Розанова). Каждый из них имеет место, т.е. структурный ориентируется на
количество речевых актов в коммуникативном событии, интенциональный –
на коммуникативные намерения адресанта и адресата, смешанный отражает
специфику обоих. Но стоит отметить, что каждый из подходов за основу
берет теорию М. М. Бахтина.
Объектом анализа данной работы являются проморолики вузов в
рамках рекламного дискурса, под которым мы понимаем самостоятельный
динамический процесс взаимодействия адресатов и адресантов, в результате
которого рождается смысловое единство, характеризуемое
лингвистическими и экстралингвистическими факторами, обладающее
прагматической направленностью, включающее явления и предметы
действительности из разных сфер жизни социума. Данный вид дискурса
интересует учёных из различных научных областей: социологии, психологии,
лингвистики, экономики и т.д. Анализ научной литературы показал, что на
сегодняшний день существует множество классификаций жанров рекламного
дискурса, но проморолик выделяется только как разновидность рекламного
ролика, он только начинает входить в лингвистику как самостоятельный
жанр, в связи с чем отсутствует его исчерпывающее научно обоснованное
определение. Но за рабочую дефиницию мы взяли понятие Н. В. Денисовой,
по мнению которой проморолик - это «сложный информативно-имиджевый
мультимедийный жанр, коммуникативная цель которого состоит в создании
привлекательного имиджа вуза» [Денисова 2008: 21]. Кроме того, данное
определение соотносится с тематикой материала исследования.
В связи с тем, что анализ промороликов вузов осуществляется с точки
зрения коммуникативно-прагматического аспекта, то нельзя не отметить
важность коммуникативных стратегий и тактик, используемых в них.
Согласно О.С. Иссерс, коммуникативная стратегия – это «комплексы
речевых действий, направленных на достижение коммуникативных целей»
[Иссерс 2008: 54], а тактика – речевое действие или действия, которые
помогают реализовать стратегию. В данном исследовании приводятся
различные классификации стратегий и тактик (О.С. Иссерс,
С.И. Виноградова, Г. Г. Матвеевой) в том числе и применительно к
рекламному дискурсу (Н.Г. Нестеровой, А.А. Волковой, Ю.К. Пироговой).
Но встаёт вопрос о единице исследования, т.е. каким образом выделять
фрагменты коммуникативного события, в рамках которого реализуются
стратегии и тактики. Стоит отметить, что проморолик мы понимаем как
цельное коммуникативное событие, которое, по мнению И. Н. Борисовой,
дискретно, т.е. делимо на более мелкие элементы. Коммуникативное событие
включает коммуникативное и речевое поведение, из которых последнее
имеет отношение к языковой реализации. Само речевое поведение находит
отражение в речевых поступках, подразделяющихся на директивы,
комиссивы, экспрессивы, вердиктивы, репрезентативы, регулятивы в
зависимости от коммуникативного смысла, по классификации И. Н.
Борисовой. Коммуникативный смысл мы приравниваем к структурному
элементу проморолика. Тем самым, единицей анализа является каждая
отдельная композиционная составляющая структуры проморолика, в рамках
которой реализуются речевые поступки, а, следовательно, коммуникативные
стратегии и тактики.
Также необходимо обозначить принципы отбора материала. Во-
первых, проморолики должны быть ограничены одной тематикой. Во-
вторых, композиционная структура должна предполагать многообразие
элементов (структура вуза, образовательные программы, история,
студенческая жизнь, партнёры, трудоустройство, слоган, логотип). В-
третьих, дата выпуска важна в процессе сравнения англо- и русскоязычного
материала, чтобы материалы были более надёжными и адекватными для их
сравнения. В-четвёртых, страна, на территории которой находится вуз, так
как проморолики на английском языке должны быть созданы в стране, где он
является официальным. В-пятых, место вуза в мировом рейтинге QS World
University Rankings, чтобы иметь возможность сравнивать данные анализа
русско- и англоязычного материала.
В качестве модели анализа были выбраны элементы из модели И. Н.
Борисовой, но она была несколько сокращена в связи с отсутствием
необходимости делать подобный подробный анализ в рамках магистерской
работы. Основными элементами модели стали особенности коммуникантов
(количество, роли), типологическая стратификация и способ коммуникации
(сфера, тип, канал, форма и код общения), хронотоп (пространство и время) и
организация общения (стратегии и тактики), а также его визуальное сопровождение.
В результате анализа были выявлены следующие тенденции в русско- и
англоязычном материале. Во-первых, что касается первого пункта анализа –
особенностей коммуникантов, то наиболее частотными участниками данной
коммуникации являются голос за кадром, студенты, преподаватели, ведущий
в качестве адресантов и абитуриенты и/или родители в качестве адресатов.
Необходимо отметить, что в промороликах отечественных вузов
присутствует большое количество адресантов, между которыми
осуществляется смена коммуникативной инициативы. В англоязычном
материале наблюдается противоположная тенденция, а именно включение
одного адресанта. Предположительно, это связано со стремление
представителей русскоязычной культуры придать передаваемой информации
большую степень надёжности в то время, как у представителей
англоязычного культурного пространства – сохранить личное пространство абитуриента.
Касательно второго компонента модели анализа – типологии и способа
общения, важно отметить следующие тенденции. Анализируя проморолики
вузов стало возможным выделить неофициальный, официальный,
нейтральный и чередование вышеуказанных типов общения. В
русскоязычных промороликах прослеживается тенденция к использованию
неофициального типа с целью сократить дистанцию между коммуникантами.
Англоязычный материал отдаёт предпочтение нейтральному типу общения,
так как его целью является создание более универсального, коммерческого
продукта, подходящего широкой аудитории. Но стоит отметить, что способ
общения одинаковый во всём материале и осуществляется через сеть
Интернет. Тем не менее, письменное сопровождение устного текста в
русскоязычных промороликах не носит смысловой нагрузки и носит только
сопроводительный и дублирующий характер в то время, как в англоязычном
материале присутствует противоположная тенденция. Но с 2018 года
создатели отечественных промороликов отдают предпочтение зарубежной тенденции.
Третий параметр анализа материала исследования – хронотоп, т.е.
продолжительность и локализация коммуникации. Стоит отметить, что
длительность промороликов российских вузов варьируется от 30 секунд до 9
минут, англоязычного – до 6 минут, что, предположительно, связано со
стремлением первых передать как можно больше информации о вузе, и
стремлением вторых создать более лаконичный и продаваемый продукт.
Кроме того, важно отметить двойственность локализации данной
коммуникации, т.е. по факту коммуниканты находятся в разных точках
пространства, но в момент коммуникации они перемещаются на территорию вуза.
Следующий компонент модели анализа включает большое множество
параметров, но особое внимание, по нашему мнению, стоит уделить
стратегиям и тактикам, так как в них заключается цель данной работы. В
результате анализа были выявлены две большие группы стратегий: фоновые
и структурные. Первые предполагают прохождение какой-либо идеи красной
нитью через весь ролик, что влияет на конечный результат. К данной группе
относятся стратегия согласования языка и картины мира, существование
которой подтверждают многочисленные тенденции, описанные выше, и
характеризующие национальные особенности создателей промороликов. А
также к фоновым стратегиям относится стратегия отсылки на актуальные
события, что отражено в использовании только письменного текста или
обращении ректора университета без дополнительных кадров со студентами
или территорией вуза, что обусловлено ограничениями в связи с пандемией.
Вторая группа стратегий – структурная, носит такое название в связи с
тем, что данные стратегии встречаются в различных структурных элементах
в рамках одного проморолика. К данной группе относятся следующие
стратегии: адресации, самопрезентации, дифференциации и побудительная стратегия.
Стратегия адресации предполагает называние адресата с целью
установления контакта. В русскоязычном материале данная стратегия
реализуется при помощи тактики положительного оценивания адресата,
которая находит своё отражение посредством таких ходов, как описание
ситуации абитуриента и акцента на его исключительном положении. В
англоязычном материале в рамках данной тактики наблюдается
использование лексики, отражающей положительные качества абитуриента.
Но общим элементом во всём материале является использование обращений
на «ты» / «вы». Кроме того, необходимо отметить, что в англоязычных
промороликах наблюдается и тактика создания обобщенного адресата, что
реализуется посредством отсутствия как такового обращения или
использованием местоимения «все» (everyone).
Следующая стратегия самопрезентации исходит из создания
исключительно положительного впечатления о вузе. Основными тактиками
реализации здесь являются тактики моделирования имиджа и
позиционирования. Первая ставит в центр внимания вуз со всеми его
достоинствами, а вторая – вуз, как место, где учитываются потребности
студентов. Здесь наблюдаются такие средства реализации тактики
моделирования: даты, исторические факты, рейтинг, превосходная степень,
местоимения «мы/наш». Числительные, перечисление элементов
материальной базы, лексические единицы «помощь» и «поддержка»
относятся к вариантам реализации тактики позиционирования. Кроме того, в
промороликах отечественных вузов наблюдаются тактика обращения к
авторитетному мнению, а именно студентов, преподавателей, а также
тактика оперирования фактами.
Следующая стратегия из группы структурных – это побудительная,
цель которой осуществлять определённого рода воздействия на адресата. Это
происходит посредством тактики скрытого побуждения, т.е. посредством
этикетных фраз и императивных конструкций, чья коннотация не связана с
поступлением в вуз. Но необходимо отметить, что в русскоязычном
материале присутствует и тактика прямого побуждения, которая реализуется
посредством соответствующих глаголов в форме императива.
И последняя стратегия – стратегия дифференциации предполагает
выделение одного вуза на фоне других. Она включает тактику скрытого
противопоставления, в рамках которой используются лексические единицы,
коннотация которых связана с уникальностью и неповторимостью. Но в
англоязычном материале становится возможным выделить и тактику
открытого противопоставления, которая реализуется посредством
грамматической конструкции «мы – да, другие - нет» в сопровождении
глаголов из лексико-семантических групп «Развитие», «Достижения»,
«Удача» и т.п.
Таким образом, можно сказать, что в результате анализа складывается
ряд жанрообразующих признаков промороликов вузов, которые позволяют
дать научно обоснованное определение данного понятия. Итак, проморолик
высшего учебного заведения – это пример жанрового разнообразия такого
жанра рекламного дискурса, как проморолик, в первую очередь
ориентированный на создание положительного образа вуза с дальнейшим
побуждением к поступлению в него, рассчитанный на подготовленного
адресата, а именно на абитуриента, чем обусловлены его тематические и
структурные ограничения, определённый набор стратегий и тактик, а так же
бóльшая продолжительность. По словам В. В. Виноградова, единица
сохраняет свойства целого, т.е. изучив проморолики отдельной сферы можно
говорить о начале определения границ проморолика как самостоятельного
жанра. Следовательно, данная работа даёт перспективы для дальнейших
более масштабных исследований промороликов медицинской,
экономической, социальной и других сфер. Но на данный момент мы можем
только предположить, что проморолик – это самостоятельный жанр
рекламного дискурса, главная цель которого сначала проинформировать о
существовании рекламируемого заведения и предоставляемых им услугах, а
затем побудить к их приобретению. Кроме того, это жанр, которому
характерен определенный набор стратегий и тактик (адресация,
самопрезентация, побуждение, дифференциация), который рассчитан на
подготовленного адресата, что определяет его структурную организацию,
выбор языковых средств и большую продолжительность.
1. Арутюнова, Н.Д. Жанры общения / Человеческий фактор в языке.
Коммуникация, модальность, дейксис [Текст] : сб. науч. тр. / Н.Д.
Арутюнова. – Москва : Наука, 1992. С. 32-40.
2. Бахтин, М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных
наук [Текст] : собр. соч. / М. М. Бахтин. – Москва : Азбука, 2000. – 337 с.
3. Бернадская, Ю.С. Текст в рекламе [Текст] : учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700)
«Реклама» / Ю. С. Бернадская. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 288 с.
4. Болотин, Ю. Е. Интерпретация рекламных текстов : жанровое
разнообразие и субъектный подход [Текст] / Ю. Е. Болотин // Сборник статей
Международной научно-практической конференции «Маркетинг, реклама и
PR: теория и практика», 2011. – С. 5-11.
5. Броженко, С. В. Стратегии и тактики речевого воздействия в
рекламном дискурсе (на материале рекламных текстов банковских услуг)
[Текст] / С. В. Броженко // Вестник Челябинского государственного
университета, 2011. – No3. – С. 11-15.
6. Булатова, Э. В. Стилистика текстов рекламного дискурса [Текст] :
учеб. пособие / Э. В. Булатова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 264 с.
7. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] : учебник / под
ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. — Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2015. — 560 с.
8. Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и
сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект [Текст] /
Т.Ю. Виноградова. – Казань : Казан. гос. ун-т, 2004. – 348 с.
9. Гайда, С. Жанры разговорных высказываний [Текст] / С. Гайда //
Жанры речи. – Саратов: Колледж, 1999. Вып. 2. – С. 103-112.
10. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров [Текст] : монография /
В. В. Дементьев. – Москва : Знак, 2010. – 600 с.
11. Демина, Ю. В. Рекламный текст в коммуникативно-
прагматическом аспекте [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук :
10.02.04 / Ю. В. Демина ; научный руководитель доктор филологических
наук Г. А. Баева. – Санкт-Петербург, 2001. – 28 с.
12. Денисова, Н. В. Рекламные жанры научно-образовательного
дискурса [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Н. В.
Денисова ; научный руководитель доктор филологических наук, профессор
З. И. Резанова. – Томск, 2008. – 27 с.
13. Дубинина, Ю. В. «Рекламный ролик: особенности жанра, этапы
создания» [Текст] курсовая работа / Ю. В. Дубинина ; научный руководитель
Н. М. Кичигина. – Иркутск, 2006. – 29 с.
14. Дьякова, Е. Ю. Дискурсивные стратегии образовательного дискурса
(на материале анализа интернет-сайта Оксфордского университета) [Текст] /
Е. Ю. Дьякова // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж : ВГУ,
2006. – Выпуск 4. – С. 149-155.
15. Иванова, Е. С. Коммуникативно-прагматические аспекты текстов
интернет-рекламы [Текст] / Е. С. Иванова // Известия РГПУ им.
А. И. Герцена, 2011. – No 132. – С. 91-98.
...