1. ПОНЯТИЯ, СОСТАВ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ, ОТЯГЧАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
3. ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИТСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правонарушение - социальный и юридический антипод правомерного поведения, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.
Правонарушение — это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ под административным правонарушением признается противоп¬равное, виновное действие (бездейс¬твие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Под административным правонарушением, как осно¬вание административной ответственности понимается виновное, противоп¬равное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по¬ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в следующих кодексах: КоАП, Трудовой кодекс, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также устанавливают круг деяний, относимых к административным правонарушениям. Следу¬ет отметить, что в вышеуказанные понятия "административное правонару¬шение" и "административный проступок" отождествляются, то есть адми¬нистративный проступок не является особой разновидностью администра¬тивных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.
Таким образом, можно определить следующие признаки административного правонарушения, даваемого законодателем:
Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это волевое поведение субъекта, которое принимает форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие –это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).
Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.
В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запрет на их совершение.
В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.
1. КоАП РФ. –М.: НОРМА.2003.- 543 с.
2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г.// СЗ РФ.- 1996.- №1.- Ст. 16
3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Юристъ.2003.- С. 187
4. Бернштейн Д.И.. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. -1989.
5. Духно Е.В., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. – 2000.- №6.- С.12-17
6. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Закон.- 1998.- №9.- С.88-91
7. Коренев А.П. Административное право России в новых условиях.// Вестник НГУ.2002. №2
8. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература". 1985.
9. Салтыков К.Г. Новый КоАП в действии.// Вестник ХГАЭиП.2003. №5
10. Ященко Д.В. Административные правонарушения по новому КоАП РФ.- М.: Дело.2003.- с. 67-72