ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 9
1.1. Концептуальные основы исследования публичной дипломатии 9
1.2. Механизмы реализации публичной дипломатии 14
1.3. Система публичной дипломатии России: стратегия и каналы реализации 23
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОЛМАТИИ РФ В РЕГИОНЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 31
2.1. Публичная дипломатия Российской Федерации на Ближнем Востоке 31
2.2. Перечень рекомендаций для эффективной реализации публичной дипломатии России в регионе Ближнего Востока 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы исследования определяется тем, что на
современном этапе регион Ближнего Востока является для России
стратегически значимым. Об этом сказано в Концепции внешней политики РФ
в 2016 году. В 2015 году, с началом военной операции в Сирии и
сопутствующих ей российско-американских дипломатических действий,
Ближний Восток стал площадкой, на которой Россия тестирует свои
возможности для возвращения на мировую арену в качестве ведущего актора.
В последние десятилетия регион Ближнего Востока превратился в
эпицентр борьбы между ведущими государствами мира за установление над
ним стратегического контроля. Что касается геостратегической
привлекательности Ближневосточного региона, можно с уверенностью
предположить, что регион уникален не только его природно-ресурсным
потенциалом. Помимо этого, на сегодняшний день Ближний Восток остается
одним из наиболее проблемных и нестабильных регионов мира, где за
последнее время произошло резкое повышение количества беспорядков.
Одной из главных региональных проблем международных отношений
на Ближнем Востоке является влияние и установление лидерства извне, что,
несомненно, негативно влияет на динамику региональных политических
процессов. В связи с этим, следует акцентировать внимание на том, что
достаточно длительный период Соединенные Штаты оказывали существенное
влияние в регионе Ближнего Востока, что привело к серьезным изменениям
геополитического ландшафта региона, например, исчезновение
государственности в Ираке из-за иракской военной кампании 2003 г.
Ближний Восток традиционно занимает одно из основных направлений
во внешней политике Российской Федерации в силу своей геополитической
значимости. Стремясь не позволить США реализовать проект «Большого
Ближнего Востока», целью которого является полное подчинение всего
региона, Россия использует различные методы для создания долгосрочных
геополитических альянсов и поддержания дружественных режимов в регионе.
Ближний Восток, несомненно, имеет стратегическую важность для
Российской Федерации, а именно, обеспечение собственной безопасности в
связи с соприкосновением границ Южного Кавказа с субрегионом Леванта, а
также нефтяные запасы Персидского залива. Несомненно, у России есть ряд
задач на Ближнем Востоке, имеющими особое значение являются:
сдерживание и ослабление исламского экстремизма и радикализма во
избежание распространения на территорию России и её ближайших соседей, а
именно из числа республик бывшего СССР.
Сегодня публичная дипломатия может стать ключевым элементом
донесения до зарубежной аудитории нашей позиции, формирования площадок
для ее обсуждения и выработки взаимоприемлемого решения.
Вышеприведенная аргументация позволяет утверждать, что проблема,
рассматриваемая в рамках выпускной квалификационной работы, помимо
научно-теоретического значения имеет также практическое, что во многом
обуславливает выбор темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Разработку
концептуальных основ исследования публичной дипломатии в политической
науке осуществляют Дж. Най, М. М. Лебедева, Т. В. Зонова.1
Исследованием механизмов реализации публичной дипломатии
современных государств занимаются Р. С. Мухаметов, Е.П. Панова.2
Анализом каналов и стратегий реализации публичной дипломатии
России занимаются такие ученые как А. А. Великая, Г. Симонс, О.И. Шакиров,
М.К. Петросян, Д.Б. Соловьев.3
Несмотря на значительное количество трудов, посвященных
исследованию внешней политики США в регионе Ближнего Востока, на
современном этапе существует определенный недостаток в работах, в которых
проводится комплексный анализ данной проблемы с учетом изменений,
происходящих как в ближневосточном регионе, так и в мировой политической
системе в целом.
Объектом исследования является публичная дипломатия Российской Федерации.
Предметом исследования выступает современная публичная
дипломатия РФ в регионе Ближнего Востока.
Целью исследования является выявление основных тенденций публичной дипломатии РФ в регионе Ближнего Востока на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
− исследовать концептуальные основы публичной дипломатии;
− изучить механизмы реализации публичной дипломатии современных государств;
− рассмотреть каналы и стратегии реализации публичной дипломатии России;
− определить основные направления публичной дипломатии РФ в
отношении государств Ближневосточного региона;
− сформулировать перспективы реализации публичной дипломатии РФ в
регионе Ближнего Востока.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
системный анализ и сравнительный метод «case-study», которые применялись
в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования,
классические и современные теоретические положения теории
международных отношений и мировой политики.
Эмпирическую основу исследования составили:
− нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации4;
− двусторонние соглашения между Россией и странами Ближнего Востока
(Меморандумы о взаимопонимании5);
− материалы экспертно-аналитических центров РФ и государств Ближнего
Востока (документы и доклады Министерства иностранных дел РФ,
Министерства науки и высшего образования РФ, аналитические материалы
Российского совета по международным делам, фонда «Русский мир», фонда
поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Федерального
агентства по делам Содружества Независимых Государств,
соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному
гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество» и др.)6;
− статистические данные (Brand Finance, USC Center on Public Diplomacy,
ASDA'A BCW Arab Youth)7;
− материалы ведущих средств массовой информации («Russia today»,
«Alhurra», «Al-Jazeera», «РИА Новости» и др.);
− в особую группу источников входят документы и материалы, собранные
автором в период прохождения им научной стажировки в Асьютском
университете (г. Асьют, Египет) и в рамках производственной практики в
фонде поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.
Научная новизна исследования состоит в следующем: проведено
комплексное исследование современной публичной дипломатии РФ на
Ближнем Востоке, а также выявлены перспективы её реализации в
рассматриваемом регионе, заключающиеся в создании «Дорожной карты»
публичной дипломатии РФ в ближневосточном направлении.
Теоретическая значимость результатов исследования.
Теоретические положения данной выпускной квалификационной работы
способствуют дальнейшему углубленному пониманию категорий «публичная
дипломатия» и «сила». Полученные в результате исследования выводы могут
быть использованы для более детального теоретического осмысления
динамики политических процессов, происходящих на Ближнем Востоке.
Практическая значимость исследования. Результаты и выводы,
полученные в ходе анализа публичной дипломатии РФ в регионе Ближнего
Востока, могут быть использованы в сфере практической политики, в том
числе, для выработки российского внешнеполитического курса в отношении
государств данного региона.
Апробация материалов исследования. Основные положения
выпускной квалификационной работы были представлены на международных
конференциях таких как: Международная модель ООН Дипломатической
академии МИД РФ 2016 (г. Москва, 2016 г.), I-V Пятигорская международная
модель ООН (г. Пятигорск, 2016-2018, 2020-21 гг.), региональная
межвузовская научно–практическая конференция «Молодая наука – 2018» (г.
Пятигорск, 2018 г.), региональная межвузовская научно–практическая
конференция «Молодая наука – 2019» (г. Пятигорск, 2019 г.), Всероссийская
студенческая конференция «Политика памяти и политика будущего: взгляд
молодого поколения» (г. Москва, 2020 г.). Ряд положений исследования был
представлен на симпозиумах и круглых столах в рамках прохождения научной
стажировки в Асьютском университете (г. Асьют, Египет, 2016 г.) и в период
прохождения производственной практики в Фонде поддержки публичной
дипломатии им. А.М. Горчакова (г. Москва, 2019).
Отдельные положения исследования отражены в научной статье на
тему: «Роль RT Arabic в формировании имиджа Российской Федерации в
регионе Ближнего Востока (на примере аккаунта в Twitter)» и «Роль молодёжи
в реализации публичной дипломатии России в ближневосточном направлении».
Структура работы обусловлена целью, задачами и внутренней логикой
исследуемой проблемы и состоит из введения, двух глав по три параграфа
каждая, а также заключение, библиографический список использованной
литературы, включающий 117 источников, в том числе 47 на иностранных
языках (английский, арабский) и 4 приложения. Общий объем работы
составляет 62 страницы машинного текста.
К основным результатам данного исследования можно отнести
следующие положения. Для полного исследования концептуальных основ
публичной дипломатии было осмыслено понятие «сила» и её компонент –
«мягкая сила». В целом, мягкая сила менее затратна, чем «жесткая», и связана,
прежде всего, с качеством исполнителей на местах. Во внешней политике,
заработать на ней быстро, как на военных контрактах, нельзя. Однако
вложения в мягкую силу исчисляются в иной «валюте» — людях, их
лояльности, благодарности (пусть и не всегда высказанной), принятию ими
вашего нарратива происходящего, вашего видения будущего (если оно есть),
«мыслительного кода» того, как к этому будущему прийти. Если все это есть
в наличии, работа на ниве проекции мягкой силы — ценная долгосрочная инвестиция.
В конце XX – начале XXI в. после появления многочисленных
политических и общественных организаций, а также СМИ, чье влияние стало
стремительно усиливаться, публичная дипломатия начала играть особую роль
для эффективного продвижения внешнеполитических интересов государства
через концепцию «мягкой силы».
Сегодня публичная дипломатия может стать ключевым элементом
донесения до зарубежной аудитории нашей позиции, формирования площадок
для ее обсуждения и выработки взаимоприемлемого решения.
Проанализировав основные институты и их тенденции в реализации
публичной дипломатии России на Ближнем Востоке, можно сделать вывод,
что одной из серьезных проблем публичной дипломатии РФ считается
недостаток структурированной информации о том, кто и как работает в этой
сфере, особенно в таком стратегически важном регионе, как Ближний Восток.
России есть чем гордиться, и есть чем делиться с мировым сообществом.
Необходимо обеспечивать поддержку проектов, которые рождаются в
молодежной среде, и которые направлены на то, чтобы отстаивать позиции
нашей страны на международной арене. Ведь, молодёжь, являясь
единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно
определяют характеристики страны, способны формировать положительный
имидж своего государства в понимании зарубежной молодёжи. Современные
молодые люди через 5-15 лет объективно становятся основными носителями
и проводниками любых инициатив, людьми, которые принимают решения во
всех сферах общественной жизни.
Ее важнейшей опорой является «русский мир» - миллионы людей за
рубежом, испытывающие потребность поддерживать связь с Россией, русским
языком и культурой. Возможности «мягкой силы» более всего отвечают тем
задачам, которые сегодня стоят перед Российской Федерацией вовне:
обеспечение благоприятного окружения и создание положительного имиджа.
Общественная дипломатия не только содействует укреплению симпатий к
нашей стране, но и способствует продвижению на общественном и
межличностном уровнях конкретных внешнеполитических интересов государства.
Список литературы
на русском языке:
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные
отношения, 2009. – 280 с.
2. Гукасов А. В. Значение Ближнего Востока для США, ЕС и России
// Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы: Выпуск 44 (60). – М.,
2017. – С. 9-12.
3. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных
отношениях // США и Канада. Экономика, политика, культура. – 2007. – No1. – С. 14.
4. Зонова Т. В. Публичная дипломатия и ее акторы [Электронный
ресурс] // Российский совет по международным делам. URL:
http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/publichnaya-
diplomatiya-i-ee-aktory/
5. Лебедева М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник
МГИМО. 2017. No 3. С. 112–121.;
6. Мухаметов Р. С. Специфика общественной дипломатии как
инструмента внешней политики государства // Известия Уральского
федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2014. No 2 (128).
С. 84–90. [Электронный ресурс]. URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25264/1/iuro2014-128-10.pdf
7. Путин В. Россия и меняющийся мир [Электронный ресурс] //
Московские новости. 21.02.2012. URL: http://www.mn.ru/politics/78738
8. Фукидид. История Пелопоннесской войны. В 7 т. М., 1887. Т. 1. 52 с.
9. Шакиров O.И., Петросян М. К, Соловьев Д.Б. Гуманитарная
помощь против коронавируса. Кому и как помогала Россия во время пандемии
COVID-19? — М.: ЦПУР, 2020. — 17 с.
на английском языке:
10. Alexander L. Vuving. How soft power works. American Political
Science Association annual meeting, Toronto, September 3, 2009. – 20 p.
11. Barnett М., Duvall R. Power in International Politics // International
Organization. – 2005. – No 1. – P. 40.
12. Freeman Ch. Arts of Power: Statecraft and Diplomacy. – Washington:
United States Institute of Peace Press, 1997. – P. 3.
13. Hobbes T. Of Man, Being the First Part of Leviathan [Электронный
ресурс] // The Harvard Classics. URL: http://www.bartleby.com/34/5/
14. Kissinger H. American Foreign Policy. – N.Y.: W.W. Norton &
Company, 1977. – P. 57.
15. Morgenthau H. Politics Among Nations: The Struggle for Power and
Peace. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/morg6.htm
...