Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации квалификативных модусных категорий в романе Е. Водолазкина «Авиатор»

Работа №129435

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ........................................................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения модуса и квалификативных модусных
категорий. Специфика реализации модуса в художественном тексте ............................. 6
1.1. Определение понятия «модус» и его соотношения с «диктумом». Модус и
модальность................................................................................................................................ 6
1.2. Семантические группы эксплицитно выраженного модуса........................................... 8
1.3. Модусные категории высказывания. Квалификативные модусные категории.......... 12
1.3.1. Категория авторизации ............................................................................................. 14
1.3.2. Категория персуазивности ........................................................................................ 16
1.3.3. Категория оценочности ............................................................................................. 19
1.4. Специфика реализации модуса в художественном тексте (на примере романа
«Авиатор» Е. Водолазкина) .................................................................................................... 21
1.5. Вводные слова и их участие в реализации квалификативных модусных категорий. 23
Выводы по Главе I ................................................................................................................... 28
Глава II. Поэтика романа Е. Водолазкина «Авиатор» и участие вводных слов в ее
создании ....................................................................................................................................... 29
2.1. Квалификативные модусные категории в романе «Авиатор» как способ создания
его поэтики ............................................................................................................................... 29
2.2. Методика рассмотрения вводных слов и выражений в речи героев ........................... 33
2.3. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи
Иннокентия Платонова ........................................................................................................... 37
2.4. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Гейгера 47
2.5. Особенности реализации квалификативных вводных компонентов в речи Насти ... 59
2.6. Сопоставительный анализ употребления квалификативных вводных компонентов в
речевых партиях персонажей ................................................................................................. 71
Выводы по Главе II.................................................................................................................. 74
Заключение ................................................................................................................................. 75
Библиографический список .................................................................................................... 77

В современной лингвистической науке ощутимо прослеживается возрастающий
интерес к изучению языка с позиции антропоцентризма, помещающего в центр внимания
исследователей формы проявления человеческой личности в речи. В русле этой
парадигмы все большее значение приобретает рассмотрение структуры художественного
текста через выявление имплицитных и эксплицитных способов воплощения того или
иного субъектно-речевого плана. Данная проблематика лежит в сфере еще
малоизученного языкового феномена — модуса. В связи с этим актуальность темы
настоящей работы определяется необходимостью разностороннего изучения модусной
организации художественного текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и систематизации
знаний о модусе высказывания и текста, в уточнении функционально-стилистических
возможностей реализации вводных показателей с квалификативным модусным значением.
Настоящая работа вносит вклад в изучение функций вводных слов в художественном
тексте, в исследование идиостиля писателя и поэтики отдельного произведения.
Практическая значимость определяется возможностью использования
наблюдений и выводов в курсах по стилистике, по синтаксису (осложнение простого
предложения — традиционный синтаксис; модусная организация — семантический
синтаксис), в спецкурсе по языку художественной литературы.
Новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению феномена
модуса, функционирующего в художественном тексте: анализ производится
одновременно на собственно лингвистическом уровне и на уровне поэтики произведения.
Объектом исследования настоящей работы являются квалификативные модусные
категории в художественном произведении.
Предметом исследования являются формально-семантические и функциональные
параметры вводных слов и выражений с квалификативным модусным значением в романе
Е. Водолазкина «Авиатор».
Цель работы — изучить особенности функционирования вводных слов и выражений как способа выражения квалификативных модусных категорий в художественном тексте.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу и описать теоретико-методологические основания
изучения модуса и квалификативных модусных категорий.
2. Рассмотреть особенности специфики проявления модуса в художественном тексте.
3. Представить опыт изучения вводных слов и выражений в отечественной лингвистике.
4. Охарактеризовать источник исследовательского материала (роман «Авиатор») и
особенности стиля Е. Водолазкина.
5. Разработать методику анализа вводных слов и выражений с квалификативным
модусным значением с учетом специфики художественного произведения.
6. Произвести количественный и качественный анализ обнаруженных
квалификативных модусных вводных единиц.
7. Сопоставить особенности реализации квалификативных модусных категорий в
речевых партиях героев романа.
8. Сделать выводы о стилистическом потенциале вводных слов и выражений и
идиостиле Е. Водолазкина.
Материалом для исследовательской работы послужили вводные слова и выражения
с квалификативным модусным значением (авторизация и персуазивность),
рассматриваемые на материале речевых партий главных героев романа «Авиатор» Е.
Водолазкина — Иннокентия Платонова, Гейгера и Насти. Общий объем анализируемых
контекстов составляет 264 высказывания, маркированных показателями с
квалификативной модусной семантикой.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы:
– метод сплошной выборки (отбор материала исследования из источника);
– метод научного описания (описание и классификация используемых в речи героев
романа вводных показателей);
– метод контекстного анализа материала (для выявления особенностей
функционирования квалификативных вводных компонентов в речевых партиях героев);
– функционально-стилистический метод (определение функций выражения модуса и
стилистического потенциала квалификативных модусных категорий);
– лексико-семантический метод (определение семантики модусных показателей,
описание лексико-семантических групп при анализе контекстов);
– сравнительно-сопоставительный метод (сопоставление употребления
квалификативных вводных компонентов в речи героев).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части,
заключения и списка литературы. Основная часть представлена в двух главах,
содержащих параграфы. В первой главе отражено теоретико-практическое осмысление
модуса в целом и квалификативных модусных категорий в частности. Во второй главе
содержится разработка методики анализа квалификативных модусных категорий на
материале художественного текста и представлен анализ контекстов с квалификативными
вводно-модальными словами и выражениями с позиций разработанной методики анализа.
Общий объем работы составляет 84 страниц. Библиографический список состоит из 93 единиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе настоящего исследования были выполнены следующие задачи:
Описаны теоретико-методологические основания изучения модуса и
квалификативных модусных категорий; рассмотрены особенности специфики проявления
модуса в художественном тексте; изучен опыт рассмотрения вводных слов и выражений в
отечественной лингвистике; разработана методика анализа вводных слов и выражений с
квалификативным модусным значением с учетом специфики художественного
произведения; произведен количественный и качественный анализ обнаруженных
квалификативных вводных единиц во взаимосвязи с поэтикой произведения; сделаны
выводы о стилистическом потенциале вводных слов и выражений и идиостиле Е. Водолазкина.
Проведенный анализ был осуществлен на материале квалификативных вводных
компонентов, к числу которых относятся как собственно вводно-модальные слова и
выражения, так и модальные фразы: конструкции с формами 1-го л. ед. числа предикатов
пропозиционального отношения со значением знания, мнения и полагания и главные
предложения с модусным значением, присоединяющие придаточное изъяснительное.
Среди 264 контекстов словоупотребления 32 примера выражают семантику
авторизации, 82 — значение персуазивности и 150 примеров демонстрирует синкретичное
выражение анализируемых значений.
Анализ употребления вводных слов и конструкций в речевых партиях героев
произведения имеет поуровневую структуру. Каждый последующий аспект рассмотрения
учитывает результаты, сделанные на предыдущем этапе, и предполагает углубление
семантического анализа романа. Этапы анализа имеют следующую последовательность:
1. Актуализация ядерного и периферийного (переносного) значения авторизации и персуазивности.
2. Отражение психоэмоционального и ментального «я» героев романа.
3. Использование квалификативных модусных категорий для воплощения идейно-
философских замыслов автора и создания поэтики произведения.
На первом этапе анализа произведено исследование контекстов с сугубо
лингвистической точки зрения: выявлена актуализация ядерных и периферийных
(переносных) значений категорий авторизации и персуазивности в речи героев. Сделан
вывод о стилистическом потенциале вводных компонентов с квалификативным модусным значением.
На втором этапе анализа выявлены характерные черты употребления вводных
компонентов в речевых партиях Иннокентия Платонова, Гейгера и Насти.
Авторизованные и персуазивные высказывания выступили средством отражения
ментального и психоэмоционального «я» персонажей романа.
На третьем этапе исследования выявляется связь между употреблением героями
квалификативных вводно-модальных компонентов и формированием поэтики романа (в
частности, композиции, жанра и пространственно-временной организации). Идейно-
тематический комплекс «Авиатора» строится на таких понятиях, как время, история,
справедливость, бытие-в-слове, память. Анализ квалификативных вводных слов и
выражений позволяет проследить воплощение и преломление этих понятий в романе.
Представленная в работе методика анализа квалификативных модусных категорий
не претендует на статус единственно возможной и предполагает внесение правок в ходе
более углубленного изучения вопроса.
В перспективе дальнейшего исследования этой темы видится изучение
квалификативных категорий модуса на материале других художественных произведений
Е. Водолазкина, их сопоставительный анализ и более полное определение специфики
идиостиля писателя. Также возможно рассмотрение реализации иных категорий модуса
(мета-, актуализационных и социальных категорий) в романе «Авиатор», что позволит
углубить анализ и выявить значимые аспекты художественного пространства произведения.


Источник исследования
Водолазкин Е. Г. Авиатор : роман / Евгений Водолазкин. – М. : АСТ : Редакция
Елены Шубиной, 2017. – 410 с.
Научная литература
1. Алгазина Т.С. Вводно-союзные компоненты в структуре предложения и текста
:дисс. канд. филол. наук :10.02.01. – М., 1994. – 147 с.
2. Алисова Т.Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы
языкознания, 1971, No 1. – С. 54–64.
3. Аникин А.И. Основные грамматические и семантические свойства вводных слов и
словосочетаний // Рус. яз. в шк. – 1956. – No 4. – С. 22.
4. Анисимова Л.В. К вопросу о местоположении вводно-модальных слов в составе
предложения // Вестник РУДН, сер. Русский язык нефилологам. Теория и практика. –
2005. – No 6. – С. 67–72.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М. : Языки рус. культуры, 1998. – 895 с.
6. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М. : Издательство
иностранной литературы, 1955. – 416 с.
7. Баранов А.Н. Заметки о дескать и мол / А.Н. Баранов // Вопросы языкознания. —
1994. – No 4. – С. 114–124.
8. Белошапкова В.А. Синтаксис // Современный русский язык. – М., 1999. – С. 768–775.
9. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский
язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская
и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. идоп. – М. : Высш. шк., 1989. – 800 с.
10. Беляева Е.И. Достоверность // Теория функциональной грамматики.
Темпоральность. Модальность / А.В. Бондарко и др. – Л. : Изд-во «Наука», 1990. – С. 157–170.
11. Богачева М.В. Специфика гендерной дифференциации языковых средств //
Вестник Днепропетровского ун–та им. О. Гончара. – 2008. – Т. 16. – No 11. – С. 43–49.
12. Большакова Н.И. Языковое оформление модусных категорий (на материале
переписки М. Цветаевой и Б. Пастернака): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Киев,
1993. – 25 с.
13. Бондаренко В.Н. Виды модальных значений и их выражений в языке: автореф.
дис. канд. филол. наук. – М., 1977. – 17 с.
14. Боуфал З.Р. Актуализация модусных категорий в диалектном высказывании:
авторизация и персуазивность: дис. ... канд. филол. наук / З. Р. Боуфал. – Томск, 2017. – 208 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ