Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимопроникновение культур как основа современного глобального гуманитарного контекста (на примере США)

Работа №129428

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.......................................................................................................3
Глава 1 Современное правовое регулирование международного гуманитарного
сотрудничества.............................................................................................................................11
1.1 Характеристика глобального контекста международного гуманитарного
сотрудничества ...............................................................................................11
1.2 Содержание современного правового режима международного гуманитарного
сотрудничества ..............................................................................................20
Глава 2 Политические аспекты формирования культуры США..................................35
2.1 Формирование современной культурной среды США (Melting pot vs.
Multiculturalism).............................................................................................35
2.2 Взаимное влияние культурной среды и политики.........................................48
Глава 3 Влияние национальной культуры США на внешнюю политику
государства..............................................................................................................58
3.1 Финансирование и роль государства в развитии
культуры......................................................................................................58
3.2 Роль частной инициативы в развитии культуры..........................................74
Заключение...................................................................................................86
Список использованных источников и литературы.................................................97

В условиях глобализации в современном мире страны все больше начинают
сотрудничать друг с другом. Международное гуманитарное сотрудничество становится
неотъемлемой и необходимой частью развития любой развивающейся нации в сфере
культуры. Люди начали больше путешествовать и кооперировать с носителями других
культур. Растет миграция, вызванная изменениями в укладе мировой экономики. Таким
образом, культурный обмен случается все чаще, и происходит, как нам хотелось бы,
утверждение гуманитарных ценностей. Для обеспечения успешного международного
гуманитарного взаимодействия партнеров из разных стран созданы и совершенствуются
нормативные и ненормативные рамки сотрудничества. Это происходит в рамках сложных
политических процессов взаимодействия различных акторов: государств, институтов
гражданского общества, религиозных конфессий, профессиональных ассоциаций,
корпораций, и т.п. Изучение современного состояния сферы международного
гуманитарного взаимодействия является необходимым для понимания возможностей
государства и роли определенной страны в глобальном пространстве.
При таком частом и глубоком культурном обмене неизбежно взаимопроникновение
различных культур. Это происходит как на международном, так и на национальном
уровне. Во-первых, в условиях глобализации люди, перемещаясь из одной страны в
другую, сами того не замечая, постепенно привносят что-то свое в чужую культуру и
одновременно принимают что-то из нее. Складываются обычаи международного общения,
которые, в свою очередь, влияют на обычаи определенных стран и культур. Во-вторых,
постоянно растущая миграция приводит к увлечению числа национальностей и различных
культурных групп в одной стране. Эти культуры взаимно влияют друг на друга и создают
одну уникальную культуру, включающую в себя смесь традиций и характеристик
различных культур. Такое взаимопроникновение культур влияет на всю гуманитарную
сферу страны: создаются культурные программы, произведения искусства, творческие
объединения и т.д., навеянные различными культурами. Эти новые творческие идеи и
продукты постепенно становятся известны за рубежом и тогда могут начать действовать в
качестве инструмента внешней политики данной страны для создания положительного
имиджа и выгодного влияния данного государства в современном международном
гуманитарном контексте.
Отличным примером страны с глубоким взаимопроникновением культур внутри
нее и большим влиянием ее культуры на другие государства является США. При
рассмотрении этого примера, в целом можно будет определить влияние
взаимопроникновения культур на современный международный гуманитарный контекст и
его значение в глобальной политике на сегодняшний день. В этом и заключается
актуальность настоящей работы.
Цель данной работы: определить влияние различных аспектов формирования единой культуры на внешнюю политику США и ее значение для современного международного гуманитарного контекста.
Для достижения этой цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. определить термин «международное гуманитарное сотрудничество» и его
современный правовой режим;
2. оценить достаточность современного правового режима международного
гуманитарного сотрудничества для обеспечения глобального гуманитарного
взаимодействия;
3. рассмотреть формирование единой культуры США и проанализировать теории,
описывающие процесс ее формирования;
4. исследовать взаимное влияние внешней политики и национальной культуры США;
5. выявить роль государства и частных инициатив в развитии культуры США и их
влияние на современный международный гуманитарный контекст.
Объектом исследования выступает международное гуманитарное сотрудничество.
Предметом исследования является взаимное влияние культур в формировании
современного глобального гуманитарного контекста. Для изучения нами было выбрано
государство США, являющееся отличным примером страны, в которой сосуществуют и
взаимно влияют друг на друга множество различных культур. Были изучены теории о
формировании единой американской культуры, а также многие культурные институты
США, оказывающие влияние на современный международный гуманитарный контекст.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с середины
XVIII века, со времени появления первых культурных институтов в США, и по настоящий
день, захватывая современный этап международного гуманитарного сотрудничества.
Именно в это время происходило глубокое взаимное влияние культур в США, и начинали
свою работу многие значимые культурные организации. В это же время наиболее заметно
влияние американской культуры на другие страны и современный международный
гуманитарный контекст в целом.
Методология работы была разработана исходя из задач исследования и отражает
его междисциплинарность. В ходе изучения данной проблемы мы опирались по большей
части на либеральную теорию международных отношений, а конкретно, на теорию
«мягкой силы», концепт, введенный Джозефом Наем. В работе были использованы
общенаучные и специальные методы. Само исследование представляет собой case-study,
метод сравнительного анализа, т.к. рассмотрение единого случая, а именно, роли
взаимопроникновения культур в США в формировании современного международного
гуманитарного контекста, поможет нам выявить значение этого явления в целом, для
всего комплекса случаев. Также сравнительный анализ был использован при
сопоставлении различных международных договоров, при рассмотрении теорий
формирования культур в США, а именно, «плавильного котла» и мультикультурализма, а
также при изучении роли государства и частных инициатив в развитии культуры в США.
При исследовании универсальных соглашений и специальных и двусторонних актов,
регламентирующих международное гуманитарное сотрудничество был применен метод
сбора и анализа информации. В процессе изучения речей политических деятелей США
касательно мультикультурализма был использован контент-анализ текста. Помимо этого,
был применен системный метод при рассмотрении и выявлении иерархии культурных
объединений в США и их значения для глобального гуманитарного сотрудничества.
Наконец, также был использован метод систематизации полученных данных с целью
получения объективной оценки актуального значения взаимного влияния культур в
формировании современного международного гуманитарного контекста.
Научная разработанность темы, а именно, изучение взаимодействия культур и
международного гуманитарного сотрудничества отдельно, довольно высока и в
русскоязычных и в зарубежных источниках и литературе. Однако, конкретно работ,
рассматривающий взаимопроникновение культур в современном международном
гуманитарном контексте, тем более на примере США, нами не было найдено.
Для достижения поставленной цели исследования и решения соответствующих
задач необходимо проанализировать источниковую базу работы. Наиболее важными
источниками исследования стали, в первую очередь, международные соглашения,
принятые в рамках ООН и ЮНЕСКО. Во-первых, в Декларации о принципах
международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.
обозначены основные принципы международного права, обеспечивающие более
эффективное сотрудничество между государствами, в том числе в гуманитарной сфере.1
Знание принципов международного права необходимо для исследования международного
гуманитарного сотрудничества.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. также является важным для изучения,
т.к. он определяет ряд международных прав в гуманитарной сфере, которые государства
должны соблюдать. 2
Декларации ООН и ЮНЕСКО, касающиеся вопросов гуманитарной сферы,
отражают дополнительные нормы и принципы международного сотрудничества, важные
при культурном взаимодействии государств. Нами были рассмотрены: Декларация
принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО 1966 г.3, Декларация
и Программа действий в области культуры мира ООН 1999г.4, Всеобщая декларация
ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г.5, и Декларация ЮНЕСКО, касающаяся
преднамеренного разрушения культурного наследия 2003 г.6
Помимо деклараций, необходимо проанализировать конвенции, хартии и
рекомендации ООН и ЮНЕСКО, регулирующие вопросы международного гуманитарного
сотрудничества. Одними из важнейших являются: Конвенция ООН о защите культурных
ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокол I 1956г.7, Конвенция ЮНЕСКО
об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.8, Второй протокол к
Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта
1999 г.9, Конвенция об охране подводного культурного наследия 200110, г. Конвенция
ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 г.11, Рекомендация о
развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству 2003
г.12, Хартия о сохранении цифрового наследия 2003 г.13, Конвенция ЮНЕСКО об охране и
поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005г.14
Определенное значение для настоящего исследования имели также специальные
многосторонние модельные акты, принятые США, и двусторонние соглашения и
национальные нормативные акты между Россией и США в сфере международного
гуманитарного сотрудничества.
Так, например, мы рассмотрели Закон о корпусе мира 1961г., который учредил
создание независимого американского агентства, до сих пор играющего важную роль в
международном гуманитарном сотрудничестве.15 Другим важным и более современным
национальным актом США, затрагивающим вопросы регламентации международного
гуманитарного сотрудничества, рассмотренным нами, стал Акт о модернизации
публичной дипломатии США 2019г. В настоящее время публичная дипломатия является
неотъемлемой частью внешней политики США и играет значительную роль во влиянии
Америки на международный гуманитарный контекст, поэтому ее регулирование также
необходимо затронуть в нашем исследовании. 16 Ежегодный отчет Консультативной
комиссии США по вопросам публичной дипломатии 2020г.17 и Стратегия национальной
безопасности США 2017г.18 – другие современные документы, регулирующие внешнюю
политику США, в частности ее гуманитарную сферу. Стоит заметить, что таких
документов существуют много, т.к. новые отчеты выпускаются ежегодно, а стратегии - с
каждой новой администрацией. В данном исследовании для изучения мы брали последние
выпущенные отчеты и стратегии США.
Для изучения двусторонних соглашений в сфере международного гуманитарного
сотрудничества, мы рассмотрели примеры значимых актов, заключенных между США и
РФ/СССР. Они включают следующие соглашения: Консульская конвенция между
Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством
Соединенных Штатов Америки 1964 г.19, Соглашение между Правительством Союза
Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов
Америки об учреждении культурно-информационных центров Союза Советских
Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки 1990г.20, Соглашение
между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством
Соединенных Штатов Америки о расширении обменов студентами высших учебных
заведений 1991г.21, Меморандум «О взаимопонимании между Правительством Российской
Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах
сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и
средств массовой информации» 1998 г.22, Соглашение относительно условий выдачи
Российской Федерацией деловых, частных, гуманитарных и туристических виз,
Соединенными Штатами Америки - виз B1/B2 и обеими Сторонами - виз для
краткосрочных официальных поездок 2011г.23
Для рассмотрения значения мультикультурализма для внешней политики США
были использованы речи известных американских политических деятелей, такие как
«Геттисбергская речь» Авраама Линкольна24, «У меня есть мечта» Мартина Лютера
Кинга25 и различные высказывания и речи Барака Обамы. Помимо этого, в ходе
исследования мы неоднократно обращались к сайту правительства США (разделам о
Бюро Государственного департамента США по вопросам образования и культуры26 и
правительственным грантам27), американских культурных фонов и институтов, таких как
Национальный фонд искусств 28 и т.д.
Теоретическая база данной работы представлена исследованиями и статьями
Головиной Г.В., Савиной И.А., Боголюбовой Н. М., Николаевой Ю. В., Эльц Е.Э., и др. в
сфере международного гуманитарного сотрудничества. Также было проанализировано
множество статей, касающихся формирования, финансирования и взаимодействия
культур в США и их влияния на международный гуманитарный контекст, из известных
американских журналов, таких как the Atlantic, the Washington Post, Foreign Policy и т.д.
Эти работы помогли проанализировать структуры работы культурных организаций США
и их влияние на международное гуманитарное сотрудничество.
Монографией, наиболее глубоко изученной в ходе исследования стала книга
Джозефа Ная «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике» 2004г., т.к.
в работе во многом мы как раз опирались на теорию и концепцию «мягкой силы».29 Так,
вся изученная нами литература важна для определения структуры и аспектов
международного сотрудничества в гуманитарной сфере.
Теоретическая значимость работы заключается в новом подходе к исследованию
современного международного гуманитарного контекста через взаимное влияние культур
и его значения для глобальной политики.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения
полученных результатов исследования для повышения эффективности использования
культурной деятельности в международном гуманитарном сотрудничестве.
Научная новизна исследования заключается в определении роли взаимного влияния
культур США в формировании современного глобального гуманитарного контекста.
Апробация диссертации была осуществлена с помощью публикации статьи «Роль
американских частных фондов в продвижении американской культуры за рубежом в
начале XXI века» в научном сборнике «Межкультурный диалог в современном мире:
материалы VIII конференции с международным участием» в 2020г.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Исследование
состоит из введения, трех глав (поделенных на параграфы), заключения и списка
использованных источников и литературы. Первая глава посвящена определению
характеристики глобального контекста международного гуманитарного сотрудничества и
содержания его современного правового режима. Вторая глава рассматривает
политические аспекты формирования культуры США, а именно: в этой главе дается
анализ теорий формирования современной культурной среды США (Melting pot и
Multiculturalism), рассматривается теория «мягкой» силы и исследуются аспекты
взаимного влияния культурной среды и политики. В третьей главе представлено изучение
и сравнение ролей государства и частной инициативы в развитии культуры США, а также
их значение для современного международного гуманитарного контекста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время международное гуманитарное сотрудничество является одним
из важнейших компонентов мировой политики. Проблемы международного
сотрудничества становятся все более и более актуальными в современном
глобализирующемся мире. Межнациональное гуманитарное сотрудничество также
является необходимым для ведения внешней политики любого государства в настоявшее
время и может являться эффективным инструментом «мягкой силы». Растущая
глобализация позволяет культуре каждой нации максимально проявляться и
распространяться на другие страны. Таким образом, происходит взаимопроникновение
культур. Причем, культуры могут взаимно влиять друг на друга не только при
взаимодействии двух или более государств, но и внутри одной страны. В обеих случаях
это взаимопроникновение культур неизбежно оказывает влияние на международный
гуманитарный контекст. Взаимодействие различных культур в одном государстве,
приводящее к единой уникальной культуре, играет важную роль во внешней политике
этой страны. А внешняя политика в гуманитарной сфере государства и взаимодействие
культур разных стран, в свою очередь, привносят изменения и формируют новые
тенденции в международном гуманитарном сотрудничестве. В данной работе, на примере
США, мы выяснили, как различные аспекты формирования единой культуры государства
влияют на его внешнюю политику и современный международный гуманитарный
контекст в целом.
В первую очередь, мы определили, что конкретно из себя представляет
международное гуманитарное сотрудничество. В данном исследовании под термином
«международное гуманитарное сотрудничество» мы понимаем деятельность в сфере
обеспечения всего комплекса прав человека, определённого в соответствующих
международных нормативных документах. Мы также выяснили, что в содержание
международного гуманитарного сотрудничества входит несколько аспектов: наука и
образование, культура, спорт, туристические связи, миграционные вопросы, медицина и
здравоохранение, международная гуманитарная помощь, защита от природных бедствий,
охрана окружающей среды и т.д. Каждый из этих аспектов связан с определенными
правами человека и их защитой. Помимо этого, каждая из данных сфер международного
гуманитарного сотрудничества имеет влияние на современный международный
гуманитарный контекст.
Так, каждый человек имеет право на образование. Благодаря получению знаний в
ходе обучения и вовлечения в науку, люди имеют возможность раскрыть свой потенциал
и внести свой вклад в научное пространство своей страны или даже мира. Наиважнейшие
научные открытия и достижения, как правильно, распространяются за пределы одного
государства. В современном мире у большинства студентов также есть возможность
получить образование в другой стране, что является эффективной формой культурного
обмена. Обмен и взаимодействие в образовательной и научных средах расширяет
возможности международного гуманитарного сотрудничества.
Далее, культура является важным двигателем в процессе современного
международного гуманитарного сотрудничества. Здесь культуру можно понимать и как
национальные или этнические объединения и как их проявления, т.е. искусство. Именно
культура отражает индивидуальность конкретного человека, народа или страны. Такие
культурные проявления, как музыка, кино и литература легче и быстрее всего
распространяются по миру. Театры, музеи, галереи и т.д. также часто привносят свое
творчество в другие страны, с помощью гастролей и выставок за рубежом. Существуют
многие программы культурного обмена, позволяющие человеку одной страны временно
пожить в другом государстве. Все это приводит к взаимодействию и иногда смешению
культур и к более глубокому процессу глобализации. Поэтому международное
гуманитарное сотрудничество все чаще затрагивает вопросы культуры.
Спорт – еще один из сфер международного гуманитарного сотрудничества.
Различные современные международные спортивные соревнования, крупнейшим из
которых являются Олимпийские игры, содействуют взаимодействию различных культур и
стран, что играет значительную роль в международном гуманитарном контексте.
Туристические связи дают людям возможность посмотреть на культуру и образ
жизни в других странах. Область туризма все больше и больше развивается в
современном мире. Туристические путешествия становятся очень популярны. Расширение
туристических связей является одним из важнейших путей культурного обмена и аспектов
международного гуманитарного сотрудничества.
Вопросы миграции по сей день остаются крайне актуальными для международного
гуманитарного контекста. В Европе, например, развился миграционный кризис.
Государства вынуждены сотрудничать друг с другом для решения проблем, связанных с
миграцией и беженцами. Поэтому миграция на сегодняшний день – одна из важнейших
аспектов международного гуманитарного сотрудничества.
Область медицины и здравоохранения развивается в каждой стране отдельно и со
своей скоростью, но в то же время она является важным аспектом международного
гуманитарного сотрудничества. Для обеспечения наилучших условий здравоохранения в
каждой стране, государства обмениваются открытиями и опытом в области медицины,
осуществляя таким образом культурный обмен.
Наконец, в мире существует множество международных гуманитарных
организаций, оказывающих гуманитарную помощь людям, в ней нуждающимся. Одной из
самых известных и эффективных является Красный крест. Государства объединяются,
чтобы решить глобальные проблемы, такие как бедность, проблемы экологии и изменения
климата, стихийных бедствий и т.д. В таких случаях, только совместные усилия стран
могут привести к решению актуальных вопросов. Международное гуманитарное
сотрудничество при таких ситуациях развивается и меняется.
Итак, международный гуманитарный контекст содержит в себе сотрудничество в
рассмотренных выше и других сферах между определёнными странами, организациями
или объедением стран. Каждый аспект международного гуманитарного сотрудничества
по-своему важен и играет особую роль в взаимодействии государств и решения
глобальных проблем. Современное международное гуманитарное сотрудничество
включает в себя глубокий культурный обмен, развивает глобализацию и вносит
изменения в международный гуманитарный контекст.
Международное гуманитарное сотрудничество регулируется современным
правовым режимом в этой области и состоит в основном из международных подписанных
пактов и конвенций, двусторонних и специальных договоров. Изучение современного
правового регулирования международного гуманитарного сотрудничества является
необходимым для проведения любого исследования, касающегося современного
глобального гуманитарного контекста.
Как уже было упомянуто выше, современный глобальный гуманитарный контекст
включает в себя множество различных сфер, таких как образование, здравоохранение,
культура, туризм, информация, спорт, миграционные вопросы, охрана окружающей
среды, защита от природных бедствий и т.д. Для сотрудничества в каждой из этих сфер
необходимо знать правовое регулирование, отраженное в универсальных международных
соглашениях и специальных и двусторонних актах.
В данной работе мы рассмотрели универсальные соглашения, а также специальные
и двусторонние акты, регламентирующие международное гуманитарное сотрудничество.
Универсальные соглашения, как правило, принимаются международными организациями,
такими как ООН и ЮНЕСКО, касаются большого множества стран и охватывают
различные сферы международного гуманитарного сотрудничества. Основными
документами, регулирующими международное гуманитарное сотрудничество, являются:
Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.,
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г., Декларация о принципах
международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов
международного культурного сотрудничества 1966г., Конвенция об охране всемирного
культурного и природного наследия 1972г. и Конвенция об охране и поощрении
разнообразия форм культурного самовыражения 2005г. и т.д.
Специальные и двусторонние акты оказались не менее важными, хотя они и не
могут быть применимы к такому большому количеству вопросов, как могут
универсальные соглашения. Специальные и двусторонние акты обычно регламентирует
сотрудничество в определенной гуманитарной сфере и между определенными государствами.
В ходе исследования мы выяснили, что у США нет официального документа,
конкретно определяющего внешнюю политику страны в сфере гуманитарного
сотрудничества. Однако, существуют другие американские документы, имеющие
значение для внешней культурной политики США. Примерами таких документов можно
считать: Закон о корпусе мира (1961г.), Акт о модернизации публичной дипломатии США
(2019г.), Ежегодный отчет Консультативной комиссии США по вопросам публичной
дипломатии (2019г.), Стратегия национальной безопасности США (новая у каждой
администрации) и т.д.
Для анализа двусторонних соглашений в сфере гуманитарного сотрудничества, мы
рассмотрели примеры актов, принятых между США и Россией/СССР. Для отношений в
сфере гуманитарного сотрудничества между Россией и США важными являются
следующие соглашения: Консульская конвенция между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки 1964 г.,
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и
Правительством Соединенных Штатов Америки об учреждении культурно-
информационных центров Союза Советских Социалистических Республик и
Соединенных Штатов Америки 1990г., Соглашение между Правительством Союза
Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов
Америки о расширении обменов студентами высших учебных заведений 1991г.,
Меморандум «О взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области
культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой
информации» 1998 г., Соглашение относительно условий выдачи Российской Федерацией
деловых, частных, гуманитарных и туристических виз, Соединенными Штатами Америки
- виз B1/B2 и обеими Сторонами - виз для краткосрочных официальных поездок 2011г.
Данными соглашения стали очень важными для развития культурных связей между
Россией и США. Следовательно, такие двусторонние акты в целом являются одними из
основных документов, регулирующих гуманитарное сотрудничество между двумя
странами, подписавшими соглашение.
Из этого можно сделать вывод, что для изучения каждого вопроса международного
гуманитарного сотрудничества можно и нужно подбирать универсальные, двусторонние и
специальные договоры, касающиеся рассматриваемой проблемы. В данном случае, мы
выяснили, что рассматриваемые документы являются основной базой регулирования
международного гуманитарного сотрудничества для США.
Для анализа взаимопроникновения культур в США и их влияния на внешнюю
политику государства и в целом на международный гуманитарный контекст, мы
рассмотрели процесс формирования единой культуры США. Удалось прийти к выводу,
что до сих пор единого мнения по поводу существования единой культуры в США в
принципе нет. Многие считают, что США состоит из многих различных культурных
диаспор и национальных объединений. Другие утверждают, что именно смесь различных
сообществ в США и составляет единую американскую уникальную культуру.
Существуют две известные теории, описывающие процесс формирования
американской культуры. Первая – это теория «плавильного котла». Она подразумевает
смешивание и слияние различных культур и этнических принадлежностей в США,
которое формирует единую американскую культуру. Концепт «плавильного котла»
существует давно, но в последнее время много критикуется. Многие говорят, что
проблема «плавильного котла» состоит в том, что в нем различные культурные
объединения теряют свою уникальность, т.к. они адаптируются под доминирующую
англо-саксонскую культуру и сливаются с ней. США, как известно, страна иммигрантов, и
в последние время ее разнообразие особенно ценится. Пропагандируется сохранение
традиций и наследия каждой этнической принадлежности в США, т.к. именно наличие
стольких многих культурных сообществ в стране делает ее такой уникальной. Поэтому
теория «плавильного котла», которая подразумевает смешивание и адаптацию различных
культур, теперь считается устаревшей.
Другим концептом, более современным и чаще используемым при описании
формирования американской культуры в нашей время, является «мультикультурализм»
(“mosaic”/“salad bowl”). Под этим термином имеется в виду смешивание, но не слияние
различных культур в стране, т.е. их сосуществование с сохранением всех индивидуальных
характеристик, ценностей и традиций, а также с имением равных прав и возможностей.
Такая концепция является более актуальной и популярной в наши дни, т.к. она отражает
ценность разнообразия культур в США.
Хотя мультикультурализм стал популярен относительно недавно, о нем говорили
еще с давних времен. Об этом свидетельствуют рассмотренные нами речи и цитаты
известных американских президентов и политических деятелей. Авраам Линкольн,
Мартин Лютер Кинг, Франклин Делано Рузвельт, затем Барак Обама и Джо Байден – все
из них в свое время положительно отзывались о ценности многообразии культур и равных
возможностей между ними.
В целом политика и культура в США имеют тесную взаимосвязь. Культура влияет
на некоторые политические решения и наоборот. Культура может использоваться и в
качестве инструмента внешней политики США. У этого феномена даже есть название,
впервые данное американским политологом Джозефом Наем в 1990г. – «мягкая сила».
Под «мягкой силой» подразумевается форма политической власти, предполагающая
достижение желаемых результатов с помощью добровольного участия, симпатии и
привлекательности, а не с помощью принуждения, в отличие от «жесткой силы». В
«мягкую силу» входят различные сферы, включая культуру, цифровую сферу,
предпринимательство, образование, взаимодействие (дипломатическую сеть),
правительство и т.д., иными словами, различные гуманитарные аспекты.
«Мягкая сила» помогла США доминировать в мире во время «холодной войны».
Американская культура, в особенности поп-культура быстро и успешно распространялась
на другие страны. Американские фильмы, музыка, бренды одежды, видеоигры, сети фаст-
фудов и т.д. до сих пор очень известны и широко используются во всем мире. Так,
американская культура обрела свое огромное влияние на международное гуманитарное
сотрудничество и мировую политику.
Наконец, для выявления степени влияния национальной культуры США на
внешнюю политику государства и международное гуманитарное сотрудничество, мы
рассмотрели финансирование, роль государства и частной инициативы в развитии
культуры США. Мы выяснили, что т.к. система спонсирования культуры в США
децентрализованная, американские частные организации играют большую роль в
развитии и продвижении за рубеж национальной культуры, чем правительство.
Министерства культуры и должности «секретаря по культуре» в американском
правительстве нет. Такая система сильно отличается от многих других стран, в том числе
России, Китая, стран Европы и т.д., где система централизованная, и культура
спонсируется и контролируется почти полностью Министерством культуры.
Для этого явления есть несколько причин. Во-первых, США в принципе
достаточно негативно относятся к централизованному правительству, не только в сфере
культуры. Возможно, это имеет историческую обусловленность, т.к. американская
правительственная модель произошла от британской, которая также имеет традицию
отделения культуры от правительственных институтов. Помимо этого, США обладает
огромным разнообразием этнических принадлежностей, и для предоставления им всем
возможности самовыражаться в сфере культуры, децентрализованная система более
эффективна. Наконец, американская налоговая система поощряет частные вложения в
область культуры, предоставляя налоговые льготы пожертвовавшим.
Наибольшая часть культурных проектов и организаций в США спонсируется
частными благотворителями фондами, пожертвованиями корпораций и отдельных лиц, а
не правительством. Согласно статистике, подведенной Национальным фондом искусств,
финансовый вклад в неправительственные культурные организации в США от
государства составляет всего 10% (из них 6% - от местного правительства, 2% - от
штатного и 2% - от федерального), 40% составляют частные вложения (20% - от
отдельных лиц, 13% - от фондов, 7%- от корпораций) и около 50% - заработанный доход.
Тем не менее, государство все же играет роль в развитии культуры США. В
правительстве США существует Бюро по вопросам образования и культуры
Государственного департамента Соединенных Штатов. Оно отвечает за взаимодействие
США с другими народами мира и программы культурного обмена в целях внешней
политики страны. Так, Бюро предлагает различные академические программы, включая
стипендии Фулбрайта, программу стипендий Хамфри, стипендии имени Гилмана и т.д.,
которые позволяют иностранцам учиться и преподавать в США, а американцам – за
рубежом. Также в Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США
входит Центр культурного наследия. Он содействует защите исторических памятников и
археологических объектов в целях сохранения культурного наследия в США и других странах.
Правительство также играет роль в создании и поддержании фондов и
организаций, спонсирующих и развивающих национальную культуру. Одним из
важнейших таких институтов является Национальный фонд искусств, созданный на
основе акта, подписанного Конгрессом в 1965г., и являющийся независимым агентством
федерального правительства США. Фонд предлагает финансовую поддержку творческим
проектам и культурным учреждениям на всей территории США и состоит из
Национального фонда искусств, Национального гуманитарного фонда, Федерального
совета по искусству и гуманитарным наукам и Института музейного и библиотечного
обслуживания. Ценность Фонда состоит в том, что он вкладывает средства не только в
крупные и известные проекты, но и в начинания малоизвестных артистов, из мелких
городов, различных этнических принадлежностей, расы и пола, давая возможность
любому американцу проявить себя в искусстве.
Другими важными американскими культурными институтами, созданными
правительством, являются штатные культурные агентства, такие как Совет штата Нью-
Йорк по искусству, и местные культурные агентства, такие как «Американцы за
искусство», Федерация городского искусства США, Управление по делам культуры Нью-
Йорка, Комиссия искусства Сан-Франциско и т.д. Они также поддерживают и спонсируют
различные культурные проекты, но уже на штатном или местном уровнях.
Федеральное правительство включает в себя и другие важные независимые
институты в сфере культуры. Одним из них является Смитсоновский институт, научно-
исследовательский и образовательный институт, которому принадлежит комплекс музеев,
находящихся в Вашингтоне, Нью-Йорке и других городах США. Смитсоновские музеи,
предоставляющие бесплатный вход всем посетителем, играют огромную роль в развитии
и продвижении американской культуры.
Есть и другие примеры таких институтов: Национальная галерея искусства,
Институт музейных и библиотечных услуг, Федеральный совет по искусству и
гуманитарным наукам, Программа по искусству архитектуры управляется
Администрацией общих служб (GSA), Национальный фонд гуманитарных наук (NEH),
Библиотека Конгресса и ее Центр американского фольклора, Лесная служба США и т.д.
Развитие национальной культуры происходит даже в американской армии. Так,
Объединённые организации обслуживания (USO) тесно работают с вооруженными
силами США, проводят культурные мероприятия для развлечения служащих и сейчас
имеют более 160 отделений по всему миру.
Правительственные информационные агентства США появились во времена
«холодной войны» для распространения американской культуры за рубеж и до сих пор
играют важную роль в продвижении национальной культуры США. Примерами таких
организаций являются Бюро по международной информации и образовательному обмену
(OIE), Информационное агентство США (USIS), трансляторы радиопрограмм «Голос
Америки» (VOA), «Radio Free Europe» и «Radio Liberty». Информационное агентство
США (USIA) было создано в 1953г. и до сих пор используется для распространения
позитивного американского имиджа во всем мире.
Говоря о частном вкладе в культуру США, было выяснено, что американцы вносят
довольно много пожертвований в категорию «Искусство, культура и гуманитарные
науки». Одной из причин для этого наверняка являются налоговые льготы,
предоставляемые за такой вклад, о которых уже говорилось раннее. Причем из частных
пожертвований, примерно половина исходит от отдельных лиц, 33% - от фондов и 17% -
от корпораций. Многие американцы, не имеющие возможность внести финансовые
пожертвования в культурные институты, вносят свой вклад посредством волонтерства в
этих организациях, что сохраняет культурным агентствам много средств.
Американские частные фонды внушительны в своих масштабах. По подсчетам, их
ресурсы составляют около 400 миллиарда долларов. Одними из самых крупнейших
институтов, финансирующих искусство и культуру, считаются Фонды Гетти, Форда,
Карнеги, Меллона и Рокфеллера. Они являются известными во всем мире и поддерживают
самые популярные и малоизвестные виды искусства.
Система поддержки культуры американскими корпорациями достаточно
децентрализованная. Большая часть затрат на культуру от корпораций уходит на
маленькие организации с небольшим доходом. Самые популярные гранты обычно
направлены в симфонические оркестры, центры исполнительных искусств, музеи и театры.
Неправительственные некоммерческие организации являются одними из
важнейших инструментов США в международном гуманитарном сотрудничестве. Сейчас
в стране существует примерно 1.5 миллиона таких организаций. Они различаются по
масштабу и области охватываемыми ими проблем. Спектр их видов деятельности
включает: политические вопросы, такие как выборы, распространение демократии, права
женщин, детей и коренных народов; религию; здравоохранение; экологию и климат;
помощь людям в бедноте и с ограниченными возможностями и т.д. Некоторые
организации отвечают за узкую проблему в одном штате или городе, другие участвуют в
решении глобальных проблемы, выходящих за пределы США. Именно они являются
значительными акторами в современном международном гуманитарном сотрудничестве.
При анализе неправительственных некоммерческих организаций мы рассмотрели
различные примеры, включая: Азиатский Культурный Совет (поддерживающий
культурный обмен между США и Азией и между азиатскими странами посредством
выдачи грантов), CEC ArtsLink (осуществляющий культурный обмен между США и
Восточной и центральной Европой, Россией, Центральной Азией и Кавказом), National
Performance Network (предлагающий различные программы для поддержки создания,
развития и продвижения новых работ искусства), Trust for Mutual Understanding
(выдаеющий гранты для поддержания культурных и экологических обменов между США,
Россией, Центральной и Восточной Европой), Институт международного образования
(IIE) (фокусирующийся на международном обмене студентов, внешних сношениях,
международном мире и безопасности), Bunnell Street Arts Center (оказывающий
поддержку коренным народам Аляски и содействующий реализации культурных
проектов, объединяющих общество через искусство), Transparent Hands Foundation
(собирающий средства на операции бедных людей в Пакистане), Samaritan’s Purse
(внецерковная евангельско-христианская организация, обеспечивающая духовную и
физическую помощь страдающим людям по всему миру), Feed the Children
(осуществляющий деятельность по прекращению голода среди детей в США и других
странах мира), Americares foundation (организация по оказанию чрезвычайной помощи и
развитию людям со всего мира, оказавшимся в трудной ситуации, такой как бедность или
последствия стихийного бедствия), United Way (крупная международная некоммерческая
организация, борющаяся за здоровье, доступ к образованию и финансовую стабильность
каждого человека в мире посредством сбора средств) Direct Relief (организация
гуманитарной помощи, действующая в США и более чем 80 других странах, с целью
улучшения здоровья и жизни людей, затронутых бедностью или чрезвычайными
ситуациями), Rainforest Foundation US (благотворительный фонд, созданный для
привлечения внимания к проблеме вырубки мировых тропических лесов и защиты прав
коренных народов, проживающих в этих районах) и многие другие.
Такие организации оказываются незаменимыми для решения многих глобальных
проблем во всем мире. Они также представляют собой инструменты внешней политики
США, оказывающие влияние на международный гуманитарный контекст.
Многие частные американские агентства также предлагают программы
культурного обмена между американцами и жителями других стран. Они включают: Au
Pair (воспитание детей в гостевой семье за рубежом с гарантией проживания, питания и,
возможно, прохождения языковых курсов), Camp USA (работа студентов в качестве
вожатых в детских американских лагерях в США), Career Training USA
(профессиональная стажировка для молодых специалистов в США), Work & Travel
(сезонная работа и возможность для путешествий в США и других странах) и т.д.
Американские агентства и спонсоры сотрудничают с зарубежными институтами
для осуществления таких обменов. Иностранцы, приезжающие в США по таким
программам, получают визу J-1, предназначенную специально для программ культурного
обмена. Официальными спонсорами этой визы в США являются такие организации, как
InterExchange, Greenheart Exchange, AISEC, Cultural Vistas и т.д.
Безусловно, говоря о вкладе частной инициативы в развитие и распространение
национальной культуры США, нельзя не упомянуть проявления поп-культуры.
Американские фильмы, музыка и литература уже давно получили мировую известность во
всем мире. Раньше они были использованы в качестве инструмента «мягкой силы» во
время «холодной войны», и до сих пор имеют большое значение для формирования
положительного имиджа Америки за рубежом. Другие гуманитарные сферы и проявления
искусства, такие как музеи, театры, спорт и т.д. так же становятся все более и более
популярны в других странах. Существуют даже такие термины, как «музейная
дипломатия» и «джаз-дипломатия», которые произошли от видимых результатов влияния
американского искусства на международное гуманитарное сотрудничество.
Так, мы видим, что и правительство, и частная инициатива, играют большую роль в
развитии и продвижении американской культуры. Многие проявления культуры и
искусства США становятся известны за рубежом и оказывают влияние на международный
гуманитарный контекст. Хотя частные агентства являются основными спонсорами
культурных организаций, роль государства все же не стоит недооценивать, т.к. оно
является неким регулятором, создающим и контролирующим некоторые важные
культурные институты в стране.
Американская система спонсирования и регулирования культуры в стране,
вовлекающая и государство, и частную инициативу, работает таким образом, что
представители любых этнических принадлежностей, расы или пола имеют возможность
проявить свой творческий потенциал и отразить индивидуальность своей культурной
группы. Так происходит взаимопроникновение культур внутри страны, и именно оно
делает американскую культуру такой уникальной и известной во всем мире. Различные
проявления в гуманитарной сфере оказывают влияние на внешнюю политику государства,
т.к. являются инструментом «мягкой силы». США используют свои культурные
достижения, открытия и связи при международном сотрудничестве и таким образом
оказывают большое влияние на современный международный гуманитарный контекст.
Рассмотрев данный случай, можно сделать вывод, что такой феномен скорее всего
является актуальным и в других странах. Взаимопроникновение культур внутри одного
государства или между странами является одним из важнейших аспектов внешней
политики данных государств и основой для формирования и изменения современного
международного гуманитарного контекста.


1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2 ноября 2001
года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
2. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в
случае Вооруженного Конфликта 1954 года, Гаага, 26 марта 1999 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_conv_2nd_prot.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
3. Декларация и Программа действий в области культуры мира, 13 сентября 1999
года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций, 24 октября 1970 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
5. Декларация принципов международного культурного сотрудничества, 4 ноября
1966 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата
обращения: 01.12.2019)
6. Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного
наследия, 17 октября 2003 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/heritage_destruction.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
и Протокол I, Гаага, 14 мая 1954 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hague54.pdf (дата
обращения: 01.12.2019)
8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 16
ноября 1972 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата
обращения: 01.12.2019)
9. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного
самовыражения, 20 октября 2005 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
10. Конвенция об охране нематериального культурного наследия, 17 октября 2003
года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.
shtml (дата обращения: 01.12.2019)
11. Конвенция об охране подводного культурного наследия, 2 ноября 2001 года
URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml
(дата обращения: 01.12.2019)
12. Консульская конвенция между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов
Америки, 26 апреля 1968 года URL:
https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/%D0%9A%D0%BE%D0%
BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B
8%D1%8F%20%D1%81%20%D0%A1%D0%A8%D0%90%20%D0%BE%D1%82
%2001.06.1964.aspx (дата обращения: 15.02.2021)
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16
декабря 1966 года. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата
обращения: 01.12.2019)
14. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской
Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах
сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук,
образования и средств массовой информации, 2 сентября 1998 года. URL:
http://docs.cntd.ru/document/901724330 (дата обращения: 12.05.2020)
15. Рекомендация о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к
киберпространству, 15 октября 2003 года URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/multilingualism_recomme
ndation.shtml (дата обращения: 01.12.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ