Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в рассказах О. Лукас (лингвокультурологический аспект)

Работа №129426

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ .......... 8
1.1. Образ: к интерпретации понятия ................................................................. 8
1.2. Современная лингвистическая урбанистика ............................................. 14
1.2.1. Лингвистическая урбанистика как одно из направлений ономастики .. 15
1.2.2. Проблематика лингвистической урбанистики: аспекты, объекты,
процессы ............................................................................................................. 22
1.3. Способы структурирования лексических средств для репрезентации
образа .................................................................................................................. 26
Выводы ............................................................................................................... 33
ГЛАВА 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ МОСКВЫ И
ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ О.ЛУКАС «ПОРЕБРИК ИЗ
БОРДЮРНОГО КАМНЯ» ................................................................................. 35
2.1. Модель города как способ самоидентификации и коллективной
идентификации горожанина .............................................................................. 35
2.3. Тематическая классификация лексических единиц, служащих для
создания образов Москва и Петербурга (на примере произведения «Поребрик
из бордюрного камня») ...................................................................................... 38
2.3.1. Тематическая группа «Архитектурные ипостаси образов городов» ..... 39
2.3.2.Тематическая группа «Культурные ипостаси образов городов» ............ 45
2.3.3. Тематическая группа «Природные ипостаси образов городов» ............ 52
2.3.4. Тематическая группа «Человек».............................................................. 54
2.3.5. Тематическая группа «Словарь горожан» .............................................. 70
2.3.6. Тематическая группа «Технический прогресс» ...................................... 73
Выводы ............................................................................................................... 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 83

Тема настоящей магистерской диссертации – «Лексические средства
создания образов Москвы и Петербурга в рассказах О. Лукас». В этой связи
основное внимание мы уделяем изучению того, какую информацию о
названных городах и с помощью каких языковых средств предлагает
художественный текст.
Образ любого города, как правило, формируется на страницах
энциклопедических изданий, учебников по истории, географии и
иностранного языка, в материалах, представленных городскими или
международными выставками и фестивалями искусств. Очень много
информации о том или ином городе мы можем получить из средств массовой
информации (телевидения, радио, интернет, периодических печатных
изданий), из фольклорных источников, туристических путеводителей, из
устных рассказов очевидцев, которые делятся своими личными
впечатлениями о городах в своих блогах, дневниках, личных страницах в
социальных сетях. Одним из вариантов получения информации о городе
является и художественный текст.
Город – это то место, где пребывает человек. Это место всегда
интересовало писателей. Одни описывали город как условия, в которых
формируется определенный тип человека, другие характеризовали город как
самостоятельный объект, живущий и имеющий равные права со своими
обитателями. В научных кругах появился термин «городской текст», под
которым понимается текст художественного произведения об образе того или
иного города.
Первыми, кто писал о городах, были древнегреческие философы
Аристотель и Платон. К теме города обращались такие известные писатели и
поэты, как А.С. Пушкин («Медный всадник», «Евгений Онегин» и др.), Н.В.
Гоголь («Петербургские повести»), А.Н. Островский («Гроза»), Ф.М.
Достоевский («Преступление и наказание», «Белые ночи» и др.), Л.Н. Толстой
(«Севастопольские рассказы»), А.Н. Толстой («О Париже»), А. Белый
(«Петербург»), М. Горький («Город Желтого Дьявола»), М.А. Булгаков
(«Мастер и Маргарита»), Э.М. Ремарк («Триумфальная арка»), Р. Бредбери
(«Вино из одуванчиков»), Ф.С. Фицджеральд («Великий Гетсби»), Д. Дос
Пассос («Манхэттен») и многие другие.
Одним из современных русскоязычных авторов, обративших свой
писательский интерес к теме города, является Ольга Лукас.
Ольга Лукас – это известная московская и петербургская современная
писательница, журналист, ведущая колонку в литературном приложении к
«Независимой газете», а также пишущая в журнале «ОМ». Автор стала
известной благодаря таким книгам, как «Золушки на грани» (2007), серии книг
«Тринадцатая редакция» (2010), «Бульон страданий» (2015), а также серии
книг иронических миниатюр под общим названием «Поребрик из бордюрного
камня», в которых писательница и обращается к созданию образов двух
городов – Москвы и Петербурга.
Творчество Ольги Лукас до сих пор не является популярным предметом
внимания лингвистов, особенно с точки зрения изучения лексических средств
создания ею образов городов. А ведь именно лексические средства (слова,
словосочетания, фразеологизмы, идиоматические выражения, образные
выражения), описывающие город, определяют специфику языка любого автора.
Этот факт обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является лексические средства создания
образов Москвы и Петербурга в произведения О. Лукас «Поребрик из
бордюрного камня».
Предметом исследования – лексические средства создания образов
Москвы и Петербурга в указанном произведении.
Цель исследования – выявление и описание лексических средств создания образов Москвы и Петербурга в произведении «Поребрик из бордюрного камня» О. Лукас.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1) изучить и проанализировать теоретические работы по исследуемой проблематике;
2) интерпретировать понятие «образ»;
3) охарактеризовать такое направление современной науки, как
лингвистическая урбанистика;
4) описать различные способы структурирования лексических средств,
служащих для создания образа;
5) охарактеризовать модель города как способ самоидентификации и
коллективной идентификации горожанина;
6) выявить лексические средства создания образов Москвы и Петербурга
и предложить их тематическую классификацию.
Методы исследования
- описательный метод;
- метод сплошной, частичной и направленной выборки;
- классификационный метод;
- метод дефиниционного анализа;
- метод компонентного анализа;
- метод сопоставительного анализа;
- статистический метод.
Материалом исследования является произведение «Поребрик из
бордюрного камня» О.Лукас, из которого методом выборки были извлечены и
классифицированы лексические единицы, репрезентирующие образы городов
Москвы и Петербурга. В качестве материалов исследования применялись
также различные лексикографические источники: толковые и другие словари
русского языка.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды
Ю.Д. Апресяна, Н.Ф. Алефиренко, Л.Г. Бабенко, С.П. Гурина, К. Линча, З.Д.
Поповой, А.А. Потебни, И.А. Стернина, Ю.С. Степанова, Ф.П. Сорокалетова,
В.Н. Топорова, Ф.П. Филина, А.И. Смирницкого и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что
теоретические выводы, сделанные в ней, могут способствовать дальнейшему
развитию изучения лексики как системы на примере тематических групп и
лексико-семантических связей, а также содействовать углублению
представлений о лингвосоциокультурном потенциале лексических единиц, о
связи языка и культуры и фрагментах языковой картины мира русского этноса.
Практическая ценность данной работы видится в использовании
результатов исследования в курсах лекций по лексикологии, стилистике,
лексикографии, лингвистической урбанистике, лингворегионоведению,
лингвокраеведению, русской литературе, а также в практике преподавания РКИ.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, с точки
зрения лексических средств анализируется образ города в произведении
«Поребрик из бордюрного камня»; во-вторых, проводится сопоставительный
анализ лексических средств, описывающих города Москву и Петербург, и их
функций в создании образов городов.
Гипотеза исследования заключается в том, что, с одной стороны,
изучение лексических средств обеспечивает более глубокое и точное
восприятие образов городов в произведении; с другой стороны, методы
лингвистического анализа позволяют выявить различные языковые средства и
рассмотреть особенности их функционирования в художественном тексте.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка использованной литературы (46 источников).
Во введении обосновывается актуальность предпринятого
исследования, определяются объект и предмет, ставится цель и
формулируются задачи для ее достижения, называется методологическая база
исследования, перечисляются основные методы исследования, описываются
теоретическая значимость и практическая ценность работы.
В первой главе предлагается обзор теоретических исследований,
посвященных понятию «образ» в современной лингвистике: дается
толкование понятия образ, характеризуется современное лингвистическое
направление «урбанистика», описываются способы структурирования
лексических средств для создания образа.
Во второй главе предлагается анализ классифицированных по
тематическим группам лексических средств репрезентации образов Москвы и
Петербурга в произведении «Поребрик из бордюрного камня».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования,
обозначаются дальнейшие перспективы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью настоящего исследования было выявление и описание
лексических средств создания образов Москвы и Петербурга в произведении
«Поребрик из бордюрного камня» О. Лукас.
Для достижения поставленной цели было решено шесть
принципиальных задач.
Во-первых, были изучены и проанализированы теоретические работы по
исследуемой проблематике. Для этого мы обратились к трудам таких
исследователей, как Ю.Д. Апресян, Н.Ф. Алефиренко, Л.Г. Бабенко, С.П.
Гурин, К. Линч, З.Д. Попова, А.А. Потебня, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов,
Ф.П. Сорокалетов, В.Н. Топоров, Ф.П. Филин, А.И. Смирницкий.
Во-вторых, было интерпретировано понятие «образ». Рассмотрев
различные определения (лексикографические, авторские), мы пришли к
заключению, что образ – это облик, представление о чем-либо, созданные
художником и отраженные в слове. Исследователи считают, что образ
является универсальным способом познания мира, своеобразным
вместилищем для хранения и передачи информации.
Рассмотрение теоретических материалов, интерпретирующих понятие
«образ» и «концепт», мы выявили очевидную смежность этих понятий. Они
иерархически связаны, поскольку, по мнению теоретиков, первичное
воплощение концепта происходит в образе. Концепт овнешняется в слове и
проходит четыре этапа развития:
1) концепт репрезентируется в психологически представленном образе
без референтного значения;
2) концепт вербализуется определенными лексическими единицами;
3) концепта оязыковляется посредством внутренней формы слова или
значения слова;
4) на базе понятия создается символ.
В-третьих, было охарактеризовано такое направление современной
науки, как лингвистическая урбанистика. Данное направление занимается
лингвистическим аспектом изучения города: номинации объектов городского
пространства, язык жителей города. Все это объединяется понятием «язык
города».
Язык города изучается с разных аспектов: семиотическом,
лингвокультурологическом, стилистическом и др. Это многоуровневое и
многоаспектное образование, составляющие которого обладают как
сходными, так и различительными чертами, отражающиеся в системе языка на
различных уровнях: фонетическом, словообразовательном, лексическом,
синтаксическом, стилистическом.
В-четвертых, были описаны различные способы структурирования
лексических средств, служащих для создания образа. Анализируя
теоретические работы по лексикологии, мы выяснили, что слова в языке
существуют не изолированно друг от друга, а в определенных отношениях
друг с другом: они объединяются в семантические поля, лексико-
семантические группы, тематические группы. Это способы структурирования
лексических единиц. Наиболее крупным образованием считается
семантическое поле, его разновидности – лексико-семантическая группа и
тематическая группа. Под семантическим полем мы понимаем совокупность
языковых единиц, объединенных каким-то общим семантическим признаком,
т.е. имеющих некоторый общий компонент значения. Под лексико-
семантической группой мы понимаем группу слов одной части речи, тесно
связанных между собой по смыслу. Под тематической группой мы понимаем
совокупность слов, основанную на классификации самих предметов и явлений
внешнего мира, обозначающих определенную предметную область. Основное
отличие тематической группы от лексико-семантической группы видится в
том, что в тематическую группу входят единицы разных частей речи, а в
лексико-семантическую группу – одной.
В-пятых, была охарактеризована модель города как способ
самоидентификации и коллективной идентификации горожанина. Наличие
собственного видения городского пространства позволяет горожанину
ориентироваться в этом пространстве, а также выступать его
самоидентифицирующим фактором, а также фактором коллективной
идентификации горожанина.
Наконец, были выявлены лексические средства создания образов
Москвы и Петербурга и предложена их тематическая классификация.
Собранный в ходе анализа произведения материал мы распределили в шесть
тематических групп:
1) «архитектура»;
2) «культура»;
3) «природа»;
4) «человек»;
5) «словарь»;
6) «технологии».
Тематическая группа «Архитектурные ипостаси образов городов»
состоит из лексических единиц, называющих процесс создания
архитектурных объектов, из единиц, называющих различные архитектурные
объекты (здания, улицы, проспекты, площади, разводные мосты, метро,
«живые» памятники, малые архитектурные формы, городской ландшафт и др.).
Тематическая группа «Культурные ипостаси образов городов» состоит
из лексических единиц, называющих такие категории, как культура пития,
субкультура, праздники, городские музы, коллекции, знаменитости.
Тематическая группа «Природные ипостаси образов городов»
складываются из описания их климатических особенностей и погодных
условий. Чрезвычайно значимыми в описании природной ипостаси городов
оказываются описанные различными лексическими средствами образы дождя,
гололеда, снега.
Тематическая группа «Человек» состоит из лексических единиц,
описывающих образ человека с разных позиций:
1) имени;
2) внешности;
3) характера;
4) темперамента;
5) поведения;
6) отношения к определенным вещам (труду, романтике, алкоголю и
наркотикам, болезни, браку и расставанию, игрушкам, проблемам,
объявлениям, питанию, свободному времени, аренде квартиры, правилам
дорожного движения и т.п.).
Тематическая группа «Словарь горожан» состоит из лексических
единиц, именующих одну и ту же реалию в разных городах. Сюда же мы
отнесли особенности наименования самих жителей городов, специфику их
речевого этикета, язык городских объявлений.
Тематическая группа «Технический прогресс» объединяет лексические
средства описывающие образы городов с точки зрения технического
прогресса. Сюда мы отнесли информацию, касающуюся искусственного
механизма (турникеты в общественном транспорте, банкоматы, автоматы,
светофоры и т.п.) и автомобильных пробок.
В перспективе видится продолжение анализа различных языковых
средств (лексических, синтаксических, стилистических) создания образов
городов Москвы и Петербурга в произведениях О. Лукас.


1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка,
сознания и культуры – М.: Academia, 2002. – 394 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте
лингвистического постмодернизма. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с.
3. Алимпиева Р. В. Семантическая значимость слова и структура
лексико-семантической группы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 177 с.
4. Архипова Ю. Ю. Состав, семантика и функционирование лексико-
семантической группы глаголов зрительного восприятия: дис. ... канд. филол.
наук. – СПб., 2000. – С. 19.
5. Вендина Т. А.Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. – С. 153.
6. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. –
М.: Наука, 1980. – 360 с.
7. Винокур Т.Г. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. – М., 1990. – 452 с.
8. Гукалова И.В. «Города и люди: актуальные проблемы урбанистики и
социального развития: Монография». – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. – 198 с.
9. Гурин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мистические
аспекты. – Эл ресурс. – Режим доступа:
http://www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm.
10. Душечкина Е.В. Ономастическое пространство, или что, как и
почему мы называем // Рец. на: Шмелева Т.В. Ономастика: учеб. пособие. –
Славянск-на-Кубани: Изд. центр филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.
Славянске-на-Кубани, 2013. –157 с. // Вопросы ономастики: УФУ,
Екатеринбург. 2014. – No 1(16). – С. 170-173.
11. Ермоленкина Л.И. Трансформации идеологемы умный город в
семантическом пространстве урботекста // Вестник Томского
государственного университета. Язык и культура. – 2010. – No 2 (10). – С. 5-10.
12. Колесов В.В. Философия русского слова. – СПб.: ЮНА, 2002. – С. 28-30.
13. Коралова А.Л. Семантическая природа образных средств в
современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук. – М., 1975. – С. 41.
14. Красильникова Е.В. Живая речь уральского города: Сб. науч. тр. –
Свердловск: УрГУ, 1988. – С. 5-18.
15. Лукас О. Поребрик из бордюрного камня [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=157632&p=1
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ