Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Основные понятия и виды гастрономического туризма 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт развития гастрономического туризма 9
1.3. Международные и национальные организации и государственное регулирование в
области гастрономического туризма 12
2. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН 15
2.1. Возможности агропромышленного комплекса Республики Татарстан 15
2.2. Историко-культурные предпосылки развития гастрономического туризма в
Республике Татарстан 22
2.2.1. История и традиции татарского народа 22
2.2.2. Особенности национальной татарской кухни 30
2.3. Инфраструктура гастрономического туризма в Республике Татарстан 34
2.4. Условия развития туризма в Республике Татарстан 40
3. РАЗРАБОТКА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 48
3.1. Описание гастрономического маршрута «Вкусы Татарстана» 49
3.2. Экономическое обоснование тура 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Аннотация.
Гастрономический туризм является новым, стремительно развивающимся видом туризма. В то время как многие страны мира создают маршруты, главной целью которых является знакомство с национальной кухней, в России гастрономический туризм находится в стадии зарождения. Однако многие регионы России имеют возможности для создания гастрономических маршрутов и привлечения туристов для знакомства с кулинарными традициями. В выпускной квалификационной работе оценивается потенциал развития гастрономического туризма в Республике Татарстан. Проведён анализ культурно-исторических, социально-экономических ресурсов территории и условий, способствующих развитию гастрономического туризма в регионе. Разработан гастрономический тур в Республике Татарстан.
Ключевые слова: туризм, Республика Татарстан, гастрономический туризм, кулинарный туризм, национальная кухня, гастрономический тур.
Гастрономия всегда являлась неотъемлемой частью любого путешествия, однако только в начале XXI века появились маршруты, главной целью которых было знакомство с национальной кухней, а само явление получило название гастрономического туризма [10]. Сегодня многие государства Европы, Азии и Америки признают гастрономический или кулинарный туризм самостоятельным видом туризма, который набирает популярность весьма быстрыми темпами. Кулинарные маршруты Франции ежегодно посещают до 5 млн. человек, а из 50 млн. туристов Италии, по крайней мере, 5 млн. - посещают страну с целью изучения национальных гастрономических традиций [11]. Несмотря на возрастающую мировую популярность, в России данный вид туризма только зарождается и пока встречается редко. Однако многие регионы РФ имеют предпосылки для создания гастрономических маршрутов и привлечения туристов для знакомства с местными кулинарными традициями. Одним из них является Республика Татарстан. Регион с тысячелетней историей, богатым природным и культурным наследием уже завоевал статус одной из главных туристских дестинаций России. Многочисленные народы, проживающие в пределах Республики, оказали влияние на уникальную историю и культуру региона, а также на самобытную татарскую кухню, которая веками вбирала в себя традиции и дух народа. Неповторимые кулинарные традиции Республики Татарстан указывают на перспективность развития гастрономического туризма в регионе, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении потенциала развития гастрономического туризма в Республике Татарстан.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы развития гастрономического туризма;
2. Изучить региональные возможности агропромышленного комплекса;
3. Проанализировать историко-культурные предпосылки развития гастрономического туризма;
4. Охарактеризовать инфраструктуру гастрономического туризма в Республике Татарстан;
5. Исследовать условия развития туризма в Республике Татарстан;
6. Разработать гастрономический маршрут в Республике Татарстан.
Объектом исследования является гастрономический туризм в Республике Татарстан, предмет исследования - потенциал развития гастрономического туризма в регионе.
В работе были использованы методы: аналитический, исторический,
географический, сравнительный, картографический, SWOT-анализа.
Информационной базой исследования послужили труды и периодические издания российских и зарубежных авторов в области туризма, экономики и истории, а также интернет-ресурсы.
В рамках выпускной квалификационной работы был изучен потенциал развития гастрономического туризма в Республике Татарстан.
В результате анализа специальной литературы, было предложено авторское определение гастрономического туризма как путешествий с целью ознакомления с национальной кухней, кулинарными традициями определённого народа или местности. Данный вид туризма активно развивается в мировом масштабе, все страны и регионы имеют возможности для его развития, в том числе и Республика Татарстан.
При исследовании потенциала были оценены ресурсы гастрономического туризма Республики, а также условия их реализации.
Развитию гастрономического туризма в регионе способствуют высокие возможности агропромышленного комплекса территории. Большой объём пищевой продукции, производимой предприятиями и фермерскими хозяйствами Татарстана способен обеспечивать нужды как постоянного населения, так и посещающих регион туристов. Наличие и поддержание традиционных отраслей сельского хозяйства обеспечивает привлекательность региона, подчеркивает национальный колорит.
В ходе изучения культурно-исторических ресурсов территории была выявлена связь истории и традиций народа с особенностями национальной кухни. Исторические события, различные межкультурные и межэтнические контакты оказали влияние на формирование уникальной татарской кухни, важной части культурного наследия своего народа. Кулинарные традиции татар являются стимулом для развития гастрономического туризма в регионе. Организация гастрономических фестивалей и создание тематических музеев способствует повышению привлекательности Республики Татарстан для гастрономических туристов.
При анализе туристской инфраструктуры было определено, что разнообразие предприятий общественного питания, средств размещения и транспорта обеспечивают доступность региона для потребителей и возможность разработки различных туристических маршрутов. Заведения общественного питания Республики Татарстан предлагают блюда национальной кухни, способствуя сохранению кулинарных традиций татарского народа.
Использованию туристско-рекреационных ресурсов территории благоприятствуют общественно-географические, геополитические и организационно-правовые условия.
Наряду с перспективами развития гастрономического туризма, по мере исследования были обнаружены проблемы, затрудняющие его дальнейший рост. В первую очередь, к ним относятся загрязнение окружающей среды, неравномерность экономического развития, сезонность туризма и угроза потери национальной идентичности ввиду тенденций к глобализации. Развитие гастрономического туризма может оказать положительный эффект, способствующий решению данных проблем. Использование местных продуктов и посещение фермерских хозяйств в рамках гастрономических туров способствует развитию сельских территорий, а включение элементов экологического туризма позволяет избежать обострения проблем экологии. Создание кулинарных маршрутов направлено на снижение проблемы сезонности и последствий глобализации, поскольку гастрономические туры могут осуществляться вне зависимости от сезона и их главной целью является знакомство с местными кулинарными традициями.
Результатом изучения потенциала территории стала разработка гастрономического маршрута в Республике Татарстан, главная цель которого заключается в знакомстве с кулинарными традициями татарского народа. Предложенный маршрут способен реализовать возможности территории и может способствовать диверсификации регионального туристского продукта.
Таким образом, было выявлено, что Республика Татарстан имеет потенциал для развития гастрономического туризма. Создание гастрономических маршрутов на основе уникальных кулинарных традиций и продвижение гастрономических брендов региона позволит сделать Татарстан центром не только культурно-познавательного, религиозного, но и гастрономического туризма.
1. География туризма: учебник. В. И. Кружалин, Н. С. Мироненко, Н. В. Зигерн- Корн, Н. В. Шабалина. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, 336 с.
2. Национальный Атлас России. Том 3. Население. Экономика. Под ред. А. В. Бородко: Роскартография Москва, 2008, 496 с.
3. Энциклопедия туризма : монография. Под общей редакцией А.А. Федулина, научной редакцией Н.А. Платоновой. М.: НП "Кит", ФГБОУ ВО "РГУТИС", 2017, 496 с.
4. История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг.: учеб. пособие. А.Г. Галлямова, А.Ш. Кабирова, А.А. Иванов, Р.Б. Гайнетдинов, И.Р. Миннуллин, Л.И. Алмазова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014, 436 с.
5. История Татарстана: Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения. Барышникова Л.Н. - 2-е изд. Казань: Изд-во «Юниверсум», 2010, 75 с.
6. Настоящая татарская кухня. История народа и его кухни. Рецепты национальных блюд. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2011, 160 с.
7. Секреты татарской кухни. Сост. А.Ф.Галияхметова, Р.Н. Шакирова. Казань: Татар.кн.изд-во, 2018, 118 с.: с ил.
8. Харисова Ч. М. Татарский язык: справочник. Казань: Магариф, 2009. — 200 с.
9. Мой любимый Татарстан: пособие для школьников. МБОУ «СОШ №116 г. Челябинска», 2017, 19 с.
10. Суслова И.А., Лустина Т.Н., Панова А.Г. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России // Сервис Plus, 2018. Т.12. №3. С. 13-25.
11. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее, 2015. №3 (4).
12. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России// Современные исследования социальных проблем, 2014. Т.44. №12. С. 207-217.
13. Шакирова З.Х. Экологическая ситуация в Республике Татарстан // Сельское, лесное и водное хозяйство, 2013. № 8
14. Субботкин А. Коневодство в РТ // Общественно-политическая газета «Республика Татарстан», 2007. №113
15. World Tourism Organization (2012), Global Report on Food Tourism, UNWTO, Madrid
16. World Tourism Organization (2017), Affiliate Members Report, Volume sixteen - Second Global Report on Gastronomy Tourism, UNWTO, Madrid
... Всего источников – 70.