Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка компенсационных мероприятий при строительстве и функционировании многофункционального морского перегрузочного комплекса Бронка

Работа №129364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Литературный обзор 10
1.1 Возможные компенсационные мероприятия при строительстве и
эксплуатации портовых комплексов 10
1.1.1 Роль ООПТ в компенсационных мероприятиях 14
1.2 Общие сведения о ММПК Бронка 20
1.2.1 Перспективные объекты портовой инфраструктуры 25
1.2.3. Прогнозируемый ущерб при строительстве и эксплуатации ж/д ветки Гатчинского направления 32
2 Краткая характеристика компонентов природной среды районов работ .... 34
2.1 Краткая характеристика компонентов природной среды
Петродворцового района 36
2.2 Краткая характеристика компонентов природной среды
Ломоносовского района 39
3 Материалы и методы исследования 42
3.1 Материалы и методы исследования для расчета ущерба водным
ресурсам 42
3.2 Материалы и методы для исчисления затрат на компенсационные
мероприятия по восстановлению водных биоресурсов 51
3.3 Материалы и методы для проведения оценки воздействия строительства
и эксплуатации перспективного ж/д пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского района Санкт-Петербурга 54
4 Результаты 59
4.1 Расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам и исчисление затрат на проведение компенсационных мероприятий 59
4.1.1 Расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам при проведении
дноуглубительных работ 59
4.1.2 Исчисление компенсационных затрат на восстановительные
мероприятия 61
4.2 Оценка воздействия строительства и эксплуатации перспективного ж/д пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского района и предложение компенсационных мероприятий 62
4.2.1 Результаты оценки воздействия строительства перспективного ж/д пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского
района Санкт-Петербурга 62
4.2.2 Результаты оценки воздействия эксплуатации перспективного ж/д
пути на компоненты природной среды в границах Ломоносовского района 63
4.2.3 Предложение компенсационных мероприятий для смягчения воздействия на компоненты природной среды при строительстве и
эксплуатации ж/д ветки Ломоносовского района 64
Выводы 66
Заключение 67
Литература 68
Приложение А 75

Строительство и последующая эксплуатация портовых комплексов приводит к усилению антропогенной нагрузки на прибрежно-морские экосистемы [1]. В связи с этим, планы строительства, развития портов и обеспечения их функционирования должны иметь комплексный характер и принимать во внимание не только экономические, но и экологические вопросы. Эффективной мерой по снижению нагрузки на природные комплексы может стать применение природоохранных и компенсационных мероприятий.
Строительство аванпорта Бронка (АПБ) на южном берегу Невской губы призвано удовлетворить перспективную потребность региона в обработке морских грузов и повысить привлекательность Санкт-Петербурга как крупнейшего участника европейского рынка морских перевозок [2]. Проект строительства АПБ осуществляется в рамках Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург. В соответствии с данной Концепцией, аванпорт Бронка призван стать одним из ключевых грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург, интегрированным в логистическую систему Санкт-Петербургского транспортного узла и предназначенным для обработки контейнерных и накатных грузов.
В проекте предусмотрено развитие портовой инфраструктуры и планомерное увеличение мощностей. Строительство порта осуществляется в 3 этапа:
I этап (2013-2017 гг.) - строительство контейнерного терминала и терминала накатных грузов;
II этап (2017-2020 гг.) - строительство логистического центра, дноуглубление акватории и подходного канала;
III этап (2020-2025 гг.) - строительство контейнерного терминала и железнодорожного маршрута Гатчинского направления.
Актуальность исследования по выбранной теме связана с тем, что при продолжающемся строительстве портовых объектов многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «аванпорт Бронка» вопросы обеспечения экологической безопасности формируемой природнотехнической системы (ПТС) выходят на первый план. В качестве эффективных мер по снижению нагрузки на окружающую среду может быть предложена разработка и своевременное проведение компенсационных мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня биоразнообразия и продуктивности прибрежно-морских экосистем, затронутых воздействием строительных работ.
Цель ВКР - определение возможного ущерба прибрежно-морским экосистемам при осуществлении работ второго и, частично, третьего этапов строительства, а также разработка адекватных компенсационных мероприятий по его снижению.
Объектом исследования являются территория и акватория АПБ, расположенные в границах Петродворцового района Санкт-Петербурга, а также территория перспективного железнодорожного пути в границах Ломоносовского района Ленинградской области, призванного улучшить логистическую инфраструктуру рассматриваемого ММПК.
Предмет исследования - разработка и предложение компенсационных мероприятий при возможном ущербе от осуществлении работ по дноуглублению акватории и подходного канала в рамках второго этапа строительства аванпорта, а также разработка и предложение компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации перспективного объекта третьего этапа строительства - ж/д ветки Гатчинского направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Выполнить анализ литературных научно-справочных материалов о видах и способах осуществления компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации портовых комплексов.
2. Изучить техническую документацию и материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) сформированной инфраструктуры ММПК «аванпорт Бронка» и перспективных объектов порта.
3. Оценить состояние основных компонентов природной среды района расположения аванпорта Бронка.
4. Определить размер возможного ущерба прибрежно-морским экосистемам от осуществления работ в рамках строительства и эксплуатации объектов ММПК Бронка.
5. Предложить, рассчитать размер и стоимость компенсационного мероприятия для снижения негативного воздействия на окружающую среду при производстве работ по дноуглублению акватории и подходного канала аванпорта Бронка (второй этап строительства).
6. Предложить компенсационные мероприятия для снижения негативного воздействия на окружающую среду при строительстве и функционировании перспективной железной дороги Гатчинского направления (третий этап строительства), являющейся элементом логистической инфраструктуры аванпорта Бронка.
Актуальность исследования по выбранной теме связана с тем, что при продолжающемся строительстве портовых объектов многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «аванпорт Бронка» вопросы обеспечения экологической безопасности формируемой природнотехнической системы (ПТС) выходят на первый план. В качестве эффективных мер по снижению нагрузки на окружающую среду может быть предложена разработка и своевременное проведение компенсационных мероприятий, направленных на поддержание высокого уровня биоразнообразия и продуктивности прибрежно-морских экосистем, затронутых воздействием строительных работ.
Научная новизна работы состоит в предложении и расчете проектных вариантов оригинальных компенсационных мероприятий для уменьшения возможного ущерба в ходе строительства и эксплуатации объектов АПБ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для оценки проектных решений, а также для полного или частичного осуществления предложенных в работе компенсационных мероприятий.
Материалы работы собирались следующим направлениям.
1. Анализ литературных данных с использованием проектной технической документации, интернет-ресурсов.
2. Систематизация и анализ данных дистанционного зондирования для создания карт размещения объектов ММПК «аванпорт Бронка» и анализа размещения линейных объектов (перспективная железная дорога Гатчинского направления) с использованием программы ArcGIS, а также данных дистанционного зондирования GoogleMap, Яндекс.
3. Применение данных проектно-изыскательских работ, выполненных в 2015 гг. ООО «Эко-Экспресс-Сервис», для расчета возможного ущерба водным биоресурсам.
4. Анализ данных многолетнего мониторинга Фондов Федерального государственного учреждения «ГосНИОРХ» за период 1990 - 2013 гг. и других литературных источников для описания характеристик кормовой базы, обеспечивающих воспроизводство рыбных запасов.
5. Анализ данных Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства филиала Федерального государственного учреждения «Главрыбвод», а также данные анализа средней рыночной стоимости выращивания водных биоресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для исчисления затрат на проведение компенсационных мероприятий.
6. Для оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду при строительстве и эксплуатации перспективного железнодорожного маршрута была использована процедура «адаптивной оценки и управления» (Adaptive Environmental Assessment and Management - AEAM), предложенная К. Холлингом [3]. Оценка эффекта антропогенного воздействия с целью выявления его опасности / неопасности проводилась путем опроса экспертов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения данного исследования были выполнены все поставленные задачи:
1. Выполнен анализ литературных научно-справочных материалов о видах и способах осуществления компенсационных мероприятий при строительстве и эксплуатации портовых комплексов.
2. Изучена техническая документация и материалы по оценке воздействия на окружающую среду ММПК Бронка и перспективных объектов порта.
3. Оценено состояние основных компонентов природной среды исследуемых районов.
4. Определен размер возможного ущерба прибрежно-морским экосистемам от осуществления дноуглубительных работ второго этапа строительства ММПК Бронка.
5. Предложено компенсационное мероприятие в виде выпуска молоди рыб для снижения негативного воздействия на окружающую среду при проведении дноуглубительных работ. Рассчитана предварительная стоимость его осуществления.
6. На основе проведенного опроса экспертов приведена оценка воздействия строительства и эксплуатации перспективного ж/д пути Гатчинского направления на компоненты природной среды в границах Ломоносовского района Санкт- Петербурга. На базе результатов оценки экспертов автором предложены компенсационные мероприятия для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Полученные результаты работы могут быть использованы для оценки проектных решений, а также для полного или частичного применения предложенных в работе компенсационных мероприятий.



1. С. А. Патин. Антропогенное воздействие на морские экосистемы и биоресурсы: источники, последствия, проблемы // М.: Труды Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), 2015. Том 154, стр. 85-104.
2. http://www.rosmorport.ru/media/File/DclSZRep.pdf - материалы доклада директора Северо-Западного бассейнового филиала на заседании Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, 17 мая 2012 года.
3. Holling, C.S. (ed.), 1978. Adaptive Environmental Assessment and Management. Chichester: Wiley, 377 pp.
4. В.А. Жигульский, Г.Г. Гогоберидзе, Д.В. Жигульская, В.Ф. Шуйский, Е.Ю. Максимова. Количественные основы управления воздействием гидротехнических работ на береговые экосистемы и биоресурсы // Тез. докл. XXVII Междунар. конф. «Арктические берега: путь к устойчивости». Мурманск: изд-во МАГУ, 2018. С. 215-218.
5. Шелест, К. Д. (2011). Экологический менеджмент в морских портах Балтийского региона. LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG.
6. Van Hooydonk, E., Soft Values of Seaports. A Strategy for the Restoration of Public Support for Seaports, Antwerp/Apeldoorn, Garant, 2007, 192 p.
7. Жигульский В.А., Шилин М.Б. Экологически дружественный порт в Арктике // Тез. докл. IX межд. конференции по географии и картографированию океана «Арктика: геополитические и политико-экономические проблемы освоения». СПб.: изд-во РГО, 2015. С. 185-190.
8. Жигульский В.А., Шуйский В.Ф., Максимова Е.Ю. Перспективные количественные методы морского пространственного планирования (экологический аспект) // Гидротехника, 2014. С. 90-97.
9. Жигульский В.А., Шуйский В.А., Щащаев Ю.А., Былина Т.С. ООО «ЭкоЭкспресс-Сервис»: опыт оценки и прогнозирования воздействий на водные экосистемы при гидростроительстве // Рыбоохрана России №2 (6), 2011. С. 42-47.
10. https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/6ea86600488555bdb7dcf76a6515bb18/ Russian Ports.pdf?MOD=AJPERES - Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для портов, гаваней и терминалов. Документ Международной Финансовой Корпорации Группы Всемирного банка, 2007 г.
11. Модельный закон об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде, принят в г. Санкт- Петербурге 3 декабря 2009 г. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 33-10.
12. Chusov , A., Lednova , J., Zhigulski, V., Shilin , M., Ershova, A., & Коузов, С. А. Nature Protected Area as Compensation Action // 13th International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation, MEDCOAST. Mugla, Turkey: MEDCOAST, 2017. Tom 1, p. 257-268.
13. Environmental Initiatives at Seaports Worldwide: A Snapshot of Best Practices. The International Institute for Sustainable Seaports. 60 pp. 2013.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года».
15. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». С изм. на 3 августа 2018 года, редакция, действующая с 1 января 2019 года.
16. http://proon.rpn.gov.ru/sites/default/files/news/PrivatesectorandNPA.pdf - Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России. Проект программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минприроды России, 2017.
... Всего источников – 62.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ