Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное казенное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бердянск
Выборка: 30 школьников в возрасте 16-18 лет.
Введение 3
I. Теоретический анализ самооценки подростков и ее места в самовоспитании 5
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Самооценка как социально-психологический феномен 10
1.3 Определение самовоспитания и его роль в развитии личности подростков 18
II. Эмпирическое исследование самооценки подростков 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Самооценка обучающегося, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательное отношением к себе и низкая самооценка во многом определяют неудовлетворительную успеваемость, низкую мотивацию незаинтересованность в учебе, а также плохое поведение.
Наиболее сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст, когда, усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, подросток начинает под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников и родителей, а также вследствие личностного кризиса оценивает реальные результаты своей деятельности и себя ниже, чем в действительности. Поэтому именно в подростковом возрасте требуется своевременная разработка и принятие мер по оптимизации самооценки.
Соответственно, одним из центральных направлений современного образовательного процесса становится формирование у подростка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. оптимизации самооценки.
Проблема оптимизации самооценки рассматривается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Р. Акоффа, Г. Андреевой, Л. Выготского, Т. Лири, Б. Ломова, А. Матюшкина, Н. Обозова, и Ф. Эмери, совместные работы Т. Хустона и Г. Левингера и других. Тем не менее, недостаточно освещенным остается вопрос влияния самооценки на самовоспитание у школьников.
Объект исследования – самооценка подростков.
Предмет исследования – влияние самооценки на самовоспитание подростков.
Цель исследования: исследовать место самооценки в самовоспитании подростков.
Задачи исследования:
1. Определение понятия самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение самооценки как социально-психологического феномена.
3. Анализ определения самовоспитания и его роли в развитии личности подростков.
4. Эмпирическое исследование самооценки подростков.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: самооценка подростков влияет на их самовоспитание.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых, таких как Р. Акофф, Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Т. Лири, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкина, и других.
Теоретическая значимость исследования определяется уточнением понятий самовоспитания старших школьников и места самооценки в нем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в ходе эмпирического исследования результатов в работе со старшими школьниками.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
База исследования: Государственное казенное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бердянск
Теоретико-методологический анализ проблематики самооценки как проблемы исследования в отечественной и зарубежной психологии позволил подробно рассмотреть понятие и особенности самооценки в психолого-педагогической литературе, самооценку как социально-психологический феномен, определение самовоспитания и его роль в развитии личности подростков. В результате были сделаны основополагающие выводы.
Так, установлено, что в психолого-педагогической литературе также существует множество вариантов определения самооценки и ее формировании, но все авторы едины в том, что самооценка является важным звеном в формировании и развитии личности. В исследовании под термином «самооценка» понимается отражение знаний о себе, мера довольства собой, отношение индивида к себе, которое постепенно приобретает привычный характер. Оно может проявляться как не одобрение или одобрение, и определяет убежденность индивида в своей значимости и самоценности.
Самооценка как социально-психологический феномен представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности. Выделяют реальную и идеальную, завышенную и заниженную, глобальную и частную самооценку.
Работа над самооценкой имеет большое значение не только для повышения уверенности в себе, но и в целом для нормальной социализации личности и дальнейшего успешного функционирования в обществе. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. Самовоспитание играет большую роль для развития личности и самооценки, поскольку оно способствует развитию свободы воли, метапознания, внутренней мотивации и эмоциональной устойчивости учащихся, прокладывая путь к осмысленному обучению на протяжении всей жизни.
С целью диагностики уровня самооценки и самовоспитания личности подростков было проведено эмпирическое исследование с использованием методики исследования самооценки личности С.А. Будасси и анкетирования, направленного на определение уровня развития самовоспитания. В исследовании приняли участие 30 школьников в возрасте 16-18 лет.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Для большинства испытуемых характерна средняя адекватная самооценка. Эти испытуемые осознают наличие у себя как достоинств, так и недостатков. Отличаются решительностью, твердостью, умением находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
2. Большинство испытуемых имеет средний уровень самовоспитания: они демонстрируют умеренно выраженное самосознание и чувство личной активности.
3. Сравнительный анализ результатов по двум методикам показал, что у испытуемых преобладает средний уровень самооценки и средний уровень самовоспитания.
Таким образом, цель исследования считается достигнутой. Исследовательская гипотеза о том, что самооценка подростков влияет на их самовоспитание, полностью подтверждена.
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. учебник для вузов. М.: Юрайт, 2018. – 816 с.
2 Абрамова Г.С. Общая психология. М.: Академический проспект, 2019. – 496 с.
3 Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. – 224 с.
4 Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2017. – 89 с.
5 Агапов В.С. Введение в общую психологию: Учебное пособие. - Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2019. – 126 с.
6 Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2018. – 261 с.
7 Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 2017. С. 30-66.
8 Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. М., 2019. – 120 с.
9 Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2019. Т.13. № 4. С. 99–100.
10 Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 15–23.
11 Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 2021. – 86 с.
12 Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Журнал «Виноград». 2020. – №37. – С.20-23.
13 Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 399 с.
14 Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 254. Л.: [б.и.], 2018. – С.141–158.
15 Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2019. – 82 с.
16 Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Наука, 2020. – 315 с.
17 Иванова М.Н. Об условии развития самостоятельности подростков // Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия, материалы XXII Всероссийской НПК / Под ред. Козловой А.Г., Гавриловен М.С. СПб.: «Verba Magistri», 2021. – 1013 с.
18 Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 2019. Т. 2. № 3. С. 25–38.
19 Липатов С.А. Личность и организация // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2018. – 335 с.
20 Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 2020. – 475 с.
21 Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. М.: Наука, 2018 - 176 с.
22 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2018. 465 с.
23 Марьяненко Д.А. Черты личности и особенности актуальной самооценки: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Краснодар, 2018. – 143 c.
24 Маслоу А.Х. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с
25 Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2017. -154 с.
26 Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2019. – 464 с.
27 Реан А. А. Психология личности. - СПб., 2018. – 288 с.
28 Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. Пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 2020. — 142 с.
29 Фролов А.А. Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания личности // Акмеология. Специальный выпуск по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, июнь 2017). – 2017. №1-2. – С. 226-228.
30 Юсупова Г.А. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2022. – №8. – С.28-29.