Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая диагностика семьи

Работа №129346

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: «ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Рязань» .
Выборка: 20 семей, благополучателей данного центра.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ 7
1.1 Понятие, структура, классификация, функция и история исследования семьи 7
1.2 Организация методики исследования социально-психологических проблем семьи 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СЕМЬИ СЕМЬИ 20
2.1 Эмпирическая характеристика социально-психологических проблем различных типов семьи 20
2.2 Факторы, влияющие на социально-психологическое явление семьи, возникающие на фоне конфликта 21
2.3 Анализ эффективности социально-психологических технологий развития семьи и пути ее повышения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Актуальность исследования. Социальные, экономические и политические изменения в современном обществе России непременно сказываются на семье - основной клетке общества. Современная российская семья сталкивается с такими кризисными явлениями, как низкий уровень рождаемости, увеличение числа неполных семей и групп риска, дисфункциональных семей, постоянный рост разводов и распространение незарегистрированных "гражданских" браков. Трудно ожидать, что в неполных семьях, семьях наркоманов или алкоголиков (которые составляют 41% всех разводов), а также в парах, сформированных гедонистами и эгоистами, которые сосредоточены на личном успехе, карьере и деньгах, будет многочисленное потомство.
В нашем обществе мы потеряли истинные ценности брака и семьи. Внешние факторы, которые привели к этому, были перечислены и их можно проследить. Однако, существует важный социально-психологический фактор, который влияет на внутрисемейные отношения, определяет функции и роли супругов. Поэтому, данная тема остается актуальной и важной для нашего времени.
Состояние и степень разработанности темы. Социально-психологическую диагностику семьи изучали следующие ученые: Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова, А.В. Карпов, М. Грант, Б. Г. Парыгина, О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова, А. В. Руденко, О. В. Бунина, Е. Е. Новосельцева, Т. А. Гурко и другие.
Исследованием семьи и роли семейного воспитания в жизни человека занимались многие ученые, среди которых были П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. В. Шелгунов и другие. Исследователи обращали особое внимание на семейное воспитание как на главную обязанность родителей или как самостоятельное и творческое всестороннее развитие личности, при этом отмечалась необходимость изучения семьи как естественной среды для жизни ребенка в ячейке общества.
В настоящее время учеными было проведено достаточное количество исследований, в которых они изучали различные аспекты социально-психологической диагностики семьи. Так, например, Ю. А. Алешина, И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, А. А. Клецин, И. И. Савинов и др. описали процесс становления и укрепления семьи, Н. Т. Молчанов, Н. И. Стрекалова, И. В. Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. занимались исследованием воспитательной деятельности и психологического климата в семье, А. К. Агишева, Э. К. Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Ю. С. Моздонова, и др. занимались разработкой психолого – педагогической помощи семье.
Объектом данного исследования является проблема удовлетворенности браком в семье.
Предметом данного исследования является семья, как социально-психологическая категория.
Цель данного исследования – изучить теоретические и практические аспекты социально-психологической диагностики семьи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы социально-психологической диагностики семьи,
• показать практические аспекты социально-психологической диагностики семьи.
Теоретико-методологические основа исследования: научные положения о диалектическом характере социальных отношений и представления о семье как социальном явлении, которое находится в единстве и взаимодействии со всеми сферами общества (Г. Гегель, К. Маркс), философско-психологическая концепция вопросов брака и семьи (И. Кант, И.Г. Фихте), теория социально-преобразующей деятельности, ее роли и месте в социальном развитии личности (С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм), концепция социализации личности (И. С. Кон, А. В. Мудрик), педагогика индивидуальности (О .С. Гребенюк), исследования семьи как социального института (А. И. Антонов, Н. А. Бердяев, В .В. Елизаров, М. С. Мацковский, В. М. Медков, И. И. Савинов, B. C. Торохтий), концепция социального закаливания (М. И. Рожков).
Организация и методики исследования. Для исследования были отобраны 20 семейных пар, парам были предложены диагностические методики. В качестве методик для данного исследования мы отобрали: тест–опросник удовлетворенности браков Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова, В. В. Столина, методику «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, методику «Распределение ролей в семье» Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубровская.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проведенный анализ расширяет и углубляет современные представления специалистов о понятии, структуре, классификации, функции и истории исследования семьи, а также об организации методики семьи.
Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволило выявить факторы, влияющие на развитие семьи, возникающие на фоне конфликта.
Эмпирическая база исследования. «ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Рязань» - 20 семей, благополучателей данного центра.
Достоверность и надежность положений, выводов и рекомендаций: обусловлены логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами и гипотезами, репрезентативным объемом выборки, предварительной апробацией применяемых методик и использованием современных математико-статистических методов обработки эмпирических данных, внедрением результатов исследования в практику
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая часть), заключение и список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение, данная курсовая работа изучала тему социально-психологической диагностики в контексте семьи. В процессе исследования были рассмотрены основные аспекты этой диагностики, включая методы и инструменты ее проведения, а также ее значение и применение для семейной психологии.
В ходе анализа литературы и применения практических методик, было выявлено, что социально-психологическая диагностика семьи является важным инструментом для изучения и понимания семейных отношений, динамики и проблем. Она позволяет выявить сильные и слабые стороны семьи, определить ее потребности и ресурсы, а также наличие патологических процессов внутри семейной системы.
Социально-психологическая диагностика семьи – это комплексный процесс, направленный на изучение и анализ социальных и психологических аспектов, влияющих на функционирование и взаимодействие членов семьи. Цель такой диагностики заключается в выявлении проблемных сфер семейной жизни и определении потребностей и ресурсов, с которыми сталкиваются супруги и их дети.
В процессе социально-психологической диагностики семьи используются различные методики и инструменты, среди которых могут быть анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документации и тестирование. Они позволяют получить информацию о таких аспектах жизни семьи, как структура, взаимоотношения, коммуникация, родительские роли, эмоциональная атмосфера и т.д. Важно отметить, что диагностика проводится с учетом уникальности каждой семьи и ее контекста.
Социально-психологическая диагностика семьи имеет несколько ключевых задач:
1. Выявление проблем и дисфункций в семейной системе. Путем анализа информации, полученной в ходе диагностики, можно определить те аспекты жизни семьи, которые требуют особого внимания и поддержки. Это может быть, например, недостаточная коммуникация, конфликты, нарушение ролей или наличие психологических проблем у отдельных членов семьи.
2. Определение потребностей и ресурсов семьи. Диагностика позволяет выявить потребности, которые испытывают супруги и их дети, а также ресурсы, которыми они располагают. Это может включать поддержку социальных сетей, экономические ресурсы, наличие родственников, здоровье и образование. Зная эти факторы, специалисты могут разработать программы, направленные на поддержку и развитие семейного благополучия.
3. Разработка плана помощи и поддержки. После проведения диагностики специалисты могут разработать индивидуальный план работы с конкретной семьей. В этот план могут входить такие мероприятия, как консультирование, тренинги по развитию навыков родительства, семейные группы поддержки, рекомендации по изменению образа жизни или организации свободного времени. Основная цель плана помощи и поддержки заключается в укреплении взаимоотношений и ресурсов семьи, а также снятии проблемных ситуаций.
Важно подчеркнуть, что социально-психологическая диагностика семьи является процессом, направленным на помощь и поддержку семейной системы, а не на выявление и наказание. Это инструмент, помогающий специалистам лучше понять семьи и предоставить им необходимые ресурсы и поддержку для достижения гармонии и благополучия.
Основным результатом работы является укрепление понимания того, как социально-психологическая диагностика семьи может помочь в решении множества проблем, возникающих внутри семейной системы. Данный инструмент можно успешно применять в работе семейных психологов, семейных консультантов и других специалистов, работающих семейных контексте.
Однако, курсовая работа также выявила ограниченности и сложности социально-психологической диагностики семьи. Методы и инструменты диагностики имеют свои ограничения, анализ результатов требует определенных знаний и опыта. Кроме того, необходимо учитывать особенности каждой семьи, ее культурный контекст и индивидуальные особенности ее членов.



1. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. [Текст] / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская —М.: МГУ, 2019. — 164с.
2. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 c.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
6. Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабунова. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2020. — 62 с.
7. Веракса, Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
8. Дедов Н. П., Коробанова Ж. В., Неврюев А. Н. Социальная психология. Учебное пособие для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 160 с.
9. Дусказиева Ж.Г. Психодиагностика и психокоррекция семьи: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2021. – 120 с.
10. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
11. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017. - 496 c.
12. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2019. - 184 c.
13. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 316 c.
14. Иванова Л.К. Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи // Вестник ТГУ. 2020. №7-8 (159-160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsel-zadachi-printsipy-i-etapy-sotsialno-psihologicheskogo-izucheniya-semi (дата обращения: 06.10.2023).
15. Коломасова Е.Ю., Бистяйкина Д.А. Диагностика как технология социальной работы с семьей и детьми // Вестник МГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-semiey-i-detmi (дата обращения: 06.10.2023).
16. Костенко М.А. Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России // Вестник ТГУ. 2014. №4 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-stanovleniya-sistemy-psihosotsialnoy-pomoschi-semyam-s-detmi-v-regionah-rossii (дата обращения: 06.10.2023).
17. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 553 c.
18. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
19. Мельникова, Н.А. Социальная психология / Н.А. Мельникова. - М.: Рипол-классик, 2017. - 160 c.
20. Пашкова Я.А., Гайдар К.М. Возможности качественных методов диагностики в исследовании групповой субъектности семьи // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-kachestvennyh-metodov-diagnostiki-v-issledovanii-gruppovoy-subektnosti-semi (дата обращения: 06.10.2023).
21. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров: учебник / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2016. - 332 c.
22. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 408 c.
23. Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства : сборник материалов X Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – 296 с.
24. Социальная психология для бакалавров: Учебник / Под ред. Руденко А.М.. - Рн/Д: Феникс, 2021. - 223 c.
25. Социальная психология. (ВПО). / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. - М.: Academia, 2019. - 162 c.
26. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина. - М.: Юнити, 2016. - 224 c.
27. Чалдини, Р. Социальная психология / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2020. - 848 c.
28. Шинина Т.В. Алгоритм социально-психологической диагностики семьи // МНИЖ. 2020. №2-4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-sotsialno-psihologicheskoy-diagnostiki-semi (дата обращения: 06.10.2023).
29. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. – М.: Огни, 2018. – 928 с.
30. Якимова Е. В. Социально-психологические аспекты семьи и брака: теория и эмпирия (реферативный обзор) // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-semi-i-braka-teoriya-i-empiriya-referativnyy-obzor (дата обращения: 06.10.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ