Взаимосвязь темперамента и стратегии поведения в конфликте у студентов
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты 2 курса ЧОУ ВО Южный Университет (ИУБиП) (Ростов-на-Дону). Выборка: 30 человек, из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
Есть приложение.
Введение....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ…6
1.1 Темперамент: понятие, свойства, типы.6
1.2 Психология конфликта..13
1.3 Стратегии поведения в конфликтной ситуации...17
1.4 Выводы по первой главе…19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ……21
2.1 Программа и ход исследования..21
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования..24
2.3 Выводы по второй главе…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...32
ПРИЛОЖЕНИЕ А………35
База исследования: студенты 2 курса ЧОУ ВО Южный Университет (ИУБиП) (Ростов-на-Дону). Выборка: 30 человек, из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
Есть приложение.
Введение....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ…6
1.1 Темперамент: понятие, свойства, типы.6
1.2 Психология конфликта..13
1.3 Стратегии поведения в конфликтной ситуации...17
1.4 Выводы по первой главе…19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ……21
2.1 Программа и ход исследования..21
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования..24
2.3 Выводы по второй главе…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...32
ПРИЛОЖЕНИЕ А………35
В нашей жизни конфликты неизбежны в любой социальной структуре – в школе, университете или в любой другой организации – так как они являются источником развития не только конкретной личности, но и целой группы. Однако, к сожалению, некоторые люди в силу специфики своего характера и темперамента готовы идти к поставленной цели, используя любые способы, игнорируя потребности и границы других людей. Это порождает напряжённость, соперничество, а иногда и настоящую вражду.
Некоторые же личности, наоборот, могут поступить своими желания, интересами и амбициями в угоду кому-то, боясь порицания со стороны общества за свою активную позицию и действия. Они так делают опять же из-за особенностей своего темперамента, характера и некой инертности нервной системы в целом. Такое поведения, может, и не разозлить окружающих, но точно не пойдёт на пользу самому человеку, его самооценке и адекватному образу-Я.
Очевидным является тот факт, что психологические особенности личности оказывают влияние на поведение человека в различных жизненных ситуациях [13].
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процесс, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы [25].
Данное исследование направлено на то, чтобы попытаться выявить связь между темпераментом и предпочитаемой стратегией поведения студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Предмет исследования: типы темперамента и основные стратегии поведения в конфликте.
Объект исследования: выборка из 30 студентов 2 курса ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП), из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
В соответствии с целью исследования был поставлен ряд задач.
Теоретические задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий: «темперамент», «нервная система», «типы темперамента», «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
2. Обобщить данные психологической литературы по исследуемой проблематике.
Методические задачи:
1. Подобрать методический инструментарий, адекватный цели исследования.
2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Эмпирические задачи:
1. Определить тип темперамента у студентов.
2. Определить предпочитаемые стратегии поведения в конфликте у студентов.
3. Выявить значимые корреляционные связи между типами темперамента и стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: возможно, существует связь между типом темперамента и стратегией поведения в конфликте у студентов.
Методы исследования. Методы сбора данных:
1) монографический метод (анализ психологической литературы);
2) психодиагностический метод (тестирование).
Методы обработки данных:
1) сравнительный анализ;
2) методы статистической обработки данных: множественный корреляционный анализ для выявления связи между несколькими переменными с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Методики исследования:
1. Методика Белова А. «Формула темперамента»;
2. Тест Томаса-Килманна «Поведение в конфликтной ситуации».
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человека сталкивается с конфликтами каждый день. Также это актуально и в организациях, в бытовых отношениях, в общении педагога со студентом или учителя со школьником. Понимание того, почему человек поступает так, а не иначе, поможет выстроить эффективное общение и не разрушить взаимоотношения.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 28 источников и приложения. Объем работы без списка литературы и приложения составляет 32страницы и содержит 3 рисунка.
Некоторые же личности, наоборот, могут поступить своими желания, интересами и амбициями в угоду кому-то, боясь порицания со стороны общества за свою активную позицию и действия. Они так делают опять же из-за особенностей своего темперамента, характера и некой инертности нервной системы в целом. Такое поведения, может, и не разозлить окружающих, но точно не пойдёт на пользу самому человеку, его самооценке и адекватному образу-Я.
Очевидным является тот факт, что психологические особенности личности оказывают влияние на поведение человека в различных жизненных ситуациях [13].
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процесс, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы [25].
Данное исследование направлено на то, чтобы попытаться выявить связь между темпераментом и предпочитаемой стратегией поведения студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Предмет исследования: типы темперамента и основные стратегии поведения в конфликте.
Объект исследования: выборка из 30 студентов 2 курса ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП), из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
В соответствии с целью исследования был поставлен ряд задач.
Теоретические задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий: «темперамент», «нервная система», «типы темперамента», «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
2. Обобщить данные психологической литературы по исследуемой проблематике.
Методические задачи:
1. Подобрать методический инструментарий, адекватный цели исследования.
2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Эмпирические задачи:
1. Определить тип темперамента у студентов.
2. Определить предпочитаемые стратегии поведения в конфликте у студентов.
3. Выявить значимые корреляционные связи между типами темперамента и стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: возможно, существует связь между типом темперамента и стратегией поведения в конфликте у студентов.
Методы исследования. Методы сбора данных:
1) монографический метод (анализ психологической литературы);
2) психодиагностический метод (тестирование).
Методы обработки данных:
1) сравнительный анализ;
2) методы статистической обработки данных: множественный корреляционный анализ для выявления связи между несколькими переменными с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Методики исследования:
1. Методика Белова А. «Формула темперамента»;
2. Тест Томаса-Килманна «Поведение в конфликтной ситуации».
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человека сталкивается с конфликтами каждый день. Также это актуально и в организациях, в бытовых отношениях, в общении педагога со студентом или учителя со школьником. Понимание того, почему человек поступает так, а не иначе, поможет выстроить эффективное общение и не разрушить взаимоотношения.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 28 источников и приложения. Объем работы без списка литературы и приложения составляет 32страницы и содержит 3 рисунка.
В ходе проведённой работы были проанализированные различные литературные источники по проблеме изучения темперамента, конфликта и основных стратегий поведения.
Выбранная мною тема занимает важное место в социальной психологии, поскольку конфликты преследуют человека везде и в любой сфере жизнедеятельности. И только сам человек, выбирая стратегию поведения, может разрешить конфликт конструктивно, без вреда для себя и своего оппонента, сохранив при этом хорошие взаимоотношения.
Выбор стратегии поведения зависит, в большей степени, от личностных особенностей, в том числе от типа темперамента, который является, как уже было выяснено, врождённой характеристикой. Однако, к сожалению, данная проблема всё еще плохо изучена, поэтому с уверенностью утверждать о том, от чего именно зависит темперамент человека, пока не представляется возможным.
Для достижение поставленных эмпирических целей было проведено исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что тип темперамента человека связан с преобладанием той или иной стратегией поведения.
У холерического типа были выделены положительные связи со стратегиями сопротивление и приспособление, и отрицательная связь со стратегией компромисс.
У типа флегматик и сангвиник были выявлена по одной связи со стратегией сотрудничества. Однако у первого типа (флегматик) связь несколько сильнее, чем у второго (сангвиник).
У меланхолического типа были выявлены две значимые связи со стратегиями избегание и приспособление.
Других статистически значимых связей обнаружено не было.
Результаты данного исследования могут помочь педагогам понять, почему их студенты действуют в определённых ситуациях так, а не иначе. Это не только поможет выстроить грамотную учебную работу, но и сохранить нормальные отношения. Несомненно, результаты работы могут применяться и в быту, в семейной жизни, в различных организациях - в общем в тех сферах, где происходит взаимодействие людей, которое, так или иначе, порождает некоторые конфликты.
Выбранная мною тема занимает важное место в социальной психологии, поскольку конфликты преследуют человека везде и в любой сфере жизнедеятельности. И только сам человек, выбирая стратегию поведения, может разрешить конфликт конструктивно, без вреда для себя и своего оппонента, сохранив при этом хорошие взаимоотношения.
Выбор стратегии поведения зависит, в большей степени, от личностных особенностей, в том числе от типа темперамента, который является, как уже было выяснено, врождённой характеристикой. Однако, к сожалению, данная проблема всё еще плохо изучена, поэтому с уверенностью утверждать о том, от чего именно зависит темперамент человека, пока не представляется возможным.
Для достижение поставленных эмпирических целей было проведено исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что тип темперамента человека связан с преобладанием той или иной стратегией поведения.
У холерического типа были выделены положительные связи со стратегиями сопротивление и приспособление, и отрицательная связь со стратегией компромисс.
У типа флегматик и сангвиник были выявлена по одной связи со стратегией сотрудничества. Однако у первого типа (флегматик) связь несколько сильнее, чем у второго (сангвиник).
У меланхолического типа были выявлены две значимые связи со стратегиями избегание и приспособление.
Других статистически значимых связей обнаружено не было.
Результаты данного исследования могут помочь педагогам понять, почему их студенты действуют в определённых ситуациях так, а не иначе. Это не только поможет выстроить грамотную учебную работу, но и сохранить нормальные отношения. Несомненно, результаты работы могут применяться и в быту, в семейной жизни, в различных организациях - в общем в тех сферах, где происходит взаимодействие людей, которое, так или иначе, порождает некоторые конфликты.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь толерантности и способов реагирования на конфликт у студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



