Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь темперамента и стратегии поведения в конфликте у студентов

Работа №129310

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы34
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: студенты 2 курса ЧОУ ВО Южный Университет (ИУБиП) (Ростов-на-Дону). Выборка: 30 человек, из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
Есть приложение.

Введение....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ…6
1.1 Темперамент: понятие, свойства, типы.6
1.2 Психология конфликта..13
1.3 Стратегии поведения в конфликтной ситуации...17
1.4 Выводы по первой главе…19
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ……21
2.1 Программа и ход исследования..21
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования..24
2.3 Выводы по второй главе…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...32
ПРИЛОЖЕНИЕ А………35

В нашей жизни конфликты неизбежны в любой социальной структуре – в школе, университете или в любой другой организации – так как они являются источником развития не только конкретной личности, но и целой группы. Однако, к сожалению, некоторые люди в силу специфики своего характера и темперамента готовы идти к поставленной цели, используя любые способы, игнорируя потребности и границы других людей. Это порождает напряжённость, соперничество, а иногда и настоящую вражду.
Некоторые же личности, наоборот, могут поступить своими желания, интересами и амбициями в угоду кому-то, боясь порицания со стороны общества за свою активную позицию и действия. Они так делают опять же из-за особенностей своего темперамента, характера и некой инертности нервной системы в целом. Такое поведения, может, и не разозлить окружающих, но точно не пойдёт на пользу самому человеку, его самооценке и адекватному образу-Я.
Очевидным является тот факт, что психологические особенности личности оказывают влияние на поведение человека в различных жизненных ситуациях [13].
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процесс, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы [25].
Данное исследование направлено на то, чтобы попытаться выявить связь между темпераментом и предпочитаемой стратегией поведения студентов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Предмет исследования: типы темперамента и основные стратегии поведения в конфликте.
Объект исследования: выборка из 30 студентов 2 курса ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП), из них 17 девушек, 13 юношей, в возрасте от 19 до 20 лет.
В соответствии с целью исследования был поставлен ряд задач.
Теоретические задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий: «темперамент», «нервная система», «типы темперамента», «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
2. Обобщить данные психологической литературы по исследуемой проблематике.
Методические задачи:
1. Подобрать методический инструментарий, адекватный цели исследования.
2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить взаимосвязь предпочитаемой стратегии поведения в конфликте с типом темперамента студентов.
Эмпирические задачи:
1. Определить тип темперамента у студентов.
2. Определить предпочитаемые стратегии поведения в конфликте у студентов.
3. Выявить значимые корреляционные связи между типами темперамента и стратегиями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: возможно, существует связь между типом темперамента и стратегией поведения в конфликте у студентов.
Методы исследования. Методы сбора данных:
1) монографический метод (анализ психологической литературы);
2) психодиагностический метод (тестирование).
Методы обработки данных:
1) сравнительный анализ;
2) методы статистической обработки данных: множественный корреляционный анализ для выявления связи между несколькими переменными с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Методики исследования:
1. Методика Белова А. «Формула темперамента»;
2. Тест Томаса-Килманна «Поведение в конфликтной ситуации».
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человека сталкивается с конфликтами каждый день. Также это актуально и в организациях, в бытовых отношениях, в общении педагога со студентом или учителя со школьником. Понимание того, почему человек поступает так, а не иначе, поможет выстроить эффективное общение и не разрушить взаимоотношения.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 28 источников и приложения. Объем работы без списка литературы и приложения составляет 32страницы и содержит 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённой работы были проанализированные различные литературные источники по проблеме изучения темперамента, конфликта и основных стратегий поведения.
Выбранная мною тема занимает важное место в социальной психологии, поскольку конфликты преследуют человека везде и в любой сфере жизнедеятельности. И только сам человек, выбирая стратегию поведения, может разрешить конфликт конструктивно, без вреда для себя и своего оппонента, сохранив при этом хорошие взаимоотношения.
Выбор стратегии поведения зависит, в большей степени, от личностных особенностей, в том числе от типа темперамента, который является, как уже было выяснено, врождённой характеристикой. Однако, к сожалению, данная проблема всё еще плохо изучена, поэтому с уверенностью утверждать о том, от чего именно зависит темперамент человека, пока не представляется возможным.
Для достижение поставленных эмпирических целей было проведено исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что тип темперамента человека связан с преобладанием той или иной стратегией поведения.
У холерического типа были выделены положительные связи со стратегиями сопротивление и приспособление, и отрицательная связь со стратегией компромисс.
У типа флегматик и сангвиник были выявлена по одной связи со стратегией сотрудничества. Однако у первого типа (флегматик) связь несколько сильнее, чем у второго (сангвиник).
У меланхолического типа были выявлены две значимые связи со стратегиями избегание и приспособление.
Других статистически значимых связей обнаружено не было.
Результаты данного исследования могут помочь педагогам понять, почему их студенты действуют в определённых ситуациях так, а не иначе. Это не только поможет выстроить грамотную учебную работу, но и сохранить нормальные отношения. Несомненно, результаты работы могут применяться и в быту, в семейной жизни, в различных организациях - в общем в тех сферах, где происходит взаимодействие людей, которое, так или иначе, порождает некоторые конфликты.



1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. ­– 551 с.
3. Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 1 с. 45-55
4. Боулдинг, К. Конфликт и защита: общая теория / К. Боулдинг. – М.: Наука, 1963. – 205 с.
5. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
6. Дмитриев, А.В. Конфликтология/А.В. Дмитриев.: Альфра-М, 2009. – 336с.
7. Емельянов, СМ. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2001. – 400с.
8. Ерина, И.А., Фанина, Е.Н. Влияние темперамента на успешность обучения студентов // Источник: Журнал «Проблемы современного педагогического образования», Издательство: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2021. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-temperamenta-na-uspeshnost-obucheniya-studentov/viewer (Дата обращения: 19.03.2022).
9. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп и пер. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 317 с.
10. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии: (курс лекций): для вузов / Д.П. Зеркин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 469 с. – (Серия: «Учебники и учебные пособия»).
11. Игебаева, Ф.А. Межличностный конфликт в организации и его последствия. //Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 249 – 252.
12. Ильин, Е. П. «Психология индивидуальных различий» – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
13. Кленова, М.А., Лаврентьева, М. Ю. Влияние типа темперамента на выбор личностью стратегий преодоления // Источник: Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (98). – [Электронный ресурс]: https://www.gramota.net/materials/1/2015/8/15.html (Дата обращения: 19.02.2022).
14. Козьяков Р.В., под ред., Коро Н.Р., Орлова Е.А., Павлов С.В., Шиманская В.А. Психофизиология профессинальной деятельности – Изд.: КноРус, 2022. – 413с. [Электронный ресурс]: https://www.book.ru/book/940365 (Дата обращения: 14.04.22).
15. Кречмер, Э. Строение тела и характер. / Э. Кречмер. – Москва: Академический проект, 2019. – 204 с.
16. Кречмер, Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
17. Крутецкий, В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1965. – 314 с.
18. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. – Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005. – 592с.
19. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256с.
20. Миронова, М.М. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
21. Муталимова, А. М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений. (кандидатская диссертация). М., 1998.
22. Райгородский, Д. Я. (редактор-составитель) – Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
23. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.
24. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Учебное пособие – Изд.: КноРус, 2022. – 474с. [Электронный ресурс]: https://www.book.ru/book/942113 (Дата обращения: 14.04.22).
25. Сидорова Е.Ю., Шакурова, Т.П. Влияние темперамента на поведение личности в конфликтных ситуациях // Источник: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения, Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (Омск), 2016. – [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=26439530 (Дата обращения: 19.03.2022).
26. Теплов, Б.М. Т.1: Избранные труды / Б.М. Теплов. – Москва: Педагогика, 1985. – 329с.
27. Цветков А.Н. Основы менеджмента. Учебник для СПО – Изд.: «Лань», 2021. – 192с. [Электронный ресурс]: https://reader.lanbook.com/book/156404#130 (Дата обращения: 14.04.22).
28. Цыбульская, М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2007. – 150 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ