ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «стресс», виды стресса 5
2. Причины появления стресса и стадии его развития 9
3. Негативное влияние стресса на организм 12
4. Профилактика и преодоление стресса 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Стресс стал символом медицинского прогресса XX века, расширив свои границы за пределы науки и проникнув в смежные области биологии, психологии и социологии. Его значение стало многогранным, что объясняется ростом стрессовых ситуаций в жизни людей, вызванных урбанизацией, ускорением темпа жизни, увеличением числа конфликтов в межличностных отношениях и несоответствием между биологическими потребностями человека и условиями его социального существования.
В настоящее время изучение стресса является весьма актуальным, поскольку стрессовые ситуации стали наиболее распространенным аффектом, оказывающим значительное влияние на психологическое и физическое здоровье человека.
Они представляют собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает при эмоциональной перегрузке нервной системы. Стресс дезорганизует деятельность человека и нарушает нормальный ход его поведения.
Сам термин «стресс» уже стал для людей обыденным словом, которое описывает целую гамму чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.
Стресс - это явление, которое включает в себя физиологические, психические и социальные аспекты и относится к категории эмоциональных состояний. Оно проявляется повышенной активностью в организме и имеет крайне нестабильный характер.
По свидетельству одного из исследователей стресса Г.Селье, стресс может иметь положительный эффект для человека (эустресс), мобилизуя его психику для противостояния возникшим трудностям, или отрицательный эффект (дистресс), при котором страдают все сферы психики и деятельности человека, оказывая негативное влияние на физическое и психическое состояние индивида17.
Дистресс представляется как третья стадия возникновения стресса и являет собой фазу «истощения», при которой организм человека «капитулирует» перед стрессорами.
Стресс – этот состояние, которое требует активного противодействия ввиду негативных последствий, которые он может нести для организма человека. К системе мер противодействия стрессу относятся методики профилактики и преодоления стресса. Многие из них относятся к методам саморегуляции человека, то есть индивид самостоятельно может регулировать состояние своей психики. В некоторых случаях методы саморегуляции не оказывают должного воздействия; в этом случае индивиду необходимо прибегнуть к помощи профессионалов.
Стресс является предметом изучения многих исследователей: В.А. Бодрова, А.А. Верещагиной, Л.А. Китаева-Смыка, Э.И. Киршбаума, Д.А. Леонтьева, А.В. Петровского, Г.Селье, В.И. Слободчикова и многих других.
Объект настоящей работы – стрессовое состояние человека.
Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов стресса.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «стресс», описать его виды;
2. Рассмотреть причины и стадии стресса;
3. Изучить последствия стресса, оказываемые им на организм человека;
4. Изучить методы профилактики и преодоления стресса.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
В современном мире, где объем информации резко расширяется, уровень общей тревожности человека значительно повышается. Локальные войны, катастрофы и другие трагические события, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров или читаем в газетах, стимулируют у нас страх смерти и физических и психических увечий. Частые конфликты и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, приводя к состоянию стресса.
Теория стресса, предложенная Г. Селье, объясняет механизм возникновения стресса как реакцию организма на сильные внешние раздражители (стрессоры), которые могут нарушить внутреннее равновесие и баланс. Организм пытается приспособиться к раздражителю, вырабатывая неспецифичное для него возбуждение - состояние стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается и вызывает в организме целый ряд особых изменений, которые могут привести к заболеванию и даже смерти человека.
Стадии развития стресса включают в себя стадию тревоги, сопротивления и истощения. На первой стадии возникает физиологическая и психическая тревога, на второй - организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, а на третьей - уменьшаются возможности противостояния стрессу, что может привести к болезни.
При воздействии раздражающего фактора на человека, он начинает оценивать ситуацию как угрожающую. Степень угрозы может быть различной, но негативные эмоции вызывает она у всех. Осознание угрозы и наличие отрицательных эмоций заставляют человека преодолевать вредоносные воздействия, бороться с мешающим фактором или уйти от него в сторону. Это требует от личности больших усилий. Если ситуация не разрешается и силы для борьбы иссякли, возможны неврозы и нарушения в организме. Осознанная угроза является главным стрессовым фактором.
Степень стресса и его проявления у каждого человека индивидуальны, так как в одних ситуациях люди видят угрозу, а другие нет. В ответ на возникшую угрозу, активизируются защитные механизмы и прошлый опыт личности.
В зависимости от отношения к угрозе и интеллектуальных возможностей её оценки формируется мотивация на преодоление трудностей или её избегание. Угроза является решающим фактором в возникновении стресса.
Существует мнение, что стресс может быть защитным адаптационным механизмом, который позволяет человеку получить эмоциональную разрядку и снять избыточное напряжение. Некоторые люди используют свои страдания, чтобы влиять на других. Состояние стресса может быть острым или хроническим, и сейчас он принял характер эпидемии из-за особенностей организации современного общества.
Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Он вызывает учащенное дыхание, частый пульс, изменение динамики психических функций, повышенную нервозность и другие негативные проявления.
Жизнь в современном мире может быть суровой и безжалостной школой для человека, но мы можем научиться управлять своими эмоциями и приспосабливаться к сложным условиям. Важно находить способы расслабления и уменьшения напряжения, чтобы сохранять свое здоровье и благополучие.
1 Алёхин, А. И. Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях / А. И. Алёхин, А. А. Метелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55382/ (дата обращения: 24.11.2023).
2 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. – М., 1995.
3 Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – М., 2000.
4 Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования : монография / Т. Г. Бохан. — Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2008.
5 Верещагина, А. А. Стресс: причины, следствия, защита / А. А. Верещагина, А. Н. Колчанова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1579/ (дата обращения: 24.11.2023).
6 Воронин Р. М., Ушков Ф. И., Применение техник психической саморегуляции как перспективное направление психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы.// Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сборник материалов Четвертой Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015.
7 Генкин, А.А. Прогнозирование психофизиологических состояний / А.А. Генкин, В.И. Медведев. – Л., 1973.
8 Головин С. Ю., Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998.
9 Гринберг Д. Управление стрессом / пер. Л. Гительман, М. Потапова. – СПб.: Питер, 2004.
10 Добрович А. Б. Выбраться из депрессии. М.: Бахрах-М, 2010.
11 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
12 Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М., 1983.
13 Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивисток, 1990.
14 Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011.
15 Орел, В. Е. Синдром психического «выгорания» личности / В. Е. Орел. - М., 2005.
16 Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. — СПб., 2007.
17 Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 2002.
18 Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995.
19 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб: Питер, 2015. – 256 с.
20 Юрьева, Л. Н. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства / Л. Н. Юрьева — Киев : Сфера, 2002.