Формирование этнической идентичности у детей из этно-гетерогенных семей
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основания исследования детско-родительских
отношений и этнической идентичности 11
1.1 Основные направления в рамках исследования этнической идентичности 11
1.2 Детско-родительские отношения в межэтнической семье и их влияние на
формирование этнической идентичности 14
1.3 Факторы и механизмы формирования этнической идентичности членов
межэтнических семей 21
2. Межэтнические семьи 27
2.1 Структурная обусловленность вступления в брак 27
2.2 Этнокультурная обусловленность межэтнического брака 33
2.3 Модели родительства в межэтнической семье и их влияние на
формирование идентичности детей 35
3. Исследование формирования идентичности у детей из этно-гетерогенных
семей 38
3.1 Программа и структура исследования 38
3.2 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Анкетный опрос) 44
3.3 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Интервью) 61
Заключение 74
Библиография 78
Приложение
1. Теоретико-методологические основания исследования детско-родительских
отношений и этнической идентичности 11
1.1 Основные направления в рамках исследования этнической идентичности 11
1.2 Детско-родительские отношения в межэтнической семье и их влияние на
формирование этнической идентичности 14
1.3 Факторы и механизмы формирования этнической идентичности членов
межэтнических семей 21
2. Межэтнические семьи 27
2.1 Структурная обусловленность вступления в брак 27
2.2 Этнокультурная обусловленность межэтнического брака 33
2.3 Модели родительства в межэтнической семье и их влияние на
формирование идентичности детей 35
3. Исследование формирования идентичности у детей из этно-гетерогенных
семей 38
3.1 Программа и структура исследования 38
3.2 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Анкетный опрос) 44
3.3 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Интервью) 61
Заключение 74
Библиография 78
Приложение
Как известно, семья является первой ступенью в процессе социализации
ребѐнка и то, каким способом родители прививают этнокультурные и национальные ценности, имеет огромный вклад в формирование этнической идентичности у детей. Различная этническая принадлежность родителей может
внести определенные противоречия в формирование ребѐнком собственной
идентичности.
В современной России интерес к проблематике межнациональных браков и этнически-смешанных семей волнует умы не только политиков или
ученых, но и обычных людей, которые по воле судьбы оказались затронуты
политическими событиями, культурными конфликтами и гражданскими волнениями. Учитывая такое положение вещей, многие люди могут быть связаны с межэтническими процессами и отношениями как прямым, так и косвенным образом.
В особенности эта проблема может затрагивать детей, которые родились в смешанных браках, ведь зачастую таким людям сложно осознать свою
принадлежность и однозначно отнести себя к какой-либо группе, этнической,
национальной или религиозной. Более того, у большинства людей, рожденных в этих семьях, может возникнуть чувство внутреннего противоречия,
внутреннего конфликта на предмет собственной этнической идентичности.
Он может ощущать себя представителем как одной этнической группы одного или другого из родителей, так и может считать себя представителем одновременно обеих групп (биэтническая идентичность), или же представителем
нескольких этнических групп одновременно (полиэтническая идентичность).
Однако в то же время контраст или противоречие между идентичностями каждого из родителей может привести к тому, что ребенок будет обладать
«размытой» идентичностью, что может повлечь за собой ряд проблем, как
например синдром заниженной самооценки, в силу того, что ребѐнок не мо4
жет отнести себя ни к одной этнической группе, соответственно, он будет
считать себя «никем». Все эти вопросы непременно заставляют задуматься о
проблеме этнической идентичности детей, рожденных в этно-смешанных
семьях.
Этно-смешанные браки являются одной из форм межличностного общения мужчины и женщины, чьи отношения юридически закреплены на нормативно-правовом уровне. Исходя из этого положения, можно выделить несколько особенностей в области изучения этно-смешанного брака:
Супруги могут принадлежать к разным этническим общностям, со
своей культурой и традициями;
Супруги могут принадлежать к различным территориальногосударственным образованиям, из-за того, что относятся к различным этническим общностям (различное гражданство).
Можно выделить несколько основных моментов, составляющих в своей
совокупности актуальность тематики дипломного исследования, которые могут давать толчок для социологических исследований:
Во-первых, это описание основных факторов, которые имеют
влияние на образование этносмешанных браков;
Во-вторых, это выявление взаимосвязи роста численности межнациональных союзов на территории России с такими важными этносоциальными процессами как миграция, ассимиляция этнических общностей
и интеграция этносов.
В-третьих, это выявление влияния некоторых факторов (таких
как: тип расселения, интенсивность миграции, культурные обычаи и традиции, религиозная принадлежность, социально-психологические характеристики взаимодействия этнических групп, языковая принадлежность, политическая ситуация) на положение этно-смешанных семей в современной России.
ребѐнка и то, каким способом родители прививают этнокультурные и национальные ценности, имеет огромный вклад в формирование этнической идентичности у детей. Различная этническая принадлежность родителей может
внести определенные противоречия в формирование ребѐнком собственной
идентичности.
В современной России интерес к проблематике межнациональных браков и этнически-смешанных семей волнует умы не только политиков или
ученых, но и обычных людей, которые по воле судьбы оказались затронуты
политическими событиями, культурными конфликтами и гражданскими волнениями. Учитывая такое положение вещей, многие люди могут быть связаны с межэтническими процессами и отношениями как прямым, так и косвенным образом.
В особенности эта проблема может затрагивать детей, которые родились в смешанных браках, ведь зачастую таким людям сложно осознать свою
принадлежность и однозначно отнести себя к какой-либо группе, этнической,
национальной или религиозной. Более того, у большинства людей, рожденных в этих семьях, может возникнуть чувство внутреннего противоречия,
внутреннего конфликта на предмет собственной этнической идентичности.
Он может ощущать себя представителем как одной этнической группы одного или другого из родителей, так и может считать себя представителем одновременно обеих групп (биэтническая идентичность), или же представителем
нескольких этнических групп одновременно (полиэтническая идентичность).
Однако в то же время контраст или противоречие между идентичностями каждого из родителей может привести к тому, что ребенок будет обладать
«размытой» идентичностью, что может повлечь за собой ряд проблем, как
например синдром заниженной самооценки, в силу того, что ребѐнок не мо4
жет отнести себя ни к одной этнической группе, соответственно, он будет
считать себя «никем». Все эти вопросы непременно заставляют задуматься о
проблеме этнической идентичности детей, рожденных в этно-смешанных
семьях.
Этно-смешанные браки являются одной из форм межличностного общения мужчины и женщины, чьи отношения юридически закреплены на нормативно-правовом уровне. Исходя из этого положения, можно выделить несколько особенностей в области изучения этно-смешанного брака:
Супруги могут принадлежать к разным этническим общностям, со
своей культурой и традициями;
Супруги могут принадлежать к различным территориальногосударственным образованиям, из-за того, что относятся к различным этническим общностям (различное гражданство).
Можно выделить несколько основных моментов, составляющих в своей
совокупности актуальность тематики дипломного исследования, которые могут давать толчок для социологических исследований:
Во-первых, это описание основных факторов, которые имеют
влияние на образование этносмешанных браков;
Во-вторых, это выявление взаимосвязи роста численности межнациональных союзов на территории России с такими важными этносоциальными процессами как миграция, ассимиляция этнических общностей
и интеграция этносов.
В-третьих, это выявление влияния некоторых факторов (таких
как: тип расселения, интенсивность миграции, культурные обычаи и традиции, религиозная принадлежность, социально-психологические характеристики взаимодействия этнических групп, языковая принадлежность, политическая ситуация) на положение этно-смешанных семей в современной России.
Подводя итоги можно обозначить, что объектом интереса выпускной квалификационной работы был механизм формирования этнической идентичности
у детей из этно-гетерогенных семей. Тема является очень интересной, однако,
недостаточно изученной в современной социальной антропологии и социологии.
В первой главе была представлена теоретическая рамка исследования,
описывался специфический междисциплинарный подход к формированию
идентичности детей из этно-гетерогенных семей. Мы рассмотрели данный феномен с точки зрения трѐх подходов: примордиалистского, конструктивистского и инструменталистского.
Во второй главе были описаны мотивы вступления в межэтнический
брак. Также особое внимание данной главы было уделено специфике родительства в межэтнической семье и еѐ влияние на формирование этнической идентичности детей. В данной главе мы рассмотрели три модели родительства:
патриархальная, детоцентристская, супружеская.
В третьей главе были проанализированы результаты эмпирического исследования и сформулированы основные выводы. В качестве основного метода
выполнения эмпирической верификации исследования был проведѐн прямой
анкетный опрос. В качестве дополнительного метода исследования использовались глубинные полуструктурированные интервью.
В рамках дипломного исследования было проведено в общей сложности
8 полуформализованных интервью с дальнейшим анализом получившегося
нарратива и опрос посредством анкетирования (68 опрошенных), с последующим вводом данных и анализом получившихся результатов.
Основная гипотеза настоящего исследования заключалась в
предположении, что этническая идентичность детей из этно-смешанных семей
носит биэтнический характер, что обусловлено влиянием двух культур:75
национальной культурой отца и национальной культурой матери (наряду с
другими факторами) и накладывает свой отпечаток на этническую
идентичность.
Хотелось бы отметить несколько основных проблем, с которыми я
столкнулась в ходе проведения данного исследования. Во-первых, это
недостаточность теоретического материала на предмет идентичности детей из
межэтнических семей. Большое количество информации по поводу этнической
идентичности людей в психологии, но в социологии количество теорий
ограничено. Во-вторых, достаточно значимой проблемой был дефицит
эмпирических исследований, на которые можно было бы опереться. И, втретьих очень большой проблемой оказался поиск респондентов. Количество
информантов используемых в данном исследовании позволяет сделать только
поверхностные выводы и предположения . Для более глубинного и детального
изучения и четких, аргументированных выводов по данной проблематике
требуется гораздо большее количество респондентов.
Если обратиться к самой работе и постараться еѐ обобщить, то следует
отметить тот факт, что эмпирический материал, в большинстве своѐм,
подтверждает теоретические положения. В результате изучения был получен
материал, анализ которого позволяет заключить, что этническая идентичность
ребѐнка, рождѐнного в межнациональной семье, является сложной и
неоднозначной, но «политика» воспитания играет важную роль в процессе
конструирования ребѐнком своей собственной идентичности.
В ходе анализа были полученные следующие результаты, напрямую
влияющие на формирование этнической идентичности детей из этногетерогенных семей:
На осознание детьми своей этнической принадлежности достаточно
сильно влияет факт нахождения в полиэтнической или
моноэтнической среде;
Этническая идентичность детей в смешанном браке носит76
амбивалентную направленность;
Общение детей с родителями носит билингвальный характер;
Биэтническая идентичность у детей встречается в 31.2% случаев;
Касательно этнической и культурной идентичности выясняется , что
в культурной модели семейного взаимодействия на уровне детско–
родительских отношений – большее влияние оказывают установки
обоих родителей;
Степень формирования этнической идентичности обусловлена
моделью родительства в межэтнической семье;
Преимущественно в смешанных семьях встречается
«детоцентристская» модель родительства;
У детей из межнациональных семей доминирует моноэтническая
идентичность, которая в большинстве случаев выбирается по отцу;
Дети из межэтнических браков отличаются высокой этнической
толерантностью.
Дети из межнациональных семей наибольшее значение придают
гендерной характеристике , на втором месте конфессиональная
принадлежность, на третьем –национальная.
Хочется отметить , что реальная этническая самоидентификация далеко
не всегда совпадает с записью «в паспорте», однако этот факт говорит скорее о
стабильности реальных межэтнических брачных границ, потому что часть мононациональных браков «по паспорту» в реальности оказываются национально-смешанными.
у детей из этно-гетерогенных семей. Тема является очень интересной, однако,
недостаточно изученной в современной социальной антропологии и социологии.
В первой главе была представлена теоретическая рамка исследования,
описывался специфический междисциплинарный подход к формированию
идентичности детей из этно-гетерогенных семей. Мы рассмотрели данный феномен с точки зрения трѐх подходов: примордиалистского, конструктивистского и инструменталистского.
Во второй главе были описаны мотивы вступления в межэтнический
брак. Также особое внимание данной главы было уделено специфике родительства в межэтнической семье и еѐ влияние на формирование этнической идентичности детей. В данной главе мы рассмотрели три модели родительства:
патриархальная, детоцентристская, супружеская.
В третьей главе были проанализированы результаты эмпирического исследования и сформулированы основные выводы. В качестве основного метода
выполнения эмпирической верификации исследования был проведѐн прямой
анкетный опрос. В качестве дополнительного метода исследования использовались глубинные полуструктурированные интервью.
В рамках дипломного исследования было проведено в общей сложности
8 полуформализованных интервью с дальнейшим анализом получившегося
нарратива и опрос посредством анкетирования (68 опрошенных), с последующим вводом данных и анализом получившихся результатов.
Основная гипотеза настоящего исследования заключалась в
предположении, что этническая идентичность детей из этно-смешанных семей
носит биэтнический характер, что обусловлено влиянием двух культур:75
национальной культурой отца и национальной культурой матери (наряду с
другими факторами) и накладывает свой отпечаток на этническую
идентичность.
Хотелось бы отметить несколько основных проблем, с которыми я
столкнулась в ходе проведения данного исследования. Во-первых, это
недостаточность теоретического материала на предмет идентичности детей из
межэтнических семей. Большое количество информации по поводу этнической
идентичности людей в психологии, но в социологии количество теорий
ограничено. Во-вторых, достаточно значимой проблемой был дефицит
эмпирических исследований, на которые можно было бы опереться. И, втретьих очень большой проблемой оказался поиск респондентов. Количество
информантов используемых в данном исследовании позволяет сделать только
поверхностные выводы и предположения . Для более глубинного и детального
изучения и четких, аргументированных выводов по данной проблематике
требуется гораздо большее количество респондентов.
Если обратиться к самой работе и постараться еѐ обобщить, то следует
отметить тот факт, что эмпирический материал, в большинстве своѐм,
подтверждает теоретические положения. В результате изучения был получен
материал, анализ которого позволяет заключить, что этническая идентичность
ребѐнка, рождѐнного в межнациональной семье, является сложной и
неоднозначной, но «политика» воспитания играет важную роль в процессе
конструирования ребѐнком своей собственной идентичности.
В ходе анализа были полученные следующие результаты, напрямую
влияющие на формирование этнической идентичности детей из этногетерогенных семей:
На осознание детьми своей этнической принадлежности достаточно
сильно влияет факт нахождения в полиэтнической или
моноэтнической среде;
Этническая идентичность детей в смешанном браке носит76
амбивалентную направленность;
Общение детей с родителями носит билингвальный характер;
Биэтническая идентичность у детей встречается в 31.2% случаев;
Касательно этнической и культурной идентичности выясняется , что
в культурной модели семейного взаимодействия на уровне детско–
родительских отношений – большее влияние оказывают установки
обоих родителей;
Степень формирования этнической идентичности обусловлена
моделью родительства в межэтнической семье;
Преимущественно в смешанных семьях встречается
«детоцентристская» модель родительства;
У детей из межнациональных семей доминирует моноэтническая
идентичность, которая в большинстве случаев выбирается по отцу;
Дети из межэтнических браков отличаются высокой этнической
толерантностью.
Дети из межнациональных семей наибольшее значение придают
гендерной характеристике , на втором месте конфессиональная
принадлежность, на третьем –национальная.
Хочется отметить , что реальная этническая самоидентификация далеко
не всегда совпадает с записью «в паспорте», однако этот факт говорит скорее о
стабильности реальных межэтнических брачных границ, потому что часть мононациональных браков «по паспорту» в реальности оказываются национально-смешанными.
Подобные работы
- Формирование этнической идентичности у детей из этно-гетерогенных семей
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017



