Введение 3
1. Теоретико-методологические основания исследования детско-родительских
отношений и этнической идентичности 11
1.1 Основные направления в рамках исследования этнической идентичности 11
1.2 Детско-родительские отношения в межэтнической семье и их влияние на
формирование этнической идентичности 14
1.3 Факторы и механизмы формирования этнической идентичности членов
межэтнических семей 21
2. Межэтнические семьи 27
2.1 Структурная обусловленность вступления в брак 27
2.2 Этнокультурная обусловленность межэтнического брака 33
2.3 Модели родительства в межэтнической семье и их влияние на
формирование идентичности детей 35
3. Исследование формирования идентичности у детей из этно-гетерогенных
семей 38
3.1 Программа и структура исследования 38
3.2 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Анкетный опрос) 44
3.3 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Интервью) 61
Заключение 74
Библиография 78
Приложение
Как известно, семья является первой ступенью в процессе социализации
ребѐнка и то, каким способом родители прививают этнокультурные и национальные ценности, имеет огромный вклад в формирование этнической идентичности у детей. Различная этническая принадлежность родителей может
внести определенные противоречия в формирование ребѐнком собственной
идентичности.
В современной России интерес к проблематике межнациональных браков и этнически-смешанных семей волнует умы не только политиков или
ученых, но и обычных людей, которые по воле судьбы оказались затронуты
политическими событиями, культурными конфликтами и гражданскими волнениями. Учитывая такое положение вещей, многие люди могут быть связаны с межэтническими процессами и отношениями как прямым, так и косвенным образом.
В особенности эта проблема может затрагивать детей, которые родились в смешанных браках, ведь зачастую таким людям сложно осознать свою
принадлежность и однозначно отнести себя к какой-либо группе, этнической,
национальной или религиозной. Более того, у большинства людей, рожденных в этих семьях, может возникнуть чувство внутреннего противоречия,
внутреннего конфликта на предмет собственной этнической идентичности.
Он может ощущать себя представителем как одной этнической группы одного или другого из родителей, так и может считать себя представителем одновременно обеих групп (биэтническая идентичность), или же представителем
нескольких этнических групп одновременно (полиэтническая идентичность).
Однако в то же время контраст или противоречие между идентичностями каждого из родителей может привести к тому, что ребенок будет обладать
«размытой» идентичностью, что может повлечь за собой ряд проблем, как
например синдром заниженной самооценки, в силу того, что ребѐнок не мо4
жет отнести себя ни к одной этнической группе, соответственно, он будет
считать себя «никем». Все эти вопросы непременно заставляют задуматься о
проблеме этнической идентичности детей, рожденных в этно-смешанных
семьях.
Этно-смешанные браки являются одной из форм межличностного общения мужчины и женщины, чьи отношения юридически закреплены на нормативно-правовом уровне. Исходя из этого положения, можно выделить несколько особенностей в области изучения этно-смешанного брака:
Супруги могут принадлежать к разным этническим общностям, со
своей культурой и традициями;
Супруги могут принадлежать к различным территориальногосударственным образованиям, из-за того, что относятся к различным этническим общностям (различное гражданство).
Можно выделить несколько основных моментов, составляющих в своей
совокупности актуальность тематики дипломного исследования, которые могут давать толчок для социологических исследований:
Во-первых, это описание основных факторов, которые имеют
влияние на образование этносмешанных браков;
Во-вторых, это выявление взаимосвязи роста численности межнациональных союзов на территории России с такими важными этносоциальными процессами как миграция, ассимиляция этнических общностей
и интеграция этносов.
В-третьих, это выявление влияния некоторых факторов (таких
как: тип расселения, интенсивность миграции, культурные обычаи и традиции, религиозная принадлежность, социально-психологические характеристики взаимодействия этнических групп, языковая принадлежность, политическая ситуация) на положение этно-смешанных семей в современной России.
Подводя итоги можно обозначить, что объектом интереса выпускной квалификационной работы был механизм формирования этнической идентичности
у детей из этно-гетерогенных семей. Тема является очень интересной, однако,
недостаточно изученной в современной социальной антропологии и социологии.
В первой главе была представлена теоретическая рамка исследования,
описывался специфический междисциплинарный подход к формированию
идентичности детей из этно-гетерогенных семей. Мы рассмотрели данный феномен с точки зрения трѐх подходов: примордиалистского, конструктивистского и инструменталистского.
Во второй главе были описаны мотивы вступления в межэтнический
брак. Также особое внимание данной главы было уделено специфике родительства в межэтнической семье и еѐ влияние на формирование этнической идентичности детей. В данной главе мы рассмотрели три модели родительства:
патриархальная, детоцентристская, супружеская.
В третьей главе были проанализированы результаты эмпирического исследования и сформулированы основные выводы. В качестве основного метода
выполнения эмпирической верификации исследования был проведѐн прямой
анкетный опрос. В качестве дополнительного метода исследования использовались глубинные полуструктурированные интервью.
В рамках дипломного исследования было проведено в общей сложности
8 полуформализованных интервью с дальнейшим анализом получившегося
нарратива и опрос посредством анкетирования (68 опрошенных), с последующим вводом данных и анализом получившихся результатов.
Основная гипотеза настоящего исследования заключалась в
предположении, что этническая идентичность детей из этно-смешанных семей
носит биэтнический характер, что обусловлено влиянием двух культур:75
национальной культурой отца и национальной культурой матери (наряду с
другими факторами) и накладывает свой отпечаток на этническую
идентичность.
Хотелось бы отметить несколько основных проблем, с которыми я
столкнулась в ходе проведения данного исследования. Во-первых, это
недостаточность теоретического материала на предмет идентичности детей из
межэтнических семей. Большое количество информации по поводу этнической
идентичности людей в психологии, но в социологии количество теорий
ограничено. Во-вторых, достаточно значимой проблемой был дефицит
эмпирических исследований, на которые можно было бы опереться. И, втретьих очень большой проблемой оказался поиск респондентов. Количество
информантов используемых в данном исследовании позволяет сделать только
поверхностные выводы и предположения . Для более глубинного и детального
изучения и четких, аргументированных выводов по данной проблематике
требуется гораздо большее количество респондентов.
Если обратиться к самой работе и постараться еѐ обобщить, то следует
отметить тот факт, что эмпирический материал, в большинстве своѐм,
подтверждает теоретические положения. В результате изучения был получен
материал, анализ которого позволяет заключить, что этническая идентичность
ребѐнка, рождѐнного в межнациональной семье, является сложной и
неоднозначной, но «политика» воспитания играет важную роль в процессе
конструирования ребѐнком своей собственной идентичности.
В ходе анализа были полученные следующие результаты, напрямую
влияющие на формирование этнической идентичности детей из этногетерогенных семей:
На осознание детьми своей этнической принадлежности достаточно
сильно влияет факт нахождения в полиэтнической или
моноэтнической среде;
Этническая идентичность детей в смешанном браке носит76
амбивалентную направленность;
Общение детей с родителями носит билингвальный характер;
Биэтническая идентичность у детей встречается в 31.2% случаев;
Касательно этнической и культурной идентичности выясняется , что
в культурной модели семейного взаимодействия на уровне детско–
родительских отношений – большее влияние оказывают установки
обоих родителей;
Степень формирования этнической идентичности обусловлена
моделью родительства в межэтнической семье;
Преимущественно в смешанных семьях встречается
«детоцентристская» модель родительства;
У детей из межнациональных семей доминирует моноэтническая
идентичность, которая в большинстве случаев выбирается по отцу;
Дети из межэтнических браков отличаются высокой этнической
толерантностью.
Дети из межнациональных семей наибольшее значение придают
гендерной характеристике , на втором месте конфессиональная
принадлежность, на третьем –национальная.
Хочется отметить , что реальная этническая самоидентификация далеко
не всегда совпадает с записью «в паспорте», однако этот факт говорит скорее о
стабильности реальных межэтнических брачных границ, потому что часть мононациональных браков «по паспорту» в реальности оказываются национально-смешанными.
1. Антонов А.И Социология семьи: учебник. / -2-е изд., испр. - М.;ИНФРА- М, 2010. - 636 с.
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,: Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
3. Багарян Р. А. Социально-психологические условия устойчивости межэт-нического брака: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. Тамбов , 2009. - 24 с.
4. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001. - 326с.
5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал // Со-циологические исследования, 2014. №9. С.85-97
6. Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2011. - с. 118-127
7. Безрукова О.Н. Самойлова В.А. Семейная политика на муниципальном уровне // Власть. 2013. № 11. С. 138-144
8. Безрукова О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Опубликовано в: Проблемы народона-селения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов. // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2010, с. 159-167.
9. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М; 1998 С. 48-67.
10. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современ¬ность: Монография / - М.: Наука, 1987. - 336 с.
11. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. - Минск: Право и экономика, 2014. - 444 с.
12. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР, 1991. - 381 с.
13. Гидденс Э. Социология// Родство, брак и семья [Электронный ресурс]
URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php
(Дата обращения 18.12.2016).
14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ Санкт- Петербург, 1998. - 270 с.
15. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 1994. - 136 с.
16. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
17. Горкин А.П. / Социальная энциклопедия /. М.: Большая рос. энцикл.,
2000. - 438 с.
18. Делова Л. А. Социокультурные факторы межэтнической брачности: Ав- тореф. Дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2001. - с. 11
19. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этниче¬ской идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86
20. Жирнова Г.В. Брак свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М.1980. - 149 с.
21. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. - СПб.; 2005. С. 32-48.
22. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социо-логические исследования № 7, 1997. С. 70-80
23. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском про-странстве / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.
24. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс, 1986. - 136 с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. /М., Просвещение, 1989. - 256 с.
26. Крысько В.Г. Этническая психология / М.: Академия, 2004. - 320 с.
27. Лебедева К.М. «Синдром навязанной этичности» и способы его преодо-ления // Этническая психология и общество. / М.: Старый сад, 1997, С. 104-115.
28. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического са-мосознания у детей в работах зарубежных ученых. /Советская этнография, № 5, 1973. С. 123-131
29. Макарова И. А. Межэтнический брак: концептуализация понятия [Элек-тронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 27.04.2017).
30. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., Изд-во Дрофа, 1998. - 116 с.
31. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика - М.: №3, 2004 - С. 12-22.
32. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.
33. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. посо¬бие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.
34. Платонов, Ю.П. Этническая психология / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь,
2001. - 320 с.
35. Почебут Л.Г. Социальная психология. Питер. Спб.2010.
[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskiy-brak- kontseptualizatsiya-ponyatiya (Дата обращения: 27.04.2017).
36. Сафонов А.Л., Орлов А.Д./ Нация и этнос: разграничение понятий в контек-сте глобализации. Ж. Вестник Бурятского государственного университета. № 6. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/nZnatsiya-i-etnos- razgranichenie-ponyatiy-v-kontekste-globalizatsii (Дата обращения: 16.05.2017)
36. Сизоненко, З. Л. Межнациональная семья на современном этапе развития общества: (на материалах Республики Башкортостан) : дис. канд. социол. наук / Уфа, 1999. - 156 с.
37. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений/ Курс лекций., Изд-во АНО «ИНН». 2008. - 130 с.
38. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб.. 1999. - 203 с.
39. Сикевич З.В. Этнические парадоксы глобального общества. Прага. 2014. - 154 с.
40. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ. 1996. - 183 с.
41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. 1998. - 389 с.
42. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология; М.: Институт психологии РАН. «Ака-демический проект». 1999. - 320 с.