Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды правового обычая как источника права………………..5
1.1. Понятие и сущность правового обычая…5
1.2. Виды и подвиды правового обычая…8
Глава 2. Правовой обычай как источник традиционного и религиозного права…15
2.1. Правовой обычай как источник традиционного права……………………...15
2.2. Правовой обычай как источник религиозного права……………………..…20
Заключение……………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы……26
Если анализировать вопросы, связанные с определением роли правового обычая в системе источников права, в первую очередь важно отметить, что понимание источников права остаётся предметом противоречий в отраслевых юридических науках и теории права. Под источником права, согласно теоретической науке, понимается форма выражения государственной воли. Это форма, которая содержит в себе правовое решение государства. С помощью неё право обретает свойственные ему неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д. Этому понятию источника свойственно значение ёмкости, заключающей в себе юридические нормы.
Правовой обычай – первый исторический источник права. Он является одной из интереснейших и малоизученных проблем не только в рамках общей теории права, но и в рамках отраслевых юридических наук. В системе источников права правовой обычай имел место, которое было разным в разные эпохи. Он являлся основой в процессе становления ряда правовых систем, а в современности государства с этой формой права встречаются довольно редко. Отношение к правовому обычаю меняется каждый раз, когда повышается или понижается напряжение между сложившейся практикой отношений и действующим писаным правом. Кроме причин, имеющих экономический характер, непостоянство в точке зрения на обычное право также вызывается идеологическими причинами, которые в большинстве случаев не дают более ясно воспринимать точную картину изменений, происходящих в структуре права.
Объектом исследования является правовой обычай как форма права.
Предметом исследования являются правила поведения, которые сложились с течением времени в традиционном и религиозном праве вследствие их многократного применения.
Цель курсовой работы: изучение сущности, видов и подвидов правового обычая и исследование его влияния на формирование традиционного и религиозного права.
Указанная цель определила постановку следующих задач:
1. Определить понятие, сущность, виды и подвиды правового обычая;
2. Изучить правовой обычай как источник религиозного права;
3. Охарактеризовать правовой обычай как источник традиционного права;
4. Выделить современные правовые семьи традиционного и религиозного права.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: как общенаучные (антропологический, диалектический, аксиологический, структурно-функциональный и системный), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой и метод анализа юридических текстов).
Вопросы реализации функций государства и анализа глобальных проблем современного общества рассмотрены в работах: Трофимова Я. В., Сергеевой Т. В., Краснова С. Ю., Артамоновой Г. К., Райхановой К.К., Маловой О. В., Захаровой М. В., Васильева А. М., Рыбакова В. А. и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, важно отметить, что были рассмотрены сущность и отличительные особенности правового обычая как источника права, как с общетеоретической точки зрения, так и с практики религиозного и традиционного права. Выполнив работу, можно сделать следующие выводы. Во-первых, правовой обычай – это исторически сложившаяся первая форма права, присутствующая в разной степени во всех правовых системах современного мира. Теоретики выделяют пять отличительных особенностей правового обычая как источника права: длительный период существования, формальная определенность, устный характер, санкционирование государством, локальный характер по территориальному и религиозному признакам. По причине разнообразия правовых обычаев и отсутствия кодифицированной письменной фиксации, обычаи разделяют на виды и подвиды по различным классификациям. Это облегчает понимание их сути и значения в различных современных правовых системах. Во-вторых, были рассмотрены на примере мусульманского и индусского права характерные особенности правового обычая в религиозном праве. Особенности правового обычая в данной ситуации определяются его тесной связью с религией и соответствующими божественными велениями. Среди особенностей выделяется верховенство обычая над законами, отсутствие прямой связи с конкретным государством, письменная фиксация, использование через толкование религиозными деятелями специфического механизма применения к современным отношениям. Эти обычаи распространяются на верующих конкретной религии и не зависят от места их нахождения. В-третьих, была рассмотрена характерная особенность правового обычая в традиционном праве. Правовой обычай, как и в религиозном праве, обладает верховенством культовых установлений и непререкаемостью авторитета. К отличительным особенностям правового обычая относятся его малая гибкость, включение в себя элементов сверхъестественного и действие по территориальному признаку. Для судебной практики они играют малую роль, так как она не востребована в традиционном праве. Роль закона в традиционном праве связана с предупреждением и пресечением преступного поведения, направленного против общества, или с необходимостью взаимодействовать со странами и институтами других правовых систем для регулирования взаимоотношений.
1. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)// Интернет-ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/ (Дата обращения: 24.11.2023)
2. Конституция Индии 1950 года// Интернет-ресурс: https://worldconstitutions.ru/?p=28 (Дата обращения: 24.11.2023)
Монографии (книги), учебники, учебные пособия:
1. Лукьянов, С.А. Теория государства и права: учебное пособие / С.А. Лукьянов, И.А. Тарасова. – М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. – С. 59.
2. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М.: 2007. – С. 281
3. Муравский В.А. Роль индивидуальных норм в образовании актуального права. Екатеринбург. 2002. – С. 300