Введение 3
Глава I. Круизный туризм: понятие и специфика арктического круизного туризма 6
1.1 Определение и классификация круизного туризма 6
1.2 Круизный туризм в российских арктических водах 9
Глава II. Историко-географическое освоение Северного морского пути, Русской Арктики .. 15
2.1 Освоение Арктического региона с древнейших времен до Петра I 16
2.2 Освоение Северного морского пути в XVIII - начале XX века 23
2.3 Развитие Северного морского пути в Советское время 28
2.4. Современный период освоения Северного морского пути 31
Глава III. Характеристика Северного морского пути как туристского маршрута 33
3.1 Особенности природы Арктического региона 33
3.2 Особо охраняемые природные территории Арктики как база для развития круизного
туризма 43
3.3 Историко-культурное наследие Арктики 50
3.4 Опорные населенные пункты Русской Арктики 54
3.5 Характеристика существующих маршрутов по Северному морскому пути 57
Глава IV. Круизный туризм в Мурманской области 64
4.1 Круизные предложения на территории Мурманской области 64
4.2 Условия навигации и биоклимат в регионе Баренцева и Белого морей 66
4.3 Опорные пункты для организации круизных маршрутов в Мурманской области 67
4.4 Особо охраняемые природные территории прибрежной зоны Мурманской области .... 68
4.5 Историко-культурное наследие Мурманской области 70
4.6 Проект диверсификационного круизного тура по Мурманской области 72
Заключение 75
Список источников 77
Приложение А Дополнение к главе I 85
Приложение Б Дополнение к главе III 87
Приложение В Проект тура «Знакомство с Арктикой» 107
На сегодняшний день во всем мире все большее внимание уделяется развитию и освоению Арктического региона. Помимо того, что арктическая зона богата различными полезными ископаемыми (на российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь газ [45, c.232]), она также имеет огромный потенциал для развития арктического туризма. Российской Федерации принадлежит самая большая часть арктических территорий (около трети всей площади шельфа Арктики) - обширные просторы тундр и лесотундр; острова с арктическими пустынями и полупустынями; горы, реки, озера. Также на данной территории проживают представители 30 различных коренных северных народов, что дает почву для этнокультурного туризма. Что касается биоразнообразия региона, то здесь обитают почти все виды млекопитающих Арктики: белые медведи, гренландские киты, нарвалы, белухи, моржи, нерпы и около миллиона диких северных оленей. Несмотря на суровые климатические условия, здесь произрастает порядка 1 тыс. видов растений [10, с.7].
Одной из самых главных аттрактивностей (от лат. attrahere - «привлекать») арктического региона является его относительная нетронутость и труднодоступность. Знакомство с регионом возможно посредством использования воздушных или морских судов. Одним из самых популярных туристических направлений по праву считается Северный полюс. Данные круизы из России совершает атомные ледокольные суда «50 лет Победы» и «Ямал». Помимо маршрута на Северный полюс не менее привлекательным, но менее освоенным туристом является Северный морской путь (Северо-восточный морской проход) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий вдоль всего северного побережья России. Законодательством РФ путь определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике» [45, c.25] (Рисунок А.1.). По мнению британского издания «Wanderlust», этот маршрут входит в топ-20 самых интересных круизных маршрутов мира [76]. Несмотря на высокую стоимость участия в данном путешествии, количество желающих с каждым годом становится все больше. Более того, если раньше этот регион в основном посещали иностранные граждане, то на сегодняшний день доля российских путешественников растет. В 2019 году началась разработка проектов специальных круизных судов ледового класса, предназначенных для плавания в арктических морях. Согласно словам Вице-президента «Объединенной судостроительной корпорации» Дмитрия Колодяжного, в ближайшем будущем России могут потребоваться десятки ледокольных судов для туристов, и в перспективе наша страна может получать от этого вида туризма около пяти миллиардов долларов в год [33]. Но также стоит понимать, что природные экологические системы этой зоны крайне хрупки и уязвимы. Даже незначительное антропогенное воздействие наносит им ощутимый вред [70]. Поэтому необходимо уделять особое внимание охране региона.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является анализ перспектив развития круизного туризма в арктических водах. Объект исследования - Арктический регион РФ. Цель данного исследования заключается в выявлении перспектив развития круизного туризма в регионе, а также основных проблем, мешающих его продвижению. Помимо этого, необходимо проанализировать возможность улучшения прибрежной инфраструктуры посредством курсирования круизных судов, а также развитие полярного региона в целом. Достижение цели реализуется через решение ряда задач: рассмотрения истории освоения Северного морского пути; анализа природных особенностей и культурно-исторического наследия Арктики; анализа береговой инфраструктуры и действующих арктических маршрутов; создания авторского маршрута по Север-ному морскому пути. Исследования особенностей и характера развития круизного туризма в Арктическом регионе Российской Федерации проведено на основе анализа и синтеза данных литературных источников, ресурсов Интернета, данных статистики и картографических материалов.
Таким образом, туристский потенциал Арктической зоны представлен природным разнообразием и богатством историко-культурного наследия. Эти ресурсы способны диверсифицировать круизные туры и расширить целевые группы туристов. Кроме этого туристов привлекает нетронутость и ненарушенность природных комплексов. Актуальность данного исследования также обуславливается постепенно возрастающим интересом, как и отечественных, так и иностранных туристов к посещению данного региона. Наиболее благоприятным сезоном для посещения арктических отдаленных дестинаций является июль-сентябрь.
В процессе изучения темы был выявлен ряд проблем, мешающих современному развитию круизного туризма в Арктическом регионе, которые связаны:
1) высокой стоимостью круизных арктических туров;
2) малым количеством круизных судов арктического класса отечественного производства;
3) слабо развития туристическая инфраструктура опорных пунктов Северного морского пути;
4) слабым туристическим брендом России как арктической страны;
5) отсутствием четкого правового регламента для круизных судов;
6) высокими портовыми пошлинами для иностранных судов;
7) сложностью оформления российской визы для иностранных граждан.
Рекомендации по развитию данного вида туризма в регионе связаны с увеличением производства отечественных арктических круизных судов, разработкой «доступных» маршрутов с точки зрения цены, ориентированных на материковую часть Российской Арктики. Нужно разработать специальный правовой регламент для круизных судов, с целью безопасной прокладки маршрутов и определения разрешенных зон высадки туристов. Помимо вышеперечисленного, необходимо оценить угрозы негативного антропогенного воздействия на ландшафты Арктики и выработать предельно допустимые нагрузки для тех зон, где предполагается высадка туристов. В качестве практического вклада был разработан авторский бюджетный круизный маршрут вдоль берегов Кольского полу-острова «Знакомство с Арктикой».
Подводя итог, можно сказать, что круизный туризм, при его грамотной организации и устранении существующих проблем для его развития, способен повысить интерес к русской Арктике со стороны российских и иностранных туристов, что в дальнейшем будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию этой территории.
1) Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МК МАРПОЛ-73/78), Книги I и II. СПб.: АО "ЦНИИМФ", 2017, 824 с.
2) О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 2 мая 2014 г. № 287 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. № 18. Ст. 2136 (с изм. и доп. на 13.05.2019 г.)
3) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 21 апреля 2015 г. №366 // Министерство экономического развития Российской Федерации, 2015. № 18. Ст. 2207. С. 6572 - 6616 (с изм. и доп. на 05.06.2019)
4) Резолюция MSC.385(94) Международной морской организации «Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах.», 2014.
Книги и статьи
5) Аганбегян А. Г. Освоение природных богатств Арктической зоны СССР // Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии, 1984. Вып. 2, № 9. С. 9-10
6) Алисов Б.П. Климат СССР. М.: Издательство МГУ, 1956 г. с. 31
7) Арикайнен А.И. Транспортная артерия Советской Арктики. М.: Наука, 1984. 192 с.
8) Бабкин А.В., Специальные виды туризма: учеб. Пособие. М.: Советский спорт, 2008, с. 136 - 141
9) Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 году // Эпоха науки, 2018. № 14. С. 107 - 111
10) Беликов С.Е. Атлас биологического разнообразия морей и побережий российской Арктики. М.: WWF России, 2011. - С.7
11) Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века. М.: Морской транспорт, 1956. С. 21-22
12) Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1933— 1945 гг. М.: Морской транспорт, 1969. 616 с.
13) Белов М. И. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. М.: Морской транспорт, 1959. 510 с.
14) Белов М.И. Подвиг Семена Дежнева. М.: Мысль, 1973. 224 с.
15) Бертош А.А., Коршунов Э.Л., Прокопчук П.Н. Взаимодействие музеев,
научно-исследовательских организаций и архивов по сохранению памяти о Великой Отечественной войне в Заполярье (на примере изучения оборонительного рубежа советских войск на хребте Муста-Тунтури) // Полярные чтения на ледоколе «Красин», 2017. М.: Издательство
«Паулсен», 2018. С. 37-60.
16) Боярский П.В., Ельчанинов А.И., Культурное, духовное и природное наследие в национальном атласе Арктики. М.: Роскартография, 2017 С. 4
17) Вестник путей сообщения. 1905, № 35. 535 с.
18) Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. Очерки по истории исследования. СПб.: Альфарет, 2018. 578 с.
19) Виноградова В.В. Природно-климатические и биоклиматические условия жизни населения Мурманской области// Известия Российской академии наук. Серия географическая, М.: Наука, 2015 с. 90-99
20) Втюрин Б. И., Втюрина Е. А. Принципы классификации литокриогенных процессов и явлений // Геоморфология, 1980. № 3. С. 13-22.
21) Гаврило М. В., Ермолов Е. О. Историко-культурное наследие
национального парка «Русская Арктика» и федерального
заказника «Земля Франца-Иосифа»: природные и антропогенные факторы, угрожающие его сохранению // Современная наука:
актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 1-2. С. 18-21.
22) Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Под ред. С. Н. Валка. М. - Л., 1949, с. 9
23) Диков Н.Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. М.: Наука, 1971. с.42
24) Жаркова М. Сохранение и развитие народных промыслов и ремесел на Таймыре // Живая Арктика. Мир коренных народов. 2017, №34. с. 20
25) Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 320 с.
26) Кандиба Б. Н. Русское портостроительство в период войны 1914-1918 гг. Л.: 1924, с.. 101
27) Красовская Т. М. Природопользование Севера России. М.: Издательство
ЛКИ, 2008. 272 с.
28) Курбенков В.А. Развитие нормативно-правовой базы в области
регулирования судоходства по Северному морскому пути. Владивосток: «Морской государственный университет им. Г.И. Невельского», 2016 г. С. 20-27
29) Ламин В.А Траектории проектов в высоких широтах. Новосибирск: Наука, 2011. 380 с.
30) Лерберг А.Х Исследования, служащие к объяснению древней русской истории. СПб., 1819 с.45
31) Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1846 г.: 392 стр.
32) Лукин Ю.Ф. Туризм в Арктике: концептуальные подходы, ресурсы регионов // Арктический туризм в России / Отв. ред. Ю.Ф. Лукин, сост. Н.К. Харлампьева. САФУ — СПбГУ. Архангельск: САФУ, 2016. С. 58¬87.
33) Михайлов А. Льды вместо пальм. В России построят суда арктических круизов // Российская газета - Экономика Северо-Запада, 2019. №125. С. 12
34) Морозов, А. Ломоносов и моря Русского Севера: к 185-летию со дня рождения М. В. Ломоносова // Север, 1950. № 12. С. 187-240
35) Норденшельд А.Э. Вокруг Азии и Европы: путешествие на корабле «Вега» 1878-1880. Берлин: И. С. Ефрон, 1923. - с. 173
36) Окладников А.П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии. Новосибирск: Наука, 2003. с. 20
37) Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия России. Ч. II. Моря российской части Арктики и Дальнего Востока. М.: Институт Наследия, 2018. С. 187
38) Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. М.: Морской транспорт, 1962. 766 с.
39) Присяжная А. А., Круглова С. А., Хрисанов В. Р., Снакин В. В. Территориальная охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика: экология и экономика, 2019. № 1 (33). С. 61-70
40) Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917¬1967): Т. 2: 1933-1940. М.: 1967, с. 481-486
41) Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. ак. А.И. Татарникова. СПб.: Нестор - История, 2014. 844 с.
42) Севастьянов Д.В. Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России //Арктика и Север, 2018, №30, С.23-39
43) Селин В.С., Васильев В.В., Широкова Л.Н. Российская Арктика: география, экономика, районирование. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. с 7.
44) Стишов М.С. Особо охраняемые природные территории Российской Арктики: современное состояние и перспективы развития, М.: WWF, 2018 с. 39
45) Татаркин, А.И. Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации/Спб: Нестор-История, 2014. С. 232.
46) Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). Под ред. и с предисл. К.Н. Сербиной. М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. 128 с.
47) Федоров В.П. Россия: арктический ресурс // Аналитические записки Института Европы РАН. 2018. № 1 (№ 97). С. 1-6.
48) Фехнер М.В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке. М., 1952 с. 84
49) Шаскольский И. П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV в. М.: Наука, 1987 с. 33
50) Шмидт О.Ю. Избранные труды. Географические работы. М.: АН СССР, 1960. 213 с.
51) Bystrowska M. and Dawson J. Making places: the role of Arctic cruise operators in ‘creating’ tourism destinations // Journal Polar Geography 2017, Issue 3. pp. 4
52) Giovany C., Fauryb O., Ramadanc M. The emerging cruise shipping industry in the arctic: Institutional pressures and institutional voids // Annals of Tourism Research 2020, Issue 80, pp. 68-80
53) Sevastyanov D., Korostelev E., Shitova L. Recreational Nature Management and Arctic Tourism as a New Trend towards Strategy of Sustainable Development of the Arctic Countries // ECOLOGY, ENVIRONMENT AND CONSERVATION 2017, Issue 23( 4), pp.480-487
54) Tetu, P-L. and F. Lasserre. Expansion of cruise tourism in the Canadian Arctic: analysis of potential and actual activities of cruise ship operators. // Cambridge University Press, 2013 pp. 2
Ресурсы сети Интернет
55) Анализ нынешнего положения изолированных систем энергоснабжения с
высокими затратами на энергию [Электронный ресурс] // URL: http://www.cenef.ru/file/Discussion_paper1.pdf (дата обращения
08.03.2020)
56) Арктика [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия
URL: https://bigenc.ru/geography/text/3452274(дата обращения:
23.05.2020)
57) «В России к 2035 году будет 13 тяжелых ледоколов» [Электронный
ресурс] // «Интерфакс. Агенство военных новостей».
URL: https: //www. militarynews .ru/story.asp?rid= 1 &nid=505774&lang=RU (дата обращения: 08.03.2020)
58) Доклад Международной ассоциации круизных линий на 2019 год» [Электронный ресурс] // URL: https://cruising.org/(дата обращения: 22.04.2020)
59) Интерактивная карта традиционного проживания коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL:
https://www.arcgis.com/apps/Cascade/index.htmPappidM0da663676144f3e9 100eebe703f7503
60) Историко-культурное наследие государственного природного
заповедника «Ненецкий» [Электронный ресурс] // Государственный заповедник «Ненецкий». URL:
http://www.nenetz.ru/index.php/info/dostoprim (дата обращения:
18.02.2020)
61) «Круиз на Северный полюс на атомном ледоколе» [Электронный ресурс]
// EXPEDITION CRUISES CLUB. URL: https://expedition-
cruises.club/north-pole-2020 (дата обращения: 15.02.2020)
62) Материалы исследования портала ТурСтат «Тенденции развития круизного туризма в России на 2018 год» [Электронный ресурс] // URL:http://turstat.com/cruisesrussia2018(дата обращения: 14.04.2020)
63) Материалы расширенного заседания комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Отчет о состоянии почтового обслуживания в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях и перспективах развития на 2015 год [Электронный ресурс] // URL: http://council.gov.ru/media/files/41d44f24433dd05bd1f6.pdf- (дата обращения: 20.02.2020)
64) Мурманск включен в перечень городов с безвизовым посещением в
течение 72-ух часов [Электронный ресурс] // ФГУП «Росатомфлот». URL:http://www.rosatomflot.ru/press-centr/novosti-predpriyatiya (дата
обращения: 18.04.2020)
65) «Назначение «Росатома» инфраструктурным оператором Северного морского пути» [Электронный ресурс] // «Коммерсант». URL:https://www.kommersant.ru/doc/3844260статья (дата обращения: 08.03.2020)
66) «Обустройство этнопарка "Таймыр Моу" завершено» [Электронный
ресурс] //«Таймыр Телеграф»
URL: http: //www.ttelegraf.ru/news/obustroj stvo -j etnoparka-taj myr-mou- zaversheno (дата обращения: 18.02.2020)
67) Официальный сайт государственного природного заповедника «Большой Арктический» [Электронный ресурс] // URL: http://www.bigarctic.ru/(дата обращения: 18.02.2020)
68) Перечень объектов культурного наследия, включенных в Единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 2019 год [Электронный ресурс] // Министерство культуры Мурманской области URL: https://culture.gov-murman.ru/napravleniya-deyatelnosti/okhrana-
obektov-kulturnogo-naslediya/objects_for_reestr/ (дата обращения:
14.04.2020)
69) Проект правительства Мурманской области по развитию пассажирской
инфраструктуры морского транспорта «Арктическая гавань» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области. URL:https://mintrans.gov-
murman.ru/files/Arctic-harbor-2014.pdf (дата обращения: 14.04.2020)
70) Росконгресс: «Арктика отличается повышенной уязвимостью»
[Электронный ресурс] // URL:http://pro-arctic.ru/20/03/2017/expert/25694(дата обращения: 12.04.2020)
71) «Россияне выходят в лидеры по динамике роста среди круизных туристов» [Электронный ресурс] // «Известия». URL: https://iz.ru/896305/2019-07-05/rossiiane-vykhodiat-v-lidery-po-dinamike- rosta-sredi-kruiznykh-turistov(дата обращения: 22.04.2020)
72) Северный морской путь. Легендарный тур в Арктику. [Электронный ресурс] // Официальный сайт туристической компании «RussiaDiscovery» URL: https://www.russiadiscovery.ru/tours/severnyy-morskoy-put-s-vostoka- na-zapad/(дата обращения 25.05.2020)
73) Статистика посещений национального парка «Берингия» [Электронный ресурс] // Национальный парк «Берингия» URL:http://park- beringia.ru/eco/tourizm/(дата обращения 18.02.2020)
74) Статистика посещений национального парка «Русская Арктика» [Электронный ресурс] // Национальный парк «Русская Арктика». URL: http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics(дата обращения: 18.02.2020)
75) «Турпоток в Мурманскую область по итогам 2019 года достигнет 480 тысяч человек» [Электронный ресурс] // «Интерфакс». URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/63854/(дата обращения: 16.03.2020)
76) From Arctic Russia to South America: The top 20 adventure cruises in the
world [Электронный ресурс]// «Wanderlust».
URL: https://www.wanderlust.co.uk/content/best-adventure-cruises-in-world/(дата обращения: 02.03.2020)