Круизный туризм как драйвер развития Русской Арктики
|
Введение 3
Глава I. Круизный туризм: понятие и специфика арктического круизного туризма 6
1.1 Определение и классификация круизного туризма 6
1.2 Круизный туризм в российских арктических водах 9
Глава II. Историко-географическое освоение Северного морского пути, Русской Арктики .. 15
2.1 Освоение Арктического региона с древнейших времен до Петра I 16
2.2 Освоение Северного морского пути в XVIII - начале XX века 23
2.3 Развитие Северного морского пути в Советское время 28
2.4. Современный период освоения Северного морского пути 31
Глава III. Характеристика Северного морского пути как туристского маршрута 33
3.1 Особенности природы Арктического региона 33
3.2 Особо охраняемые природные территории Арктики как база для развития круизного
туризма 43
3.3 Историко-культурное наследие Арктики 50
3.4 Опорные населенные пункты Русской Арктики 54
3.5 Характеристика существующих маршрутов по Северному морскому пути 57
Глава IV. Круизный туризм в Мурманской области 64
4.1 Круизные предложения на территории Мурманской области 64
4.2 Условия навигации и биоклимат в регионе Баренцева и Белого морей 66
4.3 Опорные пункты для организации круизных маршрутов в Мурманской области 67
4.4 Особо охраняемые природные территории прибрежной зоны Мурманской области .... 68
4.5 Историко-культурное наследие Мурманской области 70
4.6 Проект диверсификационного круизного тура по Мурманской области 72
Заключение 75
Список источников 77
Приложение А Дополнение к главе I 85
Приложение Б Дополнение к главе III 87
Приложение В Проект тура «Знакомство с Арктикой» 107
Глава I. Круизный туризм: понятие и специфика арктического круизного туризма 6
1.1 Определение и классификация круизного туризма 6
1.2 Круизный туризм в российских арктических водах 9
Глава II. Историко-географическое освоение Северного морского пути, Русской Арктики .. 15
2.1 Освоение Арктического региона с древнейших времен до Петра I 16
2.2 Освоение Северного морского пути в XVIII - начале XX века 23
2.3 Развитие Северного морского пути в Советское время 28
2.4. Современный период освоения Северного морского пути 31
Глава III. Характеристика Северного морского пути как туристского маршрута 33
3.1 Особенности природы Арктического региона 33
3.2 Особо охраняемые природные территории Арктики как база для развития круизного
туризма 43
3.3 Историко-культурное наследие Арктики 50
3.4 Опорные населенные пункты Русской Арктики 54
3.5 Характеристика существующих маршрутов по Северному морскому пути 57
Глава IV. Круизный туризм в Мурманской области 64
4.1 Круизные предложения на территории Мурманской области 64
4.2 Условия навигации и биоклимат в регионе Баренцева и Белого морей 66
4.3 Опорные пункты для организации круизных маршрутов в Мурманской области 67
4.4 Особо охраняемые природные территории прибрежной зоны Мурманской области .... 68
4.5 Историко-культурное наследие Мурманской области 70
4.6 Проект диверсификационного круизного тура по Мурманской области 72
Заключение 75
Список источников 77
Приложение А Дополнение к главе I 85
Приложение Б Дополнение к главе III 87
Приложение В Проект тура «Знакомство с Арктикой» 107
На сегодняшний день во всем мире все большее внимание уделяется развитию и освоению Арктического региона. Помимо того, что арктическая зона богата различными полезными ископаемыми (на российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь газ [45, c.232]), она также имеет огромный потенциал для развития арктического туризма. Российской Федерации принадлежит самая большая часть арктических территорий (около трети всей площади шельфа Арктики) - обширные просторы тундр и лесотундр; острова с арктическими пустынями и полупустынями; горы, реки, озера. Также на данной территории проживают представители 30 различных коренных северных народов, что дает почву для этнокультурного туризма. Что касается биоразнообразия региона, то здесь обитают почти все виды млекопитающих Арктики: белые медведи, гренландские киты, нарвалы, белухи, моржи, нерпы и около миллиона диких северных оленей. Несмотря на суровые климатические условия, здесь произрастает порядка 1 тыс. видов растений [10, с.7].
Одной из самых главных аттрактивностей (от лат. attrahere - «привлекать») арктического региона является его относительная нетронутость и труднодоступность. Знакомство с регионом возможно посредством использования воздушных или морских судов. Одним из самых популярных туристических направлений по праву считается Северный полюс. Данные круизы из России совершает атомные ледокольные суда «50 лет Победы» и «Ямал». Помимо маршрута на Северный полюс не менее привлекательным, но менее освоенным туристом является Северный морской путь (Северо-восточный морской проход) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий вдоль всего северного побережья России. Законодательством РФ путь определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике» [45, c.25] (Рисунок А.1.). По мнению британского издания «Wanderlust», этот маршрут входит в топ-20 самых интересных круизных маршрутов мира [76]. Несмотря на высокую стоимость участия в данном путешествии, количество желающих с каждым годом становится все больше. Более того, если раньше этот регион в основном посещали иностранные граждане, то на сегодняшний день доля российских путешественников растет. В 2019 году началась разработка проектов специальных круизных судов ледового класса, предназначенных для плавания в арктических морях. Согласно словам Вице-президента «Объединенной судостроительной корпорации» Дмитрия Колодяжного, в ближайшем будущем России могут потребоваться десятки ледокольных судов для туристов, и в перспективе наша страна может получать от этого вида туризма около пяти миллиардов долларов в год [33]. Но также стоит понимать, что природные экологические системы этой зоны крайне хрупки и уязвимы. Даже незначительное антропогенное воздействие наносит им ощутимый вред [70]. Поэтому необходимо уделять особое внимание охране региона.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является анализ перспектив развития круизного туризма в арктических водах. Объект исследования - Арктический регион РФ. Цель данного исследования заключается в выявлении перспектив развития круизного туризма в регионе, а также основных проблем, мешающих его продвижению. Помимо этого, необходимо проанализировать возможность улучшения прибрежной инфраструктуры посредством курсирования круизных судов, а также развитие полярного региона в целом. Достижение цели реализуется через решение ряда задач: рассмотрения истории освоения Северного морского пути; анализа природных особенностей и культурно-исторического наследия Арктики; анализа береговой инфраструктуры и действующих арктических маршрутов; создания авторского маршрута по Север-ному морскому пути. Исследования особенностей и характера развития круизного туризма в Арктическом регионе Российской Федерации проведено на основе анализа и синтеза данных литературных источников, ресурсов Интернета, данных статистики и картографических материалов.
Одной из самых главных аттрактивностей (от лат. attrahere - «привлекать») арктического региона является его относительная нетронутость и труднодоступность. Знакомство с регионом возможно посредством использования воздушных или морских судов. Одним из самых популярных туристических направлений по праву считается Северный полюс. Данные круизы из России совершает атомные ледокольные суда «50 лет Победы» и «Ямал». Помимо маршрута на Северный полюс не менее привлекательным, но менее освоенным туристом является Северный морской путь (Северо-восточный морской проход) - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходящий вдоль всего северного побережья России. Законодательством РФ путь определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике» [45, c.25] (Рисунок А.1.). По мнению британского издания «Wanderlust», этот маршрут входит в топ-20 самых интересных круизных маршрутов мира [76]. Несмотря на высокую стоимость участия в данном путешествии, количество желающих с каждым годом становится все больше. Более того, если раньше этот регион в основном посещали иностранные граждане, то на сегодняшний день доля российских путешественников растет. В 2019 году началась разработка проектов специальных круизных судов ледового класса, предназначенных для плавания в арктических морях. Согласно словам Вице-президента «Объединенной судостроительной корпорации» Дмитрия Колодяжного, в ближайшем будущем России могут потребоваться десятки ледокольных судов для туристов, и в перспективе наша страна может получать от этого вида туризма около пяти миллиардов долларов в год [33]. Но также стоит понимать, что природные экологические системы этой зоны крайне хрупки и уязвимы. Даже незначительное антропогенное воздействие наносит им ощутимый вред [70]. Поэтому необходимо уделять особое внимание охране региона.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является анализ перспектив развития круизного туризма в арктических водах. Объект исследования - Арктический регион РФ. Цель данного исследования заключается в выявлении перспектив развития круизного туризма в регионе, а также основных проблем, мешающих его продвижению. Помимо этого, необходимо проанализировать возможность улучшения прибрежной инфраструктуры посредством курсирования круизных судов, а также развитие полярного региона в целом. Достижение цели реализуется через решение ряда задач: рассмотрения истории освоения Северного морского пути; анализа природных особенностей и культурно-исторического наследия Арктики; анализа береговой инфраструктуры и действующих арктических маршрутов; создания авторского маршрута по Север-ному морскому пути. Исследования особенностей и характера развития круизного туризма в Арктическом регионе Российской Федерации проведено на основе анализа и синтеза данных литературных источников, ресурсов Интернета, данных статистики и картографических материалов.
Таким образом, туристский потенциал Арктической зоны представлен природным разнообразием и богатством историко-культурного наследия. Эти ресурсы способны диверсифицировать круизные туры и расширить целевые группы туристов. Кроме этого туристов привлекает нетронутость и ненарушенность природных комплексов. Актуальность данного исследования также обуславливается постепенно возрастающим интересом, как и отечественных, так и иностранных туристов к посещению данного региона. Наиболее благоприятным сезоном для посещения арктических отдаленных дестинаций является июль-сентябрь.
В процессе изучения темы был выявлен ряд проблем, мешающих современному развитию круизного туризма в Арктическом регионе, которые связаны:
1) высокой стоимостью круизных арктических туров;
2) малым количеством круизных судов арктического класса отечественного производства;
3) слабо развития туристическая инфраструктура опорных пунктов Северного морского пути;
4) слабым туристическим брендом России как арктической страны;
5) отсутствием четкого правового регламента для круизных судов;
6) высокими портовыми пошлинами для иностранных судов;
7) сложностью оформления российской визы для иностранных граждан.
Рекомендации по развитию данного вида туризма в регионе связаны с увеличением производства отечественных арктических круизных судов, разработкой «доступных» маршрутов с точки зрения цены, ориентированных на материковую часть Российской Арктики. Нужно разработать специальный правовой регламент для круизных судов, с целью безопасной прокладки маршрутов и определения разрешенных зон высадки туристов. Помимо вышеперечисленного, необходимо оценить угрозы негативного антропогенного воздействия на ландшафты Арктики и выработать предельно допустимые нагрузки для тех зон, где предполагается высадка туристов. В качестве практического вклада был разработан авторский бюджетный круизный маршрут вдоль берегов Кольского полу-острова «Знакомство с Арктикой».
Подводя итог, можно сказать, что круизный туризм, при его грамотной организации и устранении существующих проблем для его развития, способен повысить интерес к русской Арктике со стороны российских и иностранных туристов, что в дальнейшем будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию этой территории.
В процессе изучения темы был выявлен ряд проблем, мешающих современному развитию круизного туризма в Арктическом регионе, которые связаны:
1) высокой стоимостью круизных арктических туров;
2) малым количеством круизных судов арктического класса отечественного производства;
3) слабо развития туристическая инфраструктура опорных пунктов Северного морского пути;
4) слабым туристическим брендом России как арктической страны;
5) отсутствием четкого правового регламента для круизных судов;
6) высокими портовыми пошлинами для иностранных судов;
7) сложностью оформления российской визы для иностранных граждан.
Рекомендации по развитию данного вида туризма в регионе связаны с увеличением производства отечественных арктических круизных судов, разработкой «доступных» маршрутов с точки зрения цены, ориентированных на материковую часть Российской Арктики. Нужно разработать специальный правовой регламент для круизных судов, с целью безопасной прокладки маршрутов и определения разрешенных зон высадки туристов. Помимо вышеперечисленного, необходимо оценить угрозы негативного антропогенного воздействия на ландшафты Арктики и выработать предельно допустимые нагрузки для тех зон, где предполагается высадка туристов. В качестве практического вклада был разработан авторский бюджетный круизный маршрут вдоль берегов Кольского полу-острова «Знакомство с Арктикой».
Подводя итог, можно сказать, что круизный туризм, при его грамотной организации и устранении существующих проблем для его развития, способен повысить интерес к русской Арктике со стороны российских и иностранных туристов, что в дальнейшем будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию этой территории.



