Систематизация учебного материала по русскому языку с помощью кластера по теме "Глагол как часть речи" в 6 классе (Сургутский государственный педагогический университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения приема «Кластер» в обучении русскому языку 6
1.1. Методы и технологии обучения русскому языку 6
1.2. Прием «Кластер»: особенности способа организации учебного материала на уроках русского языка 11
1.3. Виды «Кластеров» на уроках русского языка 18
Глава 2. Характеристика особенностей образовательного процесса с использованием приема кластер 21
2.1 Учет психолого-педагогических особенностей развития школьников при использовании приема «Кластер» на уроках русского языка 21
2.2 Тема «Глагол как часть речи»: место в системе календарно-тематического планирования по русскому языку 26
Глава 3. Применение приема «Кластер» в структуре урока русского языка 28
3.1. Разработка урока русского языка для учащихся 6-го класса. Урок открытия новых знаний («Глагол как часть речи») 28
3.2. Разработка урока русского языка для учащихся 6-го класса по теме «Глагол как часть речи». Урок закрепление 50
Заключение 65
Библиография 66
Современное образование развивается в соответствии с социальными потребностями, предъявляемыми к его целям и содержанию. Возросший темп жизни и информатизация общества подразумевают развитие у обучающихся способности к быстрому восприятию информации любого типа. В наши дни обучение в средней школе ориентировано на формирование у учащихся компетенций, которые способствуют реализации принципа «образование через всю жизнь».
Актуальность исследования обусловливается тем фактом, что в соответствии с новым ФГОС изменяются требования к образовательным организациям. Кроме того, «новые требования» затрагивают и специфику преподавания дисциплины «Русский язык»: изменяется стиль обучения и происходит переход к образовательной парадигме, которая основана на активности школьников, их самостоятельности и творчестве.
Личностно-ориентированное обучение предполагает смещение акцента на уроке русского языка с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, повышения учебной мотивации, содержание образования предполагает широкое использование на уроках инновационных педагогических технологий, в том числе и приема «Кластер».
На современном этапе существует ряд противоречий: между требованиями современности к образовательной политике и педагогическими условиями, созданными в общеобразовательных школах для обучения школьному курсу русского языка; между необходимостью развития критического мышления учащихся и отсутствием у учителей практики применения приема «Кластер» как составного элемента технологии развития критического мышления.
Проблема исследования: как применять прием «Кластер» на уроках русского языка в условиях деятельностного обучения.
Цель исследования – описать методику применения кластера как способа систематизации учебного материала по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как часть речи».
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы применения приема «Кластер» на уроках русского языка.
2. Определить методические особенности применения приема «Кластер» на уроках русского языка.
3. Выявить возможности применения приема «Кластер» на уроках русского языка в основной школе, разработав конспекты уроков русского языка для учащихся 6-х классов по теме «Глагол как часть речи» с применением приема «Кластер».
Гипотеза исследования: применение приема «Кластер» на уроках русского языка позволяет сформировать систему лингвистических понятий и представлений у учащихся 6-х классов.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования – педагогические условия применения приема «Кластер» на уроках русского языка в условиях деятельностного обучения.
Методы: теоретические – теоретический анализ научных источников, анализ педагогического опыта, методы сопоставления и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – проектирование уроков русского языка.
Методологическую основу исследования составили научные труды И. В. Муштавинской, В.М. Пакуловой, Г.В. Сорокиной и др. Методика приема «Кластер» раскрыта в работах К.Р. Глазковой, В.С. Кукушина, А.И. Павлова и др. В.А. Блаженов, О.Н. Горбатова, В.П. Симонов, И.О. Федорова и др. определили условия применения приема «Кластеры» в обучении русскому языку.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении курса «Теории методики обучения русскому языку» в педагогических вузах и колледжах. Полученные выводы могут быть полезны при проведении междисциплинарных научных исследований, но, прежде всего, учтены в практике преподавания русского языка в школах, гимназиях и профильных лицеях как в среднем звене, так и в старших классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию, по-новому взглянуть на собственный опыт и знания. Прием «Кластер» предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Например, графическое представление основной информации обеспечивает деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Применение приема «Кластер» на уроках русского языка позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу. Можно отметить и достоинства этого приема: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.
Необходимо отметить, что в ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.
В ходе исследования были разработаны уроки русского языка для учащихся 6-го класса с применением приема «Кластер». Данные уроки дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом прием «Кластер» в образовательном процессе повышает мотивацию учащихся, формирует обстановку сотрудничества и воспитывают чувство достоинства.
Итак, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Айрапетян, Л.А., Кара, А.Н. Классификация кластеров: основные виды и модели [Текст] / А.Н. Кара // ACTUALSCIENCE. — 2021. — № 7 (2). — С. 65-66.
2. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
3. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
4. Белоглазова, Е. В. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и образование : науч.-метод. журнал. – 2017. – № 1. – С. 54–57.
5. Богданова, Е. Н. Кластерный подход в обучении [Текст] / Е. Н. Богданова // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 24 сентяб-ря 2015 г. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – Т. 2. – С. 194-199.
6. Бутенко, А. В. Критическое мышление : метод, теория, практика [Текст] / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. – Москва : Мирос, 2012. – 254 с.
7. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
8. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. – 2003. – №2. – С. 23-29.
9. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. И. ЗаирБек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
10. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст] / С. И. Заир-Бек // Директор школы. – 2005. – № 4. – С. 72.
11. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2014. – 380 с.
12. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 144 с.
13. Нетрадиционные упражнения на уроке русского языка [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов / сост. Е. В. Сидорова. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010. – 27 с.
14. Олешков, М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М. Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения : Сборник научных трудов. – Екатеринбург : РГППУ, 2014. – С. 5-19.
15. Петровская, А. И. Технология критического мышления [Текст] / А. И. Петровская. – Волгоград : Учитель, 2015. – 205 с.
16. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2007. – 368 с.
17. Рахмонова, Д.А. Применение приема «кластер» для развития речемыслительной деятельности на уроках русского языка [Текст] / Д.А. Рахманова // Мировая наука. – № 6 (39). – 2020. – С. 333-336.
18. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ шк. технологий, 2006 – 816 с.
19. Скорнякова, Э.Р. Кластерная модель управления образовательным процессом в школе [Текст] / Э.Р. Скорнякова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. — 2021.— С. 161-163.
20. Сорина, Г. В. Критическое мышление : история и современный статус [Текст] / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – № 6. – 2013. – С. 97-110.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
22. Харлова, Н.М., Фёдорова, В.С. Методы организации работы по изучению спряжения глагола [Текст] / Н.М. Харлова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4 (52). — С. 144-148.
23. Четвертакова, В. А. Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка [Текст] / В. А. Четвертакова // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 238-239.
24. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии [Текст] / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
25. Юматова, Р. О. Возможности образовательного процесса в школе в использовании технологии критического мышления [Текст] / Р. О. Юматова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 85-88.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.