Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь самооценки подростка с детско-родительскими отношениями (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Работа №129212

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: фитнес клуба ООО Франшиза 8 (Фитнес клуб Драйв), г. Пермь.
Выборка: 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек) 12-16 лет и их родители.
Есть приложения.

Введение…...-3-
ГЛАВА I. Теоретические основы особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте проблемы влияния..-6-
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста…….....-6-
1.2. Процесс формирования самооценки у подростков.........................-10-
1.3. Особенности самооценки в подростковом возрасте.......................-20-
ГЛАВА 2. Роль семьи в формировании самооценки подростка….-28-
2.1. Семья как ведущий фактор формирования самооценки подростков……….-28-
2.2. Влияние состава семьи на формирование самооценки подростка……….-35-
2.3 Рекомендации родителям подростков…-48-
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений с самооценкой подростка………………………………-54-
3.1 Методики диагностики детско-родительских отношений……….-54-
3.2 Анализ результатов исследования по двум методикам…………..-59-
Заключение………………………………………………………..……-70-
Библиографический список…………-74-
Приложения…………………………………………………………….-77-

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.
В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Согласно исследованиям психологов, в частности И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли."
Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.
На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого. Так же не мало важен состав семьи, наличие или отсутствие одного и даже двух родителей.
Актуальность работы связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. В том числе, общение с родителями, братьями и сёстрами. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.
Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.
Целью исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.
Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь состава семьи и подростковой самооценки.
Гипотеза - существует ли взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и формированием самооценки подростка.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
1. Изучить психологическую характеристику подросткового возраста;
2. Рассмотреть процесс формирования самооценки у подростков;
3. Проанализировать особенности самооценки в подростковом возрасте;
4. Выявить основные особенности роли родителей в формировании подростковой самооценки;
5. Разработать рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.
6. Провести исследования по методикам диагностики детско-родительских отношений и проанализировать полученные результаты.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Базируется на задачах и логике исследования.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, цель, задачи, предмет, базу исследования, раскрывает значимость работы.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы изучения особенности формирования самооценки в подростковом возрасте.
Во второй главе будет рассмотрена роль семьи в формировании самооценки подростка и влияние состава семьи на нее. Также будут рассмотрены и даны рекомендации родителям подростков.
В третей главе будут произведены исследования для исследования детско-родительских отношений - тест-опросник ОРО (опросник родительского отношения), для исследования самооценки и уровня притязаний подростков - методика «Дембо-Рубинштейн»). Также будут проанализированы результаты исследования
В заключении будут подведены итоги курсовой работы.
Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оптимизация детско-родительских отношений: необходима, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях. Вместе с тем – последовательности в воспитательных воздействиях со стороны родителей.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: при оценивании ребенка, необходимо оценивать его действия, а не его личность, находить причины трудностей и ошибок, а также способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:
- изучены особенности развития личности в подростковом возрасте;
- были рассмотрены основные точки зрения исследований по проблеме развития самооценки в подростковом возрасте;
- выявлены основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;
- разработаны рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.
- проведенные исследования по влиянию детско-родительских отношений на самооценку подростка и обработаны полученные результаты.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления.
У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.
Влияние родителей в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени ценят мнение сверстников.
Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки.
Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов.
Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.
На формирование самооценки влияет множество факторов, действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка.
Формирование самооценки во многом зависит от отношений ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между родителями и детьми приобретают очень сложный и напряженный характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля семейного воспитания; различают демократический, авторитарный и попустительский стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.
При теплых, доверительных отношениях молодого человека с родителями у него формируется более высокая самооценка.
На самооценку подростка также влияет размер семьи и старшинство среди детей. Для молодого человека источником низкой самооценки является также развод родителей или неблагоприятные отношения между ними.
При обработке результатов теста по методу Дембо-Рубинштейна, полученные в исследовании данные были проанализированы.
Исходя из полученные результатов, можно сделать вывод: согласно данных по методике почти у половины подростков (10 подростков) (48%) – средний уровень самооценки, всего у 4 (22%) – завышенная самооценки и у 6 (30%) – заниженная.
Таким образом можно сделать вывод, что 22% подростков соответствует состоянию, где, находится самый счастливый человек, которого можно представить, у 30% соответствует состояние самого несчастного человека, у 48% подростков средний уровень самооценки, что может свидетельствовать о том что они видят как слабые стороны, так и сильные стороны своей самооценки.
Также по полученным данным мы выявили что из 10 мальчиков у 7 – средний уровень самооценки, у 2- завышенный уровень и у 1 заниженная самооценка.
А из 10 девочек у 1 завышенная самооценка, у 7 – средняя и у 2 заниженный уровень самооценки.
По полученным результатам также произведен сравнительный анализ U-критерий Манна-Уитни.
По которому был сделан вывод, что данные исследования были не валидны так как на значение ответов могли повилять настроения, отношения с родителями в короткий промежуток времени, отношения внутри коллектива и отношения со своими друзьями и погодные условия.
Рассматривая значимые корреляционные связи, необходимо обратить внимание на психологические особенности формирования самооценки подростков.
По полученным в ходе исследования результатам, можно предположить о том, что чрезмерное давление, строгий контроль со стороны родителей (все это характеризует авторитарный стиль родительского отношения к детям) приводит к формированию заниженной самооценки ребенка. Зажатый в жесткие рамки дисциплины и безоговорочного послушания, ребенок аккумулирует на себя отрицательные оценки родителей.
Формирование ребенка происходит в семье, а родители – это те люди, которые сопровождают его на протяжении почти всего его жизненного пути. Поэтому главной задачей каждого родителя можно считать создание благоприятных условий для становления здоровой, развитой личности и формирования адекватной самооценки.



1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш.А. Амонашвили М.: Знание,1980. 367 с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. М.: Просвещени, 1991. 251с.
3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 654 с.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.,1986. 420 с.
5. Будасси С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. М., 1998. 124с.
6. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей И.В. Дубровина, М.И. Лисина.- М.,1986. 420 с.
7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях / З. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии.-№4 – 1990. – 302с.
8. Замесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности / Г.Е. Замесский М.: Мысль, 1976. 198 с.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. Л.,1982.. 356 с.
10. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск,1993. – 412 с.
11. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков/О.Г. Калина / Дисс…. канд. психол. наук. М., 2007. 687с.
12. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. Спб.: Питер,2008. 485 с.
13. Кариенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Кариенко, А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1981. 456 с.
14. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности./ Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. – 1999. -№2 – 468 с.
15. Кле М. Психология подростка / М. Кле. М., 1989. С.147
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.,1989 – 125с.
17. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. – 167с.
18. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева Минск: Университетское, 1997. 212 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Университет Российской Академии образования. / И.Ю. Кулагина – М.: «Триста», 1999. – 345 с.
20. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В.Н. Куницына Л.,1972. – 321 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1977. 169 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 254 с.
23. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол. исслед./ В.Б. Ольшанский // Народное образование. -№3 -2000.- 423 с.
24. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, 656 с.. (серия «Психологическая энциклопедия»)
25. Радина Н. К., Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков/ Н.К. Радина, Е. Ю. Терешенкова // Вопросы психологии. 2006. № 5 – 204 с.
26. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей/ Т.А. Репина - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж, 2004. – 145 с.
27. Райгородский Д.Я Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский- Самара: БАХРАХ-М.,2003.-656 с.
28. Сокаридес Ч. Значение и содержание отклонений в сексуальном поведении / Ч. Сокаридес. Вклад Психоанализа. т.1 // Энциклопедия глубинной психологии. М., 1998. – 123 с.
29. Селихов С. Пол, возраст и конфликт / С. Селихов // Журнал практического психолога. –№2 -1999. 14с.
30. Столин В.В. Самосознания личности. / В.В. Столин – М.: «Педагогика», 1983. – 243 с.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- 214 с.
32. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения / Л.В. Трубицына - М.,1993 874 с.
33. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика,1989. С.236
34. Хорни К. Самоанализ / К. Хорни — «Питер», 1942 — (Мастерапсихологии (Питер) – 368с.
35. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов - Г.А. Цукерман. М.,1983. – 148с.
36. Шеффер Д. Дети и подростки / Д. Шеффер Психология развития. 6–е изд. СПб.: Питер, 2003. . 618 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ