Расширение словарного запаса у обучающихся иностранному языку в общеобразовательной организации на средней ступени (Методика преподавания иностранных языков и культур, Московский Международный Университет)
Введение 3
Глава 1. Анализ научно-исследовательской литературы 5
1.1. Роль лексики в изучении иностранного языка 5
1.2. Психологические особенности детей среднего школьного возраста 7
Глава 2. Проблемы изучения новых иностранных слов у школьников, обучающихся на средней ступени, и способы их решения 10
2.1. Лексические знания в процессе обучения иностранному языку 10
2.2. Процесс запоминания в изучении иностранного языка 11
2.3. Эффективные методы запоминания новых слов 13
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Приложения 25
Приложение 1. Тест на определение типа памяти 25
Приложение 2. Тесты для определения уровня знаний 26
В настоящее время мы все осознаем, важность владеть иностранным языком в современном мире, который нужен нам не только в профессии, но и просто для того, чтобы ощущать себя образованным человеком.
На дворе XI век. Потребность нашего общества в овладении иностранными языками растет день ото дня. Весь цивилизованный мир общается на универсальном английском языке, как простые граждане в повседневной жизни, так и высокопоставленные чиновники на мероприятиях самого высокого уровня. И приятно осознавать, что постепенно растет процент детей, которые также понимают необходимость знания иностранного языка хотя бы на бытовом уровне.
Одним из самых главных компонентов в изучении языка, конечно же, является лексика. Как сказал английский методист Эндрю Уокли: «Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing» (Без знания грамматики вы не многое скажете, без знания слов – не скажете ничего). И с этим невозможно не согласиться. Само собой изучение грамматики важно, но мы понимаем, что смысловая нагрузка по большей части содержится в словах, а не в грамматических конструкциях. [4]
Обогащение словарного запаса учеников – важнейшая задача учителя иностранного языка. К чему знания грамматики и красивое произношение, если они не знают слов? Как же помочь им приобрести широкий словарный запас? Простая «зубрежка» не всегда позволяет достичь желаемых результатов, так как детям это малоинтересно. Следовательно, надо находить новые нескучные приемы и методы, с помощью которых можно изучить иностранные слова, затратив минимум усилий. [10]
Задача практического овладения иностранным языком требует поиска способов совершенствования как методики обучения речевым навыкам, так и немалого внимания к организации языкового материала. В методической литературе был освещен ряд вопросов, связанных с работой над пополнением словарного запаса учащихся.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что только наличие уверенных лексических знаний обеспечивает нормальное функционирование речевой деятельности. Именно этим объясняется то значение, которое придается работе над лексикой в средней школе.
Цель исследования:
изучить трудности, возникающие при запоминании новых иностранных слов, а также выявить методы обогащения словарного запаса у обучающихся в общеобразовательной организации на средней ступени.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
проанализировать роль лексики в овладении иностранным языком;
проанализировать психологические особенности учащихся средней школы;
изучить проблемы восприятия и запоминания новых слов;
изучить различные способы решения данных проблем;
выявить наиболее эффективные методы расширения словарного запаса.
Роль лексики в овладении зарубежным языком очень важна, так как непосредственный предмет мысли передает именно лексика. Недостаточный словарный запас способен вызвать чувство неуверенности у детей и нежелание говорить на иностранном языке. Знание слова включает и знание его значения, употребления и форм. Под формой слова понимается как звуковая форма, которая позволяет правильно понять слово на слух и корректно озвучить его самому, так и графическая форма, без которой слово не может быть написано и узнано при чтении. В английском языке, как и во многих других, у слов существует несколько значений. Успешное развитие коммуникативной компетенции невозможно без прочных знаний в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку необходимо уделять серьёзное внимание работе над лексикой. [18]
В школах часто можно встретить такую ситуацию: словарный запас учащихся не только не растет, но даже сокращается. Усвоенные учащимися на первом году обучения иностранному языку 150–300 слов и активно используемые ими в устной речи, перестают употребляться регулярно и в итоге забываются.
Всё это выражается в том, что в монологической и диалогической речи учащиеся употребляют однообразную лексику, и поэтому речь выглядит неестественной, лишенной лексической вариативности, должной гибкости, что не соответствует возрасту учащихся и принятым нормам общения. [12]
Для того, чтобы понимать и говорить на базовом уровне на иностранном языке необходим весомый вокабуляр. А для усвоения каждого нового слова требуется кропотливая и усердная работа, которая в большинстве общеобразовательных учреждений либо не ведется совсем, либо охватывает лексику, которая в дальнейшем не используется в речи, а следовательно и не задерживается в памяти.
Чтобы достичь усвоения учениками иностранной лексики, нужна продуманная работа над такими лексическими единицами, которые необходимы для развития речевой деятельности и обладают повторяемостью в пределах тематики средней школы.
Существуют достаточно простые и эффективные методы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным и однообразным. Часто эти приемы используются, без задней мысли, но если взять их за правило, то английские слова получится учить более быстро результативно.
Материал также должен удовлетворять потребности обучающихся в обсуждении интересующих их вопросов. Важно поощрять самостоятельность мышления, учить выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию, высказывать согласие и несогласие. Доминирующим принципом работы педагога должен стать принцип коммуникативной направленности.
Учитель должен стать для обучающегося другом, старшим товарищем, наставником, который может дать школьнику свою поддержку и помощь, а также предоставить необходимую оценку его действиям и поступкам, но в то же время не забывать о своей важной роли в процессе его обучения и познания окружающего многогранного мира. На уроках иностранного языка очень важно использовать те методы обучения, при которых подросток смог бы показать значимость и неповторимость своей личности в обществе.
1. Ахметгалиева, В.Г. Расширение словарного запаса на уроках английского языка: учеб.-метод. пособие. – Казань. – URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 02.10.2021)
2. Бабаева, А.В. Эффективные приемы и методы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка: учеб.-метод. пособие. – URL: https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/ (дата обращения: 02.10.2021)
3. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – Т.4. – М., 1984
4. Головина, О.В. Стратегии расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка. – URL: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 05.10.2021)
5. Губская, К.В. Реализация межкультурного подхода в процессе обучения иностранному языку школьников 5–6 классов. – Челябинск, 2017. – URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/ (дата обращения: 12.10.2021)
6. Дмитриева, Ю. Пять способов расширить словарный запас. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2016/ (дата обращения: 22.10.2021)
7. Ефимовский, Е. Мудрые науки без назидания и скуки. – СПб.: Комета, 1994. – 176 с.: ил.
8. Захарова, А.В. Психология обучения старшеклассников. – М.: Знание, 1976.
9. Колотилова, А.Б. Методы запоминания английских слов: науч. статья. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 15.10.2021)
10. Котик, Б. Как выучить иностранный язык: пособие для взрослых / Б. Котик, П. Соловей. – Москва: Когито-Центр, 2005. – 144 c.
11. Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. Школа, 1982
12. Мустяца, Е.Н. Технологии формирования иноязычных лексических навыков. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/ (дата обращения: 12.10.2021)
13. Проблемы запоминания иностранных слов у учащихся начальной школы. – URL: https://scienceforum.ru/2010/article/ (дата обращения: 15.10.2021)
14. Рахметова, З.А., Хожимуратов, М. Проблема запоминания английских слов: науч. проект. – URL: https://znanio.ru/media/ (дата обращения: 20.10.2021)
15. Танцура, А.А., Бурлакова, М.В. Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов в школе с углубленным изучением иностранного языка в контексте формирования межкультурной компетенции: науч. работа. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/ (дата обращения: 07.10.2021)
16. Тбоева, З.Э. Лексика английского языка: учеб.-метод. пособие / З. Э. Тбоева. – Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2015. – 96 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/64546.html (дата обращения: 01.11.2021)
17. Топ 10 Способов расширить свой английский словарный запас. – URL: https://www.englishdom.com/blog/ (дата обращения: 05.10.2021)
18. Чигрина, Е.В. Работа с лексикой на уроке иностранного языка: учеб.-метод. пособие. – Тюмень. – URL: https://imc72.ru/content/30032017/3.pdf (дата обращения: 07.11.2021)
19. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. –№ 4. – С. 6–20.
20. Википедия, Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.10.2021)