Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексная интерпретация наземных геофизических данных в центральной части Хаутаваарской структуры в рамках развития учебно-научных полигонов СПбГУ

Работа №129163

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

геология и минералогия

Объем работы29
Год сдачи2020
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Географическое описание района 4
Геологическое описание района 5
История геологического развития 5
Стратиграфия 6
Участок «База» 8
Электротомография 9
Магниторазведка 12
Метод естественного поля 13
Геологоразведочные работы, сейсморазведка 15
Комплексная интерпретация по участку «База» 16
Участок «Озеро Усмитсанъярви» 19
Математическое моделирование 21
Электротомография на акватории 24
Заключение 28
Список литературы 29

Во второй половине XX века было открыто Хаутаваарское серноколчеданное месторождение. В связи с этим геологическое строение этой территории было изучено с большой детальностью, на геологических рудоносных объектах были пробурены скважины.
В связи с тем, что запасы оказались низкими, разработка месторождения не состоялась. Но оказалось, что на этой территории, благодаря геологическому строению, на небольшой площади сконцентрированы небольшие по размеру рудные тела, четко проявляющиеся в физических полях. Так, Министерством Геологии СССР было принято решение утвердить Хаутаваарскую структуру в качестве полигона для отработки методик геологоразведочных работ и опробования новых образцов геофизической аппаратуры.
В настоящее время эта территория является учебно-научным полигоном Санкт- Петербургского государственного университета, где каждый год студенты-геофизики проходят практику и знакомятся с различными геофизическими методами, которые применимы как для поиска, разведки рудных месторождений, так и для решения инженерных задач.
За последние годы наука сильно продвинулась в своем развитии, поэтому крайне важно найти такие геологические объекты, на которых студенты могли обучаться новым современным методам.
Так, главной целью данной работы является поиск ограниченных по площади и контрастных в физических полях объектов в пределах центральной части Хаутаваарской структуры, выяснение природы наблюдаемых аномалий, опробование различных методик геофизических съемок на выбранном объекте, разработка рекомендаций по использованию подобранных модельных объектов в программе учебной геофизической практики.
Были поставлены следующие задачи:
1) изучить предшествующие работы;
2) выполнить недостающие полевые исследования;
3) провести математическое моделирование для того, чтобы понять, какой геологический объект как отображается в физических полях, выбрать
оптимальные методы, установки и разносы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В центральной части Хаутаваарской структуры были проведены комплексные геолого-геофизические изыскания в составе электроразведки методами электротомографии и естественного поля, магниторазведки, бурения скважин, привлечены результаты сейсморазведочных работ.
В пределах кульюнской свиты был выделен участок «База». Особенностью данного участка является наличие геологического тела, которое проявляется в виде интенсивных аномалий электрического и магнитного полей. Скорости распространения упругих волн в пределах аномалии понижены.
На основании результатов обработки и интерпретации данных сделано предположение о том, что природой исследуемой аномалии является тектоническая зона, сопровождающаяся графитизацией и пирротинизацией. Необходимо заметить, что буровые работы на участке не привели к положительным результатам из -за особенностей строения верхней части разреза. Таким образом, предлагается провести геологоразведочные работы с другой буровой установкой с целью уточнения геологического строения, а также провести математическое моделирование магнитного поля с учетом остаточной намагниченности для того, чтобы с уверенностью выявить природу данной аномалии.
На территории учебно-научного полигона в пределах акватории озера Усмитсанъярви найден участок, где подобран модельный объект, четко проявляющийся в физических полях, пригодный для обучения современным методам геофизики на акватории, включая проведение исследований «в движении». На данном участке также рекомендуется провести дополнительные изыскания с многоканальной аппаратурой, недавно разработанной организацией ООО «ГЕОДЕВАЙС», с целью уточнения геологического строения.



1) Раевская М. Б., Горьковец В. Я., Светова А. И., Володичев О. И., «Стратиграфия докембрия Карелии. Опорные разрезы верхнеархейских обнажений». Карельский научный центр РАН, 1992
2) Раевская М. Б., Горьковец В. Я., Светова А. И., Володичев О. И. Серноколчеданные месторождения Карелии. Л., «Наука», 1978.
3) Светов С.А., Светова А. И., Назарова Т. Н. «Корреляционное реперные уровни в верхнеархейском Хаутавааро -Койкарском стратотипе». Геология и полезные ископаемые Карелии, выпуск 6, 2003
4) Светов С.А / Магматические системы зоны перехода океан-континент в архее восточной части Фенноскандинавского щита. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005
5) Симаков А., Вакуленко С., Полицина А., Игнатьев В, Иванов П., Русаков. Е. «Оценка возможностей малоглубинных исследований акваторий методами непрерывного сейсмического профилирования, электромагнитных зондирований и электротомографии по результатам математического моделирования», 2020.
6) Суханова А. А. «Уточнение геологического строения центральной части Хаутаваарской структуры по результатам геофизических работ на акватории озера Усмитсанъярви». Выпускная квалификационная работа, 2017.
7) Тимофеева М. В. «Уточнение геологического строения верхней части Хаутаваарской зеленокаменной структуры по геофизическим данным». Выпускная квалификационная работа, 2018
8) Хмелевской В.К., Горбачев Ю.И., Калинин А.В., Попов М.Г., Селиверстов Н.И., Шевнин В.А. «Геофизические методы исследований. Учебное пособие для геофизических специальностей вузов». изд-во КГПУ, 2004.
9) http://zond-geo.com/. Инструкции по пользованию пакетом программ
Zond.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ