Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация трудовых ценностей поколения Z

Работа №129144

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы54
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 300 респондентов в возрасте от 14 до 26 лет.
Есть приложения.

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z 8
1.1. Основные социологические подходы к анализу трудовых ценностей поколения Z 8
1.2. Социологический проект «Ценности поколения Z в системе трудовой деятельности» 13
Выводы по первой главе. 19
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРАНСФОРМАЦИИ 20
2.1 Трудовые ценности поколения Z в оценках современной молодежи (по результатам массового опроса) 20
2.2 Трансформация трудовых ценностей поколения Z (по результатам экспертного опроса) 28
2.3 Социологический портрет поколения Z в системе трудовых ценностей (по результатам визуального анализа) 34
Выводы по второй главе. 42
Заключение 43
Библиография 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

В настоящий момент большая часть поколения Z уже так или иначе ведут трудовую деятельность. Некоторые представители данного поколения начинают формировать свои трудовые ценности прежде, чем трудоустроиться на первом месте работы. В современных реалиях, при наличии большого объема информации о профессиях и возможностях заработка, молодые люди уже не думают о том, чтобы получить образования по одной профессии и работать на одном предприятии десятки лет. Сейчас у человека есть масса возможностей менять сферу деятельности без страха за будущее, поэтому несомненно трудовые ценности поколения Z трансформируются под текущие тенденции развития современного мира.
Актуальность и социальная значимость исследуемой проблемы
Актуальность темы исследования обусловлена динамическим развитием общества в информационную эпоху XXI века. Цифровая среда способствует переосмыслению унаследованных общепринятых способов реализации индивида в трудовой деятельности за счет внедрения во все сферы жизнедеятельности инноваций информационных технологий. С момента появления Интернета человечество получило доступ к коммуникациям и большому объему информации, который позволяют не только наблюдать за научными фактами, но и транслировать собственные умозаключения, позволяющий каждому сформировать образ самих себя и своего отношения к чему-либо, в том числе к трудовой деятельности.
Данный процесс поступательных изменений культурно-обусловленного сознания человека влечет за собой переоценку важности и значимости профессионального образования, форм трудовой занятости, приоритетов в выборе профессии и трудовых ценностей предыдущих поколений, что в свою очередь побуждает современную молодёжь выбирать учебные программы с целью формирования навыков и компетенций, пользующиеся спросом на рынке труда. Именно поэтому представители поколения Z активные потребители услуг в сфере неформального образования, поскольку, окончив курсы за короткий срок, зумеры приобретают профессию, которая позволяет им зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя самостоятельно.
Обосновать социальную значимость исследуемой проблемы, можно тезисом о том, что представители данного поколения в будущем станут составлять основную рабочую силу нашего общества. Нынешние студенты зачастую сочетают работу с получением образования, накапливая первый опыт и профессиональные навыки, формируя при этом свои ожидания от получаемой профессии. Изучение ценностных ориентаций, предпочтений и приоритетов поколения Z в сфере труда позволит выявить направленность и содержание трудовой активности молодого поколения.
Развитие любой страны во многом зависит от экономической составляющей, на которую большое влияние оказывают люди, которые вовлечены в социально-экономические отношения, высокая покупательская способность стимулирует экономику к росту, а она во многом зависит от заработка населения. Предприятия, отрасли производства и экономика в целом должны формироваться и развиваться с учетом ориентации и установок, которые преобладают у поколения, участвующего в трудовой деятельности.
Описание исследуемой проблемы
На фоне того, как многие специальности, на которых нужно долгое время обучаться в университетах, исчезают, возникают сопутствующие проблемы смыслового характера со словом «работа», которое необходимо определить в контексте социального запроса современной молодежи, т.к одной из главных особенностей зумеров является реализация внутреннего потенциала, а это значит работа может быть разной и она интересна до того момента, пока поддерживает, развивает и удовлетворяет внутренние потребности каждого представителя поколения Z.
Проблема трансформации трудовых ценностей поколения Z является социальной, поскольку установки, сформированные под влиянием современных цифровых возможностей, сильно отличаются от установок и образа жизни предыдущих поколений. Для того, чтобы современной молодёжи лучше интегрироваться в трудовую деятельность, а педагогам и психологам, осуществляющих трудовое воспитание ещё несовершеннолетних граждан актуализировать способы обучения и перейти на современный понятный язык общения, необходимо произвести новые исследования. В противном случае, навязывание поколению Z старых систем трудовых ценностей влечет дезориентацию каждого отдельного индивида на пути его профессиональной реализации, экзистенциальный кризис личности человека и проблемы с самоидентификацией.
Основное противоречие, лежащее в основе исследования
Несмотря на активную социальную политику, наличие всевозможных действующих программ профессиональной ориентации, профильное разделение в учебных заведениях, основные трудовые ценности поколения Z ориентируются в первую очередь на высокий уровень дохода и интерес к своему делу, а не на пользу от получаемой профессии и долгосрочность своей трудовой деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. В теоретической разработке по исследуемой проблеме используются как работы зарубежных авторов, так и отечественных социологов и специалистов в системе менеджмента.
Различия представлений в нормах трудовой деятельности у представителей различных референтных групп по возрасту рассматриваются в работах: В.В. Гаврилюк, И.Н. Голиков , Д. Гурсой , В.И. Пищик, Н.Н. Зарубина , Н. Хоув, У. Штраус . Исследование трансформации трудовых ценностей включает в себя методы организации рабочего процесса разных поколений в следующих работах: А.В. Буркальцева , Н. А. Журавлева , Ю.А. Зубок , Д.Л. Константиновский .
Объект исследования – система трудовых ценностей поколения Z.
Предмет исследования – трансформация трудовых ценностей поколения Z.
Цель – на основе результатов социологического исследования выявить трудовые ценности поколения Z и особенности их трансформации.
Задачи:
1. Рассмотреть основные социологические подходы к анализу трудовых ценностей поколения Z.
2. Разработать социологический проект по теме: «Ценности поколения Z в системе трудовой деятельности».
3. Проанализировать по результатам массового опроса трудовые ценности поколения Z в оценках современной молодежи.
4. По результатам глубинных интервью с экспертами проанализировать трансформацию трудовых ценностей поколения Z.
5. Сформировать социологический портрет представителей поколения Z в системе трудовых ценностей по результатам визуального анализа.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований последних лет и результаты авторского исследования.
Проектная и экономическая значимость исследования заключается в важной роли обновления информации о трудовых ценностях поколения Z, которая позволит усовершенствовать модель общества и ликвидировать аспекты, препятствующие удовлетворению социальных потребностей людей.
Знание основных трудовых ценностей поколения Z способствует увеличению конкурентоспособности работодателя за счет применения новых методик по управлению персоналом в современном социуме, в основании которого лежит тип экономического поведения человека.
Изучение унифицированных данных рабочей молодежи формирует представление о мотивах социально-экономической деятельности, что способствует оптимизации направления в экономической политике с более высокой степенью прогнозирования последствий экономических решений.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и Приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе был проведен анализ трансформации трудовых ценностей поколения Z.
Трудовые ценности — это система убеждений, представлений и принципов, которые определяют отношение человека к работе и влияют на его трудовую деятельность. Они выражаются в том, как человек относится к своей работе, какие цели и приоритеты он ставит, какие принципы и нормы он придерживается в рабочей среде. Трудовые ценности могут различаться в зависимости от культурных, социальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Они являются важным фактором для мотивации и успешной трудовой деятельности.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Массовый опрос показал, что лишь у половины опрошенных их текущая работа скорее соответствует трудовым ценностям, четверть отметили, что работа полностью соответствует им, остальных их рабочее место не удовлетворяет в контексте трудовых ценностей.
2. Самыми важными критериями выбора места работы по мнению респондентов оказались заработная плата, баланс работы и личной жизнь и удобный график работы. К важным критериям почти каждый второй респондент отнес карьерный рост, коллектив и руководителя, интересные задачи. Меньше всего опрошенные руководствуются обратной связью, видимым результатом и принесением пользы другим.
3. Среди факторов, мотивирующих молодых людей работать, лидирует финансовая стабильность, достижение личных и профессиональных целей, карьерный рост и отношения в коллективе.
4. Экспертный опрос показал, что к факторам, которые могут оказывать отрицательное или положительное влияние на успешность трудоустройства молодежи, респонденты чаще всего внешний вид кандидата, его умения самопрезентации, опыт работы на аналогичных должностях, наличие высшего образования – положительно повлияют данные факторы. Отрицательное же влияние могут оказать эти же факторы, но в негативном ключе.
5. Также на основе результатов экспертного опроса о трансформации трудовых ценностей поколения Z можно сделать вывод о том, что поколение Z проявляет большой интерес к гибким формам занятости, таким как фриланс и удаленная работа, на данный факт повлиял опыт работы молодых людей во время пандемии и теперь, поняв все достоинства данного режима работы, молодежь все чаще озвучивает пожелания работать из дома или выбирают «гибридный» график работы. А работодатели не спешат предоставлять подобный формат работы, так как есть мнение, что он менее эффективен по сравнению с офлайн режимом.
6. Опрошенные эксперты считают, что изменения в сфере труда действительно ожидаются в ближайшие годы. Так же они солидарны в том, что это связано с ценностями, которые транслирует молодежь. В основном это связано с увеличением заработной платы и популяризации удаленной работы, которая набирает обороты после пандемии.
7. По результатам визуального анализа был составлен социологический портрет поколения Z в системе трудовых ценностей, подавляющее большинство представителей данного поколения предпочитает работать удаленно, стремятся к гибкому графику работы и проявляют большой интерес к предпринимательству и созданию собственного бизнеса. Они видят в этом возможность для самореализации и достижения финансовой независимости.
В ходе исследования была подтверждена основная гипотеза, что трансформация трудовых ценностей поколения Z может привести к структурным изменениям на рынке труда, таким как увеличение спроса на узкопрофильные профессии и изменение режима работы на удаленный формат.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни: [Электронный ресурс]. Москва: Мысль, 2010. URL: https://www.studmed.ru/view/abulhanova-slavskaya-ka-strategiya-zhizni_9584dd05e41.html?page=16 (Дата обращения: 23.09.2023).
2. Аврамова Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания: // Социологические исследования. 2016. № 4. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit01.php#_FNR_1 (Дата обращения: 23.09.2023).
3. Алексеенко Т. Ф. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества: [Электронный ресурс]. Новочеркасск: ЮРТУ (НПИ). 2015. URL: http://hpsy.ru/public/x2462.htm (Дата обращения: 23.09.2023).
4. Андреева Г. М. Социальная психология: [Электронный ресурс]. Москва: Аспект Пресс, 2021. URL: https://kurl.ru/LYAoi. (Дата обращения: 30.09.2023).
5. Багдасарьян Н. Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи. // Социологические исследования. 2017. №6. URL: https://smolsoc.ru/images/referat/a488.pdf. (Дата обращения: 30.09.2023).
6. Белановский С. А. Метод фокус-групп: [Электронный ресурс]. Москва. Магистр. 2020. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/focus/belanovsky/01.htm. (Дата обращения: 03.09.2023).
7. Бойко, Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. // Социологические исследования. 2022. №3. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000303/index.shtml (Дата обращения: 30.09.2023).
8. Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов. // Социологические исследования. 2015.- №4. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Gorshkov_Sheregi_Molodez_Rossii_v_zerkale_sociologii_2020_final.pdf (Дата обращения: 30.09.2023).
9. Вебер М. Избранные произведения: [Электронный ресурс]. Москва. Прогресс. 1990. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/sociologija/veber_m_izbrannye_proizvedenija_1990/25-1-0-2231. (Дата обращения: 23.10.2023).
10. Вебер М. Основные социологические понятия [Электронный ресурс]. Москва. Прогресс. 1990. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000303/index.shtml (Дата обращения: 23.09.2023).
11. Волков Ю. Г. Социология молодежи. [Электронный ресурс]. Ростов - на - Дону: Феликс. 2021. URL: https://www.calameo.com/books/004139512aaf003a324bb. (Дата обращения: 23.10.2023).
12. Горбатова М. М. Исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы. // Вестник Кемеровского Государственного Университета. №2 (22). 2005. URL: http://hpsy.ru/public/x2462.htm. (Дата обращения: 23.10.2023).
13. Горошков М. К. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты [Электронный ресурс] Москва. Институт социологии РАН. 2007. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html. (Дата обращения: 13.09.2023).
14. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография].[Электронный ресурс] Москва. ФНИСЦ РАН. 2020. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Gorshkov_Sheregi_Molodez_Rossii_v_zerkale_sociologii_2020_final.pdf. (Дата обращения: 13.09.2023).
15. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. [Электронный ресурс] Москва. Институт социологии РАН. 2016. URL: https://www.litres.ru/book/n-a-zhuravleva/dinamika-cennostnyh-orientaciy-lichnosti-v-rossiyskom-obsch-67615736/. (Дата обращения: 23.09.2023).
16. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений. // Психологический журнал. 2016. №1. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2002/Juravleva_N_A_2002.pdf. (Дата обращения: 13.10.2023)
17. Ильинский И. М. Молодежь в процессе развития / И. М. Ильинский / Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molrazv.php, свободный.
18. Ильинский, И. М. Молодежь как социальная ценность и фактор перемен / И. М. Ильинский // [Режим доступа]: http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molsoc.php, свободный.
19. Константиновский, Д. Л. Образование как важнейший ресурс для личности и общества / Л. Д. Константиновский. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/conferencii/programl 510 2018.pdf, свободный.
20. Schwartz, S. H. Towards a Psychological Structure of Human Values/
21. S.H. Schwartz, W. Bilisky // Journal of Personality and Social Psychology, 1987.
22. Rokeach. M. The nature of human values / M. Rokeach. - N.Y.: Free Press, 1979.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ