Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование благоприятного микроклимата в начальных классах (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)

Работа №129134

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: 26 ученика начальной школы, возраст которых составлял от 8 до 9 лет.
Базу исследования можно подставить свою.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования благоприятного микроклимата в начальных классах 5
1.1. Понятие психологического климата в теории психологии и педагогике 5
1.2. Особенности формирования коллектива в начальной школе 10
1.3. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников 17
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования благоприятного микроклимата в начальных классах 25
2.1. Общая характеристика методов исследования 25
2.2. Содержание программы исследования 29
2.3. Обоснование результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Актуальность. Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в становлении личности представляет младший школьный возраст. Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Проблема формирования психологического климата группы интересовала исследователей еще с середины XXвека, однако изучение климата в школьном коллективе началось позже такими учеными, как А. Н. Лутошкиным, Н. Е. Щурковой, А. С. Макаренко, Л. В. Байбородовой, М. И. Рожковым, В. А. Сухомлинским и др.
Проблема формирования благоприятного микроклимата всегда актуальны. В наши дни они приобретают все большее значение как в связи с усложнением общей ситуацией воспитания, изменения ребенка, положения учителя, так и с осознанием и научным осмыслением роли и значения общения и взаимопонимания в развитии растущего человека. Вместе с тем, по результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный – в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна [3].
Без создания психологического климата, комфорта учащихся на уроке, без использования эффективного стиля общения и психологических знании у педагогов, этого добиться будет трудно. Доказательство правомерности и актуальности разработки идеи совершенствования педагогического управления развитием школьного детского коллектива связано с его ориентацией на решение актуальных проблем управления школой. Эти проблемы понимаются как несоответствие между требованиями к результатам педагогического управления и их реальными характеристиками.
Классный руководитель является связующим звеном в коллективе младших школьников, а от использования им психологических знаний, применения методик сплочения, разработанных такими учеными, как М. Д. Виноградовой, Л. И. Новиковой, О. С. Богдановой, а также применения методов стимулирования коллективной деятельности, например, по Л. Ю. Гордину, зависит не только успеваемость обучающегося во время учебного процесса, но и формирование его качеств личности и психологическое здоровье ученика. Это доказывает актуальность выбранной нами темы.
При этом важно, чтобы при создании единого коллектива, в основе деятельности учителя была ориентация на учет индивидуального подхода к каждому ученику и развитие его личностных качеств согласно ФГОС НОО.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО к формированию личности и основ коммуникативного и эмоционального развития обучающихся и недостаточным внимания классных руководителей к проблеме формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Проблема исследования: каковы условия формирования благоприятного микроклимата?
Цель: выявить и обосновать условия формирования благоприятного микроклимата.
Объект исследования – деятельность классного руководителя.
Предмет исследования – формирование благоприятного микроклимата в начальных классах.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие психологического климата в теории психологии и педагогике;
2) изучить особенности формирования коллектива в начальной школе;
3) рассмотреть способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников;
4) провести эмпирическое исследование формирования благоприятного микроклимата в начальных классах и проанализировать результаты.
Гипотеза исследования.
В современных детских коллективах в начальных классах необходима работа по формированию благоприятного микроклимата.
Методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Метод доверительного отношения.
3. Метод организованного сотрудничества между учеником и педагогом.  


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благоприятный психолого-педагогический климат в коллективе младших школьников является одним из важных условий формирования личностных качеств, а также повышения успеваемости на уроках. Первоначально понятие «климат» пришло в психологию из метеорологии и географии. Однако теперь оно характеризует особо тонкую психологическую основу взаимоотношений между людьми. В.М. Шепель одним из первых раскрыл содержание этого понятия, согласно которому под психологическим климатом понимается эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая в результате их близости, симпатии и совпадения характеров, интересов, склонности.
В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу. В отличие от обычного коллектива детский коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется особым социально - психологическим закономерностям.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного психологического климата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя начальных классов.
Исследование было направлено на изучение благоприятно-психологического климата в коллективе обучающихся начальной школы. В исследовании приняли участие 26 ученика начальной школы, возраст которых составлял от 8 до 9 лет. Подобранные нами методики (Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, авторская методика оценки эффективности деятельности учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата) позволили выявить психологический климат внутри коллектива, а также проанализировать работу учителя, направленную на создание благоприятной атмосферы в классе.
Исходя из данных, полученных путем проведения двух диагностик, можно сделать вывод, что исследуемый нами класс имеет благоприятный психологический климат по всем показателям за исключением поведенческого компонента, который находится в нейтральном положении, а также можно говорить об систематичности работы учителя по формированию благоприятного психологического климата.



1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. — Тюмень; Изд-во ТГУ, 2017. — 215 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т.4. - М.: Наука, 2004. - 451 с.
3. Ганошенко, Н.И., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста / Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 17-38.
4. Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1–4 классы/Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2023. – 240 с.
5. Джекобе А. Язык. Познание. Коммуникация / А. Джекобе. — М.: Просвещение, 2009. — 231 с.
6. Загорский, П. 3. Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста/О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2019. – №1 – с. 17–23.
7. Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 21-2
8. Зулкарнеев, Р.М. Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста / Р.М. Зулкарнеев. - М.: Наука, 2001. - 211 с.
9. Иванов, А.В. Воспитание в детском коллективе: учебное пособие / Иванов А. В. - Москва : Перо, 2019. - 165 с.; 21 см.; ISBN 978-5-00122-905-6 : 500 э
10. Исаев, Д. Н. Возрастная психология / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — М.: Просвещение, 2007. — 498 с.
11. Кадкина Е. С. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников в условиях группы продленного дня // Изв. ин-та педагогики и психологии образования. — 2021. — № 2. — С. 36–40.
12. Клюева, Н. В. Характер, коммуникабельность /Н. В. Клюева; Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 311с.
13. Клюева, Н.В. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 311 с.
14. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника /Т. Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2017. – С. 38
15. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие / В.А. Кореневская. - Кемерово: Глобус, 2016. - 87 с.
16. Кураченко, З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения / З.В. Кураченко // Начальная школа. - 2018. - № 4.- С. 30-34.
17. Мансуров, Н.С. Морально-психологический климат и его изучение / Н. С. Мансуров. – М : Наука, 2014. – 460с.
18. Матвеева О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2019. - № 1 - С. 17-23.
19. Методики изучения коллектива, общения, личности. - М.: Наука, 2005. - 275 с.
20. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. – М.: Просвещение, 2020. – С. 45–49, С. 87– 91
21. Обучение, воспитание и развитие школьников: Сб. науч. тр. - М.: Наука, 2013. - Ч.1. - 196 с.
22. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – Москва: 2016. – 143с.
23. Осипенко, Т. Н. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Т. Н. Осипенко. – М., 2017. – С. 24– 29.
24. Саблина, И. С. Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах // Концепт. — 2013. — № 11. — С. 66–70.
25. Севостьянов, М.К. Образовательный процесс в начальной школе /М. К. Севостьянов. – М.: Начальная школа: плюс-минус, 2021. – С. 24–25.
26. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива /В. А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 2020. – 53с.
27. Фортунатов, Г. Характеристика детского коллектива / Г. Фортунатов // Директор школы. - 2018. - № 1. - С. 17-23
28. Шепель, В.М. Понятие психологического климата/В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – с. 17–21.
29. Шорохова, Е. В. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения / Е. В. Шороховой. – М., 2019. – 176 с.
Электронные ресурсы
30. Образцова, Е.В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников / Е. В. Образцова // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12033/ (дата обращения: 11.11.2023)
31. Педагогический терминологический словарь. – Российская национальная библиотека, 2016. – URL: https://rus-pedagogical- dict.slovaronline.com(дата обращения 10.11.2023).
32. Холодкова, О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников / О. Г. Холодкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4139/ (дата обращения: 11.11.2023).
33. Чевычелова, Ю.Ю. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. // Психология. – 2022. – №1 (5) – URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2022-05/formirovanie-blagopriyatnogo-psikhologicheskogo-klimata-v-kollektive-mladshikh-shkolnikov.pdf (дата обращения 10.11.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ